КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные и коллективные захоронения
Обувь Блузы или корсажи Передники Еще одной деталью одежды были, по-видимому, ритуальные передники. Обычно они обозначены точечными углублениями или насечками, которые образуют падающие складками, прямоугольные, петлеобразные или У-образные передники ниже колена. Они всегда украшены узором из змейчатых спиралей, знаков «V», шевронов и других мотивов, часто встречающихся на статуэтках богинь (рис. 7-93). Некоторые статуэтки облачены в блузы, у которых имеется только передняя и задняя часть, а бока открыты (рис. 7-94). Если эта деталь туалета имела реальные прототипы, нам остается только гадать, из чего их изготавливали. Если не из ткани, то, возможно, из кожи. Поскольку в такого рода корсеты бывают одеты статуэтки, чьи лица закрыты маской, можно предположить, что их назначение было в большей мере церемониальным, нежели практическим.
Рис. 7-75 Вне зависимости от размера статуэтки, для изображений Боги-ни-птицы часто характерны тщательно выполненные головные уборы. На этой найденнойв Ахиллейоне крохотной статуэтке у богини клюв, а голова увенчана тюрбаном: кусок материй обернут вокруг головы, один конец спускается сбоку и закреплен у основания шеи диском. Культура сескло, АхиллейонЩ Фессалия. Ок. 5800 г. до н.э. Рис. 7-76 На голове у этой Богини-птицы с цилиндрической шеей -тюрбан, похожий на корону. Вити глины имитируют складки обернутой вокруг головы ткани, вмятина сзади также говорит о том, что это - сложный тюрбан, похожий на головные уборы, которые по сей день можно видеть в деревнях на Ближнем Востоке. Ахиллейон IV. Рис. 7-77 У этой поврежденной статуэта культуры сескло волосы поделены пробором, уложены в пучок и схвачены обручем или тиарой. Караикия у г. Ларисса, Фессалия. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.
Сохранившиеся фрагменты статуэток говорят о том, что древние европейцы умели делать кожаные сапоги, которые подгоняли по ноге и стягивали ремнем на щиколотке (рис. 7-95,7-96). Судя по одному из найденных в Видре образцов скульптуры культуры гу-мельница-караново VI, подошвы могли подбивать, а саму обувь — расписывать символическими узорами; в последнем случае узорчатые украшения были на других частях скульптуры (рис. 7-97). Вполне вероятно, что обувь, которую мы видим на статуэтках богинь, имела аналоги в обычной жизни. На основании представленного нами изобразительного и фактического материала, связанного с прическами, головными уборами и ритуальными одеяниями, можно сделать вывод, что церемониальный костюм
Рис. 7-78 Пучок этой статуэтки напоминает африканские прически. Насколько можно судить, макушка обхвачена лентами, а большой пучок, судя по его неестественному положению, нуждался в каком-то дополнительном способе крепления. Телль Ситохорон у г. Фарсала. Ок. 6000-5800 гг. до н.э. Гша VII. Религия Богини
Рис. 7-75 Рис. 7-76
С?'
Рис. 7-77 Рис.7-78
Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо ям
Рис. 7-79 Статуэтка в высокой шапке. По бокам можно видеть ступенчатую стрижку. Агиос-Петрос, о. Пелагос, Спорады, Северная Эгея. Приблизительно сер. VI тыс. до н.э. Рис. 7-81 У этой терракотовой статуэтки позднего периода культуры винча пунктирными линиями обозначено ожерелье из двух нитей и пояс из трех нитей. Пунктирная линия в районе щиколоток, возможно, указывает на то, что длинная юбка была стянута внизу несколькими нитями бус. У двойного ожерелья одна нить проходит под горлом а другая спекается до пупка. Бильче-Злоте, Юго-Восточная Польша.
Рис. 7-80 Конические шапки. (1) Голова в конической шапке культуры сескло, напоминающей те, что носили в Хаджиларе, Анатолия. Ее глаза похожи на кофейные зерна, что характерно для начала VI тыс. до н.э. Вырезанные на каждой щеке три линии обычно встречаются на масках Богини-птицы. (2) Статуэтка в маске и остроконечной конической шапке. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4500 гг. до н. э.
Рис. 7-80.1 Рис. 7-80.2
Рис. 7-82.1 Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо г ини
был разработан до мельчайших деталей и отличался большим вкусом. Его изготовление требовало немалого времени и мастерства, и не исключено, что это был плод коллективных усилий людей, работавших в храмовых мастерских. Погребальные практики Древнеевропейские погребения кардинально отличались от пришедших им на смену индоевропейских. За этим несходством стояла разница идеологий: для жителей Древней Европы было важно подчеркнуть цикличность смерти и возрождения в теле Великой Матери; для индоевропейцев - линейное продолжение славы могучих мужей. Последние хоронили мертвых в отдельных погребальных домиках или палатках, тем самым продлевая их индивидуальное существова-ние. В могилу их сопровождало личное имущество — инструменты, оружие, лошади, даже жены и слуги или рабы. Чем выше положение покойника, тем с большей роскошью было обставлено его захоронение. Царские гробницы бронзового и железного века просто поражают количеством погребального инвентаря, а также принесенных в жертву коней и людей. Напротив, древнеевропейские захоронения свидетельствуют об уважении ко всему сообществу предков, а не ктем или иным отдельным личностям. Личный погребальный инвентарь ограничен немногими украшениями или инструментами, которые символически связаны с Богиней или с регенерацион-ными ритуалами. В числе последних — рога и кости марала, кабаньи и свиные челюсти, скелеты собак,
воловьи черепа или рога, а также кости или крылья хищных птиц. Для жителей Древней Европы могила была утробой. Очертания древнеевропейских гробниц связаны с символикой возрождения - яйцом, половыми органами Богини (лобковым треугольником, вульвой, маткой, животом, ягодицами). Эта зависимость прослеживается в архитектуре западноевропейских мегалитических гробниц и длинных земляных курганов треугольной или трапециевидной формы. В этих гробницах есть символические аналоги вагины и матки — коридоры, ведущие в камеры, - или ж е едворики», напоминающие раздвинутые ноги, за которыми расположены внутренние отсеки. Иногда гробницы имеют антропоморфные очертания, напоминая тело Богини. О длинных курганах можно сказать, что у них форма кости, еще одного символа смерти -костлявой. В других частях Древней Европы гробницы в основном имели форму яйца: это могли быть просто ямы яйцевидной формы или скальные гробницы, куда покойника помещали в скрюченной позе зародыша и посыпали охрой (рис. 7-98). Кроме того, существовала практика захоронения в сосудах яйцевидной формы, особенно это касалось новорожденных или черепов (рис. 7-99). Имеющие яйцевидную форму внутренние помещения и ниши подземных гробниц нередко выкрашены в красный цвет. Очень широко, почти повсюду был распространен обычай помещать в могилы охру: ей обильно посыпали череп или все тело. Красный — цвет жизни, цвет крови, необходимое условие регенерации. Рис. 7-83 Рис. 7-83 На шее этой статуэтки в маске культуры сескло нарисовано ожерелье из каменных бусин (вид с трех сторон). Ахиллейон IV. Ок. 5800-5700 гг. до н.э. (Здесь же были найдены бусины из мрамора и из зеленого камня ок. 6000-5700 гг. до н.э.)
Рис. 7-84 Статуэтка на четырехугольном основании из святилища культуры сескло; ее единственное украшение — ожерелье с подвеской или «шишкой» спереди и сзади (возможно, подвешенными на кожаном ремешке глиняными дисками). Также стоит отметить диски на плечах и знак «V», которым обозначен лобок. Ахиллейон IV, найдена в святилище начала VI тыс. до н. э. 5800—5700 гг. до н. э.; высота 6 см.
Рис. 7-85 Статуэтка Богини-птицы с ожерельем и набедренной повязкой из двух рядов подвесок (глиняных дисков?), трижды по три повторяющихся под грудью. Культура винча, Вин-ча. Ок. 5000-4500 гг. до н.э. Рис. 7-86 Древнеевропейские статуэтки указывают на особое внимание, которое уделялось линии бедер: свидетельство тому — детально изображенная набедренная повязка на сохранившемся фрагменте статуэтки культуры стар-чево ок. 5800-5500 гг. до н.э. Диски подобраны по размеру и, веооятно соответствуют пер(ротированным глиняным дис- К"ЯМ НЯ н И"ЧЯ н HTJVt НЯ| к пж^я н кт й ремешок. Винча Белград Рис. 7-87 На нижней части этой восседающей на троне статуэтки можно видеть набедренную повязку из свисающей с пояса бахромы. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4000 гг. до н.э. Гимбутас М. Цивилизаця я В ош кой Богини
Рис. 7-88 Набедренные повязки можно видеть и на статуэтках поздне-кукутенской культуры. В данном случае статуэтку украшает несколько нитей, идущих от талии к бедрам, с ритуальным «передником» из бахромы. Си-пинци, Западная Украина. Ок. 3700-3500 гг. до н.э. Рис. 7-89 У этой статуэтки с птичьими крыльями обнаженный торс и короткая юбка или кушак. Линованный рисунок указывает на то, что это либо «шотландка», либо ткань с горизонтальными полосами и идущей от бедер вертикальной бахромой. Градац, поселение классического периода культуры винча. Начало Vтыс. до н.э. Рис. 7-89 Рис. 7-91 Нижняя часть статуэтки культуры винча с драпировкой, которая позже будет характерна для классической Греции. Ткань присобрана и спереди оттянута вверх (возможно, закреплена на набедренном поясе). Ноги босые, как легко за-мСТИТЬ по тщательно вылепленным и окрашенны м в красный цвет пальцам Винча Югославия Ок 5000 г до н э lima VII. Религия Богини Рис.7-90 Рис. 7-90 Фрагмент статуэтки культуры винча в узкой юбке по щиколотку, чем-то стянутой на бедрах и ниже колен (скорей всего, кожаными ремешками), и в спускающемся с набедренного пояса переднике из бахромы. Винча. Ок. 4500г. до н.э.
Рис. 7-91 Рис. 7-92 У этой статуэтки культуры винча юбка плотно обернута вокруг пышных бедер, затем сзади оттянута вверх и закреплена на набедренном поясе. Центральная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э. Гимбутас М. Цив шш за ция Великой Бог т
Рис. 7-93 Рис. 7-93 Статуэтка культуры винча без рук и точками на спине* мOrVT гтре*лстчrтять ремешки с привязанными к ним 6v синами Классический п^ипл,™ рымнча Бе-нтинпи OfinJrJ» ная Югославии^ ОГхЬУП! XLVbb Рис.7-94 Рис. 7-94 Восседающая на троне статуэтка культуры винча: ее торс спереди и сзади закрывают У-образные панели. На каждой руке по два отверстия, через которые, вероятно, продевали какой-то декоративный матерал. С набедренного пояса спускается тесьма, а горизонтальные линии указывают на наличие ритуального «передника». Баница, Белград. Начало V тыс. до н.э. Ima VII. Религия Богини
Рис. 7-96 Судя по этому терракотовому фрагменту ноги, материал был обрезан так, чтобы получились сапоги по щиколотку; идущие по краю отверстия, скорей всего, указывают на способ шнуровки. Позднекукутенская культура, Гелайешти. 3900-3700 гг. до н.э. Рис. 7-95 Судя по многочисленным статуэткам, сохранившимся полностью или частями, древние европейцы носили обувь, похожую на мокасины. Скорей всего, седелали из кожи и закрепляли ремешками, или же скрепляли так, чтобы могла пройти нога, а затем завязывали на щиколотке. Данный образец с отверстиями ДЛЯ шНУРОВКИ найден в поселении кукутенской А-В культуры. Ок 4000 г ло н э. пэзмсо ок 3- на 9 см
Рис. 7-97 Рис. 7-97 На этом фрагменте ноги можно видеть кожаный сапог с подбитой подошвой и с расписным или выложенным бусинами узором. Культура караново-гумельница, Видра, Бухарест. 4700-4500 гг. до н. э. Гчмбутас М. Цивилизаця я Великой Б тт
На всем пространстве неолитической Европы встречаются как индивидуальные, так и коллективные захоронения. Однако в Северной и в Центральной Европе возобладали первые. В днепро-донецкой культуре Утыс. до н.э. были приняты семейные захоронения, а в Западной Европе и в Средиземноморье — общинные захоронения в мегалитических гробницах и гипогеях (подземных погребальных камерах). На Крите коллективные захоронения членов одного рода продолжали иметь место в III — начале II тыс. до н.э. Есть основания предполагать, что в Бретани переход от индивидуального к «семейному склепу» произошел ок. 5000 г. до н.э., поскольку в здешних позднеме-золитических могилах — выложенных камнем ямах — есть ингумации обоих типов. Подобное сочетание найдено в двух могильниках на двух крохотных островках Тевьек и Оэдик в заливе Морбиан33. Последний имеет радиоуглеродную датировку 4625 ± 350 г. до н.э. В 10 могилах Тевьека насчитывалось 23 захоронения, причем в некоторых из них лежало до 6 скелетов. На Оэдике в 9 могилах были похоронены останки 14 человек обоего пола и всех возрастов. Могилы покрывали каменной плитой, на которой разводили огонь и оставляли ритуальные приношения в виде оленьих и кабаньих челюстей; затем над ней возводили каменную насыпь. Некоторые могилы закрывали кучами кплпных маральих dopob Большие коллективные зя,-хоронения использовались по несколько раз поэтому уже помещенные туда останки неоднократно сдвига-ли чтобы расчистить место для новых В IV тыс дон э практика совместного захоронения останков членов одной семьи или одной общины бы та подхвачена строиТЙляМИ мегалитическиу гробнип Общинные погоебения также превалировали в скальныхгообни-a^3^Xai^TW7lk^rarM)W^ffiiS7^-пания> Они не имеют оа^гяетмшилиттойок однако скооее s^mat^Z^m к VТс до н э в конце V - начале IVтыс ло н э на смену им Zi^LLfZe ког^опные га^^ш котоЗх^ехапа™ ИбГГГфпанпиГи Бпитани^ ^и?шта^Х^™от^6ни!ы Погребение в два этапа: экскарнация и перезахоронение На протяжении многих веков как в Европе, такив Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь -черепа, собирали и перезахоранивали после того, ш они, в результате разложения или каким-либо другим путем, были избавлены от плоти. Распад плоти - переходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были голые кости. Перед тем, как вновь присоединитьсяк сообществу предков, мертвое тело должно было полностью освободиться от плоти путем экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник. В эпоху раннего неолита (VIII - середина VI тысс до н.э.) на Ближнем Востоке и в Европе не выявлено особых мест для погребения за пределами жилья, Младенцев, детей и женщин хоронили под полом дома, однако в целом виде археологи находят только скелеты новорожденных, которых зарывали в позе эмбриона. Черепа, как правило, погребали отдельно, а у расчлененных костяков часто недостает тех или иных частей. Мужские захоронения просто отсутствуют34: по всей видимости, их тела отдавали грифам, а кости затем хоронили где-то за пределами поселе-ния. Подобного рода могилы с расчлененными скелетами обнаружены в Греции35. Кроме того, подполом жилищ и в свайных ямах находят бычьи и оленьи рога, собачьи черепа и каменные топоры. Хотя после 5500 г. до н.э. в Юго-Восточной Европе и на Дунае стали появляться специальные погребальные участки суля по всемv практикавторичногозахоро-нения какое-то время еще продолжала существовать: на это указывает довольно частое отсутствие у скеле-тов голов ovк или ног В ряде случйсв черепа чдхопз-нивали отдельно, в особо отведенной части могиль- ни КЯ ок ПУЖИВ ИХ черепаМИ и чел ЮСТЯМИ ОЛ ене Й Kfll свиней и волов (подобная практика к примеру была характерна для культуры хаманджия). Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике грифа, спускающегося на обезглавленное тело (см. рис. 7-26). Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища еше до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа складывали под букраниями, которые символически ассоциировались с маткой. В докерамическом Иерихоне (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая
Гимбутас M. Цивилизаця я Великой Боши
часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины36. В Северной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнаружены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки37. О широте распространения вторичных захоронений свидетельствуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитических гробниц, в которых обычно сложены расчлененные кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рассыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, возможно, указывает на желание содействовать их быстрейшей дезинтеграции в царство предков*. Теперь чуть более подробно остановимся на нескольких интересных захоронениях и гробницах Европы, для которых, с одной стороны, характерны экс-карнация и вторичное захоронение, а с другой - богатство символического языка: это поселение Лепенски-Вир в Северной Югославии, гипогеи Мальты и Сардинии, пещера Скалория в Юго-Восточной Италии, а также курган Айсбистер, расположенный в Шотландии на Оркнейских островах. В заключение мы скажем несколько слов о символике, характерной для мегалитических гробниц Западной Европы. Лепенски-Вир Лепенски-Вир - погребальный комплекс с полуподземными святилищами: он расположен на Дунае неподалеку от Железных Ворот (Северная Югославия); в 1965—1968 гг. раскопки здесь проводили Д.Срейович и З.Летица38. Это место производит сильное впечатление уже в силу своих природных особенностей, поскольку стоящие на берегу святилища обращены к гигантскому водовороту («вир» на сербскохорватском означает «водоворот») и голым скалам противоположного берега. Треугольные/трапециевидные постройки небольшого размера (собственно, треугольные, но с одной квадратной стороной) стоят полукругом, их входы смотрят на Дунай (рис. 7-100). Эти святилища были построены в период с 6500 по 5500 г. до н.э. (Табл. 2); не исключено, что здесь же мертвые тела выставляли птицам для ритуальной экс-карнации. Кости затем собирали и хоронили под хра- Рис. 7-99 Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпирают камни. Культура ворон-ковидных кубков, Метцен-дорф, район Харбурга, Ни-дерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см.
мовыми алтарями, сопровождая эту процедуру реге-нерационными обрядами. Лепенски-Вир нельзя считать обычным поселением, которое существовало с такого-то по такое-то время. Его священные постройки возводились постепенно на протяжении почти тысячи лет. Были проведены раскопки более 50 святилищ, отличающихся большим сходством форм и структуры. Пол в них сделан из смеси красного известнякаи глины, — смеси такой прочности, что ее не смогли разрушить тысячелетия дунайских разливов. В середине каждого святилища сохранились остатки прямоугольного каменного алтаря, окруженного плоскими камнями в форме «V», которые образовывали непрерывный ряд треугольников, стоявших острым концом вниз (рис. 7-101). У алтарного изголовья - одна-две статуи из красного известняка, валуны яйцевидной формы или коробы для приношений высотой в 50-60 см. Одним из них служила окрашенная красной охрой яйцевидная скульптура из песчаника в виде набухшей вульвы (цветная вклейка 24). В общей сложности было обнаружено 54 круглых, овальных или эллиптических скульптуры, причем у 15 из них были либо антропоморфные лицо и грудь, либо рыбьи глаза и рты. Кроме того, найдены изображения трехпалых рук которые принято считать птичьими лапками. У ряда скульптур можно видеть признаки всех трех ипостасей' Богини смерти и возрождения -женщины рыбы и хищной птицы (рис 7-102; цветная вклейка 23) Многие украшены резным орнаментом в виде лабиринта и полностью или частично ох-раптеньткраснойохрой Таким образом здесь преоб-ладает символика регенерации с характерными для нее обпязами яйтта рыбы лабиринта и везде nmicvr-ствует красный цвет Очертания фундаментов этих святилищ напоминают женский лобковый тре-угtiJTьнHK В центре установлен алтарь к kotodomv
В более поздние эпохи, когда кости стали ассоциироваться с возможностью реинкарнации, истребление и размалывание костей означало невозможность возрождения. Так поступали с врагами и преступниками. - Прим. ред.
Шва VII. Религия Богини
вели два ряда камней, как бы указывая путь в утробу Богини. В изголовье алтаря стояла скульптура, представлявшая либо саму Богиню, либо ее регенерирующее лоно: в символическом смысле они были вполне взаимозаменяемыми. Почти все обнаруженные здесь предметы были украшены регенерацион-ными символами — лабиринтами, спиралями, сетями и рыбами. Внутри прямоугольных алтарей были найдены Похожие на Лепенски-Вир сакральные сооружения были найдены еще в 14 местах по обоим берегам Дуная; они менее богаты археологическими материалами и считаются ответвлениями культуры лепенски-вир. Некоторые из них хронологически предшествовали титульному поселению. К примеру, в 3 км к юго-востоку от Лепенски-Вира расположено поселение Власац IX тыс. до н.э., а на румынской стороне -Куина-Туркулуй XII—XI тыс. до н.э. Считается, что культура лепенски-вир была прямым продолжением палеолитической культуры граветт40. Аналогичные погребальные практики и жертвоприношения продолжали существовать на протяжении тысячелетий. Лежащие в этих местах человеческие останки в основном имеют произвольную, а не анатомическую последовательность. Особо тщательного захоронения удостаивались черепа, которые — как по отдельности, так и сразу по несколько штук, — окружали или покрывали камнями. Младенцев 5—6 дней от роду хоронили под полом святилищ. Кости обсыпали охрой, иногда обкладывали зубами крупных пород рыб, которые соседствовали с челюстями собак и иких кабанов, а также с рогами, черепами и лопатками маралов. о Власаце были кроме того обнаружены кремированные ости. О том, что здесь практиковалась экскарнация говорят найденные еред святилищами останки хищных птиц — орлов, сов, пеликанов, воронов и сорок. Части скелетов, с оторыми не могли пра- виться птицы, собирали и захоранивали рядом со святилищем или под ним. Гипогеи Мальты и Саадинии Гипогей Халь-Сафлиени (Восточная Мальта) -одно из самых примечательных святилищ Древней Европы41. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проемами и ступенчатый свод, высечены из известняка (рис. 7-103). Эта работа длилась много веков: первые слои восходят где-то к 3600 г. до н.э. (период мгарр), а завершающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. (период тарксиенны). Комплекс высечен внутри холма и покрывает площадь в 480 кв. м, если учитывать те три уровня, что были раскопаны: внизу остается гораздо больше, но до них раскопки пока не дошли. Восемь помещений первого уровня отличаются более или менее яйцевидными очертаниями, неправильной формой и грубой отделкой, что делает их похожими на подземные гробницы Ксемксийи(Северо-Западная Мальта). На среднем уровне 19 комнат и примерно 14 небольших ниш; проходы более широкие их украшают как высеченная из известняка храмовая архитектура так и напоминающие древо жизни красные спирали и диски которыми рас-писаны стены и потолок (рис. 7-104). На нижнем уровне--- 6 комнат и столько же высоких И УЗКИХ ниш В нескольких могилах обнаруженьт керамика стату-этки и съестные приношения, и почти во всех кости лежали в полном fiеспорядке----- не исключено что их перенесли в мавзолей после экскарнэллии В некоторых гробницах были найдены кости телят, козлят, ягнят и кроликов, а также, по всей видимости, останки ежей, лягушек и свиней - священных животных Богини возрождения. Наличие черепов косуль с рогами указывает на то, что ритуалы здесь проводились весной, поскольку косули сбрасывают рога в октябре, а новые у них вырастают к марту. Кроме того, среди находок есть схематичная статуэтка из кости столбообразного типа изображение Белой Богини смерти, а также подвески в виде пары ягодиц и статуэтки из алебастра и известняка с яйцеобразными ягодицами. Два нижних уровня обильно украшены красной охрой, символически связанной с кровью, жизненной влагой. А такие символы циклического обновления жизни, как деревья, лозы, змеи и спирали, лучше всего видны в так называемой «комнате оракула» и в центральном зале. Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным символам, — еще одно свидетельство того, что гипогей и Использовались как гадательный инструмент. - Прим. ред. Гимбутас А/. Цивилизаця я Великой Богини Рис.7-100
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |