Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные и коллективные захоронения




Обувь

Блузы или корсажи

Передники

Еще одной деталью одежды были, по-видимому, ритуальные передники. Обычно они обозначены то­чечными углублениями или насечками, которые об­разуют падающие складками, прямоугольные, петле­образные или У-образные передники ниже колена. Они всегда украшены узором из змейчатых спиралей, знаков «V», шевронов и других мотивов, часто встре­чающихся на статуэтках богинь (рис. 7-93).

Некоторые статуэтки облачены в блузы, у которых имеется только передняя и задняя часть, а бока откры­ты (рис. 7-94). Если эта деталь туалета имела реальные прототипы, нам остается только гадать, из чего их из­готавливали. Если не из ткани, то, возможно, из кожи. Поскольку в такого рода корсеты бывают одеты стату­этки, чьи лица закрыты маской, можно предположить, что их назначение было в большей мере церемониаль­ным, нежели практическим.


 


 


Рис. 7-75 Вне зависимости от размера ста­туэтки, для изображений Боги-ни-птицы часто характерны тщательно выполненные голов­ные уборы. На этой найденнойв Ахиллейоне крохотной статуэт­ке у богини клюв, а голова увен­чана тюрбаном: кусок материй обернут вокруг головы, один ко­нец спускается сбоку и закреп­лен у основания шеи диском. Культура сескло, АхиллейонЩ Фессалия. Ок. 5800 г. до н.э.

Рис. 7-76 На голове у этой Богини-птицы с цилиндрической шеей -тюр­бан, похожий на корону. Вити глины имитируют складки обернутой вокруг головы ткани, вмятина сзади также говорит о том, что это - сложный тюрбан, похожий на головные уборы, которые по сей день можно ви­деть в деревнях на Ближнем Востоке. Ахиллейон IV.

Рис. 7-77 У этой поврежденной статуэта культуры сескло волосы поделе­ны пробором, уложены в пучок и схвачены обручем или тиарой. Караикия у г. Ларисса, Фесса­лия. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.


 


Сохранившиеся фрагменты статуэток говорят о том, что древние европейцы умели делать кожаные сапоги, которые подгоняли по ноге и стягивали рем­нем на щиколотке (рис. 7-95,7-96). Судя по одному из найденных в Видре образцов скульптуры культуры гу-мельница-караново VI, подошвы могли подбивать, а саму обувь — расписывать символическими узорами; в последнем случае узорчатые украшения были на дру­гих частях скульптуры (рис. 7-97). Вполне вероятно, что обувь, которую мы видим на статуэтках богинь, имела аналоги в обычной жизни.

На основании представленного нами изобразитель­ного и фактического материала, связанного с причес­ками, головными уборами и ритуальными одеяниями, можно сделать вывод, что церемониальный костюм


 


Рис. 7-78 Пучок этой статуэтки напоми­нает африканские прически. Насколько можно судить, ма­кушка обхвачена лентами, а большой пучок, судя по его не­естественному положению, ну­ждался в каком-то дополни­тельном способе крепления. Телль Ситохорон у г. Фарсала. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.


Гша VII. Религия Богини



 


Рис. 7-75


Рис. 7-76


 





С?'


 


 




Рис. 7-77


Рис.7-78


 



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо ям


 



Рис. 7-79

Рис. 7-79 Статуэтка в высокой шапке. По бокам можно видеть ступенча­тую стрижку. Агиос-Петрос, о. Пелагос, Спорады, Северная Эгея. Приблизительно сер. VI тыс. до н.э.


Рис. 7-81

У этой терракотовой статуэтки позднего периода культуры винча пунктирными линиями обозначе­но ожерелье из двух нитей и пояс из трех нитей. Пунктирная линия в районе щиколоток, возмож­но, указывает на то, что длинная юбка была стяну­та внизу несколькими нитями бус. У двойного оже­релья одна нить проходит под горлом а другая спе­кается до пупка. Бильче-Злоте, Юго-Восточная Польша.

Рис. 7-80 Конические шапки. (1) Голова в конической шапке культуры сескло, напоминающей те, что носили в Хаджиларе, Анатолия. Ее глаза похожи на кофейные зерна, что характерно для начала VI тыс. до н.э. Вырезанные на каждой щеке три линии обычно встречаются на масках Богини-птицы. (2) Статуэтка в маске и остроконечной конической шапке. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4500 гг. до н. э.


 


Рис. 7-80.1


Рис. 7-80.2


 






 




ТтаVII. Религия Богини

Рис. 7-82 Бусины из глины и из раковин были тщательно перфорированы и собраны в ожерелье, которое должно было украшать обнаженный торс девуш^ киили жрицы. (1) Вршник, Центральная Маке­дония, ок. 5500 г. до н. э. Это ожерелье с бусина­ми из раковин спондилус было найдено в риту­альном сосуде в форме ягодиц. (2) Культура винча, Винча. Ок. 4500 г. до н.э.

Рис. 7-82.1




Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо г ини


 


был разработан до мельчайших деталей и отличался большим вкусом. Его изготовление требовало нема­лого времени и мастерства, и не исключено, что это был плод коллективных усилий людей, работавших в храмовых мастерских.

Погребальные практики

Древнеевропейские погребения кардинально отли­чались от пришедших им на смену индоевропейских. За этим несходством стояла разница идеологий: для жителей Древней Европы было важно подчеркнуть цикличность смерти и возрождения в теле Великой Матери; для индоевропейцев - линейное продолже­ние славы могучих мужей. Последние хоронили мерт­вых в отдельных погребальных домиках или палатках, тем самым продлевая их индивидуальное существова-ние. В могилу их сопровождало личное имущество — инструменты, оружие, лошади, даже жены и слуги или рабы. Чем выше положение покойника, тем с боль­шей роскошью было обставлено его захоронение. Цар­ские гробницы бронзового и железного века просто поражают количеством погребального инвентаря, а также принесенных в жертву коней и людей.

Напротив, древнеевропейские захоронения сви­детельствуют об уважении ко всему сообществу пред­ков, а не ктем или иным отдельным личностям. Лич­ный погребальный инвентарь ограничен немногими украшениями или инструментами, которые сим­волически связаны с Богиней или с регенерацион-ными ритуалами. В числе последних — рога и кости марала, кабаньи и свиные челюсти, скелеты собак,


воловьи черепа или рога, а также кости или крылья хищных птиц. Для жителей Древней Европы могила была утробой.

Очертания древнеевропейских гробниц связаны с символикой возрождения - яйцом, половыми орга­нами Богини (лобковым треугольником, вульвой, маткой, животом, ягодицами). Эта зависимость про­слеживается в архитектуре западноевропейских ме­галитических гробниц и длинных земляных курганов треугольной или трапециевидной формы. В этих гробницах есть символические аналоги вагины и мат­ки — коридоры, ведущие в камеры, - или ж е едвори­ки», напоминающие раздвинутые ноги, за которы­ми расположены внутренние отсеки. Иногда гробни­цы имеют антропоморфные очертания, напоминая тело Богини. О длинных курганах можно сказать, что у них форма кости, еще одного символа смерти -костлявой.

В других частях Древней Европы гробницы в ос­новном имели форму яйца: это могли быть просто ямы яйцевидной формы или скальные гробницы, куда покойника помещали в скрюченной позе заро­дыша и посыпали охрой (рис. 7-98). Кроме того, су­ществовала практика захоронения в сосудах яйцевид­ной формы, особенно это касалось новорожденных или черепов (рис. 7-99). Имеющие яйцевидную фор­му внутренние помещения и ниши подземных гроб­ниц нередко выкрашены в красный цвет. Очень ши­роко, почти повсюду был распространен обычай по­мещать в могилы охру: ей обильно посыпали череп или все тело. Красный — цвет жизни, цвет крови, не­обходимое условие регенерации.


