Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диаграмма 1. Уровни школьной тревожности по методике Филлипса




Результаты эмпирического исследования особенностей

эмоциональной сферы младших школьников,
обучающихся в классах коррекции

 

На первом этапе эмпирического исследования в обоих классах были проведены психодиагностические исследования по трем методикам, позволяющим оценить эмоциональную сферу личности детей младшего школьного возраста.

По методики тревожности «Опросник школьной тревожности» Филлипса были получены следующие результаты, представленные в таблице 1и 2 (Приложение 1). В таблице 2 показано количественное и процентное соотношение общего уровня тревожности, выявленное в обоих классах.

 

Таблица 2. Уровни школьной тревожности по методике Филлипса

Уровни тревожности 4 «Б» (класс выравнивания) 4 «А» (общеобразовательный класс)
количество уч-ся (чел.) процентное соотношение (%) количество уч-ся (чел.) процентное соотношение (%)
Высокий
Повышенный
Нормальный
Всего:

 

Данные, представленные на Диаграмме 1, ярко указывают на различие в процентном распределении испытуемых в классах по уровням тревожности. Так в группе детей, обучающихся в классе выравнивания, преобладает нормальный (50%) и повышенный (40%) уровни тревожности.

В группе учащихся общеобразовательного класса, который выступает в качестве контрольной группы, более половины испытуемых (60%) имеют повышенный уровень тревожности, а у 40% учащихся нормальный уровень тревожности.

Указанные процентные отношения по количеству учащихся позволяют определить общую тенденцию при сравнении учащихся из класса выравнивания и общеобразовательного класса. Детальный анализ по шкалам методики Филлипса, позволяющий оценить выраженность отдельных показателей школьной тревожности в исследуемых классах, представлен в таблице 3 (Приложение 2) и на Рис.1

Рис. 1. Показатели уровня тревожности в 4 «А» и 4 «Б» классах

 

Результаты, представленные по шкалам методики школьной тревожности Филлипса позволяют сделать следующие выводы.

1. В общеобразовательном классе у учащихся показатель « Общая тревожность в школе» превышает в 1,4 раза аналогичный показатель в классе коррекции, что предполагает достаточно низкий уровень общего эмоционального состояния детей, связанного с различными формами включения их в жизнь школы. Таким образом, снижение общего эмоционального фона предполагает большую представленность негативных эмоций и более высокий уровень внутреннего напряжения.

2. Учащиеся класса выравнивания испытывают не сильные эмоциональные нагрузки при взаимодействии со сверстниками, что затрудняет развитие детей.



3. Высокий уровень по шкале «Страх самовыражения» учеников класса выравнивания предполагает негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей.

4. Дети, обучающиеся в классе выравнивания, не испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно если они проводятся публично при всем классе.

5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, менее выражен у учеников класса выравнивания, что предполагает их ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, у них нет тревоги по поводу оценок, даваемых окружающим.

С помощью методики «Психические состояния школьников» А.О. Прохорова были изучены психологические особенности психических состояний учащихся класса выравнивания и общеобразовательного класса, а именно психологические особенности деятельностных состояний, состояния общения и взаимоотношений с окружающими, психофизиологических состояний, а также эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний.

Были получены следующие результаты в общеобразовательном классе и классе выравнивания, представленные в таблице 6и 7 (Приложение1) и отображенные в нижеследующих диаграммах. На диаграмме 3 видно преобладание положительных состояний по всем шкалам, что может говорить о комфортности обучения для школьников общеобразовательного класса.

 

Диаграмма 3. Психические состояния учащихся общеобразоватльного класса (4»Б»)

Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное»использовалась для диагностики уровня агрессивности у учащихся обоих классов. Для анализа результатов была использована шкала Симптом-Балл Фурманова И.А. Получены следующие результаты, представленные в таблице 3 и таблицы 4 (Приложение 1). В таблице 5 показано распределение уровня агрессивности по классам.

Таблица 5. Уровень агрессивности по методике «Несуществующее животное»

Уровни агрессии 4 «Б» (класс выравнивания) 4 «А» (общеобразовательный класс)
количество уч-ся (чел.) процентное соотношение (%) количество уч-ся (чел.) процентное соотношение (%)
Высокий
Средневысокий
Средний
Низкий
Всего:

 

На диаграмме 2 видно преобладание в классе выравнивания показателей средневысокого уровня агрессивности (60% испытуемых), также высок показатель высокого уровня (30 %). В классе, обучающемся по общеобразовательной программе, 50 % детей имеют средний уровень агрессивности, что вполне нормально для данной возрастной группы. Также чуть меньше половины учеников общеобразовательного класса имеют низкий уровень тревожности. Это позволяет выдвинуть предположение, что ученики класса выравнивания больше склонны к проявлению агрессии в повседневной жизни и в школьных отношениях.

 

Диаграмма 2. Уровень агрессивности учащихся 4 «А» и 4»Б» классов по методике «Несуществующее животное»

 

Таким образом, представленные результаты по трем психодиагностическим методикам позволяют отметить, что учащиеся коррекционного класса склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, они имеют повышенный уровень агрессии и высокий уровень школьной тревожности. Следует также отметить, что различия в эмоциональной сфере отмечены в учебной деятельности и родительско-детских отношениях.

На втором этапе эмпирического исследования для определения особенностей эмоциональной сферы учащихся, обучающихся в коррекционном классе, проведен сравнительный анализ результатов всех методик по U -критерию Манна-Уитни с целью доказательства значимых различий между группами учащихся (см. таблицы 5, 6 )

 

 

Таблица 6

Сравнительный анализ по шкалам методики Филлипса

Шкалы тревожности по методике Филлипса средний % несовпадений Значение U -Манна-Уитни  
4-й «А» 4-й «Б»    
1. Общая тревожность в школе 63,9 75,3 р0,05
2. Переживание социального стресса 64,7 77,2 р0,05
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 51,4 63,8 р0,05
4. Страх самовыражения 58,7 79,4 р0,01
5. Страх ситуации проверки знаний 57,5 83,6 р0,01
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 49,5 77,2 р0,01
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 52,0 61,3 р0,05
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 57,5 84,4 р0,01

 

Выводы по второй главе

1. Учащиеся коррекционного класса имеют выраженные негативные показатели эмоциональной сферы личности, которые проявляются в учебной деятельности, а также в отношениях с одноклассниками, сверстниками и родителями.

2. В эмоциональных отношениях с одноклассниками учащихся коррекционного класса характеризует высокий уровень тревожности, проявляющийся в негативных эмоциональных переживаниях в ситуациях взаимодействия, неуверенности и подозрительности в социальных контактах со сверстниками, а также внутренняя готовность к проявлению негативизма против авторитета или руководства со стороны учителей.

3. Школьники, обучающиеся в коррекционных классах более склонны к проявлению вербальной и физической агрессии, что сопровождается, как правило, криком, руганью, оскорблениями и унижениями оппонента, чем дети, обучающиеся по стандартной программе начального образования.

 

 

Выводы

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

Суммируя рассмотренные в теоретической части работы представления об эмоциях, можно сказать, что если эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Наиболее существенной чертой эмоциональной сферы является ее субъективность.

Особенности эмоциональной сферы личности ребенка младшего школьного возраста напрямую связаны с переменой его образа жизни (он начинает учиться в школе) и расширением круга общения. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успех или неудачи в учёбе, оценки за учебную деятельность (учителем, сверстниками, родителями).

Эмоциональные нарушения - одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей младшего школьного возраста. Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности.

Критериями эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста являются трудности общения со взрослыми и сверстниками, агрессивность, негативизм, тревожность, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство повышенная эмоциональная истощаемость и пресыщаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными.

Эмоциональные нарушение у детей школьного возраста могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могут иметь непатологические формы, тем не менее, представляя серьёзные затруднения для воспитания. Точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей с такими симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а также для жизни всей семьи.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет утверждать, что младшие школьники, обучающиеся в коррекционных классах по сравнению с младшими школьниками, обучающихся по стандартной программе начального образования более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и не проявляют высокий уровень школьной тревожности. Данное утверждение частично подтверждает гипотезу исследования.

При всем этом, личность ребенка младшего школьного возраста развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере.

Заключение

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет утверждать, что младшие школьники, обучающиеся в коррекционных классах по сравнению с младшими школьниками, обучающихся по стандартной программе начального образования более склонны к проявлению негативных эмоций в отношениях со сверстниками и родителями, более агрессивны и не проявляют высокий уровень школьной тревожности. Данное утверждение частично подтверждает гипотезу исследования.

При всем этом, личность ребенка младшего школьного возраста развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере.

Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекциионно - развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных методических формах деятельности. Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе, в том числе с нарушениями в эмоциональной сфере. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения. Последние позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации младшего школьного возраста, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2669; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.175.56
Генерация страницы за: 0.092 сек.