Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 38




Психодиагностика самосознания.
Самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией».
!! Задача анализа процесса самосознания – более сложная, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса.

Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается – все эти вопросы пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках.

ð ^ Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания – представления о себе.
2 аспекта «Я-образа»:

1) Знания о себе – содержательная часть «Я-концепции», представлений человека о себе.

2) Самоотношение – эмоции и оценки по отношению к себе.
Проблемы диагностики самосознания:

^ К ошибочным заключениям могут приводить…

1) Проблема соц. желательности – эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции».

Проблема состоит в том, нужно ли стремиться в «вычитанию» социальной желательности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». ð высокую социальную желательность черт можно считать истинной характеристикой «Я-концепции».

!! Однако, часто не просто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации «Я-образа» в ситуации, когда обследуемый сознательно старается ввести диагноста в заблуждение.
2) Стратегия самоподачи. Всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Определенные аспекты поведения человека специально направлены на установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других.

2 стратегии (Р.Баумейстер):

- «Ублажающая» – направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение».

- «Самоконструирующая» – направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта.

* Исследования феномена самопрезентации (самоподачи) заставляют более тщательно анализировать условия проведения диагностической процедуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста.
3) Различия в субъективной значимости измерений «Я-концепции» – одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью ð использование в индивидуальной ПД универсальных содержательных параметров «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям.

^ 2 пути повышения достоверности:

- отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции».

- использование методов, позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта.
+ на результаты могут влиять:

- идентифицируемость или анонимность ответов;

- область самораскрытия;

- характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы;

- контекст всей процедуры диагностики;

- установки, ожидания и инструкции;

- интеллектуальное развитие;

- способность к рефлексии.
^ В структуру самосознания входят установки, ценностные ориентации, самооценка и т.д.
Методики на изучение самосознания.

Можно использовать:

1. Стандартизированные самоотчеты в форме описание и самоописаний:

- тест-опросники – состоят из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

- списки дескриптов (контрольные списки) – разновидность стандартизированного самоотчета. Предлагаются списки качеств (прлагательных), из которых испытуемый должен выбрать те, которые соответствуют ему.

- шкальные техники.

2. Свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой.

3. Идеографические методики типа репертуарных решеток.

4. Проективные техники.
Методики:

См. картотеку.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Самосознание это…

… осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого.

… осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д.

… осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка себя самого. При этом оно носит общественный характер, поскольку мера и исходный пункт отношения человека к самому себе – другие люди.


Билет 39.

Психодиагностика межличностных отношений.
Межличностные отношения – это система взаимодействий человека с другими людьми, имеющая для него личную значимость.

Диапазон межличностных отношений очень широк: от отношений с большими социальными группами до интимных, диадных отношений.
В структуре взаимодействия и общения людей выделяют 3 составляющие:

1. Поведенческая – результаты деятельности и поступки, мимика, жестикуляция, пантомимика, локомоция (перемещение в пространстве), речь.

2. Аффективная – проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов: по наличию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, конфликтности, чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т.д.

3. Когнитивная – включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение).
^ Специфика межличностных отношений – наличие эмоциональной основы, т.е. они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Кроме того, межличностные отношения часто бывают опосредованы совместной деятельностью, в результате которой личность может приобретать определенные социальные роли, менять свой статус в группе и др.
^ Межличностные отношения (МО) охватывают значительный круг явлений:

1) восприятие и понимание людьми друг друга,

2) межличностная привлекательности (притяжение и симпатия),

3) взаимовлияние и поведение.
В зависимости от того, как построено общение, существуют разные типы межличностных отношений.

Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников:

1) Направленность субъекта на внешний или внутренний мир является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

2) Важны ведущие интересы и ценностные ориентации.

3) Возраст и пол также могут влиять на характер МО.
^ Также важно…

- взаимопонимание (взаимное понимание, способность осмысливать, постигать содержание высказывания, значения, личностные смыслы партнера по взаимодействию, и т.д.) → может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью.

Параметры взаимопонимания: адекватность (точность отражения одной личностью другой) и идентификация (внутреннее уподобление одного человека другому).

- согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений) → приводит к взаимной удовлетворенности партнеров друг другом.
Методики на изучение МО.

2 группы методик:

1. собственно методики оценки отношений

2. методики оценки свойств человека, влияющих на отношения.
Методики:

См. картотеку.
Билет 40.

Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.
Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога
К важным качествам по Марковой относятся:

–пед.эрудиция;

–пед.целеполагание;

–пед.мышление;

–пед.наблюдательность;

–пед.оптимизм и т.д.
Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом:

1. Направленность.

2. Компетентность.

3. Эмоциональная гибкость.
Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.
^ В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие.

В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.
Иерархическая структура пед.направленности:

1. направленность на ребенка.

2. направленность на себя.

3. направленность на предметную сторону профессии.
3 типа направленности:

1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.

2. Формально-педагогическая.

3. Ложно-педагогическая.
Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения.

*уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность.

Составление и проведение урока – это уже творчество.
Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности:

– деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности).

– коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения).
^

Звено проф.компетентности…


Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений.

–система знаний, необходимых для реализации целей деятельности;

–умение подать знания.

Уровни пед.мастерства:

1.Репродуктивный.

2.Адаптивный.

3.Локально-моделирующий.

4.Системно-моделирующий.

5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися.

* наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание.
Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических).

3 вида пед. гибкости (структура):

1. Интеллектуальная.

2. Поведенческая.

3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость).

Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.
Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности.

Левитов выделяет основные педагогические способности:

–способность к передаче знаний в краткой или интересной форме;

–способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

–самостоятельный и творческий склад мышления;

–организаторские способности и т.д.
по Крутецкому:

 


  1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным.

  2. Академические способности – способность к соответствующей области наук.

  3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика.

  4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи.

  5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную).

  6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные.

  8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося.

  9. Способность к распределению внимания.


+ Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.
Структура способностей:

1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности.

2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.
Методики на изучение профессионально важных качеств педагога.

(см. картотеку)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.