Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая этика человечества




Паразитизм под маской сотрудничества

Самодостаточность цивилизации как ноосферного образования

Итак, эгоизм человека и его антагонизм к природе не только следствие «избалованности» всемогуществом. Это базовые качества человеческой цивилизации, которая в общей структуре биосферы представляет собой отдельную новую структуру со своей собственной гармонией. Взаимоотношения цивилизации и природы, обычно понимаемые как «симбиоз, подпорченный индустриализацией», на деле являются отношениями чуждых друг другу соседей (биосферы и ноосферы), делящих одно и то же жизненное пространство. Именно благодаря этой независимости, человеческая цивилизация превращается в геологическую силу, причину и двигатель новой экологической революции. А элементы паразитизма цивилизации на природе (ложно понимаемые как симбиотические связи) только усиливают вытеснение биосферы с поверхности планеты. Поэтому ноосфера является не высшим этапом развития биосферы, как сегодня считают многие, а кардинально новым типом круговорота веществ и энергии на поверхности планеты, в котором человек и жизнь (в сегодняшнем понимании этих терминов) не смогут существовать в принципе.

Все формы жизни преследуют цели собственного процветания, не сохранения сиюминутного состояния биосферы, однако только сверхуспешные виды (растения, человек) доводят своё процветание до конфликта с остальной биосферой. Таким образом, цели и методы человека, как биологического вида, ничем не отличаются от целей и методов других форм жизни. Надежды на создание новой «экологической этики» и воссоздание гармоничного сосуществования человека и природы основаны на возвышенном и романтическом восприятии человека. Эгоистичные мотивы индивида, раскрытые в «постгуманистических» работах Лоренца, Фрейда и Ницше, не оставляют надежд на «перевоспитывание» ещё более эгоистичного человечества, базовыми качествами которого являются самодостаточность, природная непримиримость ко всему, что стоит на его пути или угрожает его выживанию.

Несомненно, что в ответ на изменение окружающей среды человечество породит новую экологическую этику. Но она, — обеспечивающая выживание человечества в отмирающей биосфере, — не сможет базироваться на отрицании этих базовых качеств человека. Так же и техносферная этика выживания в непригодной для жизни техносфере, и будущая ноосферная этика выживания в «мире разума» будут лишь одной из форм приспособления человеческих качеств под новые экологические условия, наукой выживания человека, как вида, в изменившемся мире. Принимая во внимание сверхприспосабляемость человека практически к любым условиям, нет сомнения, что человек не замедлит своей экспансии ни с изменением биосферы — ни с её фактическим отмиранием (превращением в техносферу), ни с последующим возникновением того, что мы будем называть ноосферой.

1.5. Экологическая философия: иллюзии сохранения биосферы

Сохранить биосферу или построить ноосферу?

Нынешнее поколение людей категорически не хочет мириться с неизбежным исчезновением биосферы как природы «до‑человеческого» типа, однако новые поколения, выросшие в новых техносферных условиях, не будут испытывать подобной ностальгии. Человек трепетно относится к какому‑либо состоянию окружающей среды, только когда он эмоционально с ним связан. Но уже сейчас около 70% нынешнего поколения живёт в городах. Значит, большая часть следующего поколения людей уже не будет связана воспоминаниями детства с живой природой (кроме её одомашненных и парковых вариантов). Так, постепенно с увеличением доли людей, не видевших в своей жизни ничего, кроме городского ландшафта, ностальгия человечества по дикой природе будет сходить на нет. Останется озабоченность тем вредным влиянием, которое будет оказывать новый химический состав планеты на здоровье. Однако эта проблема будет решена (и уже решается), прежде всего, медицинскими, а не экологическими методами.

Подытоживая: человек всё равно рано или поздно кардинально и бесповоротно изменит ландшафт и химический состав всей поверхности планеты. Именно это и будет завершением фазы существования биосферы от состояния, в каком она была создана зелеными растениями, до перехода в новое качество — техносферу, созданную человеком.

Малопригодность техносферы для жизни делает маловероятным процесс «переселения» из биосферы в техносферу высших форм жизни и адаптацию их к новым условиям. Даже в ландшафтах современных городов дикая флора и фауна чрезвычайно скудна. Тем более, маловероятным представляется её существование в ландшафтах развитой техносферы. Состояние техносферы опасно и для цивилизации, так как человек, как биологический вид, также мало приспособлен для жизни в ней. Отсутствие новых высокоорганизованных форм существования материи, приспособленных для жизни в техносфере, ставит под сомнение возможность существования в ней разума вообще. Таким образом, если уже в нынешнем веке не «заменить» техносферу на ноосферу, вымирание высших форм жизни и человека, в частности, является вполне вероятным исходом эволюции цивилизации.

Итак, из вариантов решения экологической проблемы можно выделить два принципиальных подхода: стремление удержать планету от превращения биосферы в непригодную для жизни техносферу (экологическая философия) и стремление быстрее «проскочить» опасное состояние техносферы, оказавшись в новом, устойчивом состоянии — ноосфере. Конечно, подобное «проскакивание» как вариант разрешения кризиса, невозможно без потерь. И биосфера, и высшие формы жизни (по крайней мере, дикая флора и фауна) будут, скорее всего, утеряны. Однако цивилизация в результате этого переломного периода приобретёт новые возможности для своего развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.