Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символика плодородия в мегалитических гробницах Западной Европы




ЮТ-

М



Рис. 7-101


Рис. 7-100 Планы треугольно-трапецие­видных полуподземных святи­лищ Лепенски-Вира с оштука­туренными полами и прямо­угольными алтарями. Район Железных Ворот, Северная Югославия. Ок. 6500-5500 гг. ДО н э


 


Рис. 7-101 Детали внутреннего устройства святилищ Лепенски-Вира. Пол покрыт слоем красноватой извести, в центре - прямоугольный обложенный камнями алтарь, окруженный тонкими вертикаль­ными каменными плитами треугольной формы. За алтарем ус­тановлена скульптура. Лепенски-Вир Id, святилище № 19. Ок. 6000 г. до н.э.; диаметр широкого конца ок. 7 м.


Рис. 7-102 Яйцевидные скульптуры Боги­ни-рыбы, найденные у изго­ловья алтарей в Лепенски-Вире; песчаник; Лепенски-Вир П. Ок. 6000 г. до н.э.; высота (1) 38 см, (2) 51 см.



гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приоб­щались к великому круговороту смер­ти и возрождения. Тем же, кто скепти­чески относится к этой древней «сим­волике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно».

Еще один знак культового исполь­зования этих утробообразных помеще­ний — скульптуры Спящих дам, кото­рые покоятся на низком ложе: они свя­заны с двумя кубическими комнатами, выходящими в центральный зал (рис. 7-105, 7-106). Ту из них, что имеет наи­более отчетливые черты, можно счи­тать истинным шедевром. Она извест­на под именем «Спящей госпожи Ги-погея»: это дама весьма округлых форм, с яйцеобразными ягодицами, которая дремлет, лежа на боку, и мож­но поклясться, видит сны. Но почему она спит в могиле? Одно из возможных объяснений состоит в том что это — воспроизведени е инициационного или инкубационного ритуала. Спать в ут-робе Богини значит умереть и снова возродиться к жизни Помимо проче­го эта Спящая госпожа мопа иметь вотивный характер и бытьдагюм чело­века успешно прошедшего здесь через инкубационный ритуал Не исключе­но, что она также связана с лечебной практикой В классический ттериод инкубация ассоцииоовалась с цели­тельными ритуалами из которых луч­ше всего известны те,' что проходили в

хПЯМР Аскгтепия в ^ПИЛЯНПР Pvtk про-

целурысостояла в том что пациент спепва подвергался первичном у очи шению совершая омовения и постясь п затем ппово^^

1ПтГ Ппг/пл^Гн?пе1ГГпппейгКпи симяппичегкпи^игтРМР ZZ-ITJZZ иппг?яг7й nS гяыпй Rnr^HM S ^1 ™*н^"пГп° ^прпяткГ^пп urn

нерацию, или и то, и другое.

Другие регенерационные символы можно видеть на найденных в гипогее



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


 


Рис. 7-104 Гипогей Халь-Сафлиени, так называемая «комната оракула»: на потолке крас­ная охряная роспись в виде спиралей или виноградных лоз и дисков.

Рис. 7-103


Рис. 7-103 Планы трех подземных эта­жей сообщающихся гробниц Халь-Сафлиени, Мальта. Просторные залы и боко­вые ниши имеют яйцевид­ную форму. Этот гипогей использовался в IV - нача­ле III тыс. до н.э.


Глава V II. Религия Бооини



 


сосудах: это в первую очередь быки, букрании ияйца. На внутренней стороне одного блюда имеется резное и инкрустированное белым цветом изображение де­вяти быков с огромными рогами, а на его внешней стороне — изображения яиц, соединенных между со­бой пучками параллельных линий (рис. 7-108). Это сочетание изображений быка или его рогов с изобра­жением яиц — типичная для Древней Европы симво­лическая передача идеи регенерации, повторявшаяся на протяжении тысячелетий. Лучше всего она про­слеживается в кукутенской и минойской культурах. Символика мальтийских монументов в целом соот­ветствует той, что характерна для прочих частей Древ­ней Европы.

На Сардинии насчитывается несколько сотен весьма интересных подземных гробниц; большая их часть восходит к периоду оциери и датируется кон­цом V - началом IV тыс. до н.э. (рис. 7-109). Можно предположить, что они появились в результате эво­люции предшествовавших им скальных гробниц с яйцевидными ячейками.

Гипогеи Оциери свидетельствуют о настоящем взрыве в строительстве гробниц. Некоторые из них невелики по размеру и состоят из одной, двух или трех яйцевидных ячеек; другие, напротив, отлича­ются размахом и большим количеством ячеек, а кроме того, имеют зал с колоннами посередине. К числу последних относится гипогей Сан-Андреа-Приу в Бонорве, в северной части Сардинии (см. рис. 5-19). Это большие и легко доступные гроб­ницы, которые были разграблены еще в древности: в них остались лишь украшавшие стены росписи, резьба и барельефы.

Человеческие останки в этих гробницах удается обнаружить лишь в крайне редких случаях, как, ска­жем, в Сан-Бенедетто, Иглесиас (Юго-Западная Сар­диния). Сохранившиеся там кости говорят о том, что на Сардинии, как на Мальте и в ряде других мест, практиковалось захоронение в два этапа. Всего в Сан-Бенедетто было найдено 35 черепов и много разроз­ненных костей, которые находились как в централь­ном зале, так и в боковых ячейках (рис. 7-110; ма­ленькие кружки внутри плана гробницы обозначают расположение черепов и костей).

Мы практически ничего не знаем о том, каким образом осуществлялась здесь экскарнация, однако в Северной Сардинии есть один в высшей степени за­гадочный монумент, который, возможно, имел отно­шение к погребальным церемониям. Это Монте-д'Ак-кодди неподалеку от Альгеро — огромная прямоуголь­ная платформа, высоко поднятая на каменном фундаменте, к которой ведет покатая насыпь (рис. 7-111). Здесь было обнаружено блюдо с изображением пляски: девушки, чьи силуэты имеют очертания «пе­сочных часов», держась за руки, образуют круг и, на­сколько можно судить, танцуют (рис. 5-15.2). Эта платформа должна была идеально подходить для про-


ведения ритуальных церемоний. Но выставляли здесь умерших птицам или нет — мы не знаем.

Над входами в гипогеи располагались огромные рога или рельефы бычьих голов: иначе говоря, для того, чтобы попасть во внутренние покои, следовало пройти через букранию, символически уподоблен­ную утробе (рис. 7-112). Окрашенные в красный цвет изображения или рельефы больших бычьих голов или рогов также украшали стены внутренних покоев (рис. 7-113). Помимо этого, орнаментальные мотивы включали в себя изображения треугольников-вульв (единичные, тройные или многофигурные), барань­их рогов или свернувшихся змей, а также концентри­ческих кругов. Наиболее богато декорированная сар­динская керамика и знаменитые алебастровые мра­морные и костяные статуэтки нагой Белой Богини смерти как правило обнаруживаются в тех местах которые местное население именует «ведьмовскими домами» («domus de Janas»).

Пещера Скалоряя в Юго-Восточной Италии

Расположенная неподалеку от города Манфредо-ния (Юго-Восточная Италия), пещера Скалория со­стоит из двух частей: верхняя пещера представляет собой просторное помещение, вполне пригодное для обитания; здесь были обнаружены керамика и камен­ные орудия конца VII — конца VI тыс. до н.э. Ниж­няя пещера — длинная и узкая, как рукав, со сталаг­митами и бьющим на дне ключом. Возле ключа было найдено большое количество раскрашенных керами­ческих предметов; поданным радиоуглеродного ана­лиза, церемонии здесь проходили в середине VI тыс. до н.э., приблизительно в 5600-5300 гг. до н.э. (рис. 7-114А).

Местные археологи, среди которых были и непро­фессионалы, обнаружили эту пещеру еще в начале XX в. и вынесли из нее значительное количество ке­рамики. К счастью, в ней прекрасно сохранились со­суды, которые так затвердели по соседству со сталаг­митами, что изъять их оказалось невозможно. Во вре­мя моей экспедиции 1979 и 1980 гг. нам удалось собрать в верхней и нижней пещере осколки 1500 украшенных регенерационными символами сосудов с изображениями яиц, треугольников, змей, расти­тельным и солярным узором, а также символиче-скими знаками самой Богини регенерации — V-об-разными фигурами, треугольниками, песочными ча­сами и бабочками (рис. 7-114В). Насколько можно судить церемонии проходившие в таинственных глубинах пещеры вблизи от «жизненной влаги», име­ли регенерационный характер.

У входа в узкую пещеру было похоронено более 137 человек, один над другим и безо всякого поряд­ка. Большая часть скелетов принадлежит молодым женщинам в возрасте от 20 до 22 лет, которые, воз­можно, умерли при родах, а также младенцам. У не-


"



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


Рис. 7-105



 


 



Рис. 7-106


Рис. 7-105 Мальтийская «Спящая дама». Женщина (боги­ня или жрица) лежит на дисковидном ложе, под головой подушка. Ее ягодицы напоминают два яйца, что подразумевает регенерационную сим­волику. Гипогей Халь-Сафлиени, Мальта, каме­ра яйцевидной формы. Терракота с до сих пор заметными следами красной краски. Конец IVтыс. до н.э.; длина 12 см.

Рис. 7-106 Еще одна мальтийская «Спя­щая дама», лежащая на ложе лицом вниз: изображение под­черкивает символическую зна­чимость яйцевидных ягодиц, являющихся символом регене­рации. Гипогей Халь-Сафлие­ни, найдена в подземном поме­щении яйцевидной формы, расписанном красными змее­видными спиралями. Конец IVтыс. до н.э.; длина 6 см.


 

 


та VII. Религия Бог ини



 



Рис. 7-108 ътийское блюдо, расписанное двумя основными регенерационными символа­ми, яйцами и быками. Заштрихованные участки могут символизировать воду или лучи энергии. Халь-Сафлиени, Мальта. Конец IVтыс. до н.э., ок. 3000 г. до н.э.; диаметр 27 см.

 

 

Рис. 7-107

Рис. 7-107 Глиняная рыба на ложе, маль­тийский гипогей; высота 5,5 см,

длина 8 см.


 

 


Рис. 7-108




Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини

 

Рис. 7-110

Рис.7-109

Рис. 7-109 Планы и разрезы сардинских подземных могил в окрестно­стях Оциери, Северная Сарди­ния. Период оциери. Конец V -начало IV тыс. до н.э.


Рис. 7-110 Разрез и план гипогея Сан-Бе-недетто-Иглесиас, Кальяри. Маленькими кружками обо­значено местоположение чере­пов и разрозненных костей.


 


 


 


 


 


 


Рис. 7-111

 



Рис. 7-111 Схематическая зарисовка монумента Монте-д'Аккодди к се­веро-западу от Сассари. Прямоугольная платформа имеет пло­щадь 37,5 на 30,5 м. Возможно, что в период оциери (конец Vтыс. до н.э.) здесь происходили погребальные ритуалы, со­провождавшиеся музыкой и плясками. Здесь же было обнару­жено блюдо с изображением держащихся за руки танцующих девушек (см. рис. 5-15. 2).

 


haea VII. Религия Богини



 


Рис. 7-112


Ъ&\-Ж*^;ЛЪ/Л&гЛи <-&&К'*^$.>^гы

^"■."Г,^ >ft-/^..^v.^-. Hf^ j-^v^i;.^ |'^.:\i.~-


Рис. 7-112 Сардинские подземные гробницы: входы в форме бычьей головы и бычья голова над входом. (1, 2) Сос-Фурригезос, Анела; (3) Мандра-Антине-о-Турри, провинция Сассари. Ок. Vтыс. до н.э.

Рис. 7-113

Рис. 7-113 Подземная гробница с настенными рельефами бычьих голов, которые своей формой напоми­нают матку. Южное Лезеи, Боннанаро, Сардиния. Ок. 4000 г. до н.э.



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини


 


которых черепа были отделены до того, как тело было положено в могилу, на других заметны насечки42. Те­перь мы можем в этом угадать очень древнюю и ши­роко распространенную практику погребения, когда у мертвых тел отделяли головы, проводили с ними особые ритуальные процедуры, а затем захоранива­ли их отдельно от остальных останков. Все это отнюдь не указывает на существование здесь человеческих жертвоприношений.

Мегалитическая гробниаа Айсбистер на Оркнейских островах {Шотландия)

Расположенная на одном из Оркнейских остро­вов у северо-восточной оконечности Шотландии, гробница Айсбистер являет собой редкий пример мегалитического захоронения, в котором сохрани­лись сотни разрозненных человеческих скелетов, ос­танки орланов и других хищных птиц, сотни рыбьих скелетов, костей животных, зерен и многое другое. В основном мегалитические гробницы скудны на на­ходки, поскольку были разграблены еще в древние времена или разрушены рудокопами.

Айсбистер — один из 76 известных мегалитиче­ских монументов Оркнейских островов. Все эти гроб­ницы выстроены из местного камня и покрыты ка­менными насыпями круглой или овальной формы. Внутрь гробницы ведет коридор, упирающийся в центральную камеру, которая либо разбита на мно­жество ячеек, либо на три или на большее количе­ство отсеков. Снаружи гробницы были снабжены двориками и окружены каменными платформами, а некоторые — земляными насыпями.

Айсбистер находится на южной оконечности од­ного из южных Оркнейских островов. Сверху ее по­крывает каирн размером 10 на 8 м и в 3—3,5 м высо­той. Ее внутренняя камера имеет около 8 м в длину и снабжена боковыми ячейками и концевыми отсека­ми (рис. 7-115). Основные раскопки проводились здесь в 1976 г. Р.Саймисоном. Судя по радиоуглерод­ным датировкам, ее сооружение началось приблизи­тельно в 3150 ± 80 г. до н.э., а использовалась она око­ло 800 лет.

Поскольку здесь были обнаружены кости и ске­леты орланов, Айсбистер получила известность как «Гробница орланов» —так называется посвященная ей книга Дж.Хеджеса43. Однако это не только пти­чье захоронение. Как и в случае других мегалитиче­ских гробниц, это было священное место, куда по­сле экскарнации помещали человеческие останки. Около 90% хищных птиц, с чьей помощью кости освобождали от плоти, были белохвостыми орлана­ми. 35 их скелетов, а также скелеты чаек, сов, во­рон, воронов и других птиц были найдены как внут­ри камеры, так и вокруг гробницы. Тот факт, что орланов то ли хоронили, то ли приносили в жертву в центральной части гробницы, указывает на их важ-


ное значение в качестве птиц Богини смерти и воз­рождения.

Раскопки Айсбистера явились наиболее убеди­тельным доказательством существования практики экскарнации, поскольку все помещенные там остан­ки были полностью разъяты. Очевидно, что мертвые тела сперва оставляли снаружи, чтобы они были очи­щены от плоти, а затем часть костей переносили в камеру. Судя по тому, что кости эти были побелев­шими и со следами атмосферного воздействия, они находились под открытым небом довольно долгое время. Отдельные кости затем складывали штабеля­ми вдоль стен основного покоя, черепа помещали в боковые ячейки, а костные остатки — под полками концевых отсеков и на них. Считается, что экскар-нация происходила в непосредственной близости от гробницы возможно на специально для того прел-назначенных платформах. Подсчитав, какое количе-ство тел могут представлять тысячи сложенных в центральной камере костей и каков был периолее использования Хеджес сделал вывод что экскава­ция в среднем должна была проводиться два раза l год. В таком случае кости достаточно долго остава-лись под открытым небом чтобы побелеть и испы-тать воздействие погоды Дж Честерман поовел ана­лиз останков из другой оокнейской гообнииы Ктан-

тыи обитреныло такой степени что их почти не возможно было илентасЬ^иииюмть^ По вилимош

м^^^впе^^^особ^ит^ьтЗ mSoiajraft«ПмЖи» rmvuen^S

начале се™ уже остя^исГпяни кпети I нелТ ние^окпйники еше пппл^е спуп^яли теле'снГтЛ

^™Т г£зм™ ™ Tn ^n^JZlTZZrtf^l n нечное очищение ос iинков, осооенно если На кистях

^о вн™ Возможно что ^^енишкшш

еще оставались куски мягких тканей.

Те особые дни, когда кости возвращались в оби­тель предков, были радостными праздниками. Внут­ри камеры обнаружены многочисленные остатки пиров: кости овец, коз, крупного рогатого скота и свиней. На мясо забивали молодых животных, кото­рым в основном было меньше года, причем явное предпочтение отдавалось окорокам, в особенности ногам ягненка. Кроме того, было найдено больше трехсот зерен ячменя, а также кости марала, выдрыи сотни, если не тысячи, рыбьих скелетов. Почему так


Рис. 7-114В Сосуды из пещеры Ска-лория (Манфредония, Юго-Восточная Ита­лия), украшенные сим­волами регенерации: яйцами, солнечными дисками, растениями и знаками Богини в виде буквы «V» и треугольни­ков; красная роспись на белом фоне. Согласно радиоуглеродному ана­лизу, они датируются 5600-5300 гг. до н.э.

Рис.7-П4А В пещерных святили­щах «столбы жизни» представлены фалло-сообразными сталагми­тами. В пещере Скало-рия (Манфредония, Юго-Восточная Ита­лия) вокруг сталагми­тов и у священного ис­точника на дне были найдены расписные со­суды. Ок. 5600-5300 гг. до н.э.

 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 


много рыбы? Если бы она шла в пищу, то мы бы на­ходили лишь отдельные кости и небольшие фрагмен­ты. Я полагаю, что эта рыба, как и орланы, воплоща­ла могущество Богини и были захоронена здесь в ка­честве одного из главных символов регенерации. Мы знаем, что рыба играла какую-то роль в регенераци-онных обрядах: свидетельства тому есть в мальтий­ском гипогее Халь-Сафлиени, где можно видеть скульптурное изображение рыбы, возлежащей на ложе (см. рис. 7-107). В Лепенски-Вире рыба, наряду с со­бакой и оленем, была одним из основных жертвенных животных; а великолепные каменные изваяния Боги­ни-рыбы имеют вид гибрида рыбы, женщины и хищ­ной птицы (см. рис. 7-102 и цветную вклейку 23).

В других мегалитических гробницах Оркнейских островов в качестве священного животного Богини погребали не рыбу, а собак: так, в Кувине было най­дено 24 собачьих черепа, а на Баррее собачьи черепа и скелеты были обнаружены во всех частях могилы47. В северной части о. Папа-Уэстрей найдена дюжина оленьих рогов — они могли служить как символами регенерации, так и частью головного убора, необхо­димого для оленьих плясок. Свидетельства сущест­вования последних известны от раннего постледни­кового периода вплоть до нашего времени

1 В ново-


годние праздники мужчины по-прежнему наряжают­ся в женское платье, надевают рога и исполняют зна­менитый олений танец, способствующий регенера­ции и служащий залогом удачного года.

Факт захоронения рыбы, собак и оленей говорит о том, что эти празднества не сводились к простому поеданию мяса. Безусловно, не обходилось без му­зыки и плясок. К сожалению, керамика, найденная в мегалитических гробницах Оркнейских островов, не имеет изобразительных росписей, однако извест­но, что погребальные обряды, совершавшиеся в ги-погеях Сардинии и в других местах, включали в себя пляски (см. рис. 7-111, 7-112, 7-113). На венгерской погребальной керамике VI в. до н.э. (период галь-штат) есть изображения танцев и музыкантов с лира­ми, а кроме того — охоты и похоронных игрищ, как это можно видеть на сосуде из Шопрона49. Танцую­щие фигуры имеют очертания треугольников или «пе­сочных часов», так же как и едущая на четырех­колесной повозке Богиня (рис. 7-116). Музыканты, охотники и участники игрищ — мужчины. Под изо­бражениями основных погребальных церемоний, ко­торые мы видим на сосуде из Шопрона, расположе­ны орнаментальные панно, состоящие либо из рядов треугольников и песочных часов, либо из сочетания


 




 

^•--

 

 
«^»™

9 ХОД

1. Замурованные под полом кости 2. Сваленные кучей на полу кости без черепов 3. Поврежденная верхняя полка

Рис.7-115


Рис. 7-115 (а) Схема камеры кургана Айс-бистер (Ь) и его общий вид. Оркнейские острова, Шотлан­дия. Конец IVтыс. до н.э.

раскопки 1958 г. раскопки до 1958 г.

раскопки 1976 г.

-----,

К>'>'\ россыпь керамики

ортостаты

вертикальные каменные плиты

преимущественно черепа

черепа и кости


Глава VII. Религия Богини



 


треугольников и ромбов. Как будет явствовать из сле­дующего раздела, эти же мотивы присутствуют на стенах мегалитических гробниц. Эта неизменность образного ряда на протяжении трех тысячелетий -сильный аргумент в пользу того, что эти фигуры име­ют некую символическую связь с погребальными об­рядами.

Этнографические параллели

Айсбистер - прекрасный образец неолитическо­го захоронения костей, священнейшего места на тер­ритории родовой группы. Величественные мегалити­ческие постройки были символами центра, сердце­вины, служили живой связью с землей предков и с самими предками, объединяли членов родовой груп­пы. Именовать их, как это делает К.Ренфрю50, «тер­риториальными ориентирами» значит без должного уважения относиться к этой культуре. Мы обычно не говорим о наших сельских церквях как о «террито­риальных ориентирах», хотя они так же заметны и так же почитаемы в качестве религиозных центров, как это было в случае мегалитических гробниц.

Практика поэтапного захоронения и строительст­ва больших мегалитов имеет этнографические парал­лели. Их близкие аналоги можно найти у народно­сти мерина, обитающей в центральной части остро­ва Мадагаскар51. Мерина эндогамны; они живут родовыми группами на землях предков (М.Блок име­нует их «демес»). Для этих людей суть их общности


заключается в неразрывной связи между группой и находящимися в общем пользовании орошаемыми землями. В каждом демесе есть собственная гробни­ца — весьма прочное мегалитическое сооружение, являющееся центральным символом данной группы. Мерина практикуют захоронение в два этапа: на пер­вом этапе тело погребают не в специально отведен­ной могиле, а просто поблизости от места кончины. Второй этап называется «фамад'иана» и предполага­ет эксгумацию разложившихся останков и их пере­захоронение в общинной гробнице на земле предков. Это возвращение является радостным событием, оно сопровождается музыкой и плясками, иногда — даже с самими костями. Разложению подвержено индиви­дуальное в то время как кости принадлежат миру предков «Фамад'иана*1 подчеркивает значение rovn-пы в целом а не какого-то конкретного покойника. Это общее перемалывание тел в могиле есть высший акт дарующий благословение предков В том что мерина возводят постоянные мегалитические строе-ния и используют их в качестве захоронения костей той или иной родовой гтууппы как и в cvniecTRORa-нии такого обычая как «фамад'иана» следует вилеть современное продолжение неолитической Кадинии; эта практика отражает характерный для западноев­ропейской мегалитической культуры обычай вторич­ного

Следы неолитических погребальных традиций можно, несмотря на влияние христианства, найти в современной Испании у басков52. В стране басков ос-


 



Рис. 7-116


Рис. 7-116 Сцены, связанные с исполне­нием погребальных обрядов, изображенные на сосудах пе­риода гальштат, Шопрон, Венг­рия. VI в. до н.э.



Zkff ^^рГ1^~

ту


шипи

Гимбутас М. Цивилизац и я Великой Боги


 


новной единицей организации общества является дом со всеми службами и землей (называемый «basseria»), который не подлежит разделу ни при на­следовании, ни при перепродаже. Каждая усадьба такого рода имеет свой участок пола в местной церк­ви («sepulturie»), который символически ассоцииру­ется с усыпальницей и где совершаются поминаль­ные обряды. По воскресеньям женщины обставля­ют его свечками. В этих местах служат мессы по всем умершим и всем бывшим владельцам усадьбы: поч­ти до конца XVIII в. под этими плитами действитель­но погребали покойников. В наши дни их хоронят рядом с церковью на закрепленных за той или иной усадьбой участках. Индивидуализация могил боль-шого значения не имеет При каждых похоронах мо-гилыцики выкапывают предыдущего покойника, помещают его кости в оссуарий а на его место ук-лялыяятот нового Есtcственho ofi экскарнэпии TVT речи быть не может, однако в использовании церк-

ви в к AWPCTRP оссуария угад Ьи^ЯЙТСЯ НбТСПТОПЯЯ сЙЯзь

с неолитическими мегалитами.

Обычай забирать кости покойного через несколь­ко лет после его кончины и помещать их в оссуарий до сих пор существует в Южной (Италия), Восточ­ной (славянские страны) и Юго-Восточной (Греция) Европе. Так, еще в начале 1980-х гг. в Фессалии (Се­верная Греция) был зарегистрирован случай вторич­ного захоронения через 5 лет после смерти. Следую­щее за кончиной погребение считается временным; поминальные службы происходят натретий, девятый и сороковой день, затем через 6 месяцев и через год. Родственницы усопшего собираются на могиле и на протяжении часа причитают и поют, затем всех уго­щают ритуальным кушаньем («кoliva»), которое пред­ставляет собой смесь вареного зерна, сахара, кори­цы, орехов и изюма. Таким образом отмечается на­чало долгого переходного периода во время которого покойник не считается ни вполне мертвым, ни впол-не живым. Необходимо дождаться исчезновения раз­лагающейся плоти ее очищения через разрушение Только тогда останки могут быть отправлены к пред­кам Считается что этот срок должен быть прибли­зительно равен,5 годам хотя его бывает недостаточ­но для полного разложения волос и других частей

теля Эксгумация останкпй--------- женская пя^лтя ST ппо-

цитирую здесь трогательную запись Л ЛэнЛопт" в которой описана эксгумация ^»Sm!

тамия на севере Греции™ деревушке

«Два брата Елены начинают разрывать песчаную почву, и толпа деревенских женщин ударяется в гром­кий, тоскливый плач, который, впрочем, не спосо­бен заглушить все более истерические выкрики Ири­ны, матери Елены. Причитания делаются все гром­че, и братья Елены, не в силах совладать с собой, передают лопаты двум молодым женщинам, которые


продолжают копать. Братья неловко становятся за кругом плакальщиц, они неуместны в женском цар­стве смерти.

Через какое-то время молодых женщин с лопата­ми сменяет старая вдова, которая, когда лопата на­тыкается на что-то твердое, начинает копать руками. Перекрестившись, она наклоняется, достает череп Елены и приветствует его: "Здравствуй, дитятко", Плакальщицы бросают в могилу цветы, крики и плач снова усиливаются. Вдова заворачивает череп в бе­лый платок, кладет на него бумажные деньги, целует и передает Ирине со словами: "Ты хорошо ее приня­ла". С истерическими рыданиями Ирина обвивает руками череп дочери, трижды его целует, прижимает ко лбу и передает через могилу, чтобы его мог при­ветствовать отец и другие члены семьи.

Несколько женщин просеивают землю, отыски­вая Еленины потемневшие кости, которые склады­вают в металлический короб. Они пересчитывают га и советуются, как лучше уложить. Ирина не срззу поддается на уговоры расстаться с черепом дочери, который помещают в короб поверх костей.

Приходит деревенский священник и поет часть греческой православной заупокойной службы. Короб с останками Елены помещают в деревенский оссуа­рий, небольшое цементное строение в углу кладби­ща. Семья отправляется домой, чтобы приготовить обильное угощение, а все прочие собираются на цер­ковном дворе, где происходит традиционная раздача ритуального кушанья ("koliva")».

При эксгумации дух умершего в последний раз возвращается в мир живых. Это своеобразная про­верка, готов и достоин ли он присоединиться к пред­кам, после которой он уходит и более не тревожит живых.

Пережитки похожего обычая, который предпола­гает возвращение костей в мир предков, можно об­наружить и у славян. Эксгумированные кости чис­тят, заворачивают в полотенце, именуемое «убрус», приносят домой и кладут в красный угол, к иконам. Именно в этом месте осуществляется связь с предка­ми. Убрус, поскольку он касается черепа, считается тем самым освященным55.

Как мы уже видели, западноевропейские мегали­тические гробницы не были могилами в современ­ном понимании этого слова, но представляли собой священные памятники, в которых происходили ри­туалы, связанные с регенерацией и с поклонением предкам. Вырезанные на стенах гробниц изображе­ния являются символами регенерации.

На камнях входа, ортостатах, камнях свода и на­сыпях были выдолблены, вырезаны и, порой, нари­сованы разнообразные символы. Однако на протя-


 


tma VII, Религия Бооини



 


жении почти ста лет мегалитическое искусство счи­талось чисто орнаментальным, а его религиозное значение игнорировалось. Меж тем эти символы не менее значимы для расшифровки верований строи­телей мегалитов, нежели для христианства - скульп­туры и иконы.

Большой вклад в изучение мегалитического ис­кусства внесла Э.Туиг, собрав в одном томе практи­чески все символы, которые только были вырезаны или нарисованы на камнях от Португалии до Ир­ландии56. Хотя она не предложила какой-либо соб­ственной интерпретации, ее работа сделала доступ­ными важные материалы по мегалитическому искус­ству.

 

Ключ к расшифровке мегалитического искусства дал М.Бреннан, который разглядел связь между рас­становкой памятников и их символикой, с одной сто­роны, и точками солнцестояния, равноденствия, сол­нечных и лунных восходов, а также лунных циклов, сдругой57. Важность этого наблюдения сомнению не подлежит. Однако не следует видеть в этих символах лишь отражение астрономических и математических знаний, не имеющих никакого отношения к религии. Мегалитические памятники необходимо рассматри­вать в контексте ритуалов. Мы не много выиграем, если будем знать чтоГавринис Нью-Грейндж Маэс-Хоу и другие гробницы были ориентированы на вос­ход солнца в момент зимнего солнцестояния. Вопрос втом почему они были так ориентированы. И ответ на него может дать лишь анализ символики мегали­тов.

За резными или рисованными знаками, которые появляются во всех регионах распространения мега­литического искусства, безусловно стоит некий символический язык. Эти единичные или сгруппи­рованные вместе изображения нельзя считать случай­ными «макаронами» или граффити: они являются частью древней системы религиозной экспрессии. Можно выделить следующие категории:

Схематические изображения Богини: сюда относят­ся холмообразные фигуры с выступом вместо голо­вы (порой с волосами) или без него, совинообразные менгиры и стелы, а также изображения глаз и гру­дей. Ее жизнеродящая вульва обозначается треуголь­ником, двойным треугольником, ромбом и «песоч­ными часами».

Водные знаки: зигзаги, волнистые линии, много­численные дуги и чашевидные знаки.

Змеи: свернувшиеся клубком или извивающиеся. Одна свернувшаяся змея идентична изображению солнца, удвоенная — изображению глаза и бараньих рогов.

Солнце с лучами и солнечные часы с чашевидным знаком посередине — символы жизненной энергии.

Деревья жизни или жизненные столпы: вертикаль­но составленные дуги или вертикально ползущие змеи и другие изображения сходного типа.

 


Спирали, крюки, рога, топоры и «гребни» — стиму­ляторы жизненных сил.

Быки или бычьи рога - символы утробы Богини.

Ладьи - мостки в потусторонний мир и катализа­торы возрождения.

Эти образы поддаются расшифровке только в контексте всей символической системы древне-европейского неолита. Однако изучение тех или иных мотивов и их сочетаний на примере отдельно взятых памятников, таких как Гавринис в Бретани или Нью-Грейндж и Наут в Ирландии, также может быть весьма плодотворным.

Важно задаться вопросом, почему на мегалитах бывают только строго определенные символические изображения — треугольники, вульвы, чашевидные знаки, концентрические дуги, глаза, свернувшиеся змеи и солнце? Почему на погребальных памятни­ках фигурируют дерево жизни и жизненные столпы? Существенное значение имеет взаимосочетаемость знаков. К примеру, есть отчетливая связь между вод­ными знаками, змеями и женскими изображениями. Чашевидные знаки взаимозаменяемы с треугольни­ками; они либо ассоциируются с водными знаками, либо окружены ими, а также концентрическими ду­гами или кругами и волнистыми линиями. Можно также говорить о внутренней связи между свернув­шейся змеей и солнцем или глазом. Спирали, полу­месяцы Dora kdiokh и топоры сопровождают сим-волические обозначения жизненного источника и выступают в качестве стимулятооов жизненных сил Все они - «символы становления».

Сперва обратимся к символам, которые можно обозначить как общепринятые знаки образа Богини. В человеческом обличий она почти не появляется, за исключением антропоморфных менгиров, схемати­зированных изображений человеческой фигуры (рис. 7-117, 7-П8) и гибридов женщины-птицы. Да и для них бывают характерны не столько антропо­морфные, сколько совиные очертания, как это мож­но видеть по изображению на стеле из западного ко­ридора Наута (рис. 7-119) и по пластинам аспидного сланца и костям из Португалии, Испании и Южной Франции. Чаще всего встречаются символические изображения Богини в виде глаз, клюва и бровей (рис. 7-120.7 8) или свернувшихся змей, солнечных дис­ков пзтаи и ожерелий (см tmc 7-41) или же в виде геометрических форм -треугольников ромбов и «пе­сочных часов». У входа в мегалитические гробницы иногда стоят огромные камни треугольной (Ьормы: не исключено, что они представляют собой Богиню (рис. 7-121).

Тесную связь между Богиней и ее знаками можно также наблюдать на примере трапециевидных пла­стин аспидного сланца, коровьих костей и сосудов, которые находят в коридорных гробницах. На неко­торых имеются схематические изображения лица или одних глаз, на других вырезаны ряды треугольников,



Ihunyrihw М. Нчеи.шм ия я Ве т кой Бог ат


 


зигзагов, ромбов, дуг, чашевидных знаков, порой - знаков «X» и «пе­сочных часов» (см. рис. 7-120).

Теперь обратимся к некоторым наиболее значительным мегалити­ческим гробницам.

Нью-Грейндж

Для Нью-Грейнджа характерна высокая концентрация символов либо на самых заметных, либо на самых важных с точки зрения культа участ­ках58. Таковыми здесь являются стоящий при входе камень насыпи № 1, камень свода восточного алькова и камень насыпи № 52. Все они отли­чаются виртуозностью орнамента и техническим совершенством отдел­ки.

На камне насыпи № 1 можно видеть типичное для Нью-Грейнджа сочетание символов (рис. 7-122). Большую часть его поверхности по­крывают одинарные, двойные и тройные изображения свернувшихся змей. Два верхних завитка образуют характерный для коридорных гроб­ниц Ирландии мотив глаза. К ним присоединен третий, так что вме­сте они складываются в тройную спираль: этот знак повторяется не только в Нью-Грейндже, но и на других памятниках. Богиня являет


Рис. 7-118 План коридорной гробницы Ле-Пьер-Плат, Локмарьякер, Бретань, с расположенным под углом коридором (верхний ри­сунок), и схематические изо­бражения - возможно, Боги­ни-совы, выгравироаанные на внутренней стороне камней коридора (нижние рисунки). У всех изображений имеется вертикальная линия в центреи по три-четыре круга или дуги с каждой стороны. Кроме того, на всех можно видеть множест­во вырезанных в разное врем кругов. Вероятно, начало IV тыс. до н.э.


 



Рис. 7-117


Рис. 7-117 (а) Плита из коридорной гробницы, найденная у внешнего входа в коридор: на ней вырезано омфаличе-ское изображение («холм с шишкой»). Что касается камеры (Ь), то она имеет очертания улья (что, ско­рей всего, символизирует могущество Матери-зем­ли), вздымающегося, как холм или беременное чре­во.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.