Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регистры психики




Пытаясь осмыслить положение субъекта в его соотнесенности с дру­гим и Другими, Ж. Лакан прибегнул к основополагающей структурной гипотезе, находящей свое отражение в оптике. Эта гипотеза заключается в утверждении того, что каждой точке реального пространства соответ­ствует одна и только одна точка воображаемого пространства. В оптике


РЕГИСТРЫ ПСИХИКИ

реальное и воображаемое пространства совмещены, но мыслиться они должны как различные.

Ж. Лакан приводил следующий пример-демонстрацию. Представьте себе сферическое зеркало и в центре его полусферы поставленный ящик, который является с одной стороны полым. На ящике стоит реальная ваза, а снизу — букет цветов. В результате отражения от сферической поверх­ности букет окажется в симметричной ему светящейся точке, а все лучи, исходящие из этой точки, попадут в одну и ту же точку, симметричную данной. За пределами глаза лучи расходятся, но для глаза они будут сходя­щимися и дадут реальное изображение. Реальный букет спрятан, но, если удачно расположиться, то человек увидит появление воображаемого буке­та. У него создается впечатление реальности.

Подобный пример образования иллюзии не объясняет полностью реальные (объективные) и воображаемые отношения. Причем при жела­нии можно сделать воображаемым то, что реально, если вазу поместить внизу, а цветы наверху. Вместе с тем этот пример позволяет, как считал Ж. Лакан, проиллюстрировать то, что вытекает из тесного переплетения в психическом аппарате воображаемого и реального миров.

Если прибегнуть к аналогии, то полый ящик можно сравнить с телом, букет цветов — с желаниями и объектами желаний, зеркальную сферу — с корой головного мозга, а глаз, являющийся символом субъекта, — с раз­дражителем коры головного мозга. Чтобы воображаемое могло включать реальное и одновременно оформлять его или реальное включало и одно­временно определяло положение воображаемого, необходимо, чтобы глаз занимал определенную позицию. Иными словами, в отношении между реальным и воображаемым все зависит от положения, которое определяется его местом в мире символического, т.е. в мире речи.

Согласно Ж. Лакану структура воображаемого порядка является цен­тральной структурой человеческого опыта. Функция воображаемого охва­тывает все многообразие пережитого субъектом и поэтому встречает­ся во множестве различных форм, которые оказываются не чем иным, как гештальт-ловушками. Понятие воображаемого может относиться как к связи субъекта с его образующими идентификациями, так и к его связи с реальным, характеризующимся иллюзорностью. Но функция вообра­жаемого участвует в психической жизни в качестве символа.

У Ж. Лакана символическое отождествляется с языком. Именно язык присоединяется к первым опытам человека, и сама жизненная необходи­мость делает человеческую среду символической. Посредством символи­ческого происходит конструирование человеческого существа как тако­вого. Язык мыслится как некоторая решетка, сеть, наложенная на сово­купность вещей, на всю сумму реального. Она вписывает в плоскость


СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА

реального иной план, который является символическим. И приблизиться к реальному можно только посредством символического.

Символическое - это то, что человек определяет себя посредством закона. Именно символическое отношение определяет положение субъекта в качестве видящего. Именно слово как символическая функция определяет степень полно­ты, приблизительности воображаемого. В этом плане Я-идеал управляет игрой отношений, от которой зависит отношение к Другому. В свою оче­редь от отношения к Другому зависит то, насколько удовлетворительно структурировано воображаемое.

В понимании Ж. Лакана Реальное связано с непосредственными жиз­ненными функциями субъекта, Воображаемое — с психическими представ­лениями, соотнесенными с его жизненными функциями, а Символическое— с теми представлениями, которые опосредованы языком и преобразова­ны этим опосредованием.

Соответственно, можно говорить о субъекте, представленном в трех ипостасях:

• на уровне Реального субъект является субъектом потребности;

• на уровне Воображаемого — субъектом желания;

• на уровне Символического — субъектом словесно выраженного требования.
Все, что заявляет о себе в качестве потребности, должно пройти через

требование, т. е. адресоваться Другому. Для своей реализации желание субъекта должно стать его требованием и, таким образом, возникает диа­лектика желания и требования. В рамках требования субъект и Другой находятся в отношениях взаимности. Но поскольку желание субъекта зависит от требования Другого, то и то, чего требует Другой, зависит от субъекта.

В свете подобного рассмотрения становятся более понятными психи­ческие конфликты, переживаемые невротиками, поскольку у них наблю­дается расщепление между желанием (регистр Воображаемого) и требованием (регистр Символического). Невротик испытывает потребность в том, чтобы где-то реализовалось его желание, но он не знает, чего требует, или тре­бует того, что не способствует реализации желания. Потребность про­ходит через фильтр требования, происходит искажение потребности, а желание предстает в форме абсолютного условия по отношению к Дру­гому, когда, в частности, сексуальное желание становится безусловностью требования любви.

Желание занимает место и как-то организовывается в виртуальном пространстве между зовом удовлетворения и требованием любви. Как таковое оно выходит за рамки лежащего на уровне удовлетворения ответа и требует ответа абсолютного. Здесь возникает противоречие, посколь­ку Другой оказывается одержим желанием, изначально чуждым субъекту.

44О


РЕГИСТРЫ ПСИХИКИ

Не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией, субъект выстраи­вает невротические структуры, в зависимости от которых могут возникать такие проявления, которые психоаналитики относят к истерии или неврозу навязчивых состояний.

Для Ж. Лакана одна из существенных проблем субъекта состоит в све­дении желания к требованию. Желание возникает в просвете, которое открывает в требовании речь. Но тем самым оно находится по ту сто­рону всякого конкретного требования. Поэтому всякая попытка свести желание к чему-то, требующему своего удовлетворения, наталкивается на внутреннее противоречие. Здесь как раз и дают знать о себе рассогла­сования между Реальным, Воображаемым и Символическим.

Без трех систем соотнесений или регистров психики (Воображае­мое, Символическое, Реальное) невозможно, согласно Ж. Лакану, понять что-либо ни во фрейдовской технике и опыте, ни в человеческой жизни. Трехчастность Символического, Воображаемого, Реального относится к измерению бытия. Только в его измерение, а не в измерение Реально­го, могут быть вписаны три основные страсти:

• на стыке Символического и Воображаемого — любовь;

• на стыке Воображаемого и Реального — ненависть;

• на стыке Реального и Символического - неведение.

При символической реализации субъекта в речи любовь направлена на бытие Другого. Без речи имеет место воображаемое завораживание, а не любовь. Если любовь стремится к развитию бытия Другого, то нена­висть хочет его отрицания, падения, ниспровержения. Воображаемое измерение ненависти связано с тем, что разрушение Другого является одним из полюсов структуры интерсубъективного отношения. Если субъ­ект стремится к поиску истины, то он оказывается в измерении неведе­ния. Из этого измерения возникает способность к достижению бытия Другого. Речь идет также об определении функции Другого в установле­нии адекватности Воображаемого и Реального.

Многие люди, включая психоаналитиков, часто путают Я с субъектом. Однако о развитии Я можно говорить тогда, когда субъект включен в сим­волическую систему и утверждается в результате осуществления подлин­ной речи. Причем именно символизация определяет позицию, исходя из которой субъект может внести в игру Воображаемое и Реальное и тем самым завладеть своим развитием.

В понимании Ж. Лакана собственное Я человека является воображае­мой функцией. Оно не сливается с субъектом. Собственное Я оказывается скорее миражом, элементом объектных отношений субъекта. Оно носит прин­ципиально отчужденный характер зеркального отражения. И задача состоит в том, чтобы определить место Воображаемого в структуре Сим-


структурный психоанализ ж. лакана

волического, место субъекта в символическом порядке. Смысл анализа как раз и состоит в том, чтобы узнать, какую функцию берет на себя субъект в сим­волическом порядке. Чтобы постичь смысл действий пациента в ходе анали­тического процесса, следует исходить из понятия Символического.

Таким образом, выделение Ж. Лаканом трех регистров психики имело не только эвристическое значение, связанное с разработкой концеп­туальных положений структурного психоанализа, но и практическую составляющую, имеющую непосредственное отношение к клинической деятельности. В частности, оно способствовало пониманию того, что механическое подключение сексуального влечения происходит под воз­действием образов, т. е. на воображаемом отношении.

Стало быть, либидозное влечение сфокусировано функцией Вообра­жаемого. Отсюда вытекает одно важное, особенно для клиники, поло­жение, сводящееся к тому, что сексуальное поведение поразительным образом попадается на обман.

Через призму Воображаемого, Символического и Реального Ж. Лакан рассматривал как возникновение психических расстройств, так и воз­можности их устранения в аналитическом процессе. Так, свойственная психотику структура соотносилась с символическим ирреальным. Психо­тический субъект характеризовался как утративший сознание реально­сти, но не нашедший ему никакой воображаемой замены. Мазохизм трак­товался как располагающийся на стыке Воображаемого и Символическо­го. Здесь же, по Ж. Лакану, располагалось и то, что у 3. Фрейда выступало в виде инстинкта смерти.

В понимании французского психоаналитика у психотика наблюдает­ся раздвоение между Другим как местопребыванием речи, и другим как двойником, перед лицом которого субъект оказывается в положении собственного зеркального образа. Большой Другой может быть сведен к маленькому другому, воображаемому другому, что будет соответствовать восполнению Символического Воображаемым. Исчезновение же двой­ственности как раз и обусловливает, по выражению Ж. Лакана, «те мно­гочисленные трудности, которые психотик испытывает, когда пытается удержать себя в Реальном человеческом — другими словами, в Реальном символическом» [30, с. 13].

С точки зрения французского психоаналитика, аналитический опыт разворачивается на стыке Воображаемого и Символического. Именно на этой границе разыгрывается вся деятельность анализа, значитель­ная часть которого должна представлять собой исследование тупиков опыта Воображаемого. Словом, в процессе аналитической работы проблема состоит в сопряжении Символического и Воображаемого при конструировании Реального.


ТЕХНИКА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.