Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рабочего пространства НЛП




Создать комплексную модель не составляет большого труда. Мы наносим не­сколько значений на несколько осей, и все готово. Однако при непосредст­венном взаимодействии с клиентом рабочее пространство НЛП часто оказы­вается слишком сложным для использования, и прежде всего для новичков. В анализе всевозможных явлений все происходит иначе.

В работе с клиентом мы можем отметить, какие позиции в рабочем про­странстве он занимает. Тем самым мы часто можем обнаружить суть его про­блем, к примеру, установить, что он постоянно сознательно возвращается к тому, что в прошлом было неверно сделано другими людьми. При этом мы начинаем исходить из того, что решение, обыкновенно, находится не там, где находится проблема, а где-то в другом месте рабочего пространства. Возмож­но, этому человеку необходимо изменить направление поисков на противопо­ложное. Возможно, ему следует попытаться выяснить, чего он неосознанно (в отличие от осознанного) для себя (первая позиция вместо второй позиции) хочет достичь в будущем (вместо прошлого). Подобные смены направлений не всегда позволяют найти решение проблем, однако анализ чьей-то проблем­ной ситуации в рамках рабочего пространства дает информацию для осущест­вления тггетавниий и пясширения сферы поиска.

Третьей функцией рабочего пространства является помощь в понимании техник НЛП. Если человек понимает, какой путь он проходит в рабочем про­странстве, применяя определенную технику, у него гораздо меньше шансов сбиться с пути, кроме того он становится более гибким в использовании раз­личных форм одной и той же техники. К примеру, путь техники Изменение Личностной Истории (Change Personal History, см. главу 17) выглядит сле­дующим образом: переход из настоящего к причинам в прошлом, затем перемещение с первой позиции на третью позицию, инсталлирование новых воз­можностей (найденных на третьей позиции и переведенных на первую пози­цию восприятия), затем снова возвращение на первую позицию, переход в настоящее, а из настоящего — в будущее.

При помощи рабочего пространства НЛП можно также анализировать понятия, выходящие за рамки НЛП. Так, мы можем заключить, что психо­анализ направлен на то, чтобы сделать осознанными происходившие в моло­дости на уровне личности неосознанные изменения первой и второй позиций. Благодаря подобной формулировке становится проще комбинировать психо­анализ с НЛП.

 

ОБЗОРНАЯ МОДЕЛЬ 7: ЯШИК С ОТДЕЛЕНИЯМИ («BOX OF PARTS»)

 

Приверженцы бихевиоризма середины двадцатого века рассматривали мозг как «черный ящик»: они изучали input и output, но при этом их не интересо­вали промежуточные процессы. НЛП, как изучение структуры субъективного впечатления, представляет собой попытку открыть этот «черный ящик». Нас интересует вопрос: Что у него внутри?

Мы знаем: системы чувств, субмодальности, критерии, убеждения, мета- программы и т. д. При осуществлении анализа проблем в рамках НЛП мы неоднократно сталкиваемся с этими понятиями. Однако HJI-программисты зачастую используют несколько более высокие абстрактные уровни, уровни «частей». НЛ-программисты часто говорят о мозге как о ящике с множеством отделений: «У моего клиента есть часть, которая постоянно видит все в чер­ном свете», или «Его часть, стремящаяся к свободе, конфликтует с его частью, стремящейся к безопасности». Описание проблем при помощи терминов час­тей кажется наиболее предпочтительным; это управляемый «chunk level». НЛ- программисты не первые, кто успешно использует этот «chunk level» частей. В главе 16 («Части») мы увидели, как практически в каждой действенной форме психотерапии наряду с формами транса используются формы комму­никации с частями; части при этом могут называть архитипами, подличностями, дьяволами, божествами или психодинамическими единствами. Если мы осуществляем адекватную коммуникацию с частями, не имеет большого значения, в какую рамку мы их помещаем, или как мы их называем.

Работа с частями эффективна во всех своих формах, так как хорошо со­гласуется с психикой. Психика обладает иерархической, целенаправленной, модулярной организацией, которая способствует осуществлению коммуника­ции с частями. Мы постоянно функционируем в частях, поэтому связанная с ними коммуникация является эффективной. Для того чтобы происходила коммуникация с частями, не требуется нашего специального желания. Так, терапевт, рассматривающий личность как замкнутое единство, в процессе своей коммуникации будет, хочет он этого или нет, активизировать только какую-то одну часть человека. Возникает закономерный вопрос: Будет ли он посредством своего поведения активизировать те части, которые необходимы для щесталения изменения?

Описание нынешнего состояния в терминах частей Ящик с отделениями представляет собой альтернативное описание нынешнего состояния. Вместо детального описания чьих-то Ьщущений, поведения и мыслей, данная модель воспроизводит процессы, происходящие внутри час­тей, и взаимодействие между различными частями.

Как же необходимо работать с моделью «ящик с отделениями»? С чего начинается работа? Сначала необходимо сформулировать вспомогательный вопрос, жалобу, с которой клиент обращается к специалисту. Жалобу мы рассматриваем как симптом одной или нескольких частей в рамках личности в целом. Если кто-то, к примеру, жалуется на то, что ест слишком много слад­кого, то его жалобу можно представить в виде процесса между двумя частями часть (X), которая отвечает за пристрастие к сладкому, и часть (Y), которая считает, что сладкого «слишком много».

Если клиент жалуется на боязнь пауков, мы ограничиваемся частью (X), которая вызывает страх, и частью (Y), которая не хочет испытывать страх.

Однако редко все бывает настолько просто. Гораздо чаще к одной пробле­ме имеют отношение более пяти частей. Возникают системы частей, некото­рые из которых составляют суть (причину) проблемы, в то время как другие системы затрагивают второстепенные аспекты (последствия). HЛ- программисту предпочтительней работать с одной или двумя частями одновременно; это позволяет ему использовать такие техники, как шестишаговый рефрейминг, переговоры с частями, модель «внутри-снаружи» и их варианты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.