Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фиксация проверки показаний на месте 3 страница




Психологи отмечают, что на формирование показа­ний влияют опыт человека, его знания, представления о конкретном предмете и другие факторы. Большинство людей в основном правильно воспринимают действи­тельность, хотя нередки случаи одностороннего воспри­ятия и искаженного представления о воспринятом. Фор­мирование показаний складывается из восприятия, запо­минания и воспроизведения фактов на допросе.

Основой восприятия служат первичные психические процессы — ощущения (зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые и др.). Каждое восприятие включает комплекс ощущений и представляет собой отражение в коре головного мозга не отдельных свойств, а всего предмета, явления в целом. Активное воздействие на полноту, точность и ясность восприятий оказывает вни­мание, его направленность, определяемая в ряде случаев профессиональными интересами человека. Восприятие может быть произвольным (с заранее поставленной це­лью) и непроизвольным. Произвольное восприятие от­личается большей полнотой и точностью. К числу субъ­ективных факторов, отрицательно влияющих на процес­сы восприятия, относятся дефекты органов чувств, расстройства нервной системы и другие болезненные со­стояния, а также усталость и сильное душевное волнение. На полноту и точность восприятий может оказать серь­езное влияние и ряд объективных условий, которые также необходимо учитывать при допросе (неблагоприятные условия видимости, кратковременность наблюдения, уда­ленность предмета восприятия, применение преступни­ком маскирующих средств и др.). Значительные трудно­сти возникают при оценке результатов восприятий про­странства, времени и движения. Несмотря на то, что применительно к ним общее методологическое положе­ние теории познания об адекватности восприятий реаль­ной действительности остается незыблемым, восприятие пространственных форм предметов, их величин и про­странственных отношений — расстояний, а также дли-

387


тельности и последовательности явлении, характера и скорости движения может значительно отличаться от реальных параметров. При допросе следует выяснить, как допрашиваемый воспринимал формы, величины и про­странственные отношения предметов и каковы критерии его суждений о них. При этом необходимо учитывать влияние воздушной и геометрической перспективы, опти­ческих искажений, слуховых ощущений, цвета объектов (белый, красный и желтый цвета видны на более отдален­ном расстоянии), принимать во внимание величину и рас­положение теней от предметов, наличие ориентиров, вре­мя преодоления данного расстояния и некоторые другие факторы. Надо также иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра. Непосредственное восприятие длитель­ности и последовательности явлений также обычно отли­чается неточностью. Смена разнообразных по содержа­нию восприятий и мыслей создает впечатление быстро проходящего времени; наоборот, время, заполненное бед­ными и однообразными психологическими процессами, кажется нам более длительным. Особенно быстро «ле­тит» время при положительной эмоциональной окраске нашего сознания. Медленно «тянется» время при болезни и бессоннице. Психологи отмечают, что в восприятии времени большую роль играют ритмика сердцебиения и дыхания, а также органические ощущения. Восприятие последовательности явлений, как правило, отличается большей точностью, чем восприятие их длительности.

Восприятие движения есть одновременное восприятие пространства и времени. Восприятие скорости может быть относительным (когда воспринимается и движу­щийся предмет, и какой-то неподвижный объект) и безот­носительным (восприятие предмета изолировано от дру­гих объектов). Безотносительное восприятие отличается меньшей точностью, нежели относительное. Восприятие движения зависит от скорости движущегося предмета и расстояния между ним и воспринимающим субъектом: чем больше это расстояние, тем движение кажется более медленным.

Восприятие наблюдаемого события само по себе еще не обеспечивает правильного его воспроизведения. В ре-зультате ощущений и восприятий в коре головного мозга образуются временные нервные связи (ассоциации). В этом состоит процесс запоминания, с этого начинается деятельность памяти. Образующиеся ассоциации подраз-


деляются на смысловые, ассоциации по смежности (если восприятие событий происходит одновременно или по­следовательно одно за другим), ассоциации по сходству (например, созвучные слова, сходные предметы) и ас­социации по контрасту (например, светлый и темный).

Запоминание воспринятого может быть непроизволь­ным, механическим или произвольным, осмысленным. При произвольном запоминании объем и степень закрепления воспринятой информации значительно выше, нежели при непроизвольном запоминании. Если будучи свидетелем какого-то события наблюдавший его субъект специально стремился запомнить, удержать в памяти связанные с ним обстоятельства, он может дать о них на допросе более подробные, развернутые показания. При непроизвольном запоминании глубина сохранения в памяти воспринятых событий зависит от степени внимания, заинтересованности в сохранении воспринятого в памяти, от характера личного отношения к этим событиям или участия в них. Так, лицо, умышленно совершившее преступление, дольше, полнее и точнее, чем другие лица, помнит свои действия и связан­ные с ним обстоятельства. Свойства памяти у людей не одинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано с движением; у других лучше развита память на зрительные 5 или слуховые образы; у третьих — память на общие: понятия, содержание разговора, письма и т. д.; у четвер­тых — память на то, что связано с пережитыми эмоциями (страхом, радостью, возмущением, горем и др.). Характер памяти может определяться профессиональными особен­ностями человека. У художников, как правило, отлично развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у математиков и счетных работников — память на цифры.

Необходимо учитывать при допросе индивидуальные особенности памяти, выяснять, какой вид памяти хорошо развит у допрашиваемого, чтобы правильно представить, какие свойства предметов или явлений могли лучше ему запомниться. Должны учитываться и возрастные особен­ности памяти (механическое запоминание у детей, стар­ческая забывчивость недавних событий, но сохранение в памяти подробностей молодости).

На формирование показаний существенное влияние оказывают процессы торможения в коре головного моз­га, угасания временных нервных связей, являющихся фи­зиологической основой забывания. Интенсивность забы­вания зависит от ряда факторов: силы впечатления и проч­ности запоминания, степени осмысливания и понимания


воспринятого, волевых усилии к удержанию воспринятого в памяти, степени устойчивости интереса к воспринятой информации, состояния нервной системы, дефектов памя­ти, утомления, а также времени, прошедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильные впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять то, что запечатлено.

При необходимости воспринятая и запечатленная в памяти информация воспроизводится на допросе. Вос­произведение может быть непосредственным и отсрочен­ным, произвольным и непроизвольным. Оно возможно в двух формах: узнавания (воспроизведения при повтор­ном восприятии объекта) и воспоминания (без повторно­го восприятия объекта). Непосредственное воспроизведе­ние (следующее сразу же за восприятием), как правило, отличается большей полнотой и точностью, нежели от­сроченное по времени воспроизведение. Поэтому допрос о происшедшем событии (особенно допрос свидетеля) не следует откладывать. Однако в ряде случаев (главным образом, когда восприятие сопровождается сильными переживаниями человека, например потерпевшего) про­межуток в один-два дня от момента восприятия до до­проса не мешает, а способствует полноте и точности воспроизведения. Это — так называемое явление ремини­сценции, в основе которого лежит снятие утомления нерв­ных клеток, наступающее при эмоционально насыщен­ном восприятии. Оно научно объясняет общеизвестный факт, что заученный материал мы лучше воспроизводим утром следующего дня, чем вечером предыдущего. Не­произвольное (без намерения) воспроизведение происхо­дит на основе главным образом ассоциаций по смежнос­ти, а также ассоциаций по сходству и контрасту.

Для допроса наиболее важное значение имеет произ­вольное воспроизведение, происходящее на основе ассоциа­тивных процессов1 и активной мыслительной деятельности.

1 Ассоциативные процессы основаны на принципе замыкания вре­менных нервных связей. Восприятие всегда сопровождается образова­нием в коре головного мозга нескольких взаимосвязанных очагов воз­буждения, причем возбуждение при повторении восприятия (например, при предъявлении предмета или напоминании) из одного очага как бы перетекает в другой очаг по образовавшимся замкнутым путям. Поэ­тому, когда два воспринятых факта связаны между собой по смежности, сходству или контрасту и когда воспроизведение одного из них затруд­нено вследствие процесса забывания, при напоминании другого факта человек может вспомнить и забытый. Закономерности ассоциативных процессов используются следователем для оказания помощи допраши­ваемому в припоминании забытого.


На формирование показаний в стадии воспроизведе­ния оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы, в частности: 1) психоэмоцио­нальное состояние допрашиваемого в момент воспроиз­ведения (взволнован или спокоен и т. д.). Благоприят­ствует воспроизведению уравновешенное психическое со­стояние допрашиваемого, что в свою очередь зависит от таких объективных факторов, как спокойная, неотвлека­ющая обстановка допроса, правильное поведение следо­вателя, деловой тон его разговора и др.; 2) действие так называемой защитной доминанты, которая наиболее час­то проявляется у обвиняемых и подозреваемых, хотя не исключается также при допросе свидетелей и потерпев­ших. Иногда допрашиваемый, желая давать правдивые показания, тем не менее старается придать своему пове­дению более благовидную окраску; 3) темперамент и ха­рактер допрашиваемого. Особенности эмоциональной "возбудимости и общей подвижности человека (сангви­ника, флегматика, холерика, меланхолика) не только вли­яют на восприятие и запоминание, но должны учитывать­ся и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпе­ливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сан­гвиника позволяет избрать наиболее благоприятный мо­мент для выяснения интересующих следователя вопро­сов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашиваю­щего быть внимательным и предупредительным. Нема­ловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.).

Правильность и четкость воспроизведения отложив­шейся (восстановленной) в памяти информации во мно­гом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, отбирать для этого соответствую­щие содержанию языковые средства. Следователь при необходимости должен уточнить значение употребляе­мой допрашиваемым лексики, уяснить смысл интонации, мимики, жестикуляции, акцента на отдельных словах и выражениях.

Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допраши­ваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию). Внушение — психическое воздейст-


вие одного человека на другого — имеет место в основ­ном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неодно­кратных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению под­вержены дети и взрослые со слабой волей. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому следователь должен ос­терегаться применения наводящих вопросов, а также вну­шающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом. Склонность к фантазированию особенно резко выражена у детей и психопатических лич­ностей. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нерв­ных связей и преобразовании их в новые сочетания. Эле­менты воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактери­зовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы вос­приятия фантазированием. Учитывая это, следователь должен путем постановки контрольных вопросов выяс­нять источники осведомленности допрашиваемого о со­общенных им фактах и условиях их восприятия, уточ­нять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изло­жил свое умозаключение.

Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и следователь в ходе допроса должен с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять так­тические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу.

§ 4. Тактические особенности отдельных видов допроса

Тактические особенности допроса свидетеля и потерпев­шего. Процессуальный порядок допроса свидетеля и по­терпевшего определяется ст.ст. 155—161 УПК. При под­готовке и проведении допроса свидетеля и потерпевшего необходимо руководствоваться изложенными выше об­щими положениями тактики допроса на предваритель-


ном следствии. Кроме того, следует учитывать, что сви­детель и потерпевший в отличие от обвиняемого и подо­зреваемого обязаны не только явиться по вызову, но и дать правдивые показания: сообщить все известное им по делу и ответить на поставленные вопросы (ст.ст. 73, 75 УПК). Процессуальная обязанность свидетеля и потер­певшего дать правдивые показания иногда встречает про­тиводействие с их стороны в силу заинтересованности в исходе дела и нежелания показывать правду. Нередки случаи, когда и добросовестный свидетель не дает пока­заний о проверяемых обстоятельствах, потому что не помнит их. Бывает и так, что свидетель дает недостовер­ные показания в результате добросовестного заблужде­ния. Разобраться в причинах ложности свидетельских показаний, в мотивах умолчания свидетеля об известных ему фактах порой бывает трудно. Поэтому при подготов­ке к допросу свидетеля, кроме изучения материалов, от­носящихся к предмету допроса, составления плана до­проса и выполнения других общих требований подготов­ки к допросу, необходимо выяснить отношение свидетеля к обвиняемому и к расследуемым фактам, о которых предполагается его допросить; проверить, не является ли данный свидетель заинтересованным лицом, не привле­кался ли он к уголовной ответственности, как харак­теризуется по службе и в быту.

Когда о проверяемом событии знают несколько сви­детелей, следует решить, кого из них и в какой очереднос­ти вызвать на допрос. Определяя круг свидетелей по тому или иному эпизоду, необходимо обращать внима­ние на то, в каких условиях каждый из них наблюдал данный эпизод, какие стороны его могли лучше запом­ниться свидетелю в силу объективных условий воспри­ятия и индивидуальных психологических особенностей свидетелей. В числе первых на допрос вызываются свиде­тели, которые характеризуются как наиболее добросо­вестные и хорошо осведомленные в проверяемом собы­тии (очевидцы происшествия; лица, отрицательно относя­щиеся к преступным действиям виновного; свидетели, полнота восприятия у которых обусловлена професси­ональными качествами; свидетели нескольких фактов преступной деятельности обвиняемого и др.). Очеред­ность вызова свидетелей определяется также хронологи­ческой последовательностью проверяемых событий: в числе первых допрашиваются свидетели, знающие о бо­лее ранних эпизодах.


В начале допроса следователь сообщает свидетелю, для выяснения каких обстоятельств он вызван, и пред­лагает ему последовательно рассказать об этих обсто­ятельствах. Если свидетель заявляет, что ему по данному вопросу ничего не известно или если его показания про­тиворечивы, нелогичны, не соответствуют другим мате­риалам дела и вызывают сомнение, не следует делать поспешный вывод о недобросовестности свидетеля. Не­обходимо проверить его показания путем постановки напоминающих, уточняющих и контрольных вопросов и предъявления допрашиваемому показаний других сви­детелей и иных материалов, относящихся к проверяемым обстоятельствам, использовать тактические приемы, на­правленные на восстановление забытых фактов, либо методы изобличения лжесвидетельства. Для оказания по­мощи допрашиваемому в восстановлении забытого мо­жет быть использован тактический прием активизации ассоциативных процессов, а также создание необходимых условий, когда воспоминание дополняется узнаванием тех или иных объектов. Если, например, свидетель забыл тот или иной проверяемый факт, следователь напоминает ему о каком-то сопутствующем обстоятельстве, и это нередко приводит к тому, что допрашиваемый по ассоци­ации восстанавливает в памяти и забытый факт. Сопутст­вующее обстоятельство может относиться, а может и не относиться к проверяемому факту: причинная связь здесь не обязательна. Важно, чтобы это обстоятельство и про­веряемый факт были смежными (по времени, месту), сходными либо контрастными. Для восстановления за­бытого события или его отдельных обстоятельств свиде­телю могут быть предъявлены участники события, пред­меты обстановки, фотоснимки, планы, схемы и т. п. Эффект восстановления забытого может быть получен при допросе свидетеля на месте происшествия.

Иные тактические приемы применяются для изобли­чения в лжесвидетельстве. Однако прежде чем прибегнуть к ним, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый свидетель дает ложные показания, и выяснить их мотивы. Мотивами лжесвидетельства могут быть заинтересован­ность в исходе дела, сговор с обвиняемым, неприязнен­ные отношения с другими участниками события, непра­вильно понимаемое чувство товарищества, боязнь мести, чувство стыда, стремление скрыть собственное неблаго­видное поведение (например, трусость, небрежность, ха­латность), опасение повредить близким и др. Уяснение 394


мотивов лжесвидетельства поможет их устранению и по­лучению правдивых показаний. Полезным бывает также разъяснение свидетелю его роли в установлении истины по делу, в разоблачении действительных преступников, в ограждении невиновных от незаслуженного наказания; напоминание об уголовной ответственности за дачу заве­домо ложных показаний. И если эти приемы не достига­ют цели, производится изобличение недобросовестного свидетеля путем предъявления ему показаний других лиц, вещественных доказательств, проведения очных ставок.

Согласно ст. 161 УПК при допросе потерпевшего применяются процессуальные правила допроса свидете­ля. Некоторые тактические особенности допроса потер­певшего обусловлены его процессуальным положением и психическим состоянием в момент восприятия проис­ходивших событий. Потерпевший имеет право предо­ставлять доказательства, заявлять ходатайства о допросе свидетелей, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и др. Поэтому не исключается возможность влияния на его показания име­ющихся в деле доказательств; внушающего воздействия фактов, почерпнутых из материалов дела, в том числе из недостоверных показаний недобросовестных свидетелей. В этой связи важно своевременно допросить потерпевше­го, когда возможность отрицательного влияния на его показания минимальна или вообще исключена. При оцен­ке показаний и выборе тактических приемов допроса потерпевшего должно учитываться психическое состоя­ние его в момент восприятия событий. Испуг, волнение, страх, физические страдания могут исказить восприятие и помешать правильному изложению фактов при допро­се. В таких случаях рекомендуется отложить вызов потер­певшего на допрос, дать ему возможность «прийти в се­бя», снять нервное напряжение и только после этого в более спокойном состоянии допросить потерпевшего.

Тактические особенности допроса обвиняемого и подо­зреваемого. Обвиняемый и подозреваемый не обязаны давать показания по делу. Однако следователь не может безразлично относиться к тому, дает или не дает до­прашиваемый правдивые показания о совершенном пре­ступлении. Соблюдая процессуальный порядок допроса (ст. ст. 150—152 УПК) и используя рекомендованные криминалистикой тактические приемы, следователь дол­жен убедить допрашиваемого в бесполезности сокрытия истины. Поскольку показания обвиняемого являются не 395


только источником доказательств, но и средством защи­ты, следователь должен предоставить ему возможность с исчерпывающей полнотой изложить свои объяснения. Задача допроса обвиняемого и подозреваемого состоит не в том, чтобы допрашиваемый «сознался», а в том, чтобы он дал правдивые исчерпывающие показания.

Тактические приемы допроса обвиняемого имеют не­которые особенности. К допросу обвиняемого следова­тель должен готовиться особенно тщательно. Он должен в деталях знать материалы дела, правильно определить момент очередного допроса. Если обстоятельства, по поводу которых намечено допросить обвиняемого, не исследованы, сомнительны и не ясны для следователя, вызов обвиняемого на допрос будет преждевременным и, как правило, безуспешным. Нельзя также рассчитывать на успех, если доказательства, с помощью которых пред­полагается разоблачать ложные показания обвиняемого, предварительно не проверены, противоречивы и неубеди­тельны. По групповому делу важно решить, кого из обвиняемых допросить в первую очередь. При этом учи­тывается, какую роль играл тот или иной обвиняемый в совместной преступной деятельности и какое наказание ему грозит за содеянное, насколько убедительны доказа­тельства его вины, в каких взаимоотношениях находился он с другими соучастниками, не проявлялось ли к нему недоверие с их стороны, не высказывал ли он намерений явиться с повинной и прекратить преступную деятель­ность, каковы его личные качества (трусость, решитель­ность, безволие и т. д.). Более быстрое получение прав­дивых показаний от одних обвиняемых может стать важ­ным условием успешного допроса их соучастников, дающих заведомо ложные показания. При подготовке к допросу обвиняемого следователь оценивает факты совершенного преступления с точки зрения тяжести соде­янного. О менее значительных эпизодах преступной де­ятельности обвиняемый может быстрее дать правдивые показания, чем о тяжком преступлении, а откровенное объяснение одних фактов нередко побуждает его честно рассказать и о других, более опасных эпизодах. