Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гш VII, Религия Богини






 



Рис. 7-3


Рис. 7-3 Священное животное Богини в ипостаси роженицы — олень, чьи изображения встречаются часто и достигают высокого уровня исполнения. Этот зоо­морфный сосуд, использовав­шийся как лампа при соверше­нии связанных с рождением ритуалов, свидетельствует о на­личии связи между оленем, ме­сяцем или змеей и узором из тройных полос. Белая роспись на красном фоне. Культура ка-раново I, Мулдава, Централь­ная Болгария. Начало VI тыс. до н. э.; высота ок. 50 см (от ко­пыт до кончиков рогов).


 



 


 

 

Рис. 7-4 Ритуальные посохи из оленье­го рога, заканчивающиеся голо­вами лосих. Швянтойи, затоп­ленное поселение, площадка 38, неподалеку от Балтийского моря, Литва. Конец IV тыс. до н. э.; высота 42 5 см и 40 см.

 

ках: река, холмы, изобилие диких растений и животных, которые так и лучатся жизненной силой, - безусловно, все это связано с глубо­ким почитанием природного мира. На древ­негреческих сосудах VII и VI вв. до н.э. Арте­миду изображали в окружении животных, птиц и мощных энергетических знаков — за­витков, свастик, поднимающихся вверх змей; а во чреве у нее — рыба.

Мать-земля, беременная Богиня земледелия

Начиная с эпохи верхнего палеолита по­являются изображения Богини, в которых символически воплощается ее плодовитость. Это натуралистически переданные женские фигуры с руками, покоящимися на округлив­шемся животе: по-видимому, беременность уподобляется плодородию засеянной земли и всех ее творений. (Превосходный тому при­мер - рельеф с изображением обнаженной женщины, обнаруженный у входа в пещеру в Лосселе на юге Франции.) Чрево Богини ас­социативно связано с пещерами и холмистой местностью. Для собирателей эпохи палеоли­та изобилие, источником которого являлось



 

Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Ь ш


 


Рис.7-5

ее тело, и было урожайностью. Перед тем, как стать матерью окультуренных зерновых, она счи­талась родительницей всех диких растений.

В начале эпохи неолита это (уже тогда очень древнее) божест­во превратилось в богиню земле­делия, прародительницу и храни­тельницу всех плодов урожая, в особенности зерна и хлеба (рис. 7-9). Культ Матери-земли, которая беременна по весне и разрешает­ся от бремени урожаем, когда ее отягощенные плодами лозы пере­резают как пуповину, давая повод для осенних праздников,- этому культу много тысяч лет. Вера в то. что силы земли сконцентрировав ны в холмах возвышенностях скалах и деревьях; признатель­ность и глубочайшее почтение к земле-кормилице питающей все живое а также потребность по­средством ритуалов принимать участие в священном круговоро-те природы — все это не vtdsthjio своей силы при переходе от до­исторических к историческим временам Начиная с эпохи не­олита ей возводили жертвенники

ПЯТОМ с печамИ Л Л Я в КТ п Р Ч 1С И х ТТР -

бГ^тота«от^везде?1дамо-

[ЮПИ 1(*ИНП ГЛТЛИИПИ ТРРТЛ И в KI ­ТТ4*1^ али х tT е ft (С4 м материа fl ы из

Ахиллейонанарис 7-48 7-49)

Судя по некоторым сохранив­шимся фольклорным мотивам и доисторической символике, мож­но предположить, что беремен­ность земли, как и беременность женщины, была окружена уваже­нием. В славянских землях вплоть до XX в. существовало поверье, что нельзя бить землю или плевать на нее, поскольку это вызовет у нее слезы. Беременной земле не­обходимо оказывать почет и вся­ческую помощь, способствовать росту новой жизни. Неолитиче­ские скульптуры беременной Бо­гини были украшены символами жизненной энергии: спиралями змеями, двойными линиями и знаком четырех углов Последний следует выделить как особо харак­терный: он родственен обычаю


 

Рис.7-6

Рис. 7-5 Мать или кормилица в sis вежьей маске с ребенком Ш| ках. Терракота, культура вии ок 4500 г. до н.э., ФафосЬ совска-Митровица,Ю* Югославия; высота 5,7 см.

 

Рис. 7-6 «Божественная кормилица» с заплечной сумкой. В ее массивной пял ной маске угадываются черты медведицы или птицы (как и последняя, она имеет рта). Поздний период культуры винча, Чуприя, Центральная Югаа вия, 4500-4000 гг. до н.э.; высота 9,2 см.


VII. Религия Бог ини



Рис. 7-7


Рис. 7-7 Восседающая на леопарде •Владычица животных» с лео-пардсиком на руках. Терракота, | Хшилар, анатолийский не­олит, дом Q, VI, начало VI тыс. и н.э.; высота 13,5 см.

 

Рис. 7-8 Приблизительная реконструк­ция целой комнаты храма в Ак-ротири, о. Тира. Стенная рос­писью втором уровне представ­ит «Владычицу животных», а нижняя роспись, — возможно, шой-то инициационный об-ри.XVI I. дд о.э.


Рис. 7-8


 



Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Б т


 



Рис. 7-9

Рис. 7-9 Беременная Богиня в виде Матери-земли участвует в какой-то ритуальной сцене: она сидит перед резервуаром в центре от­крытой (без верха) модели святилища и принимает предназначенные ей возлия­ния. Рядом с ней — статуэтки молодых и стройных женщин, возможно — участниц ритуала чей танец призван стимулировать Мать-землю. Кукутенская В1 Гелайешти-Недя, Северная Молдавия,

нЭЧсШО IV ТЫС до н э

Рис. 7-10


Рис. 7-10 Священное животное Матери-земли — свиноматка, символ плодовитости. Ее скульптурные изображения в форме сосудов появляются в эпоху раннего не­олита и продолжают существо­вать вплоть до конца бронзового века. Хаджилар IV, Центральная Анатолия, середина VI тыс. до

н э; высота 26 см длина в вое—

становленномвиде-40см.


засевать зерно на четыре cropos света.

1 и
п

На протяжении не менее ни ми тысячелетий священным живо ным Матери-земли была свш возможно, в силу ее быстрого р та и увеличения веса, а также чре вычайной плодовитости, кооррн служили аналогом изобилык урожая. Глиняные статуэтки с ней датируются началом эпс неолита и более поздним времене (рис. 7-10). В культурах винча караново ( Утыс. до н.э.) ветре ются свиные маски, а также щ мониальные сосуды, крышки торых выполнены в виде син голов. У многих из них в ушах б] серьги. Церемониальные сосул свиные головы с антропоморф ми чертами указывают на то, п мощь Матери-земли воплощали именно в свинье. Так, в Сирии 6i обнаружено небольшое СКУЛЬПТУР ное изображение III тыс. д<ш восседающей на троне богини головой свиньи (в настоящее q-мя находится в Париже в JIvrm Очень изящный мраморныйЗ в (Ьорме свиньи был найдена Кикладах: он восходит к этому* периоду Маски и церемониальш сосуды указывают на существом ние особых праздников ска! всего, связанных с посевом Z

мя танцев сГсвиньши маскж Богине подногили ляпм Ппупи празднования в честь Лем-

сическую так и в ^ллинигтт приносили мол™™* nonS

Mo^™^SfJ?SS!™.

lafi4,"™Г™^™?9

rU«fl InnS *TП». ™.™.

SJnnnl й и описан чри
мя осе б *


tinea VII. Религ и я я огин и



 


приносить в жертву Матер и-земле черного поросен-и12. Существование такого рода обычаев свидетель­ствует о связи свиньи с плодородием полей. О тес­ной связи поросят и зерна говорят и встречающиеся вкультурах линейно-ленточной керамики и кукуте-ниУтыс. до н.э. их глиняные статуэтки, сплошь уты­канные зернами (рис. 7-11.1, 7-11.2).

Не приходится сомневаться, что почитание Ма­тери-земли оставалось неизменным от доисториче­ских времен до греческих культов Деметры и Персе-фоны, римского поклонения One Консивии, древне-германского - Нертус, балтийского - Жемине или taec-мате, славянского - Мать-сырой земле и т.д. Ее могущество было слишком древним и глубоко уко­рененным, чтобы его могли полностью уничтожить сменяющиеся патриархальные религии, в том числе х христианство. Она стала их частью и в Западной Европе продолжает быть известна под именами раз­ных святых — Радегуны, Макрины, Вальпурги, Милль бурги и ряда других13. В других землях, особенно в


Восточной Европе, она слилась с образом Богороди­цы, Девы Марии.

