Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основания организационного проектирования




Б.Ф.Ломов выделяет особый вид профессиональной деятельности психолога - проектную деятельность. Он связывает этот вид деятельности с проектированием социотехнических систем и новых видов профессиональной деятельности (Ломов Б.Ф., 1991). Ю.М. Забродин, обсуждая перспективы психологии, связанные с развитием конструктивного подхода, утверждает: конструктивная психология как база практической работы опирается на положение о том, что знание о явлении может позволить управлять явлением. Решение этой управленческой задачи обеспечивается основными функциями практической психологии - консультативной, экспериментальной, проектировочной, нормативно-стандартизирующей и т.д. (Забродин Ю.М. 2002). При этом В.В.Новиков и Ю.М.Забродин утверждают, что психологическое проектирование направлено на определение проблем и формирование идеального объекта, и считают область деятельности психологической службы, реализующей психологическое управление, своеобразной "человеческой инженерией" (Новиков В.В., Забродин Ю.М., 1992). Важное замечание, которое делается В.В.Новиковым и Ю.М.Забродиным относительно реальной практики проектирования, состоит в том, что при проектировании условий жизни, отношений, технологий, орудий труда и пр. психолог должен взаимодействовать со специалистами других областей знаний. Такую же точку зрения демонстрирует П.Д.Дрент с соавторами (Дрент П.Д., Уиллемс П.Д., де Воллф Ш., 1995).

Таким образом, общим для прикладных и практических психологов (так же, как и всех социальных инженеров) будет то, что они осуществляют свою деятельность на языке не описания, а управления. А основной формой их деятельности можно считать социальную технологию, которая выступает формой социального управления. При этом социальную технологию можно понимать как совокупность операций, обеспечивающую решение определенной задачи социаль­ного управления - задачи перевода социальной организации в за­данное состояние.

Можно выделить несколько этапов проектирования социальной технологии:

1. Формулировка (или уточнение) цели социального управле­ния: а) постановка проблемы, связанной с удовлетворением жиз­ненных интересов членов организации, б) определение эталона на языке конечного результата, в) диагностика реального состояния системы (человека, среды и/или ситуации жизнедеятельности) на языке эталона, г) определение рассогласования между эталоном и реальным состоянием, д) постановка цели с учетом реальных воз­можностей ее достижения (включая описание конечного состояния) и определение критериев достижения цели.

2. Проектирование совокупности исполнительских операций, которые собственно и составляют социальную технологию. Включа­ет в себя определение а) набора действий, обеспечивающих пере­вод системы в конечное состояние и б) лиц, ответственных за исполнение каждого действия.

3. Проектирование операций контроля и оценки результатов: определение а) показателей, позволяющих контролировать испол­нительские операции и оценивать полученные результаты и б) лиц, осуществляющих контроль и оценку.

Важно отметить, что в реальной практике проектирования может быть выполнена не вся технология, а ее часть – к примеру, определение эталона. Это частичное проектирование может иметь смысл с учетом того, что в проектирование включены члены организации как активные субъекты, которые могут принимать управленческие решения в ситуациях неопределенности.

Деятельность в области социальной инженерии принципиально отличается от инженерии технической тем, что социальное проек­тирование и разработка социальных технологий в обязательном порядке должны основываться на активности самих членов органи­зации. В этой связи актуальна задача подготовки рядового работника к психологическому проектированию.

При таком понимании социального управления и, соот­ветственно, социальной технологии ясно, что их разработка ле­жит в основе не только организационной психологии, но требует особой прикладной отрасли знания - социальной инженерии, акту­альность которой отмечается многими исследователями. Эта от­расль знания в настоящее время слабо дифференцирована, что связано, в первую очередь, с недостаточной социальной востре­бованностью антропоцентрического подхода.

Пока сложно отнести тот или иной компонент социального управления в ведение определенной науки (прежде всего, социо­логии и психологии) и, соответственно, четко определить об­ласть организационной психологии. Можно лишь заметить, что, во-первых, психолог может включиться в разработку социальной технологии на том или ином этапе - в зависимости от содержания задачи социального управления. При этом содержание психологического проектирования в значительной степени будет составлять раз­работка социальных технологий, выполненных на языке жизненных интересов человека, а это, в свою очередь, побуждает опреде­лить операциональную модель жизненных интересов и наметить от­вечающую ей совокупность социальных технологий.

Далеко не все организации в лице их руководителей готовы к участию психолога в проектировании. Так, К.Аргирис, анализируя опыт взаимодействия психологов с руководителями, говорит о том, то руководители старого типа, как правило, выступают против участия психолога в проектировании работ, структуры организации, системы контроля, взаимоотношений топ-менеджеров (Argiris K., 1976). В этой связи актуально определение степени готовности организации осуществлять психологическое проектирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.