Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. В. ПЕТРОВ 1 страница




II

 

Общепризнано, что пьесы Чехова открывают новую страницу истории драмы и театра. С именем Чехова связано оригинальное построение драматической композиции, сценического характера и диалога, его пьесы вызвали органи­зацию спектакля на принципиально новых началах, радикаль­ный пересмотр приемов актерской трактовки художественных образов. Влияние всей совокупности этих драматических и сце­нических средств, этого „театра Чехова" на формы театраль­ной жизни последних сорока лет исключительно велико и вы­ходит далеко за пределы истории одного русского театра.

Но Чехов-драматург формировался в конкретных исто­рических условиях, его путь к созданию новой драматургии проходил через определенные социальные формации, которые должны были отразиться на характере и тенденциях, на тема­тике и строе его драм. Ключ к пониманию своеобразия чехов­ской драматургии и истоков его художественных образов лежит в той исторической эпохе и в той социальной среде, которая вы­двинула Чехова и предопределила его классовое сознание.

Литературная деятельность Чехова порождена социально-политическим строем 80-х и 90-х годов прошлого века и вы­текающей из этого строя классовой структурой современного ему общества. Чехов явился полновесным выразителем лишь одной социальной прослойки своей эпохи — мещанской и мелко, буржуазной интеллигенции. Отсюда задача исторического изу­чения драматических произведений Чехова сводится к установлению того, как с изменением общего социального профиля страны, а с ним и положения мещанской интеллигенции, изменялся психоидеологический уклад Чехова и вытекающие из этого уклада стилевые тенденции его творчества, — к установлению зависимости как тематической, так и структурной сторон его пьес от социально-политического строя царской России в конце XIX в., в годы распада дворянско-помещичьего уклада, выхода на арену общественной деятельности мощных пластов мелкой буржуазии, а в дальнейшем гегемонии буржуазных классов и подъема всех сил страны в революции 1905 года.

Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать на основе кри­тического усвоения окружающей писателя действительности социальную драму, — и стремление претворить материал своих наблюдений в предельно правдивых образах, в точных реали­стических формах искусства. Чехов создал серию драматиче­ских произведений, которые являются правдивыми социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 80-х годов и эпохи предреволюционного рассвета 90-х годов, и Чехов на­шел для этих синтетических картин те художественные приемы письма, которые сделали их необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее проявление критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное познавательное и культурное значение для наших дней.

Наша задача — раскрыть это значение пьес Чехова, пока­зать конкретный процесс появления и изменения социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обу­словленных общим изменением социально-политических уста­новок его эпохи.

Мы дадим краткий общий очерк драматического пути Чехова и особо остановимся на последнем его произведении „Виш­невом саде".

Чехов весьма рано стал увлекаться театром. Будучи гимна­зистом, он участвовал в домашних спектаклях, выступая в соб­ственных импровизациях, часто посещал таганрогский театр, интересуясь наравне с классическим репертуаром переводными французскими мелодрамами и водевилями. Степень влияния театральной формы на раннее литературное творчество Чехова видна из первых его литературных опытов. По свидетельству биографов Чехова первыми его литературными произведениями были водевиль „Недаром курица пела"4 до нас не дошедший, и драма „Безотцовщина".

Основная тема этой драмы — смена двух поколений, двух культурных эпох со свойственным им бытовым и психическим укладом — крайне показательна для глубины творческих замыс­лов начинающего драматурга, сделавшего попытку закрепить в широкой картине основные линии структуры современного ему общества в период распада дворянского уклада и прихода на смену ему буржуазии. Замысел пьесы, в основных своих контурах пронизывающий в дальнейшем весь драматический путь Чехова, замечателен для юного писателя и свидетель­ствует об исключительном общественном его чутье. Однако в силу литературной неопытности начинающего писателя за­мысел этот не мог быть облечен в те годы в убедительные художественные формы, и первая большая пьеса Чехова не была им напечатана и не была поставлена на сцене.

Свою открытую драматическую деятельность Чехов, как из­вестно, начал с писания юмористических одноактных пьесок-водевилей, или, как их называли в те годы, — „шуток", „сцен". Эта „малая форма" драматических произведений тесно при­мыкает к обширному циклу мелких рассказов и очерков Чехова того же времени.

Своими водевилями Чехов не начинал в театре какую-нибудь оригинальную, новаторскую линию. Его водевили и своей тема­тикой и своей композицией соответствовали темам и типу тра­диционного построения водевильного жанра, весьма излюблен­ного в театре 80-х годов. Чехов овладел однако в полной мере эстетическим и техническим каноном водевильного жанра и дал художественно выразительные его образцы, имеющие ис­ключительную популярность вот уже в течение пятидесяти лет.

В чеховском водевильном наследии можно выделить две струи. Одна — обличительная, в которой, подобно большин­ству своих рассказов, он метко и остро, в сочных жизненных образах, изобличал пошлость обывательщины. Сюда относятся „Калхас", „О вреде табака", „Свадьба", „Юбилей". Другая — развлекательная, беззлобная, в которой Чехов, следуя пре­имущественно традициям французского водевиля, дал яркую словесно-сценическую разработку комических положений и характеров. Наиболее типичным представителем этой второй группы является „Медведь" В построении водевилей Чехова, обычно присутствуют те реальные, житейские связи и моти­вировки поведения лиц, которые Л. Толстой, высказываясь о „Предложении", определил как „обусловленный комизм". И по этому своему признаку преобладающее число воде­вилей Чехова находится в полном соответствии с поэтикой его ранних бытовых рассказов.

Таким образом можно утверждать, что темы чеховских во­девилей не имели какого-либо идейного, обобщающего на­чала, не стремились к широкому социальному охвату совре­менности. Они ограничивали свою задачу воспроизведением в рамках анекдотической сюжетной схемы быта и пережива­ний мещанина, обывателя, разорявшихся мелкопоместных интеллигентов-провинциалов, — и не выходили в общем из тематического и стилистического круга прозаических произ­ведений, которые Чехов создавал в те же годы.

Весьма ранний успех этих водевилей, долго не сходивших (со сцены театра 80-х годов, должно объяснить широким стремлением буржуазных кругов в эпоху политического безвременья, в годы, лишенные политически-идейного движения, к „развлекательной" литературе.

В конце 80-х годов, в пору усилившегося после разгрома на­родовольцев самодержавно-полицейского режима и вызванного им общественного угнетения, Чехов выступил с пьесой „Иванов".

К этому времени Чехов — автор обширной серии бытовых"' рассказов — получил широкую читательскую известность и определенное положение в литературе. Наблюдая на протяже­нии десятилетия 80-х годов разные проявления общественного бездорожья, живописуя, с одной стороны, — в бытовых рас­сказах этого времени, времени все растущего капитализма, — распад дворянства как класса, он, с другой стороны, уделял не малое внимание судьбе той разночинной интеллигенции, с которой сам был органически связан.

Изображение безвыходного положения и угнетенного пси­хического состояния поместного дворянства и в частности буржуазно-интеллигентного слоя, не имевшего возможности применить широко и продуктивно свои силы, стало обычной темой писателей 80-х годов. Но Чехов в своей новой пьесе по­ставил задачей, как он сам определил, — „суммировать" образ интеллигента, подавленного тяжелыми условиями политиче­ского строя.

По замыслу Чехова внимание читателя и зрителя пьесы „Иванов" должно быть сосредоточено на психическом состо­янии и идейных переживаниях разночинца того времени, на обобщенном образе „унылого человека", тоскующего интелли­гента, образе, вызванном скрытыми политическими причинами. В основу своей пьесы Чехов положил углубленную психологи­ческую трактовку этого образа, и в речах и переживаниях глав­ного лица пьесы обрисовал внутренний надлом земца, отдав­шего всего себя на общественное служение в условиях крайне косного и давящего политического строя и всего обусловленного им бытового уклада. Идейная задача, поставленная Чеховым, привела его к раскрытию в пьесе картины быстрой утомляе­мости, упадка сил, ранней старости, душевной рыхлости, разо­чарования и „скуки" трудящейся интеллигенции этой эпохи.

Таким образом, центральное лицо пьесы — Иванов, — трак­тованное как образ, суммирующий переживания вообще интел­лигентного культурного работника в социально-бытовых усло­виях данного отрезка времени, — дан Чеховым в плане психо­логическом, под которым, однако, легко угадываются питаю­щие психоидеологию личности социальные корни. Этот психо­логический план пьесы раскрыт в такой форме: настоящему, упадочническому состоянию лица противопоставлено его актив­ное прошлое. О своем прошлом Иванов говорит: „Был я моло­дым, горячим, искренним, неглупым; любил, ненавидел и верил не так, как все, работал и надеялся за десятерых, сражался с мельницами, бился лбом об стены"... Или: „...был здоров и силен, был бодр, неутомим, горяч, работал этими самыми ру­ками, говорил так, что трогал до слез даже невежд, умел пла­кать, когда видел горе, возмущался, когда встречал зло". Или: „...я спешил расходовать себя на одну только молодость, пьянел, возбуждался, работал; не знал меры. И скажи: можно ли было иначе? Ведь нас мало, а работы много, много! Боже, как много!"

Настоящее Иванова — полная противоположность этому прошлому. Весь социально-политический уклад, а с ним и бы­товые условия 80-х годов не могли содействовать развитию общества в целом, а вместе с тем и творческому росту от­дельной личности в формах полновесного проявления этой личности в общественной деятельности и в культурной жизни страны. Это неизбежным образом должно было отразиться на переломе в самоощущении передовой интеллигенции и при­вести ее к резкому упадку, к отказу от больших творче­ских идейных замыслов, к созданию культа „малых дел". Не вскрывая в своих автохарактеристиках социальной первопричины этого явления, Иванов, по замыслу самого Чехова, дает психологическое объяснение своему личному перелому. Основная причина этого перелома по его определению в том, что он „надорвался", „утомился". „В двадцать лет мы все уже герои, за все беремся, все можем, и к тридцати уже утомляемся, никуда не годимся". Или: „Не соразмерив своих сил, не рассуждая, не зная жизни, я взвалил на себя ношу, от которой сразу захрустела спина и натянулись жилы..."

В итоге после опьянения работой явилось „похмелье", „жизнь жестоко мстит", „энергия жизни утрачена навсегда". И Иванову кажется, что „в труде нет смысла, что песни и го­рячие речи пошлы и стары. И всюду я вношу с собою тоску, холодную скуку, недовольство, отвращение к жизни..." Чув­ствуя свою „раннюю старость", „пустоту", „одиночество", „не понимая себя", Иванов говорит: „С тяжелой головой, с ленивой душой, утомленный, надорванный, надломленный, без веры, без любви, без цели, как тень, слоняюсь я среди людей и не знаю: кто я, зачем живу, чего хочу?" Он „под­дался слабодушию и по уши увяз в этой гнусной мелан­холии". Но „жизнь" требует практического разрешения сто­ящих в порядке дня задач, и Иванов создает новую про­грамму деятельности, далекую от прежних широких творческих замыслов. Он предлагает выбирать в жизни „что-нибудь за­урядное, серенькое, без ярких красок, без лишних звуков. Вообще всю жизнь стройте по шаблону. Чем серее и моно­тоннее, тем лучше". „Не воюйте в одиночку с тысячами, не сражайтесь с мельницами, не бейтесь лбом об стены..." „Запритесь в свою раковину и делайте свое маленькое, богом данное, дело". И это „программа жизни и деятельности" не только „одиночки" Иванова, — в его словах формулирована та проповедь „малых дел", которая охватила всю мелкобуржуаз­ную интеллигенцию 80-х годов.

Психологические темы пьесы, открыто показанные в при­веденных речах главного лица, выявленные в его поступках и поставленные Чеховым в качестве основного непосред­ственного художественного задания, не исключают, как мы ви­дим, огромного социального значения пьесы, дающей общую, типичную и необычайно яркую картину беспомощности пред­ставителей дворянского либерализма и разночинной интелли­генции в условиях политического бесправия.

Задумывая пьесу с глубоко идейной и знаменательной для современности темой, Чехов одновременно был занят мыслью вложить свой замысел в оригинальную сценическую форму, чуждую традиционным приемам бытовой драмы. Обсуждая is драматической форме остро публицистическую тему, и стремясь облечь ее в соответственные энергичные и рельеф­ные образные формы, сценически богатые и выразительные, Чехов напряженно чувствовал художественную недействен­ность, образное бессилие обычных, известных ему по практике театра 80-х годов, драматических приемов, и ощупью искал новые сценические средства. Он стремился дать характеры, неиспользованные еще на сцене и освещенные нешаблонно, и раскрыть новый, незнакомый театру сюжет. Чехов не­однократно говорил о пьесе: „Сюжет небывалый". „Сюжет нов, характеры рельефны". „Сюжет сложен и не глуп. Каждое действие я оканчиваю, как рассказы: все действие веду мирно и тихо, а в конце даю зрителю по морде". „Я хотел сори­гинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела (хотя не сумел воздержаться от шутов), никого не обвинил, никого не оправдал".

Однако, ставя своей центральной задачей, по словам Че­хова, „создание типа, имеющего литературное значение", Чехов не пошел еще в работе над пьесой „Иванов" по пути радикального пересмотра художественных принципов постро­ения социально-бытовой драмы, широкого обновления прин­ципов драматического письма. Чехов в „Иванове" еще оста­вался на началах, унаследованных от предшествующих и со­временных ему образцов драмы. Так, пьеса была им построена на господствующем движении одного характера, на „герое"; побочные сценические характеры, несмотря на яркий свой бытовой колорит и сценическую свежесть, легко размещались в системе традиционных актерских „амплуа". Фабула пьесы была дана в отчетливых, сценически выгодных, но в то же время обычных очертаниях. Драматическая композиция к тому же во многом отразила налет сценически-эффектного мелодра­матизма.

С другой стороны, Чехов внес и частичные изменения в обычную схему сценического действия бытовой драмы, изменения тех, пока еще немногих сторон, которые при даль­нейшем росте новаторских замыслов Чехова сделаются у него основоположными. Так, Чехов свел к минимальному числу

прямые речевые указания на мотивы и поводы поступков дей­ствующих в пьесе лиц, усилив тем самым внутреннюю и пси­хологическую их игру. „Внутренняя" мотивировка отдельных сцен и действий лиц была раскрыта Чеховым на богатой и притом сценически свежей бытовой основе с внесением мелких, но непременно характерных подробностей жизненного уклада и обстановки. В виде особого экспрессивного приема Чехов широко использовал игру пауз и наметил впервые приемы лирического охвата речевых тем.

Таким образом, в первом своем большом драматическом опыте Чехов наряду с заданием идейным поставил перед собой задачу стилистическую: не выходя еще решительным образом из унаследованных им рамок традиционного построения драмы, обновить сценические лица и некоторые приемы художествен­ного изображения их психологии.

Попытка эта не имела радикального новаторского зна­чения; она скорее была первым самостоятельным и углубленным опытом автора овладеть „для себя" драматурго-сценической техникой и она отчетливо наметила тот художественный метод, которому Чехов-драматург хотел следовать. В опыте „Ива­нова" этот метод легче всего определим своими „отрицатель­ными" признаками: Чехов не отказывался от реалистического бытоописания, от социально-психологической портретистики своей современности, от традиций, художественно зачатых в театре Островского, но он отвергал те сценически уста­ревшие, уже ставшие театрально условными его формы, кото­рые в 80-х годах, во времена первых выступлений в театре Чехова-драматурга, выродились в безжизненный, ремесленни­ческий штамп.

Пьеса со своими центральными для эпохи темами, будучи поставленной на московской сцене (в театре Корша), явилась поводом для необычайно оживленного и страстного обсуждения ее современными критиками. Органами печати, являвшимися про­водниками государственной политики („Московский листок", „Русский курьер"), пьеса не могла быть встречена положи­тельно. Она была оценена ими как „циническое лганье на современную Жизнь и человека", как „клевета на интеллигент­ного русского человека" в результате „невежественного не­знания автором жизни и ее элементарнейших проявлений", а сам автор был назван „бесшабашным клеветником на идеалы своего времени".

В противоположность этим отзывам, критики либерального лагеря („Московские ведомости", „Новости дня" и др.) оце­нили пьесу как „лучшее выражение господствующего среди нас настроения", а сам Чехов был причислен к тем писателям, которые „умели схватывать и изображать внутреннюю физио­номию сменяющихся поколений".

В сезон 1889 г. „Иванов" был поставлен в Петербурге на сцене Александрийского театра и имел исключительный успех.

Успех дебюта Чехова на сцене побудил его к писанию вслед за первой драмой — пьесы „Леший". Новая пьеса Чехова ставила себе иные задачи: на первый план была выдвинута моральная тема, вытекающая из обрисовки общей бытовой картины жизни интеллигентного круга лиц. Нарушение моральной нормы объясняло по замыслу Чехова про­тиворечия социальной жизни и все трудности людских взаимоотношений.

Появление этого угла зрения Чехова на наблюдаемые им в 80-х годах общественные явления не случайно. В поисках выхода из социальных противоречий эпохи, стремясь найти основную причину общественного распада, Чехов пришел к утверждению морального принципа. Наличие его у Чехова следует признать результатом сильного в эти годы влияния на различные слои буржуазного общества морального учения Льва Толстого и новая пьеса в значительной мере отдавала дань толстовству Чехова. Основной мотив пьесы: „мир поги­бает не от разбойников и не от воров, а от скрытой нена­висти, от вражды между хорошими людьми, от всех этих мелких дрязг, которых не видят люди, называющие наш дом гнездом интеллигенции". Ни к чему быть профессором и слу­жить науке, сажать леса, заниматься медициной, „если мы не щадим тех, для кого работаем". „Ни у кого нет сердца", люди „добродушны оттого, что равнодушны". Ума, знаний, творче­ских сил „у всех хватает только на то, чтобы портить жизнь себе и другим", на то, чтобы „не творить, а только разру­шать". „...Жить бы [людям] в мире и согласии, но, кажется, скоро все съедят друг друга... Леса спасает Леший, а лю­дей некому спасать". Человек как безрассудно губит леса, так безрассудно губит и людей, и „скоро на земле не оста­нется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собой".

Основная направленность пьесы — протест против „подо­зрительного" отношения к людям, против желания наложить на человека тот или иной ярлык, протест против среды, кото­рая в каждом человеке „ищет народника, психопата, фразера — все, что угодно, но только не человека!" Эта мысль получила патетическую формулировку в устах главного лица — Хрущова — „лешего", спасающего леса от разрушения их людьми: „Так жить нельзя! Кто бы я ни был, глядите мне в глаза прямо, ясно, без задних мыслей, без программы и ищите во мне прежде всего человека, иначе в ваших отноше­ниях к людям никогда не будет мира".

Таким образом основной темой пьесы явилась челове­ческая, „гуманная" идея в толстовском понимании; этой идеей объяснялись как людские настроения, так отчасти и обще­ственные, социально-политические непорядки. По замыслу автора „все изменилось" бы, если бы сам человек стал лучше. В порыве самообличения Хрущов так обобщает значение от­сутствия идейной гуманности в себе, в современном ему человеке: „Во мне сидит леший, я мелок, бездарен, слеп..." „...нет истинных героев, нет талантов, нет людей, которые выводили бы нас из этого темного леса, исправили бы то, что мы портим..." Окружающая Хрущова среда в трактовке Чехова полностью соответствует этой характеристике. В пьесе дана галерея „нудных, эпизодических лиц", ряд „сонных физиономий, скучных, постылых разговоров", показана среда, в которой Хрущов, по его словам, чувствует, что с каждым днем „становится все глупее, мелочнее и бездарнее".

Отрицательной своей программе Чехов слабо противопо­ставил программу положительную: для „творчества" жизни необходимо установить между людьми „мир и согласие", надо верить в созидательную „силу добра", „спасать людей" и со­действовать, если не настоящему, то будущему счастью людей деланием благих „малых дел". Последнее отражено в словах Хрущова о березке, им самим посаженной.

Такова основная тематическая направленность пьесы, даю­щая в духе идей Л. Толстого оценку общественных явлений современности и намечающая „гуманный", моральный же путь разрешения социальных задач, стоящих перед этой современ­ностью.

„Леший" отразил характерную для жизни разночинной интеллигенции конца 80-х годов растерянность перед лицом сурового давления социальной действительности, ее метанья в поисках какого-то выхода из тисков этой действительности и ее неспособностью правильно определить основное направле­ние общего потока жизни.

Но не только этими темами, отсутствовавшими в предшествующей драме, примечательна новая пьеса. Задумав пи­сание „Лешего", Чехов поставил себе задачу осуществить пьесу в новаторской форме. Если драмой „Иванов" Чехов сде­лал лишь первую, не идущую, как мы видели, глубоко, по­пытку, не выходя еще решительным образом из унаследованных им форм построения драмы, обновить сценические лица, вне­сти в театр „свежие" персонажи на рельефном бытовом фоне» то при писании „Лешего" Чехов поставил себе более радикаль­ные задачи. Его не удовлетворял условный реалистический стиль и окрепшие в драме условные сценические положения, и он задумал дать на сцене, по его словам, „жизнь, какая она есть, и людей, таких, какие они есть, а не ходульных". Известны из мемуарной литературы о Чехове следующие его слова, относящиеся ко времени писания пьесы: „Требуют,— говорил Чехов, критикуя привычку зрителя и критики к уста­релым формам, — чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но, ведь, в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо сделать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обе­дали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно, а потому, что так происходит в действитель­ной жизни". И в другом месте Чехов говорил: „Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни..."

Таким образом „Леший" был задуман Чеховым в пору отчетливо определившегося у автора недовольства существу­ющими формами драматургии и театра. Новая пьеса, по за­мыслу автора, должна была показать оригинальные приемы драматического построения и сценического показа спектакля. Композиция „Лешего" была построена как опыт преодоления того канона бытовой драмы, который к этому времени выродился в штампованные, переставшие художественно действовать, условные формы. С этим бытовым жанром современной драматургии была тесно связана и однообразная характеристика лиц пьесы, не выходящая из ограниченного круга сценических персонажей. Новый реалистический свой метод в драматургии Чехов стремился выразить созданием такого бытового фона, который давал бы иллюзию подлинной жизни. Вот почему он широко использовал обыденно-бытовые темы и формы речевого высказывания, ввел новые бытовые характеры, построил дра­матический сюжет на основе внутреннего движения этих харак­теров в условиях обыденного бытового фона.

Бытовая тематика пьесы, простейший жизненный план ее, отказ от обычного драматического „действия" — привели Че­хова к новой форме выражения драматических линий пьесы: вместо яркого сценического действия, динамического раскрытия сюжета, Чехов прибег к показу на сцене обыденных бытовых отношений с ослаблением сюжетной линии. При этом драмати­ческие переживания выводимых им лиц и наивысшие драмати­ческие моменты пьесы раскрывались либо в яркой эмоциональ­ной речи этих лиц, либо в речи лирической. Одной из харак­терных особенностей новой организации драматической речи и драматического построения было частое употребление пауз, содействующих выражению лирического „настроения" пьесы и замедляющих в общем ход ее действия.

С этими своими драматическими особенностями, резко отличными от типа драмы, господствующего в 80-х годах, пьеса была поставлена на частной сцене.

Новаторские искания Чехова были встречены театральной критикой исключительно отрицательно. Критики отме­тили отказ Чехова от обычных „условий сцены", от обыч­ной драматической формы, от „правильного" и сценически яркого развития фабулы, что привело, по их утверждению, к созданию не драмы или комедии, а лишь „сцен", стра­дающих недостатком действия или напоминающих скорее по­весть или роман, втиснутый в драматическую форму. Автор, по словам рецензентов, дал „драматизированную повесть", „рассказывает нам повесть только со сцены". Ошибочно было сочтено основное намерение автора — „дать фотографию жизни", „протокол жизни", вместо художественного синтеза с авторским, отчетливо выраженным отношением к изобра­жаемым лицам и явлениям.

По-новому организованный строй драмы, живо задевший эстетическое чувство современной театральной критики, единогласно отвергнувшей „Лешего", был почти единственной те­мой критических отзывов о пьесе. Не дошедшими до критики и неоцененными в ее отзывах оказались идеологические устре­мления пьесы, не замеченные за принципиальным обсуждением вопросов о существе драматической формы и о степени нару­шения ее, допущенной Чеховым.

Таким образом, новаторский опыт Чехова в „Лешем" был категорически отвергнут критикой и публикой, чьи эстетические воззрения стояли еще на позициях, привычных предшествую­щему театральному десятилетию.

Дело в том, что театральная публика („зритель") и газетно-журнальный театральный обозреватель („критик"), вос­питанные театром 80-х годов, тем его массовым репертуаром, который по общим художественным приемам может быть назван реалистическим, а по плану содержательному — быто­вым, привыкли реагировать положительно лишь на вырабо­танные, повторяющиеся, шаблонные приемы этой реалисти­ческой драматургии. Вслед за Островским, давшим высоко­художественные образцы бытового репертуара с новыми жиз­ненно-психологическими темами, с богатыми и оригиналь­ными характерами и с сочным, ярким языком, возникло массовое производство пьес с бесчисленно мелкими и назой­ливо повторяющимися чертами той ire реально-драмати­ческой бытоописательной манеры, выродившейся в сцени­ческий бытовой натурализм. Плеяда А. Островского (А. Пи­семский, А. Сухово-Кобылин, А Потехин) сменилась в 80-х годах эпигонствующими (И. Шпажинский, Викт. Крылов, П. Боборыкин, П. Невежин, Вл. Александров, А. Тимковский и мн. др.)- Этот массовый драматург овладел внима­нием зрителя не потому, что он был лучший, но потому, что он был искусный. Он чутко прислушивался к настроениям и желаниям толпы, ловил злободневность и закреплял ее в испы­танные, не сложные, но примитивные, сценические всегда эффект­ные формы драмы. Этот массовый драматург был нужен зри­телю, не привыкшему к возбуждению театром своих эстетиче­ских эмоций и реагировавшему лишь на определенные формы и средства этой возбудимости. Зритель поощрял лишь „свой театр".

Вот почему новаторские замыслы Чехова были встречены одними критиками негодованием, возмущением против «ори­гинальничанья" автора, другими—принципиальным неприятием авторских эстетических принципов, якобы противоречащих при­роде театрально-драматического искусства.

И Чехов под влиянием своей неудачи надолго отошел от театра.

Новое обращение Чехова к театру — создание им пьесы „Чайка"— падает уже на середину 90-х годов, на время, когда в театр проникали с разных сторон и упорно утверждались в нем новые веяния. К этому времени театр, отражая в общем ге­гемонию правящей буржуазии вместе с прогрессирующим раз­витием промышленности и с кризисом капиталистического строя и связанного с ним изменения в общественном само­сознании перешел и к новому художественному, а с ним и театральному самоопределению. Направляя свою критику в публицистике и литературе на отсталые стороны быта, на изжитые формы культуры, эти прогрессивные буржуазные круги общества перешли неизбежным образом к критическому освоению театральной культуры. Новым запросам и требо­ваниям господствующих, в эту пору буржуазных кругов об­щества, должен был ответить театр, отражающий это новое не старой системой своих приемов, а приемами новыми, освеженными прикосновением к текущей житейской практике, приемами оригинальными. Вот почему театральными кругами, которыми в эпоху высокого взлета развития капитализма выражались либеральные настроения общества, остро ощу­щался кризис старых театральных форм, и все более опре­деленно и настойчиво утверждалось требование „нового те­атра".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.