Черная Мадонна - та же Мать-земля: ее чернота есть цвет земного плодородия. Высшее чудо - еже­годное возобновление ее способности к плодоноше­нию. Древние мистерии, которые, как в доисториче­ские, так и в уже исторические тысячелетия, прохо­дили в пещерах, гробницах, святилищах и капищах под открытом небом, были призваны выразить при­знательность этой дарительнице жизни и кормилице и, благодаря ритуалу, причаститься к таинству зем­ного изобилия.

Богиня-птица и ее символика

Богиня-птица появляется в облике птицы: у нее имеются клюв или заостренный нос, длинная шея, женская грудь (порой неестественно большого раз­мера), крылья или крыловидные выступы и подчерк­нуто выделенные женские ягодицы с утиными, лебе-


Рис. 7 -11.1



Рис.7-11 (I| Глиняная статуэтка свиньи с выгравирован­ными на ней символа-ми; иентральноевропей- ш культура линейно-гснточной керамики, Ншер-Вайзель, район [Фридберг,Обергессен, Геерания. Начало V тыс. I jo н.э.; высота 7 7м; | (2) глиняные статуэтки ней с вдавленными в хзернами. Ранняя ку­рская (трипольская) щьтура. Ок. XLVIII-| ХLV1 вв. до н.э. Лука-Врублевецкая, Верхний Днестр; длина 9 см.


Рис. 7 -11. 2



 

Гимбутас М. Цивилизация Великой Ш


 


диными или яйцевидными очертаниями. У нее час­то нет рта, а на голове может быть обозначена при­ческа или корона; она, как правило, изображена в сидячем положении, хотя верхняя часть туловища может быть, на птичий манер, наклонена вперед. Ее символы — меандры и шевроны, которые часто ук­рашают не только ее тело, но и связанные с ней пред­меты. Множественные шевроны и символические изображения клюва и глаз — мотивы, характерные для посвященных ей сосудов.

Богиня-птица двойственна по своей природе. С одной стороны, она — дарительница жизни, благо­денствия, пропитания. С другой — смерть, имеющая вид грифа, совы или другой птицы, хищной или по­жирающей падаль. Красные птичьи лапы можно ви­деть как на стенах пещер эпохи палеолита, так и на красной расписной керамике эпохи неолита (пре­красный тому пример - сосуды из Хаджилара, Цен­тральная Анатолия). Иногда этот мотив чередуется с изображениями треугольников. Так, у антропоморф­ных «песочных часов» вместо рук бывают птичьи лапы: этот мотив повторяется в пещерных рисунках и в росписи сосудов от Португалии до Румынии и Болгарии.

Считалось, что грудь Богини обладает особой ма­гической силой: об этом говорит факт ее изображе­ния на протяжении не менее двадцати тысяч лет. На­чиная с эпохи верхнего палеолита на нагрудные ук­рашения наносили связанные с Богиней символы: Х-образные и У-образные знаки, параллельные, а также двойные и тройные линии. Не исключено, что их носили как магические бусины, для поддержания жизненных сил и в качестве оберега. У палеолитиче-


ских скульптур бывает подчеркнут только один я мент - грудь. Такова, к примеру, костяная стагуэт из Дольни-Вестонице (Моравия) приблизите^ 24000 г. до н.э., которая имеет вид плоской дощеч с грудью, украшенной вырезанными на ней горио тальными линиями. У истинного шедевра палеоя тического искусства — статуэтки из слоновой км (ок. 23000 г. до н.э.), найденной в Лепюге (Южв Франция), аккуратно закругленная грудь имеетот ти такой же объем, что и ягодицы. Внимания удоси ваются только грудь и ягодицы, остальные же чм тела его не требуют, поскольку не столь важны1 данного божества14. Верхнепалеолитические риуу ки свидетельствуют о том, что эти магические и бражения груди ассоциировались именнос птицей. На выполненных черным углем рисунш! пещеры Пеш-Мерль (эпоха мадлен) изображении! наженные женщины с отвислой грудью, крохотк! ми крыльями и в птичьих масках. Поверх этихфц и воKDvr них гшочерчены параллельные линии -и называемые «макароны»: мотив, символическиса занный с идеей течения жизни или жизненной™ (рис. 7-12).

Неолитические скульптуры Богини-птицы в наделены большой грудью, либо декориоов близкими к ней символами — шевронами, меандр ми, параллельными и зигзагообразными линиям! «тройками». У них нередко обозначен ворота поперек щек — диагональные линии или более га рокие полосы. Одни и те же украшения и атриб} повторяются на протяжении тысячелетий. Втехо чаях, когда статуэтки не слишком схематичны, голове у них можно различить красивую причесх


 



Рис.7-12

Рис. 7-12 Верхнепалеолитическое изо­бражение обнаженной женщи­ны с отвисшей грудью, крылья­ми вместо рук и маской в виде птичьей головы; поверх него нарисованы «макароны». Пеш-Мерль (Кабрере), Ло, Южная Франция; высота ок. 70 см. Ри­сунок сделан пальцами, воз­можно, в эпоху мадлен. Это изо­бражение на 10 000 лет старше неолитических Богинь-птиц с большой грудью и птичьими го­ловами или масками.


 

 


 




two Ш Религия Б о оин и

Рис. 7-13 Гмова Богини-птицы (вид с до сторон) с большим носом, пазами в форме кофейных зе­рти аакуратно уложенными в ртж волосами. Культура сеск-к^Ахиллейон, Фарсала. Обна­ружена в святилище 5900— ]гг. до н.э. Ее восстанов­ленный терракотовый торс см. врис. 7-47; высота ок. 15см.


тюрбан или ленту. От культуры сескло (Греция) до нас дошли изу­мительно выполненные изобра­жения Богини-птицы с хорошо развитой грудью, длинной цилин­дрической шеей, птицеобразной головой (с длинным, крупным но­сом и без рта), с аккуратно расче­санными волосами или с пучком (рис. 7-13). В культуре винча скульптуры Богини-птицы обыч­но были украшены разнообразны­ми символическими знаками и имели характерные пятиугольные маски с острым носом отчетливо выделенными бровями и абсо­лютным отсутствием рта (см. рис. 3-20,3-21). Порой эти маски име­ют безусловно утиные че ггг ы (рис 7-14) Кроме того среди наследия данной к ульту ры сохранились уникальные скульптурные изобра­жения птиц с маской богини. Одно

из н MY в KT деля ТОТИРРСЯ ТСЯЧРСТНО м

исполнения было найдено в са­мом поселении Винча неподэлС-

kv от Кргтгпяля ^тп сnrvTT в RHTTе

™лл™?Пк(2о36см;егопо в^охнГстГукоашенаканнелюра ми I (оис 7 15? Птичьи стТтуэтки с человеческими масками-ми А^гаческий обоаз хорошо из

во^ппитприйли^ительн^JffiOOfИ-до н.° (рис. 1 Ч 6)

Богиня-птица также могла иметь вид сосуда, покрытого орна­ментом из шевронов, меандров и других символов; на его горлови­не изображалось ее лицо или мас­ка. Огромный сосуд подобного типа высотой в 92 см и с росписью из красных шевронов был найден в ходе проводимых мной раскопок в святилище Анзы (Македония), раннего периода культуры винча, 5300-5000 гг. до н.э. (рис. 7-17). Ее лик изображен на горловине сосу­да, включая ожерелье и пересе-кающие ее щеки диагональные полосы. Там же был обнаружен со­суд длиной в 60 см, своими очер­таниями напоминающий водопла­вающую птицу (рис. 7-18).

Представляющие Богиню сосу­ды нередко снабжены грудью; по-


.


 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой to


 




Рис.7-15

Рис. 7-14


Рис. 7-14 Богиня-птица в утиной маске и в короне; поздний период культуры винча. Она воссе­дает на троне с резьбой ввидетрехлиний,на ней короткая курточка; ее таз — или перед­ник — украшен шевронами, колени — спира­лями, а ноги ниже колен — витыми линия­ми. Светозарево, Центральная Югославия. Ок. 4500 г. до н.э.; высота 16 см.


Рис.7-16



 

 


Гди YU. Религия Бог ини



 




Рис. 7-15 Сосуд в виде утки из телля Вин-ча; на ней маска с остроконеч­ным носом (клювом), большие полууруглые глаза и уши — как учеловека. Тонкостенная тер­ракота, светло-коричневая тек-пура, волнистая поверхность с черными полосами из битумно­го красителя, полая внутри, с терстием у хвоста. Классиче­скй период культуры винча; сосуд найден в телле Винча (к истоку от Белграда) на глуби-в7,05. Начало Утыс. до н.э.; лина 36 см, высота 20,8 см.

Рис. 7-16 Птица с человеческой маской и «косичками». Верхушка и осно-шшеотбиты: не исключено, что яабыла прикреплена к большо-иусосуду. Культура сескло, Ма-!ущуозера Боэбис, район Сте-йиновикиона к северо-западу от I [Волос, Фессалия; вероятная да-тRD0BK.3 - конец VII тыс до н э Масштаб 1:1.

Рис. 7-17 большой сосуд-пифос, на гор­юше- лик Богини-птицы 1швизображен рельефом, гла-и-при помощи нарезной тех- шя). Под клювом проведены де красные диагональные по­лосы. Ожерелье также выполне-но рееьефом. Тулово покрыто нарешым орнаментом и крас­ными полосами, которые схо-штся спереди треугольником. Ранний период культуры винча, to, Македония. 5200-5000 гт.»н.э.. высота 92 см.

Рис. 7-18 Сосуд в форме водоплавающей птицы. Ранний период культуры шча,Анза, Македония. 5200-5000гг. до н.э.; длина 60 см.


Рис. 7-17

Рис. 7-18



 

Гимбутас М. Цивилизаця я Великой.


 


середине каждой груди может быть отверстие-поиль­ник. Пример тому — сосуд III тыс. до н.э. из Маллии (Крит), сделанный в виде крылатой богини с птичь­им клювом, большими круглыми глазами, тюрбаном и отверстиями в каждой груди (рис. 7-19). Он полно­стью окрашен в белый цвет и расписан зигзагами, бороздчатыми полосами; на шее у Богини - сразу четыре ожерелья. Можно предположить, что такого рода сосуд служил для возлияний в честь Богини.

Мотив груди существовал в древнеевропейском керамическом искусстве на протяжении тысячелетий, Снабженные грудью кувшины прекрасной отделки первой половины II тыс. до н.э. и более поздних эпох находят в Западной Турции, на Кикладах (в особен-


ности на острове Тира) и на Крите. В Центрально Европе он присутствует на протяжении почти вся II тыс. до н.э., хотя в этот момент поклонение Боп не уже не имело всеобщего характера. Сосуды с щ дью и сопутствующая Богине-птице символика 1 торая отсылает к воде, к источнику жизни) очввд ным образом свидетельствуютотом, что Богинябы Кормилицей, способствовавшей поддержанию жи ни и приносившей удачу.

Изображения водоплавающих птиц - гусей,» равлей, лебедей и других - появляются в искусен верхнего палеолита в виде резьбы по кости и пещ ных рисунков. Водоплавающие птицы были важно частью пищевого рациона, а потому символизироа


 


Рис. 7-19


Рис. 7-19 Антропоморфный сосуд син вом и женской грудью (в ш дой груди по отверстию в ш стве поильника), расписании белыми зигзагообразными™ лосами и параллельными л ниями; могильник Мант Восточный Крит. Ок. кош II тыс. до н.э.; высота 16 4о

Рис. 7-20 Камни с вырезанными на и схематическими фигурамияй цевидными ягодицами и, г правило, без головы (если н есть, то птичья), помеченни одной, двумя или более Л1 ми. Ла-Рош, Лалэнд, Дордои Южная Франция. Эпоха лен IV, ок. 10000 г. до н...

 

Рис. 7-21 Через 4500 лет такие же видные ягодицы появились неолитических терракотовь1 скульптур. У этой статуэш огромные яйцевидные ягош цы, затмевающие все оттив ные части тела. Культура ст-чево (кёрёш). Рёске-Лу; Юго-Восточная Венгрия,№ 5500 г. до н.э.; высота 11,5см


lima ¥11. Религия Богини



 


Рк.7-20




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.