Рис. 7-83





Рис. 7-83 На шее этой статуэтки в маске культуры сескло на­рисовано ожерелье из ка­менных бусин (вид с трех сторон). Ахиллейон IV. Ок. 5800-5700 гг. до н.э. (Здесь же были найдены бусины из мрамора и из зеленого кам­ня ок. 6000-5700 гг. до н.э.)


 



Рис. 7-84 Статуэтка на четырехугольном основании из святилища куль­туры сескло; ее единственное украшение — ожерелье с под­веской или «шишкой» спереди и сзади (возможно, подвешен­ными на кожаном ремешке глиняными дисками). Также стоит отметить диски на плечах и знак «V», которым обозначен лобок. Ахиллейон IV, найдена в святилище начала VI тыс. до н. э. 5800—5700 гг. до н. э.; высо­та 6 см.

Рис. 7-85 Статуэтка Богини-птицы с ожерельем и набедренной по­вязкой из двух рядов подвесок (глиняных дисков?), трижды по три повторяющихся под грудью. Культура винча, Вин-ча. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.

Рис. 7-86 Древнеевропейские статуэтки указывают на особое внимание, которое уделялось линии бедер: свидетельство тому — детально изображенная набедренная по­вязка на сохранившемся фраг­менте статуэтки культуры стар-чево ок. 5800-5500 гг. до н.э. Диски подобраны по размеру и, веооятно соответствуют пер­(ротированным глиняным дис-

К"ЯМ НЯ н И"ЧЯ н HTJVt НЯ| к пж^я н кт й

ремешок. Винча Белград

Рис. 7-87 На нижней части этой воссе­дающей на троне статуэтки можно видеть набедренную по­вязку из свисающей с пояса ба­хромы. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4000 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизаця я В ош кой Богини



Рис. 7-88

Рис. 7-88 Набедренные повязки можно видеть и на статуэтках поздне-кукутенской культуры. В дан­ном случае статуэтку украшает несколько нитей, идущих от талии к бедрам, с ритуальным «передником» из бахромы. Си-пинци, Западная Украина. Ок. 3700-3500 гг. до н.э.

Рис. 7-89 У этой статуэтки с птичьими крыльями обнаженный торс и короткая юбка или кушак. Ли­нованный рисунок указывает на то, что это либо «шотланд­ка», либо ткань с горизонталь­ными полосами и идущей от бедер вертикальной бахромой. Градац, поселение классиче­ского периода культуры винча. Начало Vтыс. до н.э.



Рис. 7-89


Рис. 7-91 Нижняя часть статуэтки куль­туры винча с драпировкой, ко­торая позже будет характерна для классической Греции. Ткань присобрана и спереди оттянута вверх (возможно, за­креплена на набедренном поя­се). Ноги босые, как легко за-мСТИТЬ по тщательно вылеп­ленным и окрашенны м в красный цвет пальцам Винча Югославия Ок 5000 г до н э


lima VII. Религия Богини



Рис.7-90



Рис. 7-90 Фрагмент статуэтки культу­ры винча в узкой юбке по щиколотку, чем-то стянутой на бедрах и ниже колен (ско­рей всего, кожаными ремеш­ками), и в спускающемся с набедренного пояса перед­нике из бахромы. Винча. Ок. 4500г. до н.э.




Рис. 7-92

 

Рис. 7-91


Рис. 7-92 У этой статуэтки культуры винча юбка плотно обернута вокруг пышных бедер, затем сзади оттянута вверх и закреп­лена на набедренном поясе. Центральная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цив шш за ция Великой Бог т


 



Рис. 7-93


Рис. 7-93

Статуэтка культуры винча без рук и
головы; на ней длинная узкая юбка,
поверх которой надето еще одно деко­
ративное одеяние или «передник». На
наличие спереди кожаного ремешка,
подтягивающего юбку и передник,
указывают пунктирные знаки. Кроме
того, шевроны в нижней части стату­
этки говорят о том что это------- драпи­
ровка. По бокам и на каждой ягоди­
це -- змеиные спирали Три линии с

точками на спине* мOrVT гтре*лстчrтять ремешки с привязанными к ним 6v синами Классический п^ипл,™ рымнча Бе-нтинпи OfinJrJ» ная Югославии^ ОГхЬУП! XLVbb


Рис.7-94

Рис. 7-94 Восседающая на троне статуэтка культуры винча: ее торс спереди и сзади закрывают У-образные панели. На каждой руке по два отверстия, через которые, вероятно, продевали какой-то декоративный матерал. С набедренного пояса спускается тесьма, а горизонтальные линии указывают на наличие ритуального «передника». Баница, Белград. Начало V тыс. до н.э.


Ima VII. Религия Богини





Рис. 7-95

Рис. 7-96

Рис. 7-96 Судя по этому терракотовому фрагменту ноги, материал был обрезан так, чтобы получились сапоги по щиколотку; идущие по краю отверстия, скорей всего, указывают на способ шнуров­ки. Позднекукутенская культура, Гелайешти. 3900-3700 гг. до н.э.



Рис. 7-95 Судя по многочисленным статуэткам, сохранившимся полностью или частя­ми, древние европейцы носили обувь, похожую на мокасины. Скорей всего, седелали из кожи и закрепляли ремеш­ками, или же скрепляли так, чтобы могла пройти нога, а затем завязыва­ли на щиколотке. Данный образец с отверстиями ДЛЯ шНУРОВКИ найден в поселении кукутенской А-В культуры. Ок 4000 г ло н э. пэзмсо ок 3- на 9 см


 

Рис. 7-97


Рис. 7-97 На этом фрагменте ноги можно видеть кожаный сапог с подбитой подошвой и с расписным или выложенным бу­синами узором. Культура караново-гумельница, Видра, Бухарест. 4700-4500 гг. до н. э.



Гчмбутас М. Цивилизаця я Великой Б тт


 


На всем пространстве неолитической Европы встречаются как индивидуальные, так и коллектив­ные захоронения. Однако в Северной и в Централь­ной Европе возобладали первые. В днепро-донецкой культуре Утыс. до н.э. были приняты семейные за­хоронения, а в Западной Европе и в Средиземномо­рье — общинные захоронения в мегалитических гроб­ницах и гипогеях (подземных погребальных камерах). На Крите коллективные захоронения членов одного рода продолжали иметь место в III — начале II тыс. до н.э.

Есть основания предполагать, что в Бретани пере­ход от индивидуального к «семейному склепу» произо­шел ок. 5000 г. до н.э., поскольку в здешних позднеме-золитических могилах — выложенных камнем ямах — есть ингумации обоих типов. Подобное сочетание най­дено в двух могильниках на двух крохотных островках Тевьек и Оэдик в заливе Морбиан33. Последний имеет радиоуглеродную датировку 4625 ± 350 г. до н.э. В 10 могилах Тевьека насчитывалось 23 захоронения, причем в некоторых из них лежало до 6 скелетов. На Оэдике в 9 могилах были похоронены останки 14 че­ловек обоего пола и всех возрастов. Могилы покрыва­ли каменной плитой, на которой разводили огонь и оставляли ритуальные приношения в виде оленьих и кабаньих челюстей; затем над ней возводили камен­ную насыпь. Некоторые могилы закрывали кучами кплпных маральих dopob Большие коллективные зя,-хоронения использовались по несколько раз поэтому уже помещенные туда останки неоднократно сдвига-ли чтобы расчистить место для новых В IV тыс дон э практика совместного захоронения останков членов одной семьи или одной общины бы та подхвачена строиТЙляМИ мегалитическиу гробнип Общинные погоебения также превалировали в скальныхгообни-a^3^Xai^TW7lk^rarM)W^ffiiS7^-пания> Они не имеют оа^гяетмшилиттойок однако скооее s^mat^Z^m к VТс до н э в конце V - начале IVтыс ло н э на смену им Zi^LLfZe ког^опные га^^ш котоЗх^ехапа™

ИбГГГфпанпиГи Бпитани^ ^и?шта^Х^™от^6ни!ы


Погребение в два этапа: экскарнация и перезахоронение

На протяжении многих веков как в Европе, такив Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь -черепа, собирали и перезахоранивали после того, ш они, в результате разложения или каким-либо другим путем, были избавлены от плоти. Распад плоти - пе­реходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были го­лые кости. Перед тем, как вновь присоединитьсяк сообществу предков, мертвое тело должно было пол­ностью освободиться от плоти путем экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.

В эпоху раннего неолита (VIII - середина VI тысс до н.э.) на Ближнем Востоке и в Европе не выявлено особых мест для погребения за пределами жилья, Младенцев, детей и женщин хоронили под полом дома, однако в целом виде археологи находят только скелеты новорожденных, которых зарывали в позе эмбриона. Черепа, как правило, погребали отдельно, а у расчлененных костяков часто недостает тех или иных частей. Мужские захоронения просто отсутст­вуют34: по всей видимости, их тела отдавали грифам, а кости затем хоронили где-то за пределами поселе-ния. Подобного рода могилы с расчлененными ске­летами обнаружены в Греции35. Кроме того, подпо­лом жилищ и в свайных ямах находят бычьи и оле­ньи рога, собачьи черепа и каменные топоры. Хотя после 5500 г. до н.э. в Юго-Восточной Европе и на Дунае стали появляться специальные погребальные участки суля по всемv практикавторичногозахоро-нения какое-то время еще продолжала существовать: на это указывает довольно частое отсутствие у скеле-тов голов ovк или ног В ряде случйсв черепа чдхопз-нивали отдельно, в особо отведенной части могиль-

ни КЯ ок ПУЖИВ ИХ черепаМИ и чел ЮСТЯМИ ОЛ ене Й Kfll

свиней и волов (подобная практика к примеру была характерна для культуры хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело (см. рис. 7-26). Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища еше до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая



Рис. 7-98 Гробницы яйцевидной формы из некрополя культуры линейно-ленточной керамики в Нит-ре, Словакия. Ок. 5000 г. до н. э.

 



Гимбутас M. Цивилизаця я Великой Боши


 


Рис.7-99

часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины36. В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки37.

О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчлененные кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рас­сыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, воз­можно, указывает на желание содействовать их бы­стрейшей дезинтеграции в царство предков*.

Теперь чуть более подробно остановимся на не­скольких интересных захоронениях и гробницах Ев­ропы, для которых, с одной стороны, характерны экс-карнация и вторичное захоронение, а с другой - бо­гатство символического языка: это поселение Лепенски-Вир в Северной Югославии, гипогеи Мальты и Сардинии, пещера Скалория в Юго-Вос­точной Италии, а также курган Айсбистер, располо­женный в Шотландии на Оркнейских островах. В заключение мы скажем несколько слов о символике, характерной для мегалитических гробниц Западной Европы.

Лепенски-Вир

Лепенски-Вир - погребальный комплекс с полу­подземными святилищами: он расположен на Дунае неподалеку от Железных Ворот (Северная Югосла­вия); в 1965—1968 гг. раскопки здесь проводили Д.Срейович и З.Летица38. Это место производит силь­ное впечатление уже в силу своих природных особен­ностей, поскольку стоящие на берегу святилища об­ращены к гигантскому водовороту («вир» на сербско­хорватском означает «водоворот») и голым скалам противоположного берега. Треугольные/трапецие­видные постройки небольшого размера (собственно, треугольные, но с одной квадратной стороной) стоят полукругом, их входы смотрят на Дунай (рис. 7-100). Эти святилища были построены в период с 6500 по 5500 г. до н.э. (Табл. 2); не исключено, что здесь же мертвые тела выставляли птицам для ритуальной экс-карнации. Кости затем собирали и хоронили под хра-


Рис. 7-99 Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпира­ют камни. Культура ворон-ковидных кубков, Метцен-дорф, район Харбурга, Ни-дерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см.

 

мовыми алтарями, сопровождая эту процедуру реге-нерационными обрядами.

Лепенски-Вир нельзя считать обычным поселени­ем, которое существовало с такого-то по такое-то время. Его священные постройки возводились посте­пенно на протяжении почти тысячи лет.

Были проведены раскопки более 50 святилищ, отличающихся большим сходством форм и структу­ры. Пол в них сделан из смеси красного известнякаи глины, — смеси такой прочности, что ее не смогли разрушить тысячелетия дунайских разливов. В сере­дине каждого святилища сохранились остатки прямо­угольного каменного алтаря, окруженного плоскими камнями в форме «V», которые образовывали непре­рывный ряд треугольников, стоявших острым кон­цом вниз (рис. 7-101). У алтарного изголовья - одна-две статуи из красного известняка, валуны яйцевид­ной формы или коробы для приношений высотой в 50-60 см. Одним из них служила окрашенная крас­ной охрой яйцевидная скульптура из песчаника в виде набухшей вульвы (цветная вклейка 24). В общей сложности было обнаружено 54 круглых, овальных или эллиптических скульптуры, причем у 15 из них были либо антропоморфные лицо и грудь, либо ры­бьи глаза и рты. Кроме того, найдены изображения трехпалых рук которые принято считать птичьими лапками. У ряда скульптур можно видеть признаки всех трех ипостасей' Богини смерти и возрождения -женщины рыбы и хищной птицы (рис 7-102; цвет­ная вклейка 23) Многие украшены резным орнамен­том в виде лабиринта и полностью или частично ох-раптеньткраснойохрой Таким образом здесь преоб-ладает символика регенерации с характерными для нее обпязами яйтта рыбы лабиринта и везде nmicvr-ствует красный цвет Очертания фундаментов этих святилищ напоминают женский лобковый тре-угtiJTьнHK В центре установлен алтарь к kotodomv


ие

В более поздние эпохи, когда кости стали ассоциироваться с возможностью реинкарнации, истребление и размалывание костей означало невозможность возрождения. Так поступали с врагами и преступниками. - Прим. ред.


Г

Шва VII. Религия Богини



 


вели два ряда камней, как бы указывая путь в утро­бу Богини. В изголовье алтаря стояла скульптура, представлявшая либо саму Богиню, либо ее регене­рирующее лоно: в символическом смысле они были вполне взаимозаменяемыми. Почти все обнаружен­ные здесь предметы были украшены регенерацион-ными символами — лабиринтами, спиралями, сетя­ми и рыбами.

Внутри прямоугольных алтарей были найдены
кости рыб, маралов, собак и дикого кабана39. Изу­
чение символики доисторической и исторической
эпохи показывает, что собаки и кабаны были сви­
той и ипостасью Богини смерти, тогда как маралы и
рыбы символизировали другую ее часть — ту, что от­
носится к рождению и регенерации. Выбор для
жертвоприношений именно этих животных говорит
о том, что Лепенски-Вир - не обычное поселение,
чье население жило охотой, но место, требовавшее
отбора лишь одобающих Богине животных. В не­
скольких алтарях были обнаружены целые скелеты
собак: значит их не съели а принесли в жертву. Что
касается ыбьих костей, то ни в основном принад-
псжат крупным видам — occtdv шукс карпу и по-
юсатойзубатке От маралов остались черепа и ло­
патки* которые по-видимому считались наделен­
ными особой силой., W

Похожие на Лепенски-Вир сакральные сооруже­ния были найдены еще в 14 местах по обоим берегам Дуная; они менее богаты археологическими материа­лами и считаются ответвлениями культуры лепенски-вир. Некоторые из них хронологически предшество­вали титульному поселению. К примеру, в 3 км к юго-востоку от Лепенски-Вира расположено поселение Власац IX тыс. до н.э., а на румынской стороне -Куина-Туркулуй XII—XI тыс. до н.э. Считается, что культура лепенски-вир была прямым продолжением палеолитической культуры граветт40.

Аналогичные погребальные практики и жертво­приношения продолжали существовать на протяже­нии тысячелетий. Лежащие в этих местах человече­ские останки в основном имеют произвольную, а не анатомическую последовательность. Особо тщатель­ного захоронения удостаивались черепа, которые — как по отдельности, так и сразу по несколько штук, — окружали или покрывали камнями. Мла­денцев 5—6 дней от роду хоронили под полом свя­тилищ. Кости обсыпали охрой, иногда обкладыва­ли зубами крупных пород рыб, которые соседство­вали с челюстями собак и иких кабанов, а также с рогами, черепами и лопатками маралов. о Власаце были кроме того обнаружены кремированные ос­ти. О том, что здесь практиковалась экскарнация говорят найденные еред святилищами останки хищных птиц — орлов, сов, пеликанов, воронов и сорок. Части скелетов, с оторыми не могли пра-


виться птицы, собирали и захоранивали рядом со святилищем или под ним.

Гипогеи Мальты и Саадинии

Гипогей Халь-Сафлиени (Восточная Мальта) -одно из самых примечательных святилищ Древней Европы41. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проемами и сту­пенчатый свод, высечены из известняка (рис. 7-103). Эта работа длилась много веков: первые слои восхо­дят где-то к 3600 г. до н.э. (период мгарр), а завер­шающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. (период тарксиенны). Комплекс высечен внутри хол­ма и покрывает площадь в 480 кв. м, если учитывать те три уровня, что были раскопаны: внизу остается гораздо больше, но до них раскопки пока не дошли. Восемь помещений первого уровня отличаются бо­лее или менее яйцевидными очертаниями, непра­вильной формой и грубой отделкой, что делает их похожими на подземные гробницы Ксемксийи(Се­веро-Западная Мальта). На среднем уровне 19 ком­нат и примерно 14 небольших ниш; проходы более широкие их украшают как высеченная из известня­ка храмовая архитектура так и напоминающие дре­во жизни красные спирали и диски которыми рас-писаны стены и потолок (рис. 7-104). На нижнем

уровне--- 6 комнат и столько же высоких И УЗКИХ ниш

В нескольких могилах обнаруженьт керамика стату-этки и съестные приношения, и почти во всех кости

лежали в полном fiеспорядке----- не исключено что их

перенесли в мавзолей после экскарнэллии

В некоторых гробницах были найдены кости те­лят, козлят, ягнят и кроликов, а также, по всей види­мости, останки ежей, лягушек и свиней - священ­ных животных Богини возрождения. Наличие чере­пов косуль с рогами указывает на то, что ритуалы здесь проводились весной, поскольку косули сбрасы­вают рога в октябре, а новые у них вырастают к мар­ту. Кроме того, среди находок есть схематичная ста­туэтка из кости столбообразного типа изображение Белой Богини смерти, а также подвески в виде пары ягодиц и статуэтки из алебастра и известняка с яйце­образными ягодицами.

Два нижних уровня обильно украшены красной охрой, символически связанной с кровью, жизнен­ной влагой. А такие символы циклического обнов­ления жизни, как деревья, лозы, змеи и спирали, луч­ше всего видны в так называемой «комнате оракула» и в центральном зале.

Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным симво­лам, — еще одно свидетельство того, что гипогей и


Использовались как гадательный инструмент. - Прим. ред.



Гимбутас А/. Цивилизаця я Великой Богини


Рис.7-100





 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.