КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогрессивные матрицы Равена
Специфика этой шкалы в том, что она перегружена вербальным материалом, направлена на диагностику вербальных способностей, и проблематична при заимствованиях в рамках другой культуры. Векслер Д. «Шкалы измерения интеллекта». Диагностика интеллекта. Билет 24. Концепция ментального опыта М.А. Холодной. Рассматривает интеллект как психический носитель своих свойств. Носителем свойств интеллекта является интеллектуальный ментальный опыт. Понятие «ментальный опыт» ≈ связанны интеллект. ^ 4 уровня различных ментальных структур (МС): 1. Когнитивный опыт – МС, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и преобразование информации. Основное назначение этих МС – контроль за состоянием интеллектуальных ресурсов и за процессом переработки информации. Основное назначение – формирование субъективных критериев выбора (поиска решения, переработки информации, источника информации и т.д.).
2,5–5 лет – возрастные уровни выдаются с интервалом в полгода.
5–14 лет – с интервалом в 1 год. 14–18 лет – 3 уровня, интервал > 1 года. В каждом уровне 6 тестовых заданий. Задания внутри возрастного уровня одинаковы по трудности и распределены без учета сложности заданий. 1939 г. – первая версия шкалы для диагностики интеллекта от 7 до 69 лет. Этот тест отличается тем, что нет группировки заданий по возрастному параметру. А сходные по содержанию задания объединены в субтесты (от простых к сложным). I – 16–64 лет II – 6,5–16,5 лет III – 4–6,5 лет В России распространены 1 и 2 варианты. 11 субтестов, которые делятся на 6 вербальных и 5 невербальных: (60–70 мин. на весь тест) ^ ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. 1. Общая осведомленность – позволяет диагностировать уровень простых знаний. Правильные ответы = 1 балл. Вопросы открытые. ^ Пр: Из чего сделана резина? Позволяет судить о степени понимания общественных и моральных норм. Ответы = 1, 2, 3 балла (в зависимости от характера ответа). ^ Пр: Что нужно сделать, если Вы нашли на улице конверт с адресом и непогашенной маркой? Диагностирует способность концентрации внимания и т.п. Оценка ответов с учетом времени выполнения: ограничение + решение. max = 2 балла (если укладывается во времени). Проводится индивидуально.
Диагностирует способность к формированию понятия, к классификации и упорядочиванию воспринимаемого материала, к абстрагированию, сравнению, выявлению сходств и различий. Оценка = от 0 до 2 баллов. Состоит из ^ 2-х частей: - воспроизведение цифр в прямом порядке; - воспроизведение цифр в обратном порядке. От обследуемого требуется объяснить значения слов. Оценка – от 0 до 2 баллов. 7. Шифровка цифр – даются ряды цифр. Каждая цифра имеет свой код (знак). Под каждой цифрой надо поставить свой знак. Время ограничивается. - Исследуется степень усвоения зрительных навыков и способность к концентрации. Диагностирует особенность зрительного восприятия, наблюдательность. Карточка предъявляется на 20 сек. Правильный ответ = 1 балл. Кубики Коса – это кубики, грани которых окрашены в разные цвета. Стороны: 2 красные, 2 белые, 2 разделены пополам (по диагонали). 9 кубиков. Из этих кубиков обследуемый долен выложить узор по образцу. Задания м.б. достаточно простые, а м.б. сложные. + дается обозначение времени. Изучается сенсорно-моторная координация, способность к синтезу целого из частей. Оценка зависит от точности и времени решения. 8 серий заданий. Каждая серия представляет собой сюжет. Картинки предъявляются в хаотичном порядке. Задача – собрать правильную последовательность. Временные ограничения. Усложнения – в количестве картинок (от 3 до 7). Диагностирует способность к организации целого из частей, понимание ситуации и предвосхищение событий. Включает в себя 4 задания. Обследуемый долен составить фигуру достаточно хорошо известного предмета из отдельных деталей. Диагностирует то же самое, что и в кубиках Коса. Перед обследуемым в хаотичном порядке положены разные детали. Ему надо их соединить, чтобы получилась какая-то фигура (пр: слон, человек, лицо).
Ограничение по времени. + позволяют выявить умственно отсталых и нарушения интеллекта. Существуют соотношения субтестов. - проблемы изучения интеллекта и проблемы проф. деятельности. Первый вариант этого теста был разработан в 1953 г. Предназначался для диагностики интеллекта обследуемых в возрасте от 13 до 61 года. Последняя редакция – 1973 г. Интеллект – структурированная целостность способностей, проявляемых в различных видах деятельности. Познавать интеллект можно только в деятельности человека. 1. Вербальный компонент: - индуктивное мышление - абстрактное мышление - формирование суждений 2. Счетно-математический компонент. 3. Пространственные представления. 4. Мнемический компонент. Не выполнение всего теста – 90 мин. Существует 3 параллельные формы. ^ ВЕРБАЛЬНЫЕ СУБТЕСТЫ: 1. Логический отбор – исследование индивидуального мышления, языкового чутья. Обследуемый должен завершить предложение словом из данного списка. 20 заданий. Время – 6 мин. ^ Пр: У дерева всегда есть… а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень. Дается 5 слов, из которых надо выбрать одно лишнее. 20 заданий, 6 мин. Предлагается пара слов, которые находятся друг к другу в определенном отношении. Затем дается третье слово, к которому необходимо найти слово в таком же отношении. 11 заданий, 7 мин. ^ Пр: Слово «ножницы» так относится к слову «резать», как «орнамент» к слову…а) украшать, б) вышивать, в) рисовать…
Требуется обозначить 2 слова общим понятием. 10 пар слов, 8 мин. Оценка от 0 до 2 баллов (в остальных субтестах = по 1 баллу). Вариантов ответа нет (в остальных субтестах – есть). ^ Пр: яблоко, земляника → плод 20 арифметических задач, 10 мин. Задание – установить закономерность числового ряда и продолжить его. 20 заданий, 10 мин. Пр: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24… 29 4,7,8,7,10,11,10… 13 (зак-ть +3.. +1.. -1) 7. Выбор фигур – исследуется пространственное воображение, способность представлять фигуры. 20 заданий, 7 мин. 20 заданий, 9 мин. Предлагается запомнить слова. Особенность – слова предъявляются в таблице (с категориями). Потом дается задание – слово, которое было на букву «Б», например, отнести к той категории, к которой оно относилось. Запоминание – 3 мин., воспроизведение – 10 мин. В зависимости от результатов, можно давать рекомендации к выбору профессии. ð тест широко используется в проф. ориентационной работе. ШТУР = школьный тест умственного развития. Умственное развитие предопределено школьными программами. 1. Осведомленность-1. Соответствует первому субтесту Амтхауэра. 2. Осведомленность-2. Необходимо подобрать синоним к заданному слову (пр: век… история, столетие, прогресс). 3. Аналогия. 4. Классификация. Изучение способности к логической классификации. 5. Обобщение. Изучение способности к логическим обобщениям. 6. Числовые ряды. С этим нормативом сравнивается число заданий, которые выполнил ученик. Построен на принципе нормативной диагностики. 9–11 классы. Сюда включены задания, аналогичные ШТУРу + пространственные представления, понимание инструкций, логические схемы. ШТУР – адаптированный вариант теста Амтхауэра. В основе – модель интеллекта Спирмена. Изменения одновременно в 1 или 2 последовательностях. Они разделены на 5 серий. Время работы не ограничивается. 1 серия – 12 заданий 2 серия – 36 заданий. Для более детальной оценки интеллекта наиболее способной части популяции, и проф. диагностики. - конструктивная однородность и обоснованность; - быстрота проведения и легкость подсчета результата; - ясная интерпретация данных. 1) тесты спец. способностей: - математические способности - организаторские способности - музыкальные способности - скорость чтения - скорость печатания Субъективный подход в психодиагностике. Задания представлены в виде вопросов или утверждений. Биографический метод – позволяет получить данные об истории жизни человека. Часто в таких опросниках можно в встретить вопросы – интересов человека. Проблемы использования личностных опросников:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |