Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пр: КОТ Вандерлинка




(см. билет 43)
Методы изучения способностей (не совсем психодиагностические):

1. Наблюдение

2. Естественный и лабораторный эксперимент

3. Анализ продуктов деятельности

и т.д.


Билет 37.

Психодиагностика мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Диагностика мотивационной сферы личности.

Мотив – это…

1) …побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Уровень притязаний характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ради прошлых действий;

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).
^ Концептуальные описания мотивационной сферы.

Побудительная сторона поведения человека обеспечивает активность и направленность поведения, связанного с понятием мотивации.

Мотивация – это система факторов, вызывающих активность и определяющих ее направленность; + это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне.
Потребность – состояние нужды в чем-либо, характерное для всех живых существ.

Они активизируют организм, направляя на поиск того, что в данный момент необходимо.

^ Осн. х-ки потребности:

- сила,

- периодичность возникновения,

- способы удовлетворения,

- предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).
Мотив – предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев).

*При одной и той же потребности мотивами могут выступать разные предметы.

Потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, т.к. она способна породить только ненаправленную активность организма. А целенаправленность поведения обеспечивается предметом данной потребности.

Мотивы – осознаваемы, потребность – м.б. неосознанной.
Цель – сознаваемый, ожидаемый результат, на который направлены деятельность и поведение человека.
^ Параметры, характеризующие мотивационную сферу (МСЛ):

1. Развитость – качественное разнообразие мотивационных факторов.

2. Гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями организации МСЛ (между потребностями и мотивами, между мотивами и целями, потребностями и целями).

3. Иерархичность – характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации МСЛ, взятого в отдельности.
^ Побудители человеческого поведения:

1) Интерес – когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с какой-нибудь одной центральной потребностью или событием.

2) Желания и намерения – ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие условиям выполнения действий.

3) Задача – частный ситуацивно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе достижения определенной цели возникают трудности, которые надо преодолеть.

4) Мотивирование – процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
^ Модели мотивации:

1. Содержательные – основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих людей действовать определенным образом.

2. Процессуальные – основаны на поведении людей с учетом их воспитания и познаний.
Методики диагностики МСЛ:

1) Интервью, анкеты с прямыми вопросами (пр: «Почему вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего вы сделали это?» и т.п.). Можно применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор параметров, более или менее соответствующих его ориентациям;

2) Личностные опросники – позволяют реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения, которые напрямую не соотносятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны.

3) Экспертные оценки – на основе индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников.

4) Проективные тесты и репертуарные методики – позволяют определить, на что направлена активность индивида. В них потребности и мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. В основе лежит принцип психологической проекции, анализ продуктов воображения и фантазии.

- тест тематической апперцепции Г.Меррея

- фрустрации С.Розенцвейга

- тест цветовых выборов М.Люшера и т.д.
Методики:

См. картотеку.
Диагностика эмоциональной сферы личности.

Человек живет, функционирует и развивается в ориентированной системе отношений, проявляющихся в различных модальностях: чувственной, волевой, познавательной и т.д.
Чувства – это переживаемые в различных формах внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
С точки зрения деятельностного подхода переживание – особая форма эмоциональной деятельности, способствующая изменениям личности и обретению требуемого равновесия.
Чувства связаны с потребностями, удовлетворение или неудовлетворение которых порождает у человека специфические формы переживаний:

1. Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства; язык эмоций – это душевные волнения, душевные движения.

^ Эмоции бывают:

а) стенические – побеждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил.

б) астенические – характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслаблением.
2. Аффекты – эмоциональные процессы, которые быстро захватывают человека и бурно протекают.

Для них характерны:

- значительные изменения сознания;

- нарушение контроля за действиями;

- утрата самообладания;

- изменение ж-д организма.
3. Настроение – общее эмоциональное состояние, которое в течение достаточно длительного времени окрашивает поведение человека.
4. Стресс – форма переживания чувств, близкая к аффекту.

Причиной его могут выступать как реально действующие психические и физические раздражители, так и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе и др.

^ 3 фазы стресса: реакция тревоги, фаза стабилизации, фаза истощения.
5. Чувства (в узком смысле слова) – проявление отношения человека к объекту или субъекту его потребностей.

Характеризуются большей устойчивостью, чем эмоции, аффекты, настроения и т.д.
^ Эмоциональные состояния и их внешние проявления:

Переживание чувств сопровождается:

- мимикой,

- жестикуляцией,

- позой,

- интонацией,

- изменением размеров зрачка и т.д.

… чаще на бессознательном уровне, реже – под контролем.
Фундаментальные эмоции:

 


  1. Интерес – волнение.

  2. Радость.

  3. Удивление.

  4. Страдание

  5. Гнев

  6. Отвращение

  7. Презрение

  8. Страх

  9. Стыд

  10. Вина

 

Две или несколько фундаментальных эмоций могут образовывать относительно устойчивый комплекс, лежащий в основе какой-либо черты личности:

 


  1. Тревожность – комплекс, включающий страх, гнев, стыд, вину, иногда интерес – возбуждение.

  2. Депрессия – более сложный синдром, включающий и другие аффективные факторы – плохое самочувствие, пониженную сексуальность, повышенную уомляемость.

  3. Любовь – чувство, изменяющее все другие аффективные пороги и положительно влияющее на когнитивные процессы человека.

  4. Враждебность – лежит в основании агрессии, но, как и мотивация, не всегда сказывается на внешнем поведении.

 

Высшие виды чувств:

1. Эстетические.

2. Интеллектуальные.

3. Нравственные.
Эмоции лежат в основе оценочной функции психики, слабо подаются волевой регуляции, т.е. их трудно вызывать по желанию.
3 компонента эмоционального процесса:

1. Возбуждение – определяет мобилизационные сдвиги в организме.

2. Знак эмоции – положительная или отрицательная эмоция.

3. Степень контроля эмоции.
Виды эмоций (по субъективной значимости возникающих переживаний):

 


  1. Альтруистическая – потребность в содействии, помощи и покровительстве другим людям.

  2. Коммуникативная – потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике.

  3. Глорическая – потребность в самоутверждении, славе, почете.

  4. Праксическая – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе.

  5. Пугническая – потребность в преодолении опасности, на базе которой со временем возникает стимул к борьбе.

  6. Романтическая – стремление ко всему необычайному, таинственному.

  7. Гностическая – стремление понять и разрешить сложную проблему.

  8. Эстетическая – тяга к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром, переживанию прекрасного.

  9. Гедонистическая – потребность в телесном и душевном комфорте.

  10. Акизитивная – тяга к накопительству, коллекционированию вещей, к выходящему за пределы практической нужды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.