КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Символика плодородия в мегалитических гробницах Западной Европы
ЮТ- М Рис. 7-101 Рис. 7-100 Планы треугольно-трапециевидных полуподземных святилищ Лепенски-Вира с оштукатуренными полами и прямоугольными алтарями. Район Железных Ворот, Северная Югославия. Ок. 6500-5500 гг. ДО н э
Рис. 7-101 Детали внутреннего устройства святилищ Лепенски-Вира. Пол покрыт слоем красноватой извести, в центре - прямоугольный обложенный камнями алтарь, окруженный тонкими вертикальными каменными плитами треугольной формы. За алтарем установлена скульптура. Лепенски-Вир Id, святилище № 19. Ок. 6000 г. до н.э.; диаметр широкого конца ок. 7 м. Рис. 7-102 Яйцевидные скульптуры Богини-рыбы, найденные у изголовья алтарей в Лепенски-Вире; песчаник; Лепенски-Вир П. Ок. 6000 г. до н.э.; высота (1) 38 см, (2) 51 см. гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приобщались к великому круговороту смерти и возрождения. Тем же, кто скептически относится к этой древней «символике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно». Еще один знак культового использования этих утробообразных помещений — скульптуры Спящих дам, которые покоятся на низком ложе: они связаны с двумя кубическими комнатами, выходящими в центральный зал (рис. 7-105, 7-106). Ту из них, что имеет наиболее отчетливые черты, можно считать истинным шедевром. Она известна под именем «Спящей госпожи Ги-погея»: это дама весьма округлых форм, с яйцеобразными ягодицами, которая дремлет, лежа на боку, и можно поклясться, видит сны. Но почему она спит в могиле? Одно из возможных объяснений состоит в том что это — воспроизведени е инициационного или инкубационного ритуала. Спать в ут-робе Богини значит умереть и снова возродиться к жизни Помимо прочего эта Спящая госпожа мопа иметь вотивный характер и бытьдагюм человека успешно прошедшего здесь через инкубационный ритуал Не исключено, что она также связана с лечебной практикой В классический ттериод инкубация ассоцииоовалась с целительными ритуалами из которых лучше всего известны те,' что проходили в
хПЯМР Аскгтепия в ^ПИЛЯНПР Pvtk про- целурысостояла в том что пациент спепва подвергался первичном у очи шению совершая омовения и постясь п затем ппово^^ 1ПтГ Ппг/пл^Гн?пе1ГГпппейгКпи симяппичегкпи^игтРМР ZZ-ITJZZ иппг?яг7й nS гяыпй Rnr^HM S ^1 ™*н^"пГп° ^прпяткГ^пп urn нерацию, или и то, и другое. Другие регенерационные символы можно видеть на найденных в гипогее Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рис. 7-103 Рис. 7-103 Планы трех подземных этажей сообщающихся гробниц Халь-Сафлиени, Мальта. Просторные залы и боковые ниши имеют яйцевидную форму. Этот гипогей использовался в IV - начале III тыс. до н.э. Глава V II. Религия Бооини
сосудах: это в первую очередь быки, букрании ияйца. На внутренней стороне одного блюда имеется резное и инкрустированное белым цветом изображение девяти быков с огромными рогами, а на его внешней стороне — изображения яиц, соединенных между собой пучками параллельных линий (рис. 7-108). Это сочетание изображений быка или его рогов с изображением яиц — типичная для Древней Европы символическая передача идеи регенерации, повторявшаяся на протяжении тысячелетий. Лучше всего она прослеживается в кукутенской и минойской культурах. Символика мальтийских монументов в целом соответствует той, что характерна для прочих частей Древней Европы.
На Сардинии насчитывается несколько сотен весьма интересных подземных гробниц; большая их часть восходит к периоду оциери и датируется концом V - началом IV тыс. до н.э. (рис. 7-109). Можно предположить, что они появились в результате эволюции предшествовавших им скальных гробниц с яйцевидными ячейками. Гипогеи Оциери свидетельствуют о настоящем взрыве в строительстве гробниц. Некоторые из них невелики по размеру и состоят из одной, двух или трех яйцевидных ячеек; другие, напротив, отличаются размахом и большим количеством ячеек, а кроме того, имеют зал с колоннами посередине. К числу последних относится гипогей Сан-Андреа-Приу в Бонорве, в северной части Сардинии (см. рис. 5-19). Это большие и легко доступные гробницы, которые были разграблены еще в древности: в них остались лишь украшавшие стены росписи, резьба и барельефы. Человеческие останки в этих гробницах удается обнаружить лишь в крайне редких случаях, как, скажем, в Сан-Бенедетто, Иглесиас (Юго-Западная Сардиния). Сохранившиеся там кости говорят о том, что на Сардинии, как на Мальте и в ряде других мест, практиковалось захоронение в два этапа. Всего в Сан-Бенедетто было найдено 35 черепов и много разрозненных костей, которые находились как в центральном зале, так и в боковых ячейках (рис. 7-110; маленькие кружки внутри плана гробницы обозначают расположение черепов и костей). Мы практически ничего не знаем о том, каким образом осуществлялась здесь экскарнация, однако в Северной Сардинии есть один в высшей степени загадочный монумент, который, возможно, имел отношение к погребальным церемониям. Это Монте-д'Ак-кодди неподалеку от Альгеро — огромная прямоугольная платформа, высоко поднятая на каменном фундаменте, к которой ведет покатая насыпь (рис. 7-111). Здесь было обнаружено блюдо с изображением пляски: девушки, чьи силуэты имеют очертания «песочных часов», держась за руки, образуют круг и, насколько можно судить, танцуют (рис. 5-15.2). Эта платформа должна была идеально подходить для про- ведения ритуальных церемоний. Но выставляли здесь умерших птицам или нет — мы не знаем. Над входами в гипогеи располагались огромные рога или рельефы бычьих голов: иначе говоря, для того, чтобы попасть во внутренние покои, следовало пройти через букранию, символически уподобленную утробе (рис. 7-112). Окрашенные в красный цвет изображения или рельефы больших бычьих голов или рогов также украшали стены внутренних покоев (рис. 7-113). Помимо этого, орнаментальные мотивы включали в себя изображения треугольников-вульв (единичные, тройные или многофигурные), бараньих рогов или свернувшихся змей, а также концентрических кругов. Наиболее богато декорированная сардинская керамика и знаменитые алебастровые мраморные и костяные статуэтки нагой Белой Богини смерти как правило обнаруживаются в тех местах которые местное население именует «ведьмовскими домами» («domus de Janas»).
Пещера Скалоряя в Юго-Восточной Италии Расположенная неподалеку от города Манфредо-ния (Юго-Восточная Италия), пещера Скалория состоит из двух частей: верхняя пещера представляет собой просторное помещение, вполне пригодное для обитания; здесь были обнаружены керамика и каменные орудия конца VII — конца VI тыс. до н.э. Нижняя пещера — длинная и узкая, как рукав, со сталагмитами и бьющим на дне ключом. Возле ключа было найдено большое количество раскрашенных керамических предметов; поданным радиоуглеродного анализа, церемонии здесь проходили в середине VI тыс. до н.э., приблизительно в 5600-5300 гг. до н.э. (рис. 7-114А). Местные археологи, среди которых были и непрофессионалы, обнаружили эту пещеру еще в начале XX в. и вынесли из нее значительное количество керамики. К счастью, в ней прекрасно сохранились сосуды, которые так затвердели по соседству со сталагмитами, что изъять их оказалось невозможно. Во время моей экспедиции 1979 и 1980 гг. нам удалось собрать в верхней и нижней пещере осколки 1500 украшенных регенерационными символами сосудов с изображениями яиц, треугольников, змей, растительным и солярным узором, а также символиче-скими знаками самой Богини регенерации — V-об-разными фигурами, треугольниками, песочными часами и бабочками (рис. 7-114В). Насколько можно судить церемонии проходившие в таинственных глубинах пещеры вблизи от «жизненной влаги», имели регенерационный характер.
