Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест дифференцированной самооценки




Методика самооценки Дембо-Рубинштейн

Методика основана на технике графического шкалирования. Испытуемому предлагаются одна за другой четыре графические шкалы:

· «Здоровье»,

· «Ум»,

· «Характер»,

· «Счастье».

Указанные графические шкалы представлены вертикальными линиями.

На примере первой шкалы «Здоровье» объясняется, что на этой вертикальной линии расположились люди всего мира, при этом вверху находятся самые здоровые, а внизу – самые больные. Испытуемый должен отметить, где на данной шкале находится он. По аналогичной схеме оцениваются оставшиеся шкалы.

В теоретическом обосновании методики постулируется, что «верх» и «низ» у каждого индивида ассоциативно поляризован по смыслу. При соответствующей организации исследования испытуемый может предоставить и неоценимый проективный материал, касающийся бессознательных установок и отношений.

 

функционального со­стояния

(САН — самочувствие, активность, настроение)

Методики предназначена для оценки функцио­нального состояния человека и его изменения под влиянием различных воздействий в естественных условиях (работа, учеба).

Технологической основой методикиявляется субъективное шкалирование. Методика включает 30 пар слов и словосочетаний, отражающих раз­личные стороны самочувствия, активности и настроения. Каждую категорию характеризуют 10 пар антонимов.

Испытуемому предлагается оценить свое функциональное состояние по семиступенчатой биполярной шкале, на которой он должен отметить цифру, точно отражающую его состояние в момент обследования.

Исследования с помощью методики САН показали, что она может использоваться и для оценки такого состояния как утомление. Достоверность результатов повышается при многократном повторении исследования.

 

«Методика оценки психического состояния»

Методика разработана на факультете психологии Санкт-Петербургского госу­дарственного университета Н. А. Курганским, Т. А. Немчиным.

Психическое состояние понимается как целостная кар­тина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании индивида реализуется в самооценке психического состояния, опи­сываемого в привычных для испытуемого терминах.

Методика включает следующие шкалы, полученные методом факторного анализа модифицированных утверждений стимульного материала САН:

· «Пси­хическая активация»,

· «Интерес»,

· «Эмоциональный тонус»,

· «Напря­женность»,

· «Комфортность».

Всего методика содержит 20 пар противоположных по смыслу определений указанных выше категорий психического состояния. В ходе исследования испытуемый оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. В соответствии со шкальной оценкой степень выраженности каждого показателя может быть «высокой», «средней» и «низкой».

 

«Методика исследования самооценки

эмоционального состояния»

Данная методика является адаптированной версией шкалы Вессмана-Рикса и предназначена для исследования субъективной структуры эмоциональных нарушений при алкогольной завимости.

Структуру методики составляют 10 биполярных шкал:

· «Работоспособ­ность — утомление»,

· «Активность — пассивность»,

· «Полнота жиз­ни — опустошенность»,

· «Свобода — зависимость»,

· «Миролюбие — агрессивность»,

· «Спокойствие — тревога»,

· «Импульсивность — сдержанность»,

· «Моральное совершенство — чувство вины»,

· «При­поднятость настроения — депрессивность»,

· «Раскованность — на­пряженность».

Испытуемый оценивает свое состояние по 10-балльной системе. В ходе обработки результатов на основании шкальных оценок строится «профиль настроения». По горизонтали отмечаются шкалы методики, по вертикали — оценки шкалы. Соотношение оценок «про­филя» характеризует соотношение различных переживаний в струк­туре настроения больного так, как они им воспринимаются (отража­ются в самосознании).

Семантический дифференциал (СД)

Методика «Семантический дифференциал» была предложена американским психологом Ч. Осгудом для изучения синестезии. Наряду с построением семантического пространства СД позволяет также оценить эмоциональное значение исследуемого понятия.

Процедура исследования с помощью СД заключается в том, что испытуемый оценивает различные понятия по ряду семизначных шкал. Каждая шкала на своих полюсах представлена парой противоположных по значению оценочных прилагательных (большой – маленький, приятный - отвратительный, радостный – печальный и т.д.).

В процессе обработки вычерчивается семантический профиль прошкалированного объекта – ломаная линия, соединяющая отмеченные испытуемым градации на шкалах. Также полученные данные дают возможность построить семантическое пространство, представляющее собой группировку шкальных оценок в факторном пространстве.

Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала выделили три основных фактора:

· Оценки,

· Силы,

· Активности.

По этим трем основным факторам и получает значение каждое прошкалированное понятие, что может быть также представлено в геометрической форме в виде трехмерного семантического пространства Оценка-Сила-Активность. Расстояния между точками в построенном семантическом пространстве отражают семантические расстояния между соответствующими понятиями в сознании испытуемого. Построенное пространство дает возможность провести анализ понятийной структуры испытуемого.

В клинике семантический дифференциал может использоваться для исследования системы значимых отношений испытуемого. Данную методику также рекомендуется применять в сочетании с проективными методами. Кроме того, на принципах СД созданы некоторые другие психосемантические методики личностной направленности, в частности, методики «Личностный дифференциал» и «Семантический дифференциал времени».

 

Личностный дифференциал (ЛД)

Данная методика основана на структуре семантического дифференциала и включает такие же три основных фактора - Оценки, Силы и Активности. ЛД направлен на изучение в основном двух аспектов личности:

· самосознания,

· межличностных отношений.

Методика включает 21 шкалу, каждая из которых образована парами прилагательных-антонимов. Прилагательные по своей сути являются характеристиками личности (например, «безответственный – ответственный», «упрямый - уступчивый» и др.).

Процедура исследования соответствует процедуре семантического дифференциала.

Интерпретация полученных значений факторов Оценки, Силы и Активности проводится исходя из их содержательных характеристик и в зависимости от объекта оценивания (сам испытуемый или другие люди).

В рамках данной методики каждый из основных факторов содержит определенный психологический смысл и имеет свою диагностическую направленность. Рассмотрим подробнее смысл основных факторов в Личностном дифференциале.

 

Фактор Оценки

В плане исследования самосознания данный факторотражает уровень самоуважения.

· Высокие значения свидетельствуют о позитивном самоотношении.

· Низкие значения свидетельствуют о неудовлетворенности собой.

В плане исследования социальной сферы данный фактор отражает уровень привлекательности и симпатии одного человека в восприятии другого.

 

Фактор Силы

В плане исследования самосознания фактор Силы характеризует волевые аспекты личности и осознание их испытуемым.

· Высокие значения отражают уверенность в себе и независимость. Низкие оценки свидетельствуют о недостаточности контроля и наличия зависимости от других.

В плане исследования межличностных отношений данный фактор выявляет отношения доминирования - подчинения между испытуемым и объектом оценки.

Фактор Активности

В плане исследования самосознания и социальных отношений данный фактор характеризует уровень экстраверсии-интроверсии.

· Высокие значения свойственны активным и общительным испытуемым.

· Низкие значения встречаются при интровертированности и эмоциональной сдержанности.

Широкое применение ЛД нашел в клинике пограничных нервно-психических расстройств применительно к задачам психотерапии, дифференциальной диагностики, оценки состояния в динамике.

Семантический дифференциал времени (СДВ)

СДВ представляет собой методику, созданную с помощью технологии семантического дифференциала и предназначенную для выявления «временных» пере­живаний испытуемого.

Теоретическая концепция методики состоит в следующем.

Считается, что индивидуальные особенности восприятия и эмоциональной оценки внутреннего психологического времени обладают диагностической значимостью в решении следующих задач:

· выявление типо­логических особенностей когнитивной и эмоциональной сфер функционирования личности;

· оценка динамики изменений в психическом состоянии;

· дифференциальная диагностика аффективных расстройств.

При разработке методики были использованы теоретические и эмпирические данные о пространственно-временной организации психики и восприятии времени человеком. Технологически применен методический подход, основанный на семантической дифференциации субъективного времени (насто­ящего, прошедшего, будущего).

Психическое состояние и личностные особенности отражаются через характеристики психологического времени. Психологическое свойства оцениваются косвенно с помощью механизма проекции на основе ин­туитивного представления о времени, наличия элементов пессимиз­ма или оптимизма, удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью и т. д. Таким образом, данная методика наряду с психосемантическими характеристиками обладает еще и особенностями проективноф методики.

СДВ включает 25 пар прилагательных — антонимов, характеризующих время:

· длительное — мгно­венное,

· активное — пассивное,

· напряженное — расслабленное,

· ра­достное — печальное,

· стремительное — застывшее и т. д.

С помо­щью прилагательных испытуемый по семибалльной шкале оценивает свое прошлое, настоящее и будущее

Из полярных шкал методики сформировано пять факторов вре­мени. Первые три фактора по своим содержательным характеристи­кам близки классическим факторам семантического дифференциа­ла: Оценки, Силыи Активности. Два последних фактора отражают переживание времени — степень ощущения его реальности, необратимости и сочетания последовательности и од­новременности.

В целом факторы позволяют оценить индивидуаль­ные различия в переживании времени личностью. Рассмотрим диагностическое значение каждого фактора.

· Фактор активности (А) показывает степень напряженности, ак­тивности, плотности, стремительности и изменчивости времени.

· Фактор эмоциональной окраски (Э) в существенной мере выра­жает удовлетворенность своим оцениваемым временем.

· Фактор величины (В) косвенно характеризует общий мотивационно-волевой потенциал и эмоциональное состояние пациента.

· Фактор структуры (С) свидетельствует о том, что время в созна­нии испытуемого отражается как понятное, ритмичное, непрерыв­ное, неделимое, обладающее структурой.

· Фактор ощущаемости времени (О) выражает степень реальности, близости, общности и открытости психологического времени.

Проведенные исследования показали высокую чувствительность СДВ к скрытым депрессивным переживаниям, а также способность данной методики к дифференциальной диагностике эндогенной и невротической депрессии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.