Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История отечественной литературы 1 страница




ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

по направлению подготовки

031300 «Журналистика»

 

 

Бакалавр

Форма обучения

очная

 

Элиста 2011 г.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 «Журналистика». Квалификация «Бакалавр».

 

 

Программа составлена: Кичиковой Б.А., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы.

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

протокол от 27.12. 2011 г. № 8 Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. Ханинова Р.М.

Программа одобрена на заседании УМК Гуманитарного факультета

протокол от__________№_____

Председатель УМК Гуманитарного факультета к.и.н., доц. Музраева Е.Ш.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

протокол от__________№_____ Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. Ханинова Р.М.

Программа одобрена на заседании УМК Гуманитарного факультета

протокол от__________№_____

Председатель УМК Гуманитарного факультета

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

протокол от__________№_____ Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. Ханинова Р.М.

Программа одобрена на заседании УМК Гуманитарного факультета

протокол от__________№_____

Председатель УМК Гуманитарного факультета

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

протокол от__________ №_____ Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. Ханинова Р.М.

Программа одобрена на заседании УМК Гуманитарного факультета

протокол от__________№_____

Председатель УМК Гуманитарного факультета

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины История отечественной литературы являются:

последовательное изложение лектором и усвоение студентами программы курса в целом, его обзорных и монографических разделов; формирование системных общих и структурированных конкретных литературоведческих знаний историко- эволюционного, теоретического и типологического характера; рассмотрение общих закономерностей и ведущих тенденций в развитии русской литературы, представленных особенностями основных и переходных периодов, творческой эволюцией главных авторов (литературных школ); формирование и упрочение навыков литературоведческого исследования при изучении репрезентативных произведений русской литературы в аспектах:

- творческой истории,

- идейно-тематической значимости,

- поэтики как содержательности художественных форм,

- диалектики литературной традиции и художественного новаторства,

- творческой индивидуальности и художественного метода автора,

- историко-социального и историко-культурного функционирования,

- национального своеобразия.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «История отечественной литературы» относится к циклу Б.3.Б.4 Профессиональный цикл (Базовая часть), изучается на 2 курсе (4 семестр). Данный раздел органически связан со всеми предшествующими, параллельными и последующими лекционными курсами по истории русской литературы, истории зарубежных литератур, вводным и основным курсом по теории литературы, с курсами истории России, культурологии, эстетики, философии, логики, риторики, историческими курсами по русской и славянской филологии, русского литературного языка.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

1. ОК-1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

2. ОК-2. Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования функциональных стилей речи, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке.

3. ПК-5. Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной познавательно-профессиональной деятельности.

4. ПК -6. Способность проводить локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать: специфические особенности литературы как одной из важных оставляющих культуры и искусства слова; эстетическую, социально-историческую природу литературы; основные закономерности литературного процесса; особенности творческого процесса как результата деятельности конкретной личности; родовую и жанровую дифференциацию произведений искусства слова; основные литературоведческие термины и понятия; особенности содержания и содержательной формы художественных текстов.

 

Уметь: осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной познавательной задачи; анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; оперировать знаниями о поэтике произведения, жанра, рода; рассматривать литературное произведение в аспекте рода и жанра; анализировать художественный текст в биографическом, историческом, литературном контексте; пользоваться терминологическим аппаратом для описания, анализа и интерпретации художественного текста; различать основные системы стихосложения и определять ритмический рисунок стиха; отбирать информационные ресурсы для сопровождения учебного процесса; включаться в совместную деятельность с членами своей группы; организовывать подгруппы студентов своей группы для овладения ими опытом взаимодействия при решении предлагаемых учебных задач.

 

Владеть: системой знаний историко-литературного и теоретико-литературного характера, которые могут быть использованы для решения образовательных задач в соответствующей профессиональной области; приемами литературоведческого анализа и интерпретации художественных текстов различных жанров и литературных эпох; профессиональными основами речевой коммуникации.

 

4. Структура и содержание дисциплины История отечественной литературы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетных единицы 90 часов.

 

4.1. Структура преподавания дисциплины

 

№ п/п Наименование модулей, разделов (тем) (для двух- и многосеместровых дисциплин – разбиение по семестрам) (для ООП) Семестр Неделя семестра Аудиторные занятия СРС Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена (ч/кредит) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические, семинары Лаб.работы СРС с преподавателем Всего
часы
1. Раздел I. Русская литература XVIII века. IV 1-4               Посещаемость, конспекты, сдача текстов, выполнение СРС. 1-я контр.точка
2. Раздел II. Русская литература первой половины XIX века. IV 5-9               Посещаемость, конспекты, сдача текстов, выполнение СРС. 2 -я контр.точка
  Всего:                   экзамен 36 ч.
                         

 

4.2. Содержание дисциплины

4.2.1. Лекции

№ п/п Номер раздела дисциплины Трудоемкость (часов) Тема лекции
  I   Проблематика творчества М.В. Ломоносова: жанры, стиль, метод.
  I   Просветительская сатира Д.И. Фонвизина. «Недоросль» - первая русская «общественная» комедия.
  I   Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина и расслоение русского классицизма.
  I   Своеобразие русского сентиментализма: проблематика творчества А.Н. Радищева и Н.И. Карамзина.
  II   Проблематика творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» - реалистическая «общественная» комедия.
  II   Проблематика творчества А.С. Пушкина. Поэтика «свободного романа» «Евгений Онегин».
  II   Проблематика творчества М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.
  II   Эволюция реалистической сатиры Н.В. Гоголя. «Мертвые души» - поэма о России.
  II   «Натуральная школа» - этап развития русского критического реализма.
Итого:    

 

4.2.2. Практические занятия

№ п/п Номер раздела дисциплины Трудоемкость (часов) Тема практического занятия
  I   Идейно-художественная проблематика сатир А.Д. Кантемира.
  I   Реформа русского стихосложения (1735-1739-1750)
  I   Идейно-художественная проблематика одической поэзии М.В. Ломоносова.
  I   «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева как произведение революционного сентиментализма.
  II   Басенное творчество И.А. Крылова.
  II   «Горе от ума» А.С. Грибоедова – реалистическая «общественная» комедия.
  II   «Евгений Онегин» - «свободный роман» А.С. Пушкина
  II   «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман М.Ю. Лермонтова.
  II   «Мертвые души» Н.В. Гоголя – поэма о России.
Итого:    

 

4.2.3. Лабораторные работы

(по учебному плану не предусмотрены)

4.2.4. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоемкость (часов)
I   Входной контроль, тестирование  
Все разделы   Выполнение письменных контрольных заданий  
Все разделы   Доклады по проблемам творчества писателя  
Все разделы   Доклады по проблематике литературных направлений и типологии художественного метода  
Все разделы   Подготовка к семинарам и коллоквиумам  
По одному из разделов (на выбор)   Подготовка реферата  
По одному из разделов (на выбор)   Семестровая контрольная работа  
Итого:  

 

4.2.5. Интерактивные формы занятий

№ п/п Раздел (тема) дисциплин (модуля) Формы Труд-ть
1. Практическое занятие № 8. Художественное своеобразие и эстетическое новаторство поэзии Г.Р. Державина. Ролевая игра (чтение стихов с анализом)  
2. Практическое занятие № 4. Идейно-художественная проблематика лирики А.С. Пушкина Занятие-конференция  
3. Практическое занятие № 9. Сатирическая комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» («Банкрот»). Ролевая игра (чтение комедии с анализом)  
    Итого:  

 

5. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

- информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям и практическим занятиям;

- работа в команде: совместная работа студентов в группе на практических занятиях под руководством преподавателя;

- семинар-диспут;

- семинар-дискуссия;

- «мозговой штурм»;

- круглый стол.

 

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

6.1.1.Домашние задания:

Перечень домашних заданий по отдельным разделам дисциплины

Раздел I.

Задание № 1. Конспектирование отрывков из учебных пособий: Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999; Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

Задание № 2. Конспектирование отрывков из монографий: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века). СПб., 1996; Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Задание № 3. Конспектирование отрывков из монографий: Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988; Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. М., 2000.

Задание № 4. Конспектирование отрывков из монографий: Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986; Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973; Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. Л., 1982.

Задание № 5. Конспектирование отрывков из монографий: Западов А.В. Поэты XVIII в. М., 1984; Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1985; История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

Задание № 6. Конспектирование отрывков из монографий: Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1978. Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1997.

Раздел II.

Задание № 7. Конспектирование отрывков из учебных пособий: Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999; Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

Задание № 8. Конспектирование отрывков из монографий: Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988; Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. М., 2000.

Задание № 9. Конспектирование отрывков из монографий: Западов А.В. Поэты XVIII в. М., 1984; Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1985; История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

Задание № 10. Конспектирование отрывков из критических статей и научных трудов: Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова; Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов; Пушкин А.С. Письмо к А.А.Бестужеву. Январь 1825; Развитие реализма в русской литературе. Т. 1. М., 1972.

Задание № 11. Конспектирование отрывковиз критических статей и научных трудов: Пушкин А.С. О народности в литературе; Письмо Н.Н.Раевскому-сыну. 1825. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статья 5-я); История русской поэзии. Т. 1. М., 1968; Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974.

Задание № 12. Конспектирование отрывковиз критических статей и научных трудов: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8-я, 9-я); «Герой нашего времени»; История русского романа. Т. 1. М., 1965; Лермонтовская энциклопедия. М., 1981; Онегинская энциклопедия. М., 1999; Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

Задание № 13. Конспектирование отрывковиз критических статей и научных трудов: Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу ‹∙∙∙› 1842 г.; Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот; История русского романа. Т.2. М., 1979.

 

Тексты для чтения

I. Литература и культура петровской эпохи.

Гистория о российском матросе Василии Кариотском. История об Александре, российском дворянине. История о российском купце Иоанне.

II. Поэзия.

а) Анонимная: Победославная песнь на победу Полтавскую.Уж как пал туман на сине море. Ах, свет мой горький. Радость моя паче меры. Ах, бедные головушки солдатские. Подымалась Полтавская баталия. Как по матушке Москве.

б) Паус И.: На победу под Полтавой. Ода на торжественный въезд Петра Великого в 1714 г. Любовная элегия.

в) Глюк Э.: Песнь благодарственная.

г) Монс В.: Ах, что есть свет.

III. Драматургия.

Слава российская. Интермедии. Народная драма «Царь Максимилиан».

IV. Старообрядческая сатира «Пышность нынешнего время».

V. Лубочная картинка «Как мыши кота погребают».

Феофан Прокопович

Епиникион. Плачет пастушок в долгом ненастье. Не знаю, кто ты, пророче рогатый. За могилою рябою. Трагедокомедия «Владимир». О поэтическом искусстве («De arte poetica»).

Антиох Дмитриевич Кантемир

К уму своему. На хулящих учение. Филарет и Евгений (На зависть и гордость дворян злонравных). О воспитании (К Н.Ю. Трубецкому). К Музе своей (Об опасности сатирических сочинений). Письмо Харитона Макентина.

Василий Кириллович Тредиаковский

Прошение любве. Стихи похвальные России. Эпистола от Российской поэзии к Аполлину. Ода торжественная о сдаче города Гданьска 1734 г. Тилемахида. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. К читателю (предисловие к «Езде в остров Любви»). Мнение о начале поэзии и стихов вообще. О древнем, среднем и новом стихотворении российском.

Михаил Васильевич Ломоносов

Ода на взятие Хотина. Утреннее размышление о божием величестве. Вечернее размышление о божием величестве. Ода, выбранная из Иова. Надпись к статуе Петра Великого. Разговор с Анакреоном. Из Анакреона («Ночною темнотою», 1747). Письмо о пользе Стекла. Гимн бороде («Не роскошной я Венере…»). Случилось вместе два Астронома в пиру. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Письмо о правилах российского стихотворства. О нынешнем состоянии словесных наук в России.

Александр Петрович Сумароков

Трагедии: Хорев. Синав и Трувор. Дмитрий Самозванец. Комедии: Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению. Поэзия: Эпистола I (О русском языке). Эпистола II (О стихотворстве). Наставление хотящим бытии писателями. Хор ко превратному свету. Песни. Притчи. Письмо о чтении романов. Критика на оду.

Поэзия последней трети XVIII века.

  1. Капнист В.В. Ода на рабство. Старость и младость. Обуховка. На смерть друга моего.
  2. Княжнин Я.Б. Утро. Флор и Лиза. Вечер. Послание трем грациям. Стансы на смерть.
  3. Петров В.П. Ода на войну с турками. Ода на карусель.

Гавриил Романович Державин

К первому соседу. На смерть князя Мещерского. Властителям и судиям. Фелица. Видение Мурзы. Бог. На взятие Измаила. Вельможа. На переход альпийских гор. Снигирь. Водопад. Ласточка. Осень во время осады Очакова. Приглашение к обеду. Памятник. Соловей. Русские девушки. Цыганская пляска. Лебедь. Евгению. Званская. Река времен.

Проза второй половины XVIII века

  1. Эмин Ф.А. Письма Эрнеста и Доравры.
  2. Чулков М.Д. Пригожая повариха.

Александр Николаевич Радищев

Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Ты хочешь знать, кто я? Осьмнадцатое столетие. Дневник одной недели. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Житие Федора Васильевича Ушакова. Беседа о том, что есть сын Отечества.

Иван Андреевич Крылов

Почта духов. Похвальная речь в память моему дедушке. Каиб. Подщипа (Трумф). Ночи.

Журнальная сатира 1769-1774 гг.

Статьи из журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»(Копия с отписки. Копия с другой отписки. Копия с помещичьего указа. Отрывок путешествия в *** И***Т***. Письма к Фалалею).

Народная литература

Повесть Пахринской деревни Камкина. Сказание о деревне Киселихе. Плач холопов. Именные указы и манифесты Пугачева. Именные повеления Пугачева.

Драматургия второй половины XVIII века

  1. Лукин В.И. Щепетильник. Мот, любовью исправленный (и предисловие к комедии).
  2. Попов М.И. Анюта.
  3. Аблесимов А.О. Мельник – колдун, обманщик и сват.
  4. Матинский М.А. Санктпетербургский гостиный двор.
  5. Николев Н.П. Розана и Любим. Ссорена и Замир.
  6. Княжнин Я.Б. Росслав. Вадим Новгородский. Несчастье от кареты. Хвастун.
  7. Капнист В.В. Ябеда.

Денис Иванович Фонвизин

Лисица-казнодей. Послание к слугам моим. Бригадир. Выбор гувернера. Недоросль. Опыт Российского сословника. Друг честных людей, или Стародум. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях.

Николай Михайлович Карамзин.

Письма русского путешественника. Бедная Лиза. Остров Борнгольм. Наталья, боярская дочь. Марфа-посадница. Рыцарь нашего времени. Выздоровление. Кладбище. Весеннее чувство. Меланхолия. Поэзия. Илья Муромец. Что нужно автору. О любви к отечеству и народной гордости. Чувствительный и холодный.

И.И. Дмитриев

Модная жена. Чужой толк. Отставной вахмистр. Ермак. Басни. Стонет сизый голубочек… Ах! когда б я прежде знала.

1. Жуковский В.А. Людмила. Светлана. Двенадцать спящих дев. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Сельское кладбище. Вечер. Невыразимое. Алина и Альсим. Шильонский узник. Кубок. Перчатка. Лесной царь. Певец во стане русских воинов. Песня. Славянка. Желание. Ночной смотр. Лалла Рук. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке.

2. Батюшков К.Н. Мои пенаты. Видение на брегах Леты. Тень друга. К Дашкову. Переход через Рейн. На развалинах замка в Швеции. Вакханка. Мой гений. Таврида. Умирающий Тасс. Из греческой антологии. Изречение Мельхиседека.

3. Рылеев К.Ф. К временщику. А.А. Бестужеву. Гражданин. Агитационные песни. Войнаровский. Исповедь Наливайки. Гражданское мужество.На смерть Байрона. Иван Сусанин. Артемон Матвеев. Петр Великий в Острогожске. Волынский. Державин. Дмитрий Донской. Смерть Ермака.

4. Кюхельбекер В.К. Пушкину. А.П. Ермолову. Тень Рылеева. Участь русских поэтов. Поэты. Пророчество.

5. Одоевский А.И. Бал. Ответ на послание Пушкина в Сибирь. Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод. При известии о Польской революции. Куда несетесь, вы..?

6. Бестужев А.А. Испытание. Аммалат-Бек. Мулла Нур. Ревельский турнир. Вечер на бивуаке. Мореход Никитин.

7. Крылов И.А. Модная лавка. Урок дочкам. Волк и ягненок. Лягушки, просящие царя. Мор зверей. Волк на псарне. Слон на воеводстве. Два голубя. Слон и Моська. Квартет. Листы и корни. Лебедь, Щука и Рак. Демьянова уха. Свинья под дубом. Рыбьи пляски. Ворона и лисица.

8. Грибоедов А.С. Горе от ума. План драмы о 1812 годе.

9. Пушкин А.С. Воспоминания в Царском Селе. Другу-стихотворцу. Городок. Лицинию. Тень Фонвизина. Друзьям. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило. Редеет облаков летучая гряда. Я пережил свои желания. К Чаадаеву. Наполеон. К Овидию. Песнь о Вещем Олеге. Послание к цензору. Разговор книгопродавца с поэтом. К морю. Кинжал. Второе послание цензору. Сожженное письмо. К А.П. Керн. Вакхическая песня. 19 октября 1825 года. В крови горит огонь желанья. О муза пламенной сатиры. Под небом голубым страны своей родной. Пророк. В Сибирь. Арион. Я вас любил. Дар напрасный, дар случайный. Моя мадонна. Мирская власть. Когда за городом задумчив я брожу. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Из Пиндемонти. Вновь я посетил. Элегия. румяный критик мой, насмешник толстопузый. Моя родословная. Поэт. Поэту. Поэт и толпа. Подражание Корану. Калмычке. Анчар. Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Братья-разбойники. Цыганы. Полтава. Медный Всадник. Граф Нулин. Домик в Коломне. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Повести Белкина. Евгений Онегин. Дубровский. Пиковая дама. Капитанская дочка.

10. Баратынский Е.А. Финляндия. Разуверение. Признание Пиры. На смерть Гете. Болящий дух врачует песнопение. Последний поэт. Все мысль да мысль. Последняя смерть.

11. Лермонтов М.Ю. Парус. 1830 июля 15-го. Предсказание. Мой демон. Нет, я не Байрон. Жалобы турка. Бородино. Смерть поэта. Как часто пестрою толпою окружен. Дума. Журналист, писатель и читатель. Родина. Три пальмы. Пророк. Выхожу один я на дорогу. Дары Терека. На Севере диком стоит одиноко. Тамара. Русалка. Валерик. Песня… про купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

12. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Арабески. Игроки. Нос. Коляска. Ревизор. Женитьба. Шинель. Мертвые души (оба тома).

13. Григорович Д.В. Петербургские шарманщики. Деревня. Антон-горемыка.

14. Даль В.И. Петербургский дворник. Уральский казак.

15. Герцен А.И. Кто виноват? Доктор Крупов. Сорока-воровка.

16. Тургенев И.С. Записки охотника. Дневник лишнего человека. Ася. Первая любовь. Нахлебник. Рудин. Дворянское гнездо.

17. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Фрегат «Паллада».

18. Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Бедность не порок.

 

Список текстов и фрагментов текстов для заучивания наизусть

XVII век.

1. А.Д. Кантемир. Из Сатиры I: портрет Критона (от «Расколы и ереси науки суть дети…» до «Поместья и вотчины весьма не пристали»); портрет Силвана (от «Силван другую вину наукам находит…» до «Знатным полно подтверждать иль отрицать смело»); портрет судьи (от «Хочешь ли судьею стать – вздень перук с узлами…» до «А судье довольно знать крепить приговоры»). Из Сатиры II: от «Презрев покой, снес ли ты сам труды военны?» до «Веришь ли, что всяк тебе человек подобен?»; от «Пел петух, встала заря, лучи осветили…» до «Деревню взденешь потом на себя ты целу».

2. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года: от начала до «Доброт твоих прекрасный лик»; от «О вы, которых ожидает…» до «В покое сладки и в труде». Утреннее размышление о Божием величестве: от «Там огненны валы стремятся…» до «Велик зиждитель наш господь!». Предисловие о пользе книг церковных в российском языке: от «Как материи, которые словом человеческим изображаются…» до «…рождаются три штиля: высокий, посредственный и низкий».

3. Г.Р. Державин. Фелица (от «Мурзам твоим не подражая…» до «Путь добродетели прямой»); Властителям и судиям; Бог (строфы I-II, VI, IX-X); Евгению. Жизнь Званская (от «Бьет полдня час…» до «И тешусь разными играми»); Приглашение к обеду; Снигирь.

4. Д.И. Фонвизин. Недоросль (диалог Стародума и Правдина: от «Стародум. Взяв отставку, приехал я в Петербург…» до «Тут врач не пособит, разве сам заразится.»; диалог г-жи Простаковой и Митрофана: от «Митрофан. И теперь как шальной хожу…» до «Г-жа Простакова: <…> Вот, сынок, одно мое утешение»).

5. И.И. Дмитриев. Чужой толк (от «А наших многих цель – награда перстеньком…» до конца).

6. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза (от «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобой сделалось?» до «Пастух <…> скрылся за ближним холмом»).

7. А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву: Предисловие (от «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала» до «…я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных»); гл. Любани (от «Страшись, помещик жестокосердый…» до «Слезы потекли из глаз моих»); гл. Спасская Полесть (от «Одежды мои, столь блестящие, казались замараны кровью…» до «Отвратил я взор мой от тысящи бедств, представившихся очам моим»).

 

Первая половина XIX века.

  1. Жуковский В.А. Светлана (строфы 1-2, 5-6, 9-11, 19-20). Певец во стане русских воинов (от «Отчизне кубок сей» до «Зажгут отцов могилы»).
  2. Батюшков К.Н. Мои пенаты (от «Отечески пенаты» до «И вазы богачей»; от «О! Дай же ты мне руку» до «Счастливцев молодых»). К Дашкову (от начала до «И шумную за чашей младость!»; от «Нет, нет, талант погибни мой» до «Москва, отчизны край златой»). Мой гений.
  3. Рылеев К.Ф. Гражданин. 1 агитационная песня (по выбору). Исповедь Наливайки (отрывок).
  4. Кюхельбекер В.К. Участь русских поэтов. Поэты.
  5. Одоевский А.И. Ответ на послание Пушкина в Сибирь.
  6. Крылов И.А. Ворона и лисица. Волк на псарне. Волк и ягненок. Квартет. Рыбьи пляски. Листы и корни.
  7. Грибоедов А.С. Горе от ума (монологи Чацкого: «А судьи кто?», «Пускай в Молчалине…», «Не образумлюсь, виноват»).
  8. Пушкин А.С. К Чаадаеву. Деревня (последний отрывок). К морю. Кинжал. К А.П. Керн. Вакхическая песня. 19 октября 1825 года (строфы 1-3, 7-8, 15-16, 18-19). Пророк. В Сибирь. Арион. Калмычке. Анчар. Я вас любил. Моя мадонна. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Из Пиндемонти. Памятник. Борис Годунов (монолог «Достиг я высшей власти»). Евгений Онегин (письмо Татьяны; письмо Онегина; гл. II, строфа XXXVIII; гл. VI, строфы XXVIII-XXXII;, гл. VII, строфы XXXVI-XXXVIII; гл. VIII, строфы I-V; «Путешествие Онегина» (от «Какие б чувства ни таились» до «Фламандской школы пестрый сор»). Поэт. Поэту. Вновь я посетил.
  9. Боратынский Е.А. Разуверение. «Болящий дух врачует песнопение». Последний поэт.
  10. Лермонтов М.Ю. Смерть поэта. «Как часто пестрою толпою окружен. Родина. Пророк. Дума. Выхожу один я на дорогу. Мцыри (Исповедь Мцыри: 3, 8, 16-18). Демон (клятва Демона). Герой нашего времени (записи из журнала Печорина: 3 июня – от «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании» до «Насыщенная гордость»; 16 июня – от «Пробегаю в памяти все мое прошедшее» до «смешно и досадно»).
  11. Гоголь Н.В. Мертвые души (гл. V: от «Выражается сильно российский народ» до конца главы; гл. XI: от «И какой же русский не любит быстрой езды» до конца главы).
  12. Тургенев И.С. Бежин луг (описание рассвета в конце рассказа).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.