У входа в узкую пещеру было похоронено более 137 человек, один над другим и безо всякого порядка. Большая часть скелетов принадлежит молодым женщинам в возрасте от 20 до 22 лет, которые, возможно, умерли при родах, а также младенцам. У не- " Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини Рис. 7-105
Рис. 7-106 Рис. 7-105 Мальтийская «Спящая дама». Женщина (богиня или жрица) лежит на дисковидном ложе, под головой подушка. Ее ягодицы напоминают два яйца, что подразумевает регенерационную символику. Гипогей Халь-Сафлиени, Мальта, камера яйцевидной формы. Терракота с до сих пор заметными следами красной краски. Конец IVтыс. до н.э.; длина 12 см. Рис. 7-106 Еще одна мальтийская «Спящая дама», лежащая на ложе лицом вниз: изображение подчеркивает символическую значимость яйцевидных ягодиц, являющихся символом регенерации. Гипогей Халь-Сафлиени, найдена в подземном помещении яйцевидной формы, расписанном красными змеевидными спиралями. Конец IVтыс. до н.э.; длина 6 см.
та VII. Религия Бог ини
Рис. 7-108 ътийское блюдо, расписанное двумя основными регенерационными символами, яйцами и быками. Заштрихованные участки могут символизировать воду или лучи энергии. Халь-Сафлиени, Мальта. Конец IVтыс. до н.э., ок. 3000 г. до н.э.; диаметр 27 см.
Рис. 7-107 Рис. 7-107 Глиняная рыба на ложе, мальтийский гипогей; высота 5,5 см, длина 8 см.
Рис. 7-108
Рис. 7-109 Планы и разрезы сардинских подземных могил в окрестностях Оциери, Северная Сардиния. Период оциери. Конец V -начало IV тыс. до н.э. Рис. 7-110 Разрез и план гипогея Сан-Бе-недетто-Иглесиас, Кальяри. Маленькими кружками обозначено местоположение черепов и разрозненных костей.
Рис. 7-111
haea VII. Религия Богини
Рис. 7-112 Ъ&\-Ж*^;ЛЪ/Л&гЛи <-&&К'*^$.>^гы ^"■."Г,^ >ft-/^..^v.^-. Hf^ j-^v^i;.^ |'^.:\i.~- Рис. 7-112 Сардинские подземные гробницы: входы в форме бычьей головы и бычья голова над входом. (1, 2) Сос-Фурригезос, Анела; (3) Мандра-Антине-о-Турри, провинция Сассари. Ок. Vтыс. до н.э. Рис. 7-113 Рис. 7-113 Подземная гробница с настенными рельефами бычьих голов, которые своей формой напоминают матку. Южное Лезеи, Боннанаро, Сардиния. Ок. 4000 г. до н.э. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини
которых черепа были отделены до того, как тело было положено в могилу, на других заметны насечки42. Теперь мы можем в этом угадать очень древнюю и широко распространенную практику погребения, когда у мертвых тел отделяли головы, проводили с ними особые ритуальные процедуры, а затем захоранивали их отдельно от остальных останков. Все это отнюдь не указывает на существование здесь человеческих жертвоприношений. Мегалитическая гробниаа Айсбистер на Оркнейских островах {Шотландия) Расположенная на одном из Оркнейских островов у северо-восточной оконечности Шотландии, гробница Айсбистер являет собой редкий пример мегалитического захоронения, в котором сохранились сотни разрозненных человеческих скелетов, останки орланов и других хищных птиц, сотни рыбьих скелетов, костей животных, зерен и многое другое. В основном мегалитические гробницы скудны на находки, поскольку были разграблены еще в древние времена или разрушены рудокопами. Айсбистер — один из 76 известных мегалитических монументов Оркнейских островов. Все эти гробницы выстроены из местного камня и покрыты каменными насыпями круглой или овальной формы. Внутрь гробницы ведет коридор, упирающийся в центральную камеру, которая либо разбита на множество ячеек, либо на три или на большее количество отсеков. Снаружи гробницы были снабжены двориками и окружены каменными платформами, а некоторые — земляными насыпями. Айсбистер находится на южной оконечности одного из южных Оркнейских островов. Сверху ее покрывает каирн размером 10 на 8 м и в 3—3,5 м высотой. Ее внутренняя камера имеет около 8 м в длину и снабжена боковыми ячейками и концевыми отсеками (рис. 7-115). Основные раскопки проводились здесь в 1976 г. Р.Саймисоном. Судя по радиоуглеродным датировкам, ее сооружение началось приблизительно в 3150 ± 80 г. до н.э., а использовалась она около 800 лет. Поскольку здесь были обнаружены кости и скелеты орланов, Айсбистер получила известность как «Гробница орланов» —так называется посвященная ей книга Дж.Хеджеса43. Однако это не только птичье захоронение. Как и в случае других мегалитических гробниц, это было священное место, куда после экскарнации помещали человеческие останки. Около 90% хищных птиц, с чьей помощью кости освобождали от плоти, были белохвостыми орланами. 35 их скелетов, а также скелеты чаек, сов, ворон, воронов и других птиц были найдены как внутри камеры, так и вокруг гробницы. Тот факт, что орланов то ли хоронили, то ли приносили в жертву в центральной части гробницы, указывает на их важ- ное значение в качестве птиц Богини смерти и возрождения. Раскопки Айсбистера явились наиболее убедительным доказательством существования практики экскарнации, поскольку все помещенные там останки были полностью разъяты. Очевидно, что мертвые тела сперва оставляли снаружи, чтобы они были очищены от плоти, а затем часть костей переносили в камеру. Судя по тому, что кости эти были побелевшими и со следами атмосферного воздействия, они находились под открытым небом довольно долгое время. Отдельные кости затем складывали штабелями вдоль стен основного покоя, черепа помещали в боковые ячейки, а костные остатки — под полками концевых отсеков и на них. Считается, что экскар-нация происходила в непосредственной близости от гробницы возможно на специально для того прел-назначенных платформах. Подсчитав, какое количе-ство тел могут представлять тысячи сложенных в центральной камере костей и каков был периолее использования Хеджес сделал вывод что экскавация в среднем должна была проводиться два раза l год. В таком случае кости достаточно долго остава-лись под открытым небом чтобы побелеть и испы-тать воздействие погоды Дж Честерман поовел анализ останков из другой оокнейской гообнииы Ктан- тыи обитреныло такой степени что их почти не возможно было илентасЬ^иииюмть^ По вилимош м^^^впе^^^особ^ит^ьтЗ mSoiajraft«ПмЖи» rmvuen^S начале се™ уже остя^исГпяни кпети I нелТ ние^окпйники еше пппл^е спуп^яли теле'снГтЛ
^о вн™ Возможно что ^^енишкшш еще оставались куски мягких тканей. Те особые дни, когда кости возвращались в обитель предков, были радостными праздниками. Внутри камеры обнаружены многочисленные остатки пиров: кости овец, коз, крупного рогатого скота и свиней. На мясо забивали молодых животных, которым в основном было меньше года, причем явное предпочтение отдавалось окорокам, в особенности ногам ягненка. Кроме того, было найдено больше трехсот зерен ячменя, а также кости марала, выдрыи сотни, если не тысячи, рыбьих скелетов. Почему так
Рис.7-П4А В пещерных святилищах «столбы жизни» представлены фалло-сообразными сталагмитами. В пещере Скало-рия (Манфредония, Юго-Восточная Италия) вокруг сталагмитов и у священного источника на дне были найдены расписные сосуды. Ок. 5600-5300 гг. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
много рыбы? Если бы она шла в пищу, то мы бы находили лишь отдельные кости и небольшие фрагменты. Я полагаю, что эта рыба, как и орланы, воплощала могущество Богини и были захоронена здесь в качестве одного из главных символов регенерации. Мы знаем, что рыба играла какую-то роль в регенераци-онных обрядах: свидетельства тому есть в мальтийском гипогее Халь-Сафлиени, где можно видеть скульптурное изображение рыбы, возлежащей на ложе (см. рис. 7-107). В Лепенски-Вире рыба, наряду с собакой и оленем, была одним из основных жертвенных животных; а великолепные каменные изваяния Богини-рыбы имеют вид гибрида рыбы, женщины и хищной птицы (см. рис. 7-102 и цветную вклейку 23). В других мегалитических гробницах Оркнейских островов в качестве священного животного Богини погребали не рыбу, а собак: так, в Кувине было найдено 24 собачьих черепа, а на Баррее собачьи черепа и скелеты были обнаружены во всех частях могилы47. В северной части о. Папа-Уэстрей найдена дюжина оленьих рогов — они могли служить как символами регенерации, так и частью головного убора, необходимого для оленьих плясок. Свидетельства существования последних известны от раннего постледникового периода вплоть до нашего времени 1 В ново- годние праздники мужчины по-прежнему наряжаются в женское платье, надевают рога и исполняют знаменитый олений танец, способствующий регенерации и служащий залогом удачного года. Факт захоронения рыбы, собак и оленей говорит о том, что эти празднества не сводились к простому поеданию мяса. Безусловно, не обходилось без музыки и плясок. К сожалению, керамика, найденная в мегалитических гробницах Оркнейских островов, не имеет изобразительных росписей, однако известно, что погребальные обряды, совершавшиеся в ги-погеях Сардинии и в других местах, включали в себя пляски (см. рис. 7-111, 7-112, 7-113). На венгерской погребальной керамике VI в. до н.э. (период галь-штат) есть изображения танцев и музыкантов с лирами, а кроме того — охоты и похоронных игрищ, как это можно видеть на сосуде из Шопрона49. Танцующие фигуры имеют очертания треугольников или «песочных часов», так же как и едущая на четырехколесной повозке Богиня (рис. 7-116). Музыканты, охотники и участники игрищ — мужчины. Под изображениями основных погребальных церемоний, которые мы видим на сосуде из Шопрона, расположены орнаментальные панно, состоящие либо из рядов треугольников и песочных часов, либо из сочетания
Рис.7-115 Рис. 7-115 (а) Схема камеры кургана Айс-бистер (Ь) и его общий вид. Оркнейские острова, Шотландия. Конец IVтыс. до н.э. раскопки 1958 г. раскопки до 1958 г. раскопки 1976 г. -----, К>'>'\ россыпь керамики ортостаты вертикальные каменные плиты преимущественно черепа черепа и кости Глава VII. Религия Богини
треугольников и ромбов. Как будет явствовать из следующего раздела, эти же мотивы присутствуют на стенах мегалитических гробниц. Эта неизменность образного ряда на протяжении трех тысячелетий -сильный аргумент в пользу того, что эти фигуры имеют некую символическую связь с погребальными обрядами. Этнографические параллели Айсбистер - прекрасный образец неолитического захоронения костей, священнейшего места на территории родовой группы. Величественные мегалитические постройки были символами центра, сердцевины, служили живой связью с землей предков и с самими предками, объединяли членов родовой группы. Именовать их, как это делает К.Ренфрю50, «территориальными ориентирами» значит без должного уважения относиться к этой культуре. Мы обычно не говорим о наших сельских церквях как о «территориальных ориентирах», хотя они так же заметны и так же почитаемы в качестве религиозных центров, как это было в случае мегалитических гробниц. Практика поэтапного захоронения и строительства больших мегалитов имеет этнографические параллели. Их близкие аналоги можно найти у народности мерина, обитающей в центральной части острова Мадагаскар51. Мерина эндогамны; они живут родовыми группами на землях предков (М.Блок именует их «демес»). Для этих людей суть их общности заключается в неразрывной связи между группой и находящимися в общем пользовании орошаемыми землями. В каждом демесе есть собственная гробница — весьма прочное мегалитическое сооружение, являющееся центральным символом данной группы. Мерина практикуют захоронение в два этапа: на первом этапе тело погребают не в специально отведенной могиле, а просто поблизости от места кончины. Второй этап называется «фамад'иана» и предполагает эксгумацию разложившихся останков и их перезахоронение в общинной гробнице на земле предков. Это возвращение является радостным событием, оно сопровождается музыкой и плясками, иногда — даже с самими костями. Разложению подвержено индивидуальное в то время как кости принадлежат миру предков «Фамад'иана*1 подчеркивает значение rovn-пы в целом а не какого-то конкретного покойника. Это общее перемалывание тел в могиле есть высший акт дарующий благословение предков В том что мерина возводят постоянные мегалитические строе-ния и используют их в качестве захоронения костей той или иной родовой гтууппы как и в cvniecTRORa-нии такого обычая как «фамад'иана» следует вилеть современное продолжение неолитической Кадинии; эта практика отражает характерный для западноевропейской мегалитической культуры обычай вторичного Следы неолитических погребальных традиций можно, несмотря на влияние христианства, найти в современной Испании у басков52. В стране басков ос-
Рис. 7-116 Рис. 7-116 Сцены, связанные с исполнением погребальных обрядов, изображенные на сосудах периода гальштат, Шопрон, Венгрия. VI в. до н.э.
