Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие валидности в психодиагностике. Основные типы валидности. Деятельность психолога по проверке валидности теста




Психодиагностика как отрасль психологии. Исторический аспект развития психологической диагностики.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.

Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования».

Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью “определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)”

В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики”.

Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.

Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности” (Л.Д.Бурлачук).

 

По А. Анастази, валидность (от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, указывающий, «что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Чем валиднее тест, тем лучше в нем отображается то качество, ради кот он создается.

Выделяются 2 типа валидности: непосредственная или первичная, и производная, или вторичная.

Наличие внешней валидности означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и внешней стороной процесса тестирования, соответствует объявленному содержанию теста.

Внутреняя валидность в силу ее специфики еще называют имманентной или содержательной валидностью.

Валидизация производится на основе применения «внутренних» критериев. В качестве таковых выступают признаки, указанные в определении психического свойства, отражающегося в содержании теста.

Производная или вторичная валидность характеризуется сопоставлением тестовых методик с каким-либо релевантным внешним критерием. Это сопоставление выражается ч/з корреляционные методы статистики.

Видов производной валидности.

· Оценочная валидность основана на вычислении коэффециента корреляции м/у оценками по тесту и показателями оценочных суждений экспертов. Конструктная валидность заключается в теоретическом объяснении того, что измеряет данный тест.

· Конвергентная (сходящаяся) и дискриминантная (разделяющая) валидность связаны с конструктной валидностью..

· Практическая валидность рассматривается в двух видах: текущая (диагностическая) и прогностическая. Они характеризуют тест с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (диагностики, классификации, прогнозирования).

Различные виды и типы валидности являются по отношению друг к другу не альтернативными, а взаимодополняющими.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.