Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д р е в н и й в о с т о к 5 страница




Восстановление могущества Хеттского царства в период правления Новохеттской династии (основана сановником-хурритом около 1450 г. до новой эры). Создание наднациональной военно-бюрократической монархии на Ближнем Востоке. Сакрализация (обожествление) персоны царя, титуловавшегося ныне как “Солнце”. Поглощение хеттской культуры хурритским влиянием. Ассимиляция хеттов хурритским этносом, заимствование государственного пантеона богов у хурритов.

Возобновление завоевательных походов в Сирию. Правление Суппилулиумы I (1380-1335 гг. до н.э.) – вершина могущества Новохеттской державы. Покорение почти всей Малой Азии от Эгейского моря до Понтийских гор, победа над Египтом и Митанни, завоевание Восточного Средиземноморья вплоть до южных рубежей Палестины, основание удельных царств в Сирии с центрами в Халпе и Каркемише. Внутренняя и внешняя политика Мурсили II (1335-1305 гг. до н.э.). Продолжение войн с Египтом (удачный мир с Хоремхебом), захват Апасы (Эфеса) на Эгейском море, успешное отражение ассирийских набегов. Укрепление торговых связей Хеттской державы со странами Передней Азии и Египтом.

Начало ослабления Новохеттской державы при Муватталлисе, Мурсилисе III и Хаттусили III (конец XIV – вторая четверть XIII вв. до н.э.). Мирный договор с фараоном Рамсесом II (1270 гг. до н.э.). Оборонительные действия хеттских войск против Ассирии. Первое упоминание о “народах моря”– племенах “мушков”, т.е. балкано-эгейских народах – ахейцах, пеластах, тевкрах, данайцах – в правление новохеттского царя Тудхалии III/IV? (Тутхалияса III/IV?) (начало царствования в 1250 г. до н.э.). Разгром Тудхалией Илиона или Вилусы (Трои). Поражение от ассирийского царя Салманасара. Суппилулиума II – последний царь Новохеттской державы. Гибель хеттской цивилизации (одновременно с гибелью крито-микенской) к 1190 г. до н.э. Распад единой державы на мелкие территории. Поглощение остатков державы хеттов Ассирией. Исчезновение хеттского языка и письменности из обращения. Растворение хеттского этноса среди других народов. Значение и оценка правления Новохеттской династии в науке.

Культура хеттов. Устойчивое культурное развитие и культурные традиции Хеттского государства. Культурное воздействие на державу Хатти соседних высокоразвитых центров – Вавилонии, Египта.

Огромная роль религии в Хеттском государстве. Храмы и святилища. Культовые функции царя (превосходили его военное предназначение). Обширный штат культовых служителей-евнухов. Широкое распространение клинописной грамоты. Хаттское происхождение большинства древнехеттских божеств. Верховный бог хеттов – небесный бог грозы Тару или Тархунтас, богиня Солнца – Вурусему. Бог Луны – Каску, бог растительности Телепинус, богиня-защитница Инарас, бог-гора Цалиянус, бог-кузнец Хасамилис, бог войны и моря Сулинкатти, бог войны Вурункатте, божества подземного мира Лельванис, Истустаяс и Папайяс, бог Солнца Истанус и многие другие. Заимствование хеттами культов месопотамских богов Ану, Энлиля, Нинлиль, Эйя и др., а также культа индоевропейского бога огня Агни (у хеттов – Акнис). Связь антропоморфных богов с представителями животного мира: каждое божество имеет своего священного тотема – быка, лошадь, оленя, барана и вооружено своим оружием – копьем, палицей, жезлом, щитом. Постепенная унификация религиозных культов в направлении создания единого хеттского пантеона богов. Этническое своеобразие хеттской религии. Формы “народной” религии, не входящие в официальный государственный культ.

Деление божеств на земных, небесных и подземных (по частям макрокосма). Ритуалы и праздники в честь божеств: сезонные, ежемесячные, праздник урожая осенью и факельный праздник. Жертвоприношения животных божествам (редко – людские, обычно из военнопленных). Ворожба, магия и похоронные обряды хеттов.

Мифологические тексты. Повествования об исчезнувших и найденных богах. Текст о Луне, упавшей с неба. Оригинальные исторические и политические сочинения – надписи царей.

Памятники материальной культуры хеттов. Крепости и цитадели. Расписная и гладкая керамика вытянутой формы, украшенная изображениями животных и птиц. Каменные рельефы. Сфинксы из городских ворот Хаттусы. Святилище Язылыкая – сложный комплекс храмовых зданий, покрытых рельефами. Лаконизм форм, монументальность, слитность с гористым рельефом всей страны – особенности изобразительного искусства древних хеттов. Городская архитектура. Массивность кладки стен и украшение зданий “стражами ворот” – вертикальными плитами с рельефами, изображавшими культовые сцены. Статуэтки. Оригинальность и самобытность искусства хеттов.

Хеттские письменные произведения. Древнехеттское летописание. Жанр царских “автобиографий”, составленных придворными писцами. Архив табличек из Богазкея – богатейшее собрание хеттских литературных и научных трактатов. Астрономические, исторические и словарные тексты.

Глубокие, прочные культурные связи древних хеттов со странами Ближнего Востока. Историческое значение древнехеттской культуры.

Митанни в древности (1560-1260 гг. до н.э.). Вторжение индоарийских племен из-за Кавказа на территории Армянского нагорья в XVIII-XVII вв. до новой эры. Продвижение индоариев вместе с хурритами в Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, юго-восточную Малую Азию к началу XVII в. до н.э. Возникновение государства хурритов в Верхней Месопотамии Хурри-Ханигальбат (на землях, отторгнутых у амореев), воевавшего с Древнехеттским государством Хатти (середина XVII в. до н.э. – начало XVI века до н.э.). Захват индоарийским племенем воинов-манда власти в хурритском государстве Хурри-Ханигальбате и основание на его территории государства Митанни (собственное название Майттанне) около 1560 г. до н.э. со столицей в Вассокканне, на верхнем течении реки Хабур. Ассимиляция индоарийского и хурритского этносов. Сохранение в Митанни индоарийских царских тронных имен и индоарийских богов-покровителей династии – Индры, Митры-Варуны, Насатьи. Верховное божество митаннийцев – хурритский бог грома Тессоб с культовым центром Куме на реке Верхний Заб, женское божество – Сауска-Иштар с культовым центром в хурритском городе Ниневия (на тот момент).

Митанни – типичная военно-бюрократическая рабовладельческая деспотия во главе с царем, синагалой (“вторым после царя”, т.е. престолонаследником-главнокомандующим, одним из царевичей), “двором” (военно-служилой знатью, вельможами и воинами – “марианне”). Нижнее социальное сословие – “земля” – совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин с единым представительством в масштабах всей страны – уникальная черта политического строя для стран Древнего Востока, присущая только Митанни. Преобладание в Митанни крупных дворцовых и храмовых хозяйств и отсутствие в хурритских странах значительного числа “царских, государственных людей”, по статусу аналогичных спартанским рабам-илотам. Применение в митаннийских хозяйствах труда рабов – военнопленных или свободных общинников.

Превращение государства Митанни во всехурритскую империю от гор Загроса и Ниневии до Северной Сирии при царе Суттарне I (конец XVI века до новой эры). Начало долголетних войн с Египетской державой за гегемонию в Восточном Средиземноморье вплоть до конца XV в. до н.э. Победы фараонов Тутмоса I (1475 г. до н.э.) и Тутмоса III (1468 гг. до н.э.) над Митанни. Разгром Ашшура митаннийским царем Сауссадатаром в 1430-х гг. до н.э. Возобновление войн Митанни с египетским фараоном Аменхотепом II и заключение в 1430 г. до н.э. дипломатического мира между обеими странами, выгодного Митанни. Новый компромиссный мир между Египтом и Митанни, между Тутмосом IV и митаннийским царем Ардадамой I, подписанный около 1410 года до н.э. Присоединение земель Северной Сирии к Митанни. Установление временной системы равновесия сил в регионе Передней Азии.

Рубеж XV-XIV вв. до н.э. – время наибольшего расцвета Митанни. Союз с Египтом – гарантия прочности внешнеполитического положения Митанни. Обострение отношений с хеттским царем Суппилулиумой и отторжение Северной Сирии от Митанни. Неудачная дипломатическая попытка опереться на союз с ассирийским правителем Ашшурубаллитом I. Падение Великой Митаннийской державы и превращение ее в незначительное верхнемесопотамское царство – “яблоко раздора”, причину борьбы и соперничества между Хатти и Ассирией. Нелегкая политика лавирования Митанни между двумя грозными соседями и ее полный крах: окончательное завоевание государства Митанни ассирийским царем Салманасаром I около 1260 года до н.э. Хурритская Верхняя Месопотамия перешла к Ассирии после падения Новохеттской державы в начале XII в. до новой эры. Государство Шубрия (Хурри) – последний маленький оплот государственности хурритов – покорено Ассирией в 673 г. до н.э. Принятие остатками хурритов имени “матиенов”, митаннийцев – напоминание об их прошлом.

Фригийское и Лидийское царства в древности. Балканский полуостров (Македония и Фракия) – прародина племен фригийцев. Переселение их в Малую Азию в середине XIII в. до н.э. Приход в Малую Азию племени причерноморских бригов через столетие и этническая ассимиляция фригийцев с бригами (с сохранением названия фригийцев). Складывание раннего Фригийского царства около 1120 г. до н.э., война с Троянским царством, разрушение Илиона – столицы Троады. Долина реки Сангарии в северо-западной части полуострова Малая Азия – ядро Фригийского царства. Аннексия Фригией большей части территории Хеттского государства после его падения в XII в. до н.э. Столкновение с Ассирией (царь Тиглатпаласар I именовал Фригию “страной мушков”). Завоевание Фригией территории Малой Азии от Эгеиды от Тавра и Урарту к середине VIII века до н.э. Установление династии Гордия (бывшего крестьянина, к 750 г. до н.э. овладевшему всей Малой Азией и завязавшего свой знаменитый “Гордиев узел” из лыка дикой вишни в столице Фригии – Гордионе). Правление преемника Гордия – царя Мидаса (по-ассирийски, Миты, 725-696 гг. до н.э.). Достижение Фригией периода наивысшего расцвета (“прикосновение Мидаса к любой вещи превращало ее в золото”). Подчинение царств Тавра и Киликии Мидасом. Столкновение Мидии в союзе с Урарту с интересами Ассирии. Вынужденное заключение мира с Ассирией в 713 г. до н.э. из-за внезапного вторжения во Фригию кочевников-киммерийцев с северо-востока и фракийцев с запада. Распад Фригийской державы в 675 г. до н.э. под ударами киммерийцев и Урарту. Подчинение части территории Фригии – “великой всеазиатской державы” – Лидийским царством с конца VII в. до н.э. Переход фригийских земель под власть Персии с 547 г. до н.э.

Хозяйственный и общественный строй Фригийского царства. Земледелие, скотоводство и ремесла. Добыча мрамора, разработка золотых рудников, шерстоткачество. Активная торговля с греческими полисами западного побережья. Широкая сеть крупных фригийских городов: Гордион, Келены, Котий и др. Проникновение эллинского влияния через долину Герма.

Высокий уровень фригийской культуры и религии с ее культами умирающего и воскресающего бога Аттиса и Великой матери Кибелы. Скальная гробница царя Мидаса – важный памятник материальной культуры фригийцев. Общие черты сходства Фригийского царства с цивилизацией доиндоевропейских народов стран Эгейского моря, с культурой древних армян, хеттов, греков. Близость алфавитной письменности фригийцев с греческим линейным письмом. Культурное наследие Фригии, подаренное древним грекам: поэма “Илиада” фригийского поэта Дареса (жил ранее Гомера), баснописец Эзоп – родом из Фригии, фригийский философ-атеист Диоген. Фригийское изобразительное искусство (рельефы, расписная керамика, печати, скульптурные группы). Фригийское музыкальное искусство – наиболее популярно в странах Средиземноморья (флейта).

XII–e столетие до н.э. – время создания Лидийского царства со столицей в Сардах. Плодородная долина в пойме реки Герма – прародина племени мэонов или лидийцев. Столица Лидии – Сфарт (Сарды в греческой передаче).

Вхождение Лидии в состав Фригийского царства до начала VII в. до новой эры. Захват престола царским дружинником Гигом (Гугом, Гигесом, Гуггу, правил в 692-654 гг. до н.э.) и основание им династии Мермнадов в 685 г. до новой эры. Разгром киммерийцами Фригии в 675 г. до н.э. и обретение Лидией собственной независимости. Борьба Гига с киммерийцами в союзе с ассирийским правителем Ашшурбанипалом (в сражении с киммерийцами Гиг погиб в 654 году до н.э.). Правление царя Ардиса (654-605 гг. до н.э.). Изгнание киммерийцев из Лидии. Заключение нового союза Лидии с Египтом в 654 г. до н.э., после разрыва союзнических отношений с Ассирией. Разорение киммерийцами лидийской столицы Сард в 644 г. до н.э. Продвижение Лидии на восток при внуке Ардиса – царе Алиатте и установление лидийского контроля над городами Понта и Киликии к 600 г. до новой эры. Взятие Алиаттом города Смирна. Начало и ход войны с Мидией (590-585 гг. до н.э.). Утрата Лидией своих восточных владений по миру с Мидией в 585 г. до н.э. Активизация завоевательных походов Алиатта на западе. Покорение Карии, Пафлагонии, Вифинии и взятие Колофона (в образе “северного колосса” – “Гога и Магога”, т.е. рода Гига и правителя страны Гига). Внутренняя и внешняя политика царя Креза (Крёза, 562-547 гг. до новой эры). Покорение всей территории Малой Азии к западу от Галиса (кроме Ликии). Превращение малоазийских греков в данников Лидии. Разработка Крезом золотоносных месторождений на реке Пактол и чеканка собственной монеты из электра (природного сплава золота и серебра) – отсюда происходит крылатое выражение “богат, как Крез!”

Начало войны с Персией и поражение Креза от Кира Персидского в 547 году до новой эры. Захват персами столицы Сард и покорение ими греческих городов-колоний в Малой Азии. Установление эры персидского владычества над Малой Азией (предсказание оракула храма Аполлона в Дельфах о том, что, перейдя Галис, Крез погубит свое царство, полностью сбылось).

Хозяйственный и общественный строй Лидии – архаичной военной державы, опиравшейся на войско и выжимавшей налоги из населения. Высокие культурные достижения лидийцев: гимнастические упражнения, игры в мяч, кости, воинские состязания. Музыкальная культура лидийцев (флейты, дудки, трещотки, многострунные лиры). Изобразительное искусство Лидии. Влияние лидийской культуры на духовную жизнь Эллады.

Сирия, Финикия и Палестина в древности. Географическое положение, природные условия, климат странВосточного Средиземноморья (в древности – “земли Ханаан”). Народонаселение и этнический состав. Расселение племен семитской этнической общности. Формирование этноса ханаанеев, поклонявшихся Каину – “Кузнецу” (древнейшее название - сутии по имени легендарного предка Суту, Каин – потомок Суту; в позднее время сутии именовали себя амореями).

Источники и историография племен и народов Восточного Средиземноморья. Памятники материальной культуры. Раскопки крепости Мегиддо (захвачена Тутмосом III), городов Библ, Иерихон. Археологические находки в Кумранских пещерах (у Мертвого моря) в 1940-1960-х годах. Памятники древнееврейской литературы. Библия. Тора или Пятикнижие Моисеево. Ветхозаветные сочинения. Обширный труд древнееврейского историка I века новой эры Иосифа Флавия “Иудейские древности”. Обнаружение древних архивов в Угарите на реке Оронт и в Эбле, в Северной Сирии. Материалы по истории соседних стран.

Исследования Б.Спинозы (1632-1677 гг.) и французского врача Ж.Астрюка (1634-1667 гг.) – начало серьезного изучения библеистики. Школа французского семитолога Э.Ренана. Работы немецкого историка Ю.Велльгаузена (1844-1918 гг.). Отечественная историография региона: труды академика Н.М.Никольского, вклад профессоров А.Б.Рановича, И.Д.Амусина, И.Ш.Шифмана, Х.А.Кинк, И.С.Свенцицкой и др. ученых в изучение проблем экономического и социального развития стран Восточного Средиземноморья.

Восточное Средиземноморье во II тыс. до н.э. Первые государственные образования в Сирии и Палестине в Раннебронзовый период (III тыс. до н.э.). Возникновение прибрежных городов Библа, Тира, Эблы, заселенных ханаанеями, амореями. Политогенез в прибрежных городах. Политическое и культурное влияние Египта и Месопотамии на Восточное Средиземноморье. Развитие региона в Среднебронзовый период (ХХ-ХVI вв. до н.э.). Вторжение хурритов и гиксосов в регион. Государство Ямхад с центром в Халпе (конец ХIX в. до н.э.), к середине II тыс. до н.э. попало под власть хеттов. Позднебронзовый период истории Сирии и Палестины (конец ХVI-ХII вв. до н.э.). Перемены в этническом составе населения региона. Раздел Восточного Средиземноморья между Египтом (получил Финикию, Дамаск, Палестину) и Хеттским царством (приобрело Сирию) к 1270 г. до н.э.

Нашествие эгейско-анатолийских народов (“народов моря”) в начале ХII века до н.э. в регион Восточного Средиземноморья. Основание “народами моря” филистимлянской конфедерации (от термина “филистимляне”, с древнееврейского “пелиштим”, родственный термин “пеласты” – происходит название “Палестина”). Утверждение Израильского племенного союза в Палестине в конце ХIII в. до н.э., его вытеснение фараоном Мернептахом в 1220 г. до н.э. из Палестины (древнееврейский Исход из Египта). Новое оформление Израильского союза племен с Моисеем около 1170 г. до н.э. на территории Палестины. Окончательное оформление Израиля как союза двенадцати племен на территории Палестины к концу ХII в. до н.э.

Ослабление влияния Египта в регионе и начало великой финикийской колонизации Средиземноморья. Основание Тиром колоний в Северной Африке, на Сицилии, Сардинии, Мальте, Балеарских островах к 1100 г. до новой эры. Подчинение Тиром Сидона и основание Тиро-Сидонского царства в середине ХI в. до н.э. Установление гегемонии филистимлян в Палестине. Борьба израильских племен с филистимлянами. Выдвижение Саула из племени вениаминитов первым израильским царем (1020 г. до н.э.) и его гибель. Давид – преемник Саула (1010 г. до н.э.) и виновник его свержения. Формирование новой геополитической карты Восточного Средиземноморья: Северная Сирия – у хеттов, Центральная и Южная – у арамеев, на побережье – Тиро-Сидонское царство, Израиль и Филистия в Палестине.

Восточное Средиземноморье в первой четверти I тыс. до н.э. Расцвет Тиро-Сидонского царства при царе Хираме (969-936 гг. до н.э.). Контроль над морскими путями региона. Основание финикийской колонии Карфаген (823 г. до н.э.). Подъем влияния Дамасского царства среди арамейских государств Сирии. Большая роль Дамаска в отражении ассирийских набегов.

Политика создания централизованной надплеменной военно-бюрократической монархии при израильском царе Давиде (1010-970 гг. до новой эры). Превращение Иерусалима (завоеван Давидом в 995 г. до н.э.) в столицу Израильского государства. Войны Давида с племенами Заиорданья (моавитянами, аммонитянами и др.). Подчинение Давидом Заиорданья, Филистии и земель южносирийских арамеев. Правление сына Давида царя Соломона (970-930 гг. до н.э.), мудрого, проницательного, справедливого, автора ряда литературных произведений. Союз с Египтом и приобретение города Гезер в Центральной Палестине (находился под властью Египта). Союз с царем Тира Хирамом I в целях ведения совместной торговли по Красному морю. Административная, налоговая и военная реформы царя Соломона. Широкая строительная деятельность Соломона. Возведение в Иерусалиме великолепного храма богу Яхве. Раскол в Иерусалиме при вмешательстве египетского фараона Шешонка I и выход из состава государства (Израиля и Иудеи) после смерти царя Соломона десяти северных израильских племен, образовавших самостоятельное государство Израиль со столицей в Самарии в 925 г. до н.э. Правление династии потомков царя Давида в Иудее. Частая смена династий в Израиле. Основание израильским военачальником Омри династии в 875 г. до н.э. (правила около 50 лет). Социально-экономические и политические отношения в Иудее и Израиле. Вступление Израиля и Иудеи в полосу кризиса в IX-VIII вв. до н.э.

Быстрое развитие рабовладельческих отношений на основе роста частной собственности и частновладельческих отношений, концентрации земли и движимого имущества в руках надплеменной и племенной верхушки, развития товарно-денежных отношений и социального расслоения. Социальная структура населения древнееврейского общества: светская и жреческая аристократия; общинники (“народ земли”); чужеземцы (пришельцы, поселенцы), ограниченные в правах; а также рабы, кабальные должники. “Пророческое движение” VIII-VI вв. до н.э. (пророческий монотеизм – ядро будущего иудаизма, в его основе – идея ожидания посланца бога Яхве – Мессии, Спасителя Израиля от социальных пороков и несправедливостей, языческой скверны). Отражение в деятельности “пророков” (“наби”) обострившейся борьбы внутри правящего сословия и углубления кризисных явлений в обществе.

Восточное Средиземноморье во второй четверти – середине I тыс. до новой эры. Подчинение ассирийским царем Тиглатпаласаром III в 743-740 гг. до новой эры Северной Сирии и Финикии, затем в 734-732 гг. до н.э. – Дамасского царства и большей части Израиля, Филистии и Иудеи. Осада столицы Израильского царства Самарии (725-722 гг. до н.э.) и падение Самарии в 722 году до новой эры. Массовая депортация израильтян ассирийцами. Новый поход ассирийского царя Синаххериба против Иудеи в 701 г. до н.э. Захват Тира ассирийцами и гибель Тиро-Сидонского царства в Финикии (также в 701 г. до н.э.).

Воссоединение с Иудеей бывших владений Давида и Соломона при царе Иосии (640-609 гг. до н.э.). Появление в 622 г. в Иудее нового законодательства – “Второзакония”, приписанного легендарному пророку Моисею. Введение нового законодательства и полная централизация культа Яхве – единственного бога в стране с центром в Иерусалиме. Ограничение срока долгового рабства для израильтян шестью годами. Борьба царя Иудеи с египетским фараоном Нехо и его гибель в 609 г. до н.э. в сражении при Мегиддо. Признание Иудеей верховной власти Египта. Утверждение вавилонского владычества над Восточным Средиземноморьем. Гибель Иудеи в войне с Вавилонией в 587 г. до н.э. Разрушение Иерусалима и Соломонова храма вавилонским царем Навуходоносором, депортация иудеев в Месопотамию. Переход иудейско-израильских земель под власть Персии после падения Вавилона в 539 г. до н.э. Создание иудеями-чиновниками Эзрой и Неемией в Иерусалиме гражданско-храмовой иудейской автономии с согласия персидских властей династии Ахеменидов. Победа канонического иудаизма в течение столетия (с конца VII в. до н.э. по конец VI в. до н.э.).

Культура стран Восточного Средиземноморья. Влияние египетской, вавилонской, хеттской, эгейской и финикийской культур на культурное развитие Израиля и Иудеи. Творческое использование восточно-средиземноморскими народами достижений своих соседей по региону. Преемственность и внутреннее единство духовной и материальной культуры народов Иудеи, Израиля, Финикии, Палестины.

Материальная культура. Дворцовые комплексы в Эбле, Угарите (XXIV-XXIII вв. до н.э.) и их связь с шумерскими архитектурными традициями. Остатки городских и храмовых построек и военных крепостей. Косторезное ремесло. Влияние египетских культурных традиций на южные области Палестины. Золотая чаша с изображением охотничьей сцены из Угарита – шедевр изобразительного мастерства народов региона.

Изобретение алфавитного письма на основе использования месопотамской клинописи и египетской иероглифики (Х в. до н.э.) – крупнейшее достижение финикийской культуры, итог многовековых поисков совершенной и удобной системы письма. Древнейшие памятники финикийской литературы – мифологические тексты из Угарита, надписи финикийских царей Ахирамы и Иехимилька из Библа и др. тексты. Восприятие греками финикийского письма и его проникновение в европейские алфавиты.

Мифология и религия Древней Финикии и Сирии. Культ природы верховного бога горы Ваала-Цафон. Продолжительное сохрание культа священных камней – бетилей в финикийской религии. Общинно-земледельческие культы: культ падающего осенью бога Мота (“зрелого колоса”) и его супруги Анат (с серпом, подрезающим колос). Культ “умирающего и воскресающего” бога природы Алияна-Ваала. Культ Адона (Адониса). Астарта –женское божество, восходящее к культу месопотамской Иштар. Верховный бог Финикии – Эл, его супруга Элат, владыка севера – Баалцафон, владыка неба – Баалшамем, бог Солнца – Баалхаммон. Боги – покровители городов (Мелькарт у города Тира, Эшмун у Сидона, Астарта у Библа, Великая хозяйка Берита у города Берита). Культы местных божеств (“Мелек” – “Царь”, как вариант – Молох).

Мифология и религия Древнего Израиля и Иудеи. Зооморфные и антропоморфные боги. Поклонение божественной паре Ваалу-Дагону и Ваалат-Ашторет. Распространение культа священной “горы бога Эля” в Палестине. Длительное сохранение культа животных (“золотого тельца и медного змия”). Первоначальные черты бога пустынных гор у Яхве (Ягве) и олицетворение им грозных сил природы: огня, бури и ветра (Яхве появляется в виде столба пламени во время грозы и бури). Превращение культа бога Яхве в воинственного бога – покровителя царя, государства, символ независимости древнееврейского народа. Распространение древнего обычая обрезания у израильтян – признака принадлежности к иудейской общине (в древности – первобытный обряд посвящения мальчиков в члены родовой общины). Почитание иудеями богини Анат (возможно, супруги Яхве). Создание иерусалимской храмово-городской общины. Оформление религиозных догматов иудаизма. Понятие о добре и зле. Требования морали предписаны Яхве и исходят от Него. Предназначение человека – слепое исполнение воли Яхве. Догматизм – основа вероучения иудаизма.

Древнееврейская литература. Связь религии с литературой. Совпадение Писаний иудаизма – Танах – с Ветхим Заветом христианской Библии (сформировались к V-III вв. до н.э.). “Пятикнижие Моисеево” (Тора) – древнейшая часть Писаний, содержит мифы и предания о сотворении мира и первочеловека Адама. Второй раздел Писаний – “Пророки” – включает произведения пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и др., а также “исторические книги” Иисуса Навина, Самуила, Судей, Царей. Третий раздел – “Писания” – собрание гимнов, псалмов, размышлений о жизни (“Экклесиаст”, “Книга Иова” и др.).

Античная литература, посвященная Финикии, Сирии, Палестине (Диодор, Юстин, Саллюстий, Фалес Милетский – финикиец). Литература на древнегреческом языке периода эллинизма и римского господства: Менандр, Дий (II-I вв. до н.э.), Феодот (I в. н.э.), Филон Библский (I-II н.э.) и другие авторы. Вклад финикийской науки в развитие астрономии, географии, античной философии (один из основоположников атомистического учения – финикийский философ Мох). Значение культуры средиземноморских стран.

Иран и Средняя Азия в древности. Источники и историография Древнего Ирана. Типы исторических источников по иранской истории: царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках. Бехистунская и Накши-Рустамская надписи – самые значительные письменные памятники по истории Персидской державы. Надписи персидских царей Камбиза, Ксеркса, Дария на мраморе, глиняных табличках и кирпичах. Царский клинописный архив Персеполя. Манифест правителя Кира II и вавилонская хроника Набонида. Архивы торговых домов Эгиби и Мурашу. Эламские деловые документы из Суз. Ассирийские и вавилонские надписи. Папирусы на арамейском языке. Египетские письменные источники демотического письма. Древнегреческие источники по истории Персидской державы. Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Ктесий и Диодор Сицилийский о Персии. Археологические источники по истории Древнего Ирана (керамика, погребения, оружие, утварь, остатки дворцов, храмов, крепостей), монументальные статуи и скальные рельефы. Роскошные находки из так называемого “Аму-Дарьинского клада”, датированные эпохой Ахеменидов.

Путешествия европейцев в Иран и Среднюю Азию (Марко Поло, Пьетро делла Валле). Путешествие датского ученого К.Нибура в Иран. Совместная дешифровка персидских и эламских источников европейскими учеными-востоковедами в середине XIX века. Оформление иранистики в самостоятельную науку. Открытие и перевод священной книги иранцев “Авесты”. Дальнейшее развитие иранистики в ХХ столетии. Археологические раскопки и изучение древнеиранских находок. Раскопки остатков царского дворца в Персеполе учеными Фланденом и Коста в середине ХIХ века. Исследования отечественными археологами памятников археологической культуры Анау близ Ашхабада. Находки археологов в гроте Тешик-Таш, близ Хорезма, Ферганы, в пустыне Кызыл-Кум. Раскопки стоянок в Сиалке (Центральный Иран), в оазисах Кара-депе и Намазга-депе в Средней Азии. Эламитология и ее вклад в ориенталистику. Заслуги ученых Ж.де Моргана, Р.Гиршмана, В.В.Бартольда и М.М.Дьяконова в становлении зарубежной и отечественной иранистики. Современная иранистика.

Природа и народонаселение Древнего Ирана. Изолированность Иранского плато от месопотамских территорий и бассейна Инда. Ландшафт местности, реки, природные ископаемые. Этнический состав. Преобладание племен эламо-дравидской группы в V-IV вв. до н.э. Западноиранские племена касситов, лулубеев и эламитов – коренных жителей Передней Азии. Скифы и массагеты (саки) – восточноиранские племена. Легенды о женщинах-вождях крупных племенных союзов: Томирис у массагетов, Зарина и Спаретра у саков. Проникновение племен ариев в Иран и заселение его большей части во II тыс. до н.э. (отсюда: “Ариана” – “Страна ариев”). Войны с племенами мидян, кутиев (гутиев), ассирийцами. Ассимиляция жителей Ирана ираноязычными племенами к середине I тыс. до н.э. Запоздалый выход на политическую арену мировой истории иранских племен по сравнению с соседями (за исключением Юго-Западного Элама).

Элам – древнейшая цивилизация Ирана (восходит к III тыс. до н.э.), центр самобытной культуры Передней Азии, звено, соединявшее древнейшие народы Юго-Западного Ирана (“Сузиана”) с культурными центрами Передней Азии. Возникновение государства в Эламе (“Эламту” – “Горная страна”) со столицей в Сузах к III тыс. до н.э. Связь истории Элама с Двуречьем. Зависимость Элама от Аккадского царства (XXIV-XXII вв. до новой эры), вторжение кутиев в Элам и новое покорение Элама III-ей династией Ура (с конца ХХII в. до н.э. до начала ХХ в. до н.э.). Оккупация Сузианы при Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Завоевание Элама касситским Вавилоном в конце ХIV века до н.э. Возвышение Элама в ХII в. до н.э. Покорение Элама царем Нововавилонского царства Навуходоносором I в конце XII в. до н.э. (после битвы у Дера в 1115 г. до н.э.). Исчезновение Элама с политической арены Передней Азии на три столетия в связи с распадом. Войны с Ассирией в VIII в. до н.э. и полное поражение Элама от ассирийского царя Ашшурбанипала в 639 г. до н.э. Признание Эламом верховной власти Мидии с последующим превращением в сатрапию Персидской державы при Кире Великом с 549 г. до н.э. и полной утратой независимости на все последующие века. Иранизация эламского населения к началу новой эры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.