Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования к прикладному психологическому исследованию




Пожалуй, наиболее последовательно дифференциация современной психологической науки обосновывается в концепции В.Н.Панферова, который выделяет три основных направления профессиональной деятельности психолога – академическую, прикладную и практическую психологию (Панферов В.Н., 1999). По его мнению, с одной стороны, эти направления пересекаются, имея об­щий предмет, но с другой – различаются по целям, технологиям и результатам. Цель деятельности академических психологов состоит в разработке концепций психической организации человека, прикладных – в «усовершенствовании условий пред­метно-практической деятельности людей посредством организации среды жизнедеятельности», практических - оказание психологической помощи людям. В соответствии с этим основной технологией академической психологии выступает эксперимент, прикладной психологии - моделирование условий жизнедеятельности, а практической – создание специфических технологий влия­ния и воздействия на человека со стороны специалиста по психологичес­кой помощи (Там же).

Развитие психологии как науки, конечно же, подчиняется общим закономерностям, справедливым для науки вообще. Говоря о логике развития научного знания, методологи науки разделяют подходы в зависимости от общей исследовательской цели и признают специфичность исследований, направленных на изменение жизни, на проектирование (Поппер К., 1983; Бунге М., 2003). В соответствии с этим используются и разные понятийные аппараты: прикладное исследование, в отличие от академического, использует язык не описания, а управления, то есть прикладная исследовательская программа направлена на преобразование действительности на основе определенных критериев эффективности.

В этой связи имеет смысл обратиться к общей схеме управления – так, как она представлена в теории управления. Итак, выделяются следующие компоненты управления: а) определение идеального состояния объекта, б) оценка реального состояния, сравнение с идеальным и определение рассогласования, в) построение программы, направленной на устранение рассогласования, г) реализация программы, д) оценка результатов.

В соответствии с этими компонентами можно определить некоторые требования к прикладной исследовательской программе:

· система теоретических понятий, входящих в прикладную исследовательскую программу, должна давать представление как об идеальном, так и о реальном состоянии объекта;

· система теоретических понятий, образующих прикладную исследовательскую программу, должна быть реализуема в совокупности эмпирических показателей и методов, лежащих в основе диагностики состояния объекта (первичной, оперативной и итоговой);

· результаты диагностики состояния объекта должны быть реализуемы в программе, направленной на преобразование объекта;

· прикладная исследовательская программа должна предусматривать специальные методы, обеспечивающие реализацию программы.

Такую точку зрения можно встретить в работах, обсуждающих методы психологии. Так, В.В.Новиков и Ю.М.Забродин разделяют эти методы на научно-исследовательские, связанные с добыванием знаний, и научно-прак­тические, ориентированные на применение этих знаний через управление явлениями (Новиков В.В., Забродин Ю.М., 1992). В этой связи В.М.Аллахвердов считает, что основным критерием обоснованности практического метода выступает не критерий истинности, а критерий эффективности (Аллахвердов В.М., 1999).

Такой же подход характерен и для современной организационной психологии. Так, Л.Джуэлл читает, что в рамках организационной психологии существуют две психологии - научная и прикладная, ориентированная на решение практических проблем. (Джуэлл Л., 2001). И К.Арджирис различает теории описания и управления, имея в виду, что последние направлены на созидание (Арджирис К., 2004). Сходную точку зрения демонстрирует и А.Н.Занковский, который, обсуждая типы исследований в организационной психологии, разделяет их на фундаментальные и прикладные, отмечая то, что прикладные исследования направлены на решение практических задач (Занковский А.Н., 2002). Более того, в организационной психологии сложилась система методов организационного развития, включающая в себя две подгруппы методов – методы организационной диагностики и методы вмешательства (интервенции), которые по своей сути являются методами управления организацией (Handbook of industrial and organizational psychology,1976).

Именно такой подход становится определяющим при разработке концептуальных основ и организации психологической службы. Так, Е.В.Таранов, обсуждая принципы работы социально-психологической службы производственной организации, определяет принцип управляющего воздействия, согласно которому работа психолога в организации направлена на решение управленческой задачи и строится на языке управления (Таранов Е.В., 1983).

Те же тенденции проявляются и в социальной психологии. Обсуждая специфику практической социальной психологии, А.И.Донцов, Ю.М.Жуков и Л.А.Петровская видят ее отличие от академической в направленности на решение проблем клиента и заказчика (Введение в практическую социальную психологию, 1994).

При таком подходе может возникнуть иллюзия того, что академическое и прикладное исследования принципиально различаются по используемым понятиям и методам. Однако существует общее для академических и прикладных психологов поле – это общая в своей основе научная картина мира (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А., 1999). Эта картина, с одной стороны, систематизирует теории и факты, существующие в рамках данной научной дисциплины, а с другой, - служит основанием для построения исследовательских программ (Там же).

Таким образом, прикладной психолог в идеале должен владеть двумя научными языками - описания (академическим) и управления (прикладным, практическим), имея в виду, что его основной язык – язык управления. При этом он должен иметь в виду, что решение задач управления всегда связано с проблемой эффективности.

Несмотря на то, что большинство исследователей признает важность разработки методов, реализованных на языке управления и ориентированных на человека, разработанность таких методов в современной прикладной психологии все-таки недостаточна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.