Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 40 Спасибо за внимание




Слайд 43 В детстве гендерная идентичность формируется в первую очередь на основе идентификации ребенка с родителями как с гендерными образцами и с собственными половозрастными особенностями.

Слайд 42 Гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5-7 лет (И.Л. Коган).

Слайд 44 Примерно от 7 до 12— 13 лет длится следующий этап формирования гендерной идентичности человека — установление полоролевого поведения. Ребенок выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соот­ветствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нор­мам.

Слайд 45 Более зрелой стадией формирования гендерной идентичности является этап вторичной гендерной социализации и ресоциализации. Начинается он в подростковом возрасте —наиболее драматичном и динамичном периоде становления гендерной идентичности личности.Становление гендерной идентичности подростка происходит в условиях социализации с акцентом на воспроизводство доминирующей гендерной культуры, поэтому следует говорить не столько о стихийном развитии гендерной идентичности, сколько о ее социокультурном формировании.

Чаще всего именно на этом этапе, как считает И.Л. Коган, формирование гендерной идентичности и останавливается.

Слайд 46 Человек приобретает механизмы социальной реализации, степень сформированности его гендерной идентичности достаточна для его адекватной социализации.

Слайд 47 Завершение формирования основной гендерной идентичности возможно и на третьем этапе социализации, когда система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид в этом случае приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии и оценивании различных социальных влияний и экспектаций, а основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт.

В своем формировании гендерная идентичность опирается на «материальный носитель» - половозрастные особенности организма и половую идентичность. С возрастом половая идентичность постепенно уступает ведущую роль в формировании и развитии гендерной идентичности. Этот процесс совпадает с процессом общего культурного развития человека, интериоризирующего в каждом возрасте свойственные ему нормы и ценности, которые выступают в качестве мотивов и целевых ориентаций деятельности.

Традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов в общественной и приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становясь препятствием для формирования гибких жизненных стратегий, реализации личностного потенциала, раскрытия индивидуальности и самоактуализации.

Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.

 

 

(можно опустить) Современные направления развития гендерной проблематики

Современное состояние гендерных исследований позволяет выделить несколько направлений развития гендерной проблематики, в том числе и проблемы гендера и гендерной идентичности, каждое из которых опирается на различные научные парадигмы.

Выделяют три направления, соответствующих различным концепциям гендера: классическая модель гендера как свободной социобиологической характеристики, модернистская модель гендера как некоторой системы отношений и постмодернистская модель гендера как способа личностной репрезентации.

Классическая модель основывается на признании определяющей роли биологических факторов. Пол рассматривается как объективно существующая форма телесной организации индивидов, отражающаяся в социальных формах общения и взаимодействия людей. В данном случае социальные аспекты связанного с полом поведения и различия личностных структур мужчин и женщин выступают своеобразном «культурным фасадом» анатомо-морфологических и психофизиологических процессов в мужском или женском организме. Специфика протекания психических процессов и различия в поведении мужчин и женщин обусловливаются «некоторой биологической сущностью», зафиксированной в анатомических, физиологических и генетических особенностях. Система социальных ролей для каждого пола, складывающаяся на основе биологических различий, функционирует по принципу взаимодополнительности и максимального учета природных возможностей. Маскулинность и фемининность в этом случае могут трактоваться как социально обусловленные характеристики личности, которые закрепляются при выполнении индивидом определенных наборов половых ролей. Эти идеи отражены в полоролевой теории, авторами которой являются социологи Т. Парсонс и Р. Бэйлз. Они считали, что в силу биологических причин женщины выполняют в социальной системе экспрессивную роль, а мужчины – инструментальную. Эти роли, предопределенные самим существованием двух полов, носят социальный характер, так как закрепляются в социальных стереотипах, нормах и ожиданиях. Как подчеркивает Д.В. Воронцов: «предметом изучения в этом случае, оказываются процессы развития полового самосознания, реализующиеся посредством полоролевой социализации и усвоения культурных норм, а также – половая стереотипизация и вычленение особенностей социально-группового восприятия объективно существующих различий». В основе рассмотрения полового компонента личности лежат биологические факторы, а социальные – являются вторичными, производными.

Исследования, проводимые в рамках полоролевой теории, носили дихотомический характер, т.е. были направлены на выявление различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностной и поведенческой сферах. В 70-х годах 20 века это привело к активной феминистской критике подобных представлений о поле и поиску доказательства социокультурного происхождения различий между мужчинами и женщинами.

Критический взгляд на классическую парадигму исследований пола человека позволяет само представление о поле как объективно существующем биологическом феномене считать своего рода социально-историческим конструктом. В этой связи встает вопрос о том, какая модель, социобиологическая или социокультурная, может считаться единственно возможным основанием в исследовании пола и полового поведения.

Это привело к формированию модернистского подхода, который определяется двойственной трактовкой пола как биологического и социокультурного феномена. Пол как биологический феномен изучается естественными науками, в том числе и психофизиологией. В сознании каждого человека и общества в целом биологический пол представлен в виде определенного субъективного знания об этом феномене, которое состоит из культурных образцов и стратегий полового поведения, социальных стереотипов о реальных и мнимых различиях мужчин и женщин, обуславливающих особенности их общения и взаимодействия. С позиции модернистского подхода люди произвольно конструируют свой социальный пол, используя данные природой анатомо-физиологические и психофизиологические особенности.

Эти представления отражены в социально-конструктивистской концепции пола, основанием которой послужила теория социального конструирования реальности американского социолога П. Бергера и немецкого социолога Т. Лукмана. Для обозначения двойственной природы пола было введено понятие «гендер», обозначающее социокультурный аспект пола.

Возникший в современной науке постмодернистский подход постулирует отказ от двойственной трактовки пола, подчеркивается его социальная сконструированность, а его биологические характеристики рассматриваются как условные критерии произвольного отнесения всего многообразия живых организмов к мужскому или женскому. Постмодернистский подход базируется на отсутствии эмпирических коррелятов, которые бы позволили объяснить все многообразие проявлений пола человека.

Таким образом, пол является социальной категорией, приписываемой биологическому организму, что не всегда связано с видимыми анатомо-морфологическими особенностями человека. При отказе от двойственного рассмотрения феномена пола и признании его социальной сконструированности, по предположениям Терезы де Лаурентис, в современной европейской культуре можно выделить не два, как минимум пять социальных конструктов пола: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, транссексуал. В этом случае пол человека можно рассматривать как своеобразный способ самопрезентации личности путем особой демонстрации окружающим своих телесных особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.