Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акалькулия




Характеризуется нарушением счетных операций. В основе
акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых
зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни-
кающие при поражений затылочно-теменных областей левого
полушария, либо при двусторонних очагах, относятся к, так
называемой, первичной акалькулии.

а) При поражений затылочной области нарушается пред-
ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа
перестают быть знаками, отражающими известное количество.
Цифры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно
близкие по начертанию (6 и 9). Эти нарушения носят опти-
ко-гностический характер и сходны с оптической алексией
(часто они сочетаются).

б) В основе другого типа акалькулии лежит нарушение
представления и восприятия пространственного расположения
цифр, составляющих разрядное число. Многозначные числа
читаются отдельными цифрами, числа с одинаковыми, но рас-
положенными в другой последовательности цифрами, воспри-
нимаются как идентичные (187 и 781). Особенно затруднено
узнавание и оценка расположения элементов в римских циф-
рах. Больные не могут определить разницу в цифрах IV и VI,
IX и XI, оценивая их неверно, либо смешивая. Аналогичные
ошибки возникают при записи римских чисел. В основе таких
проявлений акалькулии лежат, по мнению А. Р. Лурия, более
общие апрактоагностические расстройства, характерные для
поражения теменной доли левого полушария.

в) Третий тип акалькулии связан с нарушением счетных
операций, которые могут быть аналогичными описанным вы-
ше феноменам, но могут возникать при сохранном значении
простых числовых символов. Больные утрачивают способность
выполнять простые арифметические действия: сложение, вы-
читание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с
однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные
операций с переходом через десятки. Грубо нарушается также
осознание величины многозначных чисел по отдельным, вхо-
дящим в него значениям (например, число 178 воспринима-
ется большим, чем 201), часто полностью распадается разряд-
ное строение числа — больной не знает, где в числе находятся



десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность пись-
менного счета в вертикальном способе вычисления (в «стол-
бик»), недоступны операций с дробями.

Первичная акалькулия, как правило, сочетается с семанти-
ческой афазией и другими левополушарными теменными син-
дромами, входя в комплексный синдром Герстмана, являясь
результатом поражения угловой извилины теменной доли ле-
вого полушария.

Вторичная акалькулия может выявляться при разных фор-
мах афазий. Механизм этих нарушений тесно связан с меха-
низмом речевых расстройств. Например, нарушения номина-
ции цифр могут быть связаны с общими амнестическими на-
рушениями при акустико-мнестической афазий, отчуждение на
значение названного числа — с нарушением акустико-гности-
ческого звена при сенсорной афазий. Нарушение счетных опе-
раций при моторной афазий — с нарушением внутренней речи,
инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при по-
ражений премоторных отделов речевой зоны).

Описания акалькулии приведены в работах Н. Head (1926),
А. Р. Лурия (1962, 1969), А. Р. Лурия, С. В. Цветковой (1966)
и др. авторов.

3.3.8. Синдром Герстмана

Впервые в 1927 г. Герстман опубликовал ряд своих наблю-
дений (Gerstmann J., 1927; цит. по И. М. Тонконогому, 1973),
в которых описал комплексный синдром.

В этот синдром входят пальцевая агнозия, сочетающаяся с
«чистой» аграфией, нарушением ориентировки в правом и ле-
вом, а часто и с нарушениями счета — акалькулией. Герстман
расценивал это сочетание как отдельный особый синдром, в
основе которого лежит невыраженная аутотопагнозия. Указан-
ный синдром известен в настоящее время как синдром Гер-
стмана (по имени автора, описавшего его). По данным автора,
при этом синдроме очаг поражения локализован в теменно-
затылочной области левого полушария (угловая и вторая за-
тылочная извилины левого полушария у правшей).

3.3.9. Амузия

Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех
случаях, когда jth способности существовали до болезни. Опи-
сывают случаи амузии при локальных поражениях мозга у
профессиональных музыкантов, но нарушение узнавания или
воспроизведсния хорошо знакомых мелодии может выявляться


у больных, специально не обучавшихся музыке, но способных
правильно спеть и узнать знакомую мелодию.

а) Сенсорная амузия

Характеризуется нарушением узнавания хорошо знакомых
мелодии. Больные затрудняются в идентификации двух предъ-
являемых последовательно коротких мелодических отрывков,
принимают разные мелодии за одинаковые и, наоборот, за-
трудняются в сопоставлении двух тонов по высоте. Професси-
ональные музыканты не могут оценить величину интервала меж-
ду двумя музыкальными тонами, что приводит к невозмож-
ности нотной записи коротких мелодии. Часто сенсорная амузия
сопровождается нарушением чтения hot — музыкальной алексией.

Сенсорная амузия может выступать как самостоятельное
расстройство или сочетаться с нарушениями слухового гнозиса —
«чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается уз-
навание не только мелодии, но и других окружающих звуков
и шумов (голосов животных и птиц; шума, производимого
ветром, движением поезда и т. п.).

б) Моторная амузия

Нарушение способности петь и играть на музыкальных ин-
струментах. Мелодии знакомых песен воспроизводятся неточ-
но, искажение, нарушается последовательность музыкальных
звуков, мелодический рисунок. У профессиональных музыкан-
тов нарушается воспроизведение новых, незпакомых мелодии,
повторение заданного музыкального тона, воспроизведение рит-
мического рисунка мелодии. Больные, которые могли играть
на музыкальных инструментах, теряют эту возможность. Они
не только затрудняются в игре по нотам, но часто не могут
воспроизвести хорошо выученные музыкальные произведения.

Следует сказать, что нарушение музыкальных способностей
никак не сказывается на речи больных, не изменяет ее ипто-
национно-мелодическую и ритмическую структуру. Моторная
амузия выявляется лишь при пении. У больных с эфферент-
ной моторной афазией в случаях грубого распада экспрессив-
ной речи (эмболофазия) в большинстве случаев сохраняется
правильное воспроизведение хорошо знакомых мелодии, а пе-
ние со словами часто способствует растормаживаншо речи.

Описание сенсорной и моторной амузии содержится в пуб-
ликациях ряда авторов: Е. Feuchtwanger (1930), К. Kleist
(1928), R. Brain (1963), И. М. Тонконогого (1973).

Амузия возникает чаще при поражений правого полушария.
При сенсорной амузии очаг поражения расположен в нередне-
средних отделах височной области, а при моторной — в задних
отделах второй лобной извилины.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.