Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестовые(измерительные) и экспертные(клинические) методы в психодиагностике




Понятие психодиагностики как научной системы методов и приемов постановки психологического диагноза. Типы диагноза. Источники становления психодиагностики. Различие задач исследования и обследования.

В научной литературе понятие «психодиагностика» появилось в 1921 году благодаря публикации швейцарского психолога Германа Роршаха. Но экспериментальная база этой отрасли психологической науки была заложена в конце XIX века.

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ НА ЗАПАДЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (последняя четверть XIX века). В рамках экспериментальных психологических лабораторий проводились исследования в основном остроты зрения и слуха, ощущений и вызываемых ими двигательных реакций, законов памяти, свойств внимания, времени реакции, речевых ассоциаций и др.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Изучение индивидуально-психологических особенностей человека происходило под воздействием запросов практики (медицинской, педагогической, индустриальной).

ТЕСТОЛОГИЯ берет начало с исследований интеллекта. Появление интеллектуальных тестов – закономерный результат практической потребности системы школьного образования, а также вооруженных сил в обнаружении лиц, не способных отвечать соответствующим требованиям той или иной деятельности. В 1890 г. в одном из американских журналов были опубликованы первые тесты интеллекта, разработанные Дж. Кеттеллом. Здесь же было высказано предложение о необходимости стандартизации тестов, чтобы исключить влияние на их результаты побочных факторов.

В России развитие психодиагностики также связано с внедрением экспериментальных методов исследований в психологию (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев). В 1895г. по инициативе С.С.Корсакова, крупнейшего русского психиатра, была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Известный русский невропатолог и психиатр Г.И. Россолимо уже в 1909 г. разработал методику индивидуального «психологического профиля».

В 1936 г. развитие отечественной психодиагностики было приостановлено. Лишь в конце 60-х годов это направление исследований в нашей стране было восстановлено в своих правах. В 1982 г. вышел первый переводной учебник А. Анастази «Психология тестирования». Появились частично адаптированные варианты зарубежных тестов Ф.Б.Березина, Л.Н.Собчик, И.Н.Гиляшева, стали разрабатываться отечественные методики исследования интеллектуального развития, психической совместимости, мотивации, личностных акцентуаций и др. Отечественные исследования стали появляться и по научным основам психодиагностики.

Психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза. В современной психодиагностике под психологическим диагнозом понимается структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических параметров, например, способностей, стилевых черт и мотивов личности. Таким образом, психологический диагноз может быть поставлен любому здоровому человеку и имеет развернутый и комплексный характер. Он означает определение состояния какого-то объекта (отдельного человека, семьи, малой группы, той или иной психической функции).

Можно говорить о двух типах диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия каких-либо признаков. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место обследуемого (или группы обследуемых) на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Поставленный диагноз может сопровождаться разработкой рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым.

Существенным моментом для психодиагностики является различение задач исследования и обследования. Исследователь в области психологии (в том числе и в области психодиагностики) ориентирован на поиск «неизвестных закономерностей», связывающих «известных» (т. е. определенных по какому-либо признаку) испытуемых, и пренебрегает их индивидуальными отличиями. Для психодиагноста-практика (обследователя) именно эти индивидуальные отличия являются объектом изучения. Он ориентирован на поиск «известных закономерностей» в «неизвестных» обследуемых. Обследование – это применение готового, уже разработанного психодиагностического инструмента. Его результат – сведения о психологических свойствах и состояниях конкретного обследованного человека (или группы). Таким образом, конечным результатом психодиагностического обследования является постановка психологического диагноза.

Выделяют три основных этапа психодиагностического обследования: сбор данных в соответствии с задачей; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз) и представление психодиагностической информации ее потребителю.

2. Функции психодиагностики в системе кадрового менеджмента. Заказчики и клиенты психодиагностического обследования. Содержание «психодиагностического поля».

Специалист, занимающийся диагностической практикой, должен представлять содержание психодиагностического поля (какие процессы, свойства, состояния можно оценить). Далее приведены основные параметры творческого потенциала, психических процессов и состояний, проявляющихся у человека в процессе его жизни и деятельности (идея Р.С. Немова).

Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля

Творческий потенциал и его ограничения. Активность, возможности психофизиологические, дееспособность, здоровье, интеллект, креативность, мотивация достижения, опыт, привычки, притязания, способности, талант, увлеченность, устремленность, установки, цели, ценности, «Я-концепция»

Процессы индивидуальные (внутренние). Активность, влечение, воображение, восприятие, запоминание, идеомоторика, мотивация, мышление, память, понимание, представление, принятие решения, речь, самоконтроль, саморегуляция, усвоение

Состояния индивидуальные (внутренние). Аффект, внимание, воля, возбуждение, деперсонализация, диспозиция, индивидуальность, интерес, комплексы, личность, намерение, направленность, настроение, переживание, потребность, работоспособность, решительность, ригидность, самоактуализация, самообладание, самочувствие, склонность

Процессы индивидуальные (внешние). Страх, стремление, стресс, темперамент, тревожность, убежденность, упорство, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, характер, чувство, эгоцентризм, эйфория, эмоции.

Состояния индивидуальные (внешние). Адаптация, активность, действие, деятельность, игра, коммуникация, навык, персонализация, подражание, риск, самоопределение, самоотношение, самоконтроль, самооценивание, социализация, субъективирование, творчество, упражнение, усвоение, юмор.

Процессы межличностные. Авторитетность, внушаемость, дисциплинированность, интерес, настойчивость, обученность, организованность, позиция, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм, экспрессия

Состояния межличностные. Игра, идентификация, коммуникация, конформность, конфликт, лидерство, общение, подражание, привыкание, проекция, слухи, соперничество, фацилитация, эмпатия, взаимодействие, взаимопонимание, негативизм, психологический климат, референтность, симпатия, совместимость, сплоченность, социальная мотивация, статус.

Изучение как описанных, так и других психических явлений осуществляется с помощью различных психодиагностических методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.