Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предотвращение hoцeбo в обучении




ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НОЦЕБО

 

В предыдущей и настоящей главе уже затрагивалась тема возможных мер по предотвращению возникновения эффектов ноцебо. Ниже мы приводим еще несколько идей относительно предотвращения ноцебо.

 

 

При обучении специалистов по оказанию помощи можно эффективно содей­ствовать предотвращению внушений ноцебо. Во-первых, сами преподаватели могут стремиться вызывать меньше эффектов ноцебо у слушателей курсов. Ведь преподаватели могут нанести своим ученикам большой вред. Кто не сталкивался с такими учителями, которые унижают детей перед классом или втолковывают им пагубные убеждения: «Девочки не способны к математике», «Из тебя не выйдет ничего путного».

В таком тонком деле, как оказание помощи, преподаватель является важ­нейшим примером. И он может продемонстрировать, как могут быть предот­вращены эффекты ноцебо.

1.Преподаватель в качестве модели

Преподаватель специалистов по оказанию помощи не должен изображать из себя обладающего харизмой благодетеля. Так как, когда речь заходит о гипно­терапии или НЛП, это представляется вполне возможным и для многих весьма привлекательным. Это можно выразить следующей фразой: «Тому, что я могу, вы никогда не научитесь». Гуру-изм представляет собой культурное явление, при котором между учителем и учеником существует значительное неравенство. Высказывания гуру имеют статус конечной истины. Гуру часто осуществляют коммуникацию посредством комплекса метафор, благодаря че­му иерархические взаимоотношения приобретают более ярко выраженный характер (см. также главу 21, «Метафоры»).

На своих показательных занятиях и презентациях преподаватель в облас­ти оказания помощи должен стараться донести до каждого ученика, что дан­ной работе может научиться каждый. При этом он может опираться на уста­новку НЛП: «Если кто-то в мире что-то умеет, значит другие тоже могут этому научиться».

Преподаватель должен уважать модель мира слушателей курсов. Это пре­жде всего касается тех случаев, когда учебный материал вступает в противо­речие с убеждениями слушателей курсов. То, как будет действовать при этом преподаватель, может стать моделью того, как слушатели курсов, ставшие впоследствии специалистами по оказанию помощи, будут справляться с по­добными проблемами в отношении своих клиентов.

Бессознательное в качестве неврологически даннного

Специфика тренинга в рамках НЛП заключается в том, что с бессознатель­ным необходимо обращаться, как с неврологически данным. Бессознательные способности должны рассматриваться как результат деятельности центральной проблемы. С самого начала работы клиенту необходимо постоянно напоминать о том, что данная терапия является временной. Это позволит клиенту научиться рассчитывать прежде всего на свои собственные силы.

Теперь мы можем задаться вопросом, должен ли клиент доверять терапев­ту? Почему бы ему не сохранять недоверие по отношению к тому, кто живет за счет страданий других людей? Зачем ему быть откровенным? Пусть снача­ла терапевт докажет, что он действительно заслуживает доверия, прежде чем упрекать клиента в недоверчивости. Критика, направленная на клиента, вре­дит его самовосприятию и уменьшает его веру в собственные силы. Это тоже эффект ноцебо. НЛП предлагает такой метод работы, при котором клиент может не делать достоянием постороннего человека большую часть информа­ции личного характера Некоторые НЛ-программисты даже предпочитают как можно меньше слушать своего клиента; только то, что действительно необхо­димо. У клиента всегда есть возможность умолчать об определенных вещах.

Одним словом, многое из того, что терапевты считают отправными пунк­тами в своей практической работе с клиентами, можно рассматривать в каче­стве потенциальных факторов ноцебо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.