Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная культура Японии




Географическая изолированность страны, расположенной на островах. Взаимосвязь Японии с культурой Китая. Долгий период средневековья (6-17 вв.).

Господство синтоизма – пути богов (6-12 вв.) – древнейшей японской религии, сущность которой – поклонение природе и культ предков. Принятие и распространение буддизма (552 г.).

Утверждение нового политического строя (13-16 вв.) – сигуната (военное управление государством). Культура и образ самурая.

Роль и значение дзэн-буддизма: простота, доступность, обращение к широким слоям населения; пренебрежение обрядами и богослужениями; культ созерцания, воли и самообладания; самоуглубление как единственный путь постижения истины.

Особый тип дворцово-паркового ансамбля (6-12 вв.) – Синдэн: связь садово-паркового искусства с символическими представлениями буддизма; искусственно созданные острова – морские просторы; острова в форме черепахи, журавля – символы долгой жизни; имитация естественной красоты природы (водопады, речки, озёра, острова, холмы); воспроизведение известных, прославленных местностей; миниатюрные сады с символическими значениями камней, кустарников для эстетического созерцания.

Архитектура дзэнского храма (13-16 вв.): расположение на одной оси; упрощённый образ постройки и декоративный облик фасада.

Китайский стиль: сильный изгиб крыши; дугообразный, декоративно украшенный оконный проём; орнаментация деталей; обобщённый образ пышности.

Формирование японского и комбинированного стилей: увеличение размера сооружений; б о льшая свобода в композиции и стремление к естественности; специфическая система кронштейнов, позволяющая увеличить выносы кровли.

Объединение Японии под властью сёгунов Асикага (14 в.): формирование нового стиля светской архитектуры; строительство роскошных загородных усадеб; дворцы Киото (Золотой павильон, 14 в. и Серебряный павильон, 15 в., позже стали буддийскими храмами).

Развитие садово-паркового искусства: вместо бурной воды – спокойные глади прудов с плавающими цветами и листьями; вместо пейзажей, меняющихся за каждым поворотом дорожки, – естественная красота уединения; вместо декоративно изогнутых мостов – большие плоские камни, уложенные в ряд; распространение садов четырёх времён года; сухие сады (предназначенность только для созерцания с террасы дома; окружён стеной с трёх сторон; покрыт песком или мелкой галькой, на которой располагались камни различной формы и окраски; между камнями – мох; сад символизировал картину горы-воды).

Характерные черты жилого дома: чайная комната (обязательная ниша – такон о ма, расположенная чуть выше уровня пола; в нише развешивались свитки живописи или каллиграфии; раздвижные стены; обязательнее покрытие деревянного пола циновками – тат а ми, размер которых служил строительным модулем; особая полка, встроенная в стену, – сё и н).

Монохромные пейзажи (суйбоку): создателями были, в основном, монахи дзэнских монастырей, которые поддерживали связь с Китаем, в связи с чем – сильное влияние китайского пейзажа; пейзаж как единственна форма, способная передать высокие идеи и чувства; образ природы как высшего выражения мудрости, гармонии и красоты; обобщённость и суровость пейзажей; образ глубокого, бесконечного пространства; сдержанность в средствах выражения; расцвет пейзажной живописи 15 в.; формирование реалистических тенденций.

Японская литература.

Древнейшие народные верования – «вера в душу слова» (А.Е.Глускина). Земледельческая обрядность, древнейший фольклор – истоки развития японской литературы. Характерные приёмы и художественные средства, повлиявшие на формирование эпических форм в японской литературе: сочетание песен и повествований; нестабильная строфика; параллелизмы; повторы; ритмические припевы; постоянные эпитеты; звукопись; форма песенного диалога («песенный плетень» или «обрядовый костёр»); сюжеты легенд, преданий и мифов. Форма «моногатари-но ута» – песни, включённые в прозаический текст повествования и подчинённые ему.

«Манъёсю» – поэтическая антология, первый памятник японской поэзии. Разнообразие тематики, стиля, сюжетов.

Жанр «танка» (пятистишие, короткая песня) – излюбленный жанр японской поэзии. Особый лиризм песен. Образы птиц и цветов, «сезонная эстетика». Жанр плача. Специфические черты японской поэзии: подтекст, основанный на образных ассоциациях; древняя вера в магию слова (котодама); лаконичность; смысловая наполненность и многозначность; суггестивность.

Литературное развитие 9-12 вв. Соединение буддизма, синтоизма и конфуцианства. Концепция циклического времени. Формула «печального очарования вещей», утончённость, чувствительность – важнейшие черты японской эстетики.

Повествовательная форма моногатари, её разновидности. Развитие жанров дневника и романа.

Социальная «революция» в Японии конца 12 в. Формирование новых сословий (самураи, сёгуны), нового кодекса поведения, морали, взглядов («путь воина», «бусидо»). Жанр гунки – историко-героической повести: масштабность изображения; гиперболизация; лиризм; философичность; многообразие языковых средств; черты исторических хроник.

Японская музыка.

Проникновение и влияние китайской музыки танского стиля. Возникновение в среде профессиональных музыкантов образцов собственно японской музыки (8 в.). Развитие музыкальной теории (12 в.). Музыка классического театра Но (14-16 вв.). Основа вокальной музыки в театре Но – одноголосная мелодия для сольного исполнения и унисонного хора. Мелодия очень гибкая, то приближающаяся к разговорной речи, то к пению. Инструментальная музыка очень скупа в соответствии с принципами дзэн-буддизма. Особую выразительность спектаклю придают инструментальные «возгласы».

 

Глава 9. Художественная культура Кавказа и Закавказья

 

Территория Кавказа как место пересечения великих торговых путей между Востоком и Западом: Китаем, Индией, Ираком, Константинополем, итальянскими республиками. Единство исторического развития народов Кавказа и Закавказья, значение для их развития древнеиранской и эллинистической культур. Драматизм национальной истории, существование на грани физического уничтожения, постоянные войны за независимость. Роль христианства и Византии.

Общность и региональные отличия культур Кавказа и Закавказья. Общая особенность кавказской и закавказской культур – развитие национально-художественной самобытности и, одновременно, освоение многообразного эстетического опыта иных цивилизаций Древнего мира (Византия, мусульманский Восток).

Древнеэпические сказания народов Кавказа и Закавказья. Архаические образцы героического эпоса, сохранившиеся в форме устного бытования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.