Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирующий психолого-педагогический эксперимент




Метод естественного эксперимента

Данный метод объединяет черты объективного наблюдения в естественных условиях и лабораторного эксперимента, включающего целенаправленное воздействие на испытуемого.

Метод естественного эксперимента был предложен русским врачом и психологом А.Ф. Лазурским в 1918 году. Его проведение подразумевает наличие естественных для испытуемых условий, при этом субъект не подозревает, что является объектом исследования.

Идеи естественного эксперимента получили дальнейшее развитие в психологии деятельности, методологической основой которой является исследование психических особенностей в условиях непосредственного включения исследуемого в игру, учебу или труд.

Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать поведение и реакции испытуемого в определенных, интересующих исследователя условиях и целенаправленно создаваемых ситуациях, и организовать наблюдение по заранее намеченному плану. В необходимых случаях наблюдение может дополняться беседой с испытуемым.

В качестве примера использования метода естественного эксперимента в клинике можно привести групповую поведенческую психотерапию, в которой психотерапевт сознательно моделирует разнообразные жизненные ситуации, выявляя определенные личностные отношения, эмоциональные реакции и поведенческие характеристики больных.

 

(диагностический обучающий эксперимент)

Данный экспериментальный метод чаще используется в общей и медицинской педагогике, а также детской психоневрологии. Он применяется для диагностики умственного развития и выявления возможностей и путей компенсации интеллектуальной недостаточности.

Отличительной особенностью диагностического обучающего эксперимента является то, что он основан, прежде всего, на выявлении потенциальных возможностей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке оптимальных способов решения мыслительных задач. Данный метод направ­лен на качественный и количественный анализ основных компонен­тов обучаемости конкретного испытуемого: активности в решении интеллектуальных задач, восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу и др.

В качестве основных критериев ум­ственного развития в диагностическом обучающем эксперименте вы­ступают не столько показатели достигнутого уровня сформирован­ности тех или иных способностей и умений, сколько результаты оценки возможностей развития субъекта в ходе овладе­ния новым материалом в условиях специально организованного экс­периментального обучения.

Диагностический обучающий эксперимент предполагает опреде­ленные методические условия проведения. Рассмотрим их подробнее.

· Основное эксперимен­тальное задание должно подбираться таким образом, чтобы оно не являлось слишком трудным или слишком легким, а находилось в «зоне трудности» для детей обследуемой возрастной группы.

· Другим спе­цифическим условием является подбор дополнительного (аналогич­ного по способу выполнения) задания, предъявляемого после выпол­нения основного.

· Оценка восприимчивости к помощи как один из основных показателей обучаемости в психолого-педагогическом эк­сперименте предусматривает «дозирование» помощи при выполне­нии задания, регламентацию способов ее оказания.

Примером практической реализации принципов диагностическо­го обучающего эксперимента является методика классификации гео­метрических фигур, различающихся по цвету, форме и величине, предложенная А. Я. Ивановой. Наряду с материалом, предпо­лагающим классификацию геометрических фигур, в этом виде пси­хологического эксперимента могут быть использованы кубики Кооса, карточки с предметными изображениями или другой подобный стимульный материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.