ту
Гимбутас М. Цивилизац и я Великой Боги
новной единицей организации общества является дом со всеми службами и землей (называемый «basseria»), который не подлежит разделу ни при наследовании, ни при перепродаже. Каждая усадьба такого рода имеет свой участок пола в местной церкви («sepulturie»), который символически ассоциируется с усыпальницей и где совершаются поминальные обряды. По воскресеньям женщины обставляют его свечками. В этих местах служат мессы по всем умершим и всем бывшим владельцам усадьбы: почти до конца XVIII в. под этими плитами действительно погребали покойников. В наши дни их хоронят рядом с церковью на закрепленных за той или иной усадьбой участках. Индивидуализация могил боль-шого значения не имеет При каждых похоронах мо-гилыцики выкапывают предыдущего покойника, помещают его кости в оссуарий а на его место ук-лялыяятот нового Есtcственho ofi экскарнэпии TVT речи быть не может, однако в использовании церк- ви в к AWPCTRP оссуария угад Ьи^ЯЙТСЯ НбТСПТОПЯЯ сЙЯзь с неолитическими мегалитами. Обычай забирать кости покойного через несколько лет после его кончины и помещать их в оссуарий до сих пор существует в Южной (Италия), Восточной (славянские страны) и Юго-Восточной (Греция) Европе. Так, еще в начале 1980-х гг. в Фессалии (Северная Греция) был зарегистрирован случай вторичного захоронения через 5 лет после смерти. Следующее за кончиной погребение считается временным; поминальные службы происходят натретий, девятый и сороковой день, затем через 6 месяцев и через год. Родственницы усопшего собираются на могиле и на протяжении часа причитают и поют, затем всех угощают ритуальным кушаньем («кoliva»), которое представляет собой смесь вареного зерна, сахара, корицы, орехов и изюма. Таким образом отмечается начало долгого переходного периода во время которого покойник не считается ни вполне мертвым, ни впол-не живым. Необходимо дождаться исчезновения разлагающейся плоти ее очищения через разрушение Только тогда останки могут быть отправлены к предкам Считается что этот срок должен быть приблизительно равен,5 годам хотя его бывает недостаточно для полного разложения волос и других частей теля Эксгумация останкпй--------- женская пя^лтя ST ппо- цитирую здесь трогательную запись Л ЛэнЛопт" в которой описана эксгумация ^»Sm! тамия на севере Греции™ деревушке 1Ю «Два брата Елены начинают разрывать песчаную почву, и толпа деревенских женщин ударяется в громкий, тоскливый плач, который, впрочем, не способен заглушить все более истерические выкрики Ирины, матери Елены. Причитания делаются все громче, и братья Елены, не в силах совладать с собой, передают лопаты двум молодым женщинам, которые продолжают копать. Братья неловко становятся за кругом плакальщиц, они неуместны в женском царстве смерти. Через какое-то время молодых женщин с лопатами сменяет старая вдова, которая, когда лопата натыкается на что-то твердое, начинает копать руками. Перекрестившись, она наклоняется, достает череп Елены и приветствует его: "Здравствуй, дитятко", Плакальщицы бросают в могилу цветы, крики и плач снова усиливаются. Вдова заворачивает череп в белый платок, кладет на него бумажные деньги, целует и передает Ирине со словами: "Ты хорошо ее приняла". С истерическими рыданиями Ирина обвивает руками череп дочери, трижды его целует, прижимает ко лбу и передает через могилу, чтобы его мог приветствовать отец и другие члены семьи. Несколько женщин просеивают землю, отыскивая Еленины потемневшие кости, которые складывают в металлический короб. Они пересчитывают га и советуются, как лучше уложить. Ирина не срззу поддается на уговоры расстаться с черепом дочери, который помещают в короб поверх костей. Приходит деревенский священник и поет часть греческой православной заупокойной службы. Короб с останками Елены помещают в деревенский оссуарий, небольшое цементное строение в углу кладбища. Семья отправляется домой, чтобы приготовить обильное угощение, а все прочие собираются на церковном дворе, где происходит традиционная раздача ритуального кушанья ("koliva")». При эксгумации дух умершего в последний раз возвращается в мир живых. Это своеобразная проверка, готов и достоин ли он присоединиться к предкам, после которой он уходит и более не тревожит живых. Пережитки похожего обычая, который предполагает возвращение костей в мир предков, можно обнаружить и у славян. Эксгумированные кости чистят, заворачивают в полотенце, именуемое «убрус», приносят домой и кладут в красный угол, к иконам. Именно в этом месте осуществляется связь с предками. Убрус, поскольку он касается черепа, считается тем самым освященным55. Как мы уже видели, западноевропейские мегалитические гробницы не были могилами в современном понимании этого слова, но представляли собой священные памятники, в которых происходили ритуалы, связанные с регенерацией и с поклонением предкам. Вырезанные на стенах гробниц изображения являются символами регенерации. На камнях входа, ортостатах, камнях свода и насыпях были выдолблены, вырезаны и, порой, нарисованы разнообразные символы. Однако на протя-
tma VII, Религия Бооини
жении почти ста лет мегалитическое искусство считалось чисто орнаментальным, а его религиозное значение игнорировалось. Меж тем эти символы не менее значимы для расшифровки верований строителей мегалитов, нежели для христианства - скульптуры и иконы. Большой вклад в изучение мегалитического искусства внесла Э.Туиг, собрав в одном томе практически все символы, которые только были вырезаны или нарисованы на камнях от Португалии до Ирландии56. Хотя она не предложила какой-либо собственной интерпретации, ее работа сделала доступными важные материалы по мегалитическому искусству. Ключ к расшифровке мегалитического искусства дал М.Бреннан, который разглядел связь между расстановкой памятников и их символикой, с одной стороны, и точками солнцестояния, равноденствия, солнечных и лунных восходов, а также лунных циклов, сдругой57. Важность этого наблюдения сомнению не подлежит. Однако не следует видеть в этих символах лишь отражение астрономических и математических знаний, не имеющих никакого отношения к религии. Мегалитические памятники необходимо рассматривать в контексте ритуалов. Мы не много выиграем, если будем знать чтоГавринис Нью-Грейндж Маэс-Хоу и другие гробницы были ориентированы на восход солнца в момент зимнего солнцестояния. Вопрос втом почему они были так ориентированы. И ответ на него может дать лишь анализ символики мегалитов. За резными или рисованными знаками, которые появляются во всех регионах распространения мегалитического искусства, безусловно стоит некий символический язык. Эти единичные или сгруппированные вместе изображения нельзя считать случайными «макаронами» или граффити: они являются частью древней системы религиозной экспрессии. Можно выделить следующие категории: Схематические изображения Богини: сюда относятся холмообразные фигуры с выступом вместо головы (порой с волосами) или без него, совинообразные менгиры и стелы, а также изображения глаз и грудей. Ее жизнеродящая вульва обозначается треугольником, двойным треугольником, ромбом и «песочными часами». Водные знаки: зигзаги, волнистые линии, многочисленные дуги и чашевидные знаки. Змеи: свернувшиеся клубком или извивающиеся. Одна свернувшаяся змея идентична изображению солнца, удвоенная — изображению глаза и бараньих рогов. Солнце с лучами и солнечные часы с чашевидным знаком посередине — символы жизненной энергии. Деревья жизни или жизненные столпы: вертикально составленные дуги или вертикально ползущие змеи и другие изображения сходного типа.
Спирали, крюки, рога, топоры и «гребни» — стимуляторы жизненных сил. Быки или бычьи рога - символы утробы Богини. Ладьи - мостки в потусторонний мир и катализаторы возрождения. Эти образы поддаются расшифровке только в контексте всей символической системы древне-европейского неолита. Однако изучение тех или иных мотивов и их сочетаний на примере отдельно взятых памятников, таких как Гавринис в Бретани или Нью-Грейндж и Наут в Ирландии, также может быть весьма плодотворным. Важно задаться вопросом, почему на мегалитах бывают только строго определенные символические изображения — треугольники, вульвы, чашевидные знаки, концентрические дуги, глаза, свернувшиеся змеи и солнце? Почему на погребальных памятниках фигурируют дерево жизни и жизненные столпы? Существенное значение имеет взаимосочетаемость знаков. К примеру, есть отчетливая связь между водными знаками, змеями и женскими изображениями. Чашевидные знаки взаимозаменяемы с треугольниками; они либо ассоциируются с водными знаками, либо окружены ими, а также концентрическими дугами или кругами и волнистыми линиями. Можно также говорить о внутренней связи между свернувшейся змеей и солнцем или глазом. Спирали, полумесяцы Dora kdiokh и топоры сопровождают сим-волические обозначения жизненного источника и выступают в качестве стимулятооов жизненных сил Все они - «символы становления». Сперва обратимся к символам, которые можно обозначить как общепринятые знаки образа Богини. В человеческом обличий она почти не появляется, за исключением антропоморфных менгиров, схематизированных изображений человеческой фигуры (рис. 7-117, 7-П8) и гибридов женщины-птицы. Да и для них бывают характерны не столько антропоморфные, сколько совиные очертания, как это можно видеть по изображению на стеле из западного коридора Наута (рис. 7-119) и по пластинам аспидного сланца и костям из Португалии, Испании и Южной Франции. Чаще всего встречаются символические изображения Богини в виде глаз, клюва и бровей (рис. 7-120.7 8) или свернувшихся змей, солнечных дисков пзтаи и ожерелий (см tmc 7-41) или же в виде геометрических форм -треугольников ромбов и «песочных часов». У входа в мегалитические гробницы иногда стоят огромные камни треугольной (Ьормы: не исключено, что они представляют собой Богиню (рис. 7-121). Тесную связь между Богиней и ее знаками можно также наблюдать на примере трапециевидных пластин аспидного сланца, коровьих костей и сосудов, которые находят в коридорных гробницах. На некоторых имеются схематические изображения лица или одних глаз, на других вырезаны ряды треугольников, Ihunyrihw М. Нчеи.шм ия я Ве т кой Бог ат
зигзагов, ромбов, дуг, чашевидных знаков, порой - знаков «X» и «песочных часов» (см. рис. 7-120). Теперь обратимся к некоторым наиболее значительным мегалитическим гробницам. Нью-Грейндж Для Нью-Грейнджа характерна высокая концентрация символов либо на самых заметных, либо на самых важных с точки зрения культа участках58. Таковыми здесь являются стоящий при входе камень насыпи № 1, камень свода восточного алькова и камень насыпи № 52. Все они отличаются виртуозностью орнамента и техническим совершенством отделки. На камне насыпи № 1 можно видеть типичное для Нью-Грейнджа сочетание символов (рис. 7-122). Большую часть его поверхности покрывают одинарные, двойные и тройные изображения свернувшихся змей. Два верхних завитка образуют характерный для коридорных гробниц Ирландии мотив глаза. К ним присоединен третий, так что вместе они складываются в тройную спираль: этот знак повторяется не только в Нью-Грейндже, но и на других памятниках. Богиня являет Рис. 7-118 План коридорной гробницы Ле-Пьер-Плат, Локмарьякер, Бретань, с расположенным под углом коридором (верхний рисунок), и схематические изображения - возможно, Богини-совы, — выгравироаанные на внутренней стороне камней коридора (нижние рисунки). У всех изображений имеется вертикальная линия в центреи по три-четыре круга или дуги с каждой стороны. Кроме того, на всех можно видеть множество вырезанных в разное врем кругов. Вероятно, начало IV тыс. до н.э.
Рис. 7-117 Рис. 7-117 (а) Плита из коридорной гробницы, найденная у внешнего входа в коридор: на ней вырезано омфаличе-ское изображение («холм с шишкой»). Что касается камеры (Ь), то она имеет очертания улья (что, скорей всего, символизирует могущество Матери-земли), вздымающегося, как холм или беременное чрево.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |