Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие возможности она предоставляет.




ВЕДЕНИЕ К СИСТЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Многие техники НЛП основываются на том, что человек в определенный момент мысленно вызывает у себя ощущение, формирует образ, прислушива­ется к своему внутреннему голосу и т. д. В этом случае мы, как правило, даем прямые инструкции в духе: «Попытайся определить, что ты чувствуешь в Данный момент», — или: «Что ты мысленно видишь?». При этом сигналы Доступа позволяют увидеть, какую систему чувств использует человек. Следо­вательно, мы можем проверить, та ли это система, на которую мы были наделены. Но можно работать и в другом направлении: когда мы поощряем кого-то к вызову определенных сигналов доступа, это приводит его к использованию соответствующей системы.

Вербальное ведение

Мы можем привести кого-то к определенной системе репрезентации вербаль­ным путем, используя соответствующие предикаты. Например, если мы хотим вызвать какое-нибудь чувство, мы говорим: «Попытайся определить, что ты чувствуешь, мысленно погрузись в свои эмоции. Что ты испытываешь в на­стоящий момент?».

Невербальное ведение

Невербальное ведение к определенной системе репрезентации заключается помимо всего прочего в том, что мы указываем и смотрим в направлении со­ответствующих сигналов доступа. При этом мы также можем дышать и разго­варивать в соответствующей манере. Например, если мы хотим вызвать какое- то чувство, мы говорим медленно, низким тоном; «Погрузись в это чувство». При этом мы смотрим вниз и глубоко дышим.

 

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ СИСТЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ:

 

По неосознанным невербальным реакциям человека мы можем определить, какую систему сенсорной репрезентаций он использует в данный момент. На­блюдая на протяжении некоторого времени за различными мыслительными процессами, мы можем установить, какая система репрезентации является предпочитаемой в данной ситуации, а иногда даже определить предпочитае­мую систему поиска. Как же мы можем воспользоваться подобной возможно­стью? Ниже мы приводим несколько примеров практического применения.

1.Помощь в поиске

Когда мы у кого-нибудь о чем-то спрашиваем, часто он говорит: «Понятия не имею», или «Я этого не знаю», — а мы при этом отчетливо видим сигналы доступа. Когда кто-то, к примеру, говорит: «Я этого не знаю», — и при этом у него наблюдаются кинестетические сигналы доступа, мы можем ему сказать: «Постарайся сконцентрироваться на своих ощущениях, что ты сейчас чувст­вуешь?» Часто это помогает ему быстрее найти правильный ответ.

2.Сравнение и использование в качестве ресурса

Мы можем сравнить предпочитаемую систему репрезентации и систему поис­ка одного состояния с предпочитаемой системой репрезентации и системой поиска другого состояния. Представьте себе, что кому-то иногда что-то удает­ся, а иногда нет. Это «что-то», в принципе, может быть любой способностью человека: способность сохранять чувство уверенности в своих силах, способ­ность формулировать стратегические задачи, способность заинтересовывать работников, способность понимать клиентов и т. п. Следовательно, мы можем проверить, существует ли разница между предпочитаемой системой репрезен­тации и системой поиска, которые человек использует, когда ему что-то уда­ется, и сенсорными системами в той ситуации, когда ему это не удается. Та­ким образом, мы можем обнаружить, что терапевт прекрасно понимает пере­живания определенного клиента, если, используя метод аудиального поиска, он отыскивает визуальное изображение подобных переживаний в своей собст­венной жизни. Может случится так, что он не сможет понимать того же само­го клиента, если забудет прибегнуть к аудиальному поиску и не обнаружит визуального изображения. Это может дать терапевту важные рычаги для дос­тижения лучшего понимания своих клиентов. При этом, говоря о точках со­прикосновения, необходимо заметить, что, во-первых, иногда стратегия мо­жет быть даже важнее, чем предпочитаемая система (см. раздел «Стратегии» далее в настоящей главе). Во-вторых, могут существовать обоснованные при­чины, по которым данный терапевт в процессе работы с одним клиентом за­бывает прибегнуть аудиальному поиску, а с другим — нет.

3. Моделирование

Если мы изучаем способности того, кто умеет делать то, что нам бы тоже хотелось уметь делать — и, возможно, впоследствии передать этот опыт другим людям — мы, помимо всего прочего, можем посмотреть, какая система является у него предпочитаемой в различных важных ситуациях. Представим себе, что мы хотим осуществить моделирование блестящего физиотерапевта в том, что касается его способа диагностики физической проблемы одного из его пациентов. В этом случае мы, вероятно, обнаружим, что в тот момент, когда он предварительно беседует со своим пациентом, его предпочитаемая система будет визуальной: сначала он мысленно представляет себе проблему в организме пациента. Возможно, он даже мысленно создает визуальные образы на основании того, как жалоба клиента связана с общей жизненной ситуацией пациента. Затем он, к примеру, делает клиенту массаж и при этом переключается на кинестетическую систему. Обладая совершенными кинестетическими способностями, он чувствует, что происходит в теле пациента. Если бы мы обнаружили подобный паттерн (методику) у нескольких талантливых физиотерапевтов, то впоследствии могли бы обучать этому студентов, изучающих физиотерапию.

4.Построение раппорта

Мы имеем возможность поддерживать раппорт с клиентом, настраиваясь на его предпочитаемую систему репрезентации. Мы можем это делать, используя в своей речи предикаты из соответствующей системы (те же самые предикаты которые использует он). К примеру, мы говорим: «Послушай, Клаас, я думаю, что эта история будет тебе интересной», — если у него предпочитае­мая аудиальная система, или мы говорим: «Хорошо, Клаас, у меня такое чувство, что ты хочешь мне помочь», если его предпочитаемая система является кинестетической.

Кроме того, мы можем настроить на его предпочитаемую систему тон и ритм своего голоса, свое дыхание, свое поведение и жесты.

5. Проверка критериев

В коммуникации и работе по изменению большое значение придается знанию того, что кто-то считает для себя важным, или говоря языком НЛП - тому, что является для кого-то наиболее ценным критерием. Как правило, кри­терии представляют собой такие абстрактные понятия как свобода, безопас­ность, контакт, гуманность, любовь, сознательность, благоразумие, сила, эф­фективность и т. п. Часто один единственный вопрос позволяет нам сформулировать наиболее важные критерии. Но что эти слова означают для каждого конкретного человека? Если мы знаем, с помощью какой системы он пытается определить, выполняется ли определенный критерий, на основании этого мы можем сделать соответствующие выводы. Для кого-то свобода являет­ся открытым, сильным чувством (предпочитаемая система — кинестетичес­кая); другой видит в свободе множество конкретных возможностей (пред­почитаемая система — визуальная); для третьего свобода означает, что он мо­жет сказать самому себе тоном, который ему нравится «Я могу делать все, что хочу» (предпочитаемая система — аудиальная). Систему, которую кто-то обычно использует в том случае, когда хочет проверить свои критерии, назы­вают референтной системой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.