КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какие возможности она предоставляет.ВЕДЕНИЕ К СИСТЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Многие техники НЛП основываются на том, что человек в определенный момент мысленно вызывает у себя ощущение, формирует образ, прислушивается к своему внутреннему голосу и т. д. В этом случае мы, как правило, даем прямые инструкции в духе: «Попытайся определить, что ты чувствуешь в Данный момент», — или: «Что ты мысленно видишь?». При этом сигналы Доступа позволяют увидеть, какую систему чувств использует человек. Следовательно, мы можем проверить, та ли это система, на которую мы были наделены. Но можно работать и в другом направлении: когда мы поощряем кого-то к вызову определенных сигналов доступа, это приводит его к использованию соответствующей системы. Вербальное ведение Мы можем привести кого-то к определенной системе репрезентации вербальным путем, используя соответствующие предикаты. Например, если мы хотим вызвать какое-нибудь чувство, мы говорим: «Попытайся определить, что ты чувствуешь, мысленно погрузись в свои эмоции. Что ты испытываешь в настоящий момент?». Невербальное ведение Невербальное ведение к определенной системе репрезентации заключается помимо всего прочего в том, что мы указываем и смотрим в направлении соответствующих сигналов доступа. При этом мы также можем дышать и разговаривать в соответствующей манере. Например, если мы хотим вызвать какое- то чувство, мы говорим медленно, низким тоном; «Погрузись в это чувство». При этом мы смотрим вниз и глубоко дышим.
ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ СИСТЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ:
По неосознанным невербальным реакциям человека мы можем определить, какую систему сенсорной репрезентаций он использует в данный момент. Наблюдая на протяжении некоторого времени за различными мыслительными процессами, мы можем установить, какая система репрезентации является предпочитаемой в данной ситуации, а иногда даже определить предпочитаемую систему поиска. Как же мы можем воспользоваться подобной возможностью? Ниже мы приводим несколько примеров практического применения. 1.Помощь в поиске Когда мы у кого-нибудь о чем-то спрашиваем, часто он говорит: «Понятия не имею», или «Я этого не знаю», — а мы при этом отчетливо видим сигналы доступа. Когда кто-то, к примеру, говорит: «Я этого не знаю», — и при этом у него наблюдаются кинестетические сигналы доступа, мы можем ему сказать: «Постарайся сконцентрироваться на своих ощущениях, что ты сейчас чувствуешь?» Часто это помогает ему быстрее найти правильный ответ. 2.Сравнение и использование в качестве ресурса Мы можем сравнить предпочитаемую систему репрезентации и систему поиска одного состояния с предпочитаемой системой репрезентации и системой поиска другого состояния. Представьте себе, что кому-то иногда что-то удается, а иногда нет. Это «что-то», в принципе, может быть любой способностью человека: способность сохранять чувство уверенности в своих силах, способность формулировать стратегические задачи, способность заинтересовывать работников, способность понимать клиентов и т. п. Следовательно, мы можем проверить, существует ли разница между предпочитаемой системой репрезентации и системой поиска, которые человек использует, когда ему что-то удается, и сенсорными системами в той ситуации, когда ему это не удается. Таким образом, мы можем обнаружить, что терапевт прекрасно понимает переживания определенного клиента, если, используя метод аудиального поиска, он отыскивает визуальное изображение подобных переживаний в своей собственной жизни. Может случится так, что он не сможет понимать того же самого клиента, если забудет прибегнуть к аудиальному поиску и не обнаружит визуального изображения. Это может дать терапевту важные рычаги для достижения лучшего понимания своих клиентов. При этом, говоря о точках соприкосновения, необходимо заметить, что, во-первых, иногда стратегия может быть даже важнее, чем предпочитаемая система (см. раздел «Стратегии» далее в настоящей главе). Во-вторых, могут существовать обоснованные причины, по которым данный терапевт в процессе работы с одним клиентом забывает прибегнуть аудиальному поиску, а с другим — нет. 3. Моделирование Если мы изучаем способности того, кто умеет делать то, что нам бы тоже хотелось уметь делать — и, возможно, впоследствии передать этот опыт другим людям — мы, помимо всего прочего, можем посмотреть, какая система является у него предпочитаемой в различных важных ситуациях. Представим себе, что мы хотим осуществить моделирование блестящего физиотерапевта в том, что касается его способа диагностики физической проблемы одного из его пациентов. В этом случае мы, вероятно, обнаружим, что в тот момент, когда он предварительно беседует со своим пациентом, его предпочитаемая система будет визуальной: сначала он мысленно представляет себе проблему в организме пациента. Возможно, он даже мысленно создает визуальные образы на основании того, как жалоба клиента связана с общей жизненной ситуацией пациента. Затем он, к примеру, делает клиенту массаж и при этом переключается на кинестетическую систему. Обладая совершенными кинестетическими способностями, он чувствует, что происходит в теле пациента. Если бы мы обнаружили подобный паттерн (методику) у нескольких талантливых физиотерапевтов, то впоследствии могли бы обучать этому студентов, изучающих физиотерапию. 4.Построение раппорта Мы имеем возможность поддерживать раппорт с клиентом, настраиваясь на его предпочитаемую систему репрезентации. Мы можем это делать, используя в своей речи предикаты из соответствующей системы (те же самые предикаты которые использует он). К примеру, мы говорим: «Послушай, Клаас, я думаю, что эта история будет тебе интересной», — если у него предпочитаемая аудиальная система, или мы говорим: «Хорошо, Клаас, у меня такое чувство, что ты хочешь мне помочь», если его предпочитаемая система является кинестетической. Кроме того, мы можем настроить на его предпочитаемую систему тон и ритм своего голоса, свое дыхание, свое поведение и жесты. 5. Проверка критериев В коммуникации и работе по изменению большое значение придается знанию того, что кто-то считает для себя важным, или говоря языком НЛП - тому, что является для кого-то наиболее ценным критерием. Как правило, критерии представляют собой такие абстрактные понятия как свобода, безопасность, контакт, гуманность, любовь, сознательность, благоразумие, сила, эффективность и т. п. Часто один единственный вопрос позволяет нам сформулировать наиболее важные критерии. Но что эти слова означают для каждого конкретного человека? Если мы знаем, с помощью какой системы он пытается определить, выполняется ли определенный критерий, на основании этого мы можем сделать соответствующие выводы. Для кого-то свобода является открытым, сильным чувством (предпочитаемая система — кинестетическая); другой видит в свободе множество конкретных возможностей (предпочитаемая система — визуальная); для третьего свобода означает, что он может сказать самому себе тоном, который ему нравится «Я могу делать все, что хочу» (предпочитаемая система — аудиальная). Систему, которую кто-то обычно использует в том случае, когда хочет проверить свои критерии, называют референтной системой.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |