Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и техника. Классическим порождением китайского духа стало конфуцианство




Конфуцианство

Классическим порождением китайского духа стало конфуцианство. Подобно Сократу, Конфуций (541 – 479 гг. до н.э.) избегал высказываться о природе, о вопросах бытия (онтологии) и особенно – о духах, которых, по его мнению, нужно почитать, держась от них подальше. Непонятно даже, представлял ли он себе Небо как божественную личность или же как безличный закон вселенной, и стало быть, – считать конфуцианство религией или нет. Этот же вопрос ставил перед собой крупнейший философ сунского времени Чжу Си (XII в.): если конфуцианство – религия, как буддизм или средневековый даосизм, то где же его церковь, жрецы, обряды? И сам же отвечал: государство – вот церковь конфуцианства, чиновники – его жрецы, выполнение ими служебных обязанностей – его обряды.

 

Конфуций был философом для аристократов духа, поэтому для него существует только два типа людей: «благородный муж» (цзюньцзы, дословно – сын правителя) и «низкий человек» (сяожэнь). Заслугой Конфуция было то, что он первым перевел эти понятия из сферы наследственных прав в сферу морали: «одетый в холщовое платье» может быть благородным, а недостойный Сын Неба, вроде легендарных тиранов, – низким. Голодая вместе со своими учениками, на их вопрос, чем же отличается цзюньзы от низкого человека, если и тот, и другой подвержены такой беде, Учитель ответил: «Благородный и в беде остается достойным человеком, низкий же в беде распускается». Если поведение первого определяется требованиями ритуала, то второго – только выгодой, которую поэтому конфуцианцы всегда резко осуждали как мотив деятельности. Впрочем, попытка Конфуция разделить всю пестроту человеческих типов с помощью черно-белого шлагбаума своей схемы оказалась не вполне убедительной. Один из мыслителей неоконфуцианской школы, Ван Аньши (XI в.) дополнил эту схему третьим типом – «среднего человека», который при хороших жизненных условиях ведет себя как благородный, а при их ухудшении – как низкий; таких людей, по его мнению, большинство, в том числе и в аппарате. Отсюда – иллюзия Ван Аньши, развеянная жизнью, что чиновники станут благороднее, если им лучше платить.

 

Здесь успехи китайцев особенно велики. Поскольку роль высшего божественного авторитета в этой стране играло Небо, отсюда естественно вытекало внимание именно к небесным знамениям и фиксация в летописях наблюдений за ними. Результат: в 720 г. до н.э. китайские астрономы сделали первую известную в мире запись о солнечном затмении, в 611 г. – о комете в районе Большой Медведицы (как полагают, это было первое наблюдение кометы Галлея); в IV в. до н.э. Ши Шэнь за 200 лет до Гиппарха составил первый в мире звездный каталог; в 28 г. до н.э. здесь впервые наблюдали пятна на Солнце. Китай – страна первых в мире обсерваторий, а его астрономические инструменты долго не знали равных в мире. Даже в 1900 г., во время разграбления Пекина войсками восьми держав, захваченные в его обсерватории приборы были сочтены особой ценностью.

Если в теоретической физике и химии достижения китайцев и не были особенно велики, то мир обязан им несколькими важнейшими изобретениями. Прежде всего это касается техники письма. До III в. до н.э. здесь писали в основном на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон. О Цинь Ши-хуане сохранились сведения, что на день он отвешивал себе на весах 1 дань (ок.50 кг) документов и не ложился спать, пока их все не прорабатывал. Однако в том же веке в качестве писчего материала стали употреблять шелк, а около 200 г. до н.э. Мэн Тянь изобрел волосяную кисточку, вытеснившую прежний заостренный стиль (палочку для письма). Но шелк был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки. В 105 г.н.э. Цай Лунь впервые изготовил бумагу из тряпья и древесной коры. Очень скоро бумага распространилась по всей Восточной Азии (в самом Китае в эпоху Мин лучшим сортом бумаги считалась корейская), затем через Среднюю Азию попала в исламский мир, а в самом конце XII в. крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию. (Кстати, уже в VIII в. китайцы пользовались и туалетной бумагой и очень удивлялись, что с ней незнакомы жители других стран).

III – V вв.н.э. – самая поздняя дата изобретения китайцами фарфора (наше слово происходит от персидского «фагфур» – «китайский император»). В сунское время появляются первые высокохудожественные фарфоровые изделия, которые уже в XIV в. вывозятся во все страны мира. Целых 400 лет европейцы не могли понять, из чего изготовлены эти вещи: предполагали, что в них входят измельченные морские ракушки – «свинюшки» (итал. porcellino, отсюда название фарфора в западных языках – порцелин). Фарфору приписывали магические свойства: так, считалось, что он изменяет цвет при контакте с ядом, поэтому правители, боявшиеся отравлений, покупали китайскую посуду за бешеные деньги. «Китайский секрет» был раскрыт Иоганном Бёттгером в Саксонии в начале XVIII в., что положило начало знаменитой Мейсенской мануфактуре, а при Екатерине II порцелиновая мануфактура Виноградова была открыта и в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.