Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение драматического произведения в школе




Начало спектаклей на Большой сцене в 18-00 часов.

 

Поискам наиболее эффективных путей и приёмов изучения драмы также посвящено много работ (Н.И. Кудряшёв, Е.А. Акулова, М.А. Снежневская) '* (76,1,147).
О речевом развитии в ходе изучения драматических произведений говорится в работах С.А. Леонова (86,87,88).
Межпредметные и интегративные связи и их влияние на восприятие данного литературного рода рассматриваются в работе А.Н.Нахкура (110).
Достижения в области методики изучения драматических произведений несомненны. Вместе с тем возросшие требования к изучению литературы побуждают искать новые возможности обогащения традиционной методики данными современной эстетики и искусствознания. Единство эстетической природы искусства, одним из видов которого является литература, позволяет выдвинуть тезис о важности использования при анализе художественных *"' произведений в школе опыта психологии творчества и театроведения.
Комплексное преподавание искусства не предполагает ревизии основного содержания урока литературы. Речь в первую очередь идёт о практическом использовании словесником в своей деятельности идейно-эстетического потенциала и методических возможностей, которые таит в себе взаимодействие литературы с другими видами искусства. Сопоставительный анализ пьесы и коллективно просмотренного спектакля, созданного на той же литературной (¦ основе, изучение истории и теории театра в качестве составляющего элемента
общего историко-культурного процесса, в русле которого развивается художественная литература, - достаточно уже распространённые формы взаимодействия на уроке двух видов искусства.
Гораздо реже учителем используется развивающий потенциал театрального творчества школьников, организованного как специфический способ анализа и обобщения литературных впечатлений. Между тем, в этом последнем качестве л театр особенно рельефно обнаруживает саму сущность своих связей с
художественной литературой, по отношению к которой он всегда выступает с творчески активных позиций.
Современные концепции литературного образования подчёркивают, что истинное постижение литературы школьником невозможно без развития глубокой личной заинтересованности и самостоятельного, творческого прочтения художественного произведения и что интенсивное развитие таких интересов и способностей с наибольшим эффектом осуществляется в процессе собственной художественно-творческой деятельности учащихся.

Формирование и развитие интерпретационных умений старшеклассников
будет эффективным при условии, если:
- интерпретация драматического произведения рассматривается как относительно стабильный итог восприятия, анализа текста, воплощённый в сценических образах;
- учитываются возрастные особенности и возможности учащихся старших классов, уровень их литературного образования, уровень восприятия ими
,4 драматических произведений;
- используются разнообразные формы уроков и методические приёмы подготовки старшеклассников к интерпретации драматического текста с учётом его художественного своеобразия;
- система заданий рассчитана на творческое поэтапное освоение художественного произведения, позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения драматического текста;
- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в деятельности учащихся, в процессе интерпретации художественного текста;
обучение интерпретации осуществляется на основе личностно ориентированного подхода в органическом единстве с обогащением духовного мира личности.



Драма - сложнейший вид чтения для школьников. Сложность вспроизведения пьесы в недостаточном развитии как воссоздающего, так и творческого мышления. При изучении драмы должно уделяться более значение развитию вообразования, для этого используется приемы: слово учителя - видение происходящего, беседа, создание мезансцен - представление героев в определенный момент. Можно привлекать фотографии героев. Не надо предлагать школьникам заранее знакомиться с произведением, лучше за неделю до изучения и дать 2-3 вопроса. 1 действие прочитывается в классе учителем. Далее отдельные важнейшие явления - выбирает учитель. Можно использовать аудиозапись. Надо уделять внимание чтению учащимися: оно может быть про себя, вслух, по ролям, инсценирование. Внимание на выразительность чтения.

Успешность изучения драматического произведения завсит и от того, насколько будет использована его сценическая история. Источниками истории может быть: 1) отзывы драматурга, 2) размышления актеров о ролях, 3) мемуары и письма зрителей, 4) театральные рецензии и т.д. Сценические истории могут включаться в любой этап урока. Учащиеся должны овладеть теоретико-литературных понятий: действие, явление, монолог, реплика, диалог и т.д. Знакомство с ними начинается на 1 уроке по анализу драматического произведения.

3 основных пути изучения драмы: 1) как литературное произведение - текстуальный анализ. 2) Сценический - спектакль-инсценирование-текст. 3) Синтетический - традиционный. Вступительное занятие: предварительный комментарий, характеристика театрального репертуара на момент появления произведения, сведения об эпохе. Приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение мемуаров, историческиих материалов, использование наглядности. Анализ. Приемы: выразительное чтение, по ролям, наизусть, чтение в исполнении мастеров слова, беседа, просмотр видеофрагмента, инсценирование, ответы а проблемные вопросы, сопоставительный анализ, комментирование, составление характеристик персонажей.

Эффективный прием в изучении драмы - режиссерский комментарий - устное рисование, описание сцены в момент одного из действий. План, по которому составляется режиссерский сценариий: 1) Каковы декорации, освещение. 2) Как ведут себя герои. 3) Каково их настроение. 4) Как произносят свои реплики. 5) Общее значение картины.

На этапе синтеза приемы: беседа, инсценирование, выразительное чтение, по ролям, сочинение, конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный анализ игры разных актеров, работа с литературно-критическим материалом, создание рецензии.

Этапы изучения:

1. Вводные и ориентировочные занятия.

Цель: Сформировать интерес к изучению произведений, мотивировать направленность анализа, установка на восприятие и понимание текста.

Методы: Лекция и беседа. Обмен впечатлениями проблемного характера, рассказы о творчестве. Истории произведений, чтение с комментариями, кино-урок, экскурсия.

2. Чтение и анализ произведений.

Цель: Постижение авторского замысла, специфика композиции, хронотоп, смысл образов, приближение читательского образа к авторскому.

Методы: Аналитическое и комментируемое чтение, эвристическая беседа, анализ опорных эпизодов.

3. Заключительное занятие.

Цель: Преодоление «иллюзии осведомленности» доведение читательского восприятия до глубокого восприятия (образного и понятийного); перенос знаний на новый материал.

Методы: Перенос материала – деловые игры, работа над сценариями, беседы о ситуации, конкурсы, творческие отчеты, тестинги, выразит чтение наизусть, иллюстрирование, творческие работы.

Анализ драматического произведения. Драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, кот. содержатся в ремарках и словах персонажей — отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. Авторская позиция скрыта в большей степени, чем в произведениях других родов литературы. Предназначенность пьесы для актерского исполнения, для сцены требует деления на акты и явления и определяет сравнительно небольшой объем. Важнейшая особенность драмы — концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Категория действия и конфликта. События и связь между ними. Важна категория хронотопа (напр., 3 единства в классической драме). Сценическая техника. Как разыгрываются мизансцены. Анализ ремарок. Суммирующие вопросы. Выразительное чтение по ролям драматического произведения.

Проблемы речевого развития. Обогащение словарного запаса на материале художественных произведений, обучение связной речи и ее развитие. Развитие речи – постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира. Развитие речи (узко) – специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленнная на овладение речью. Необходимо сочетать 3 подхода: 1. Психолингвистический – то есть, речевой деятельности. 2. Лингводидактический - закономерности обучения родному и иностранному языку. 3. Методико-литеравтурный - возможности художественной литературы, литературоведения, критики и ораторского искусства. 1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи. 2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи. 3. Развитие умений художественной критики. 4. Развитие умений эстетического анализа текста. 5. Упражнения на приобщение к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок и др.

Принципы совершенствования речевой деятельности:

- взаимодействие нравственного воспитания, интеллигентного, художественно-эстетического и речевого развития в процессе постижения литературы;

- органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе, обеспечивающая как совершенствование речевой деятельности, так и углубление восприятия литературного материала;

- разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность на материале занятий по литературе;

- соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятельности, осуществляемыми в начальных, средних и старших классах;

- практическая направленность работы по развитию речи и приближение ее как к реальным жизненным ситуациям, так и к некоторым формам искусства;

- систематический характер работы по совершенствованию речи;

- учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и других предметов в процессе организации речевой деятельности. Из многообразных форм творческой деятельности можно выделить подготовку докладов и сообщений на литературные темы. В процессе этой работы формируются и закрепляются трудовые навыки и специфические речевые умения.

Основные направления работы по развитию речи:

1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественных произведений и литературно-критических материалов.

2. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний.

3. Организация речевой деятельности в процессе диалогического общения.

4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи на деятельностной основе.

5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.

Критерии речевого развития:

1. Владение актуальной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологической особенности человеческой личности.

2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываний литературоведческого и литературно-критического характера.

4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка: пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

5. Понимание особенностей вида и жанра высказываний в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им.

6. Содержательность высказываний.

7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания.

8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.

9. Ведение диалога на литературные темы.

10. Самостоятельность в подготовке выступления.

11. Оптимальное сочинение в высказывании материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.

12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказываний и ситуацией общения.

Развитие письменной речи зависит:

А) от возрастных особенностей;

Б) уровня литературного и речевого развития;

В) от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится работа;

Г) от поставленных познавательных и коммуникативных задач.

Виды упражнений по развитию письменной речи:

1. Репродуктивные: изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями.

2. Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения, то есть включающие в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев.

3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, по картине и т. д.

4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказы (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т. д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев.





Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.27.162
Генерация страницы за: 0.157 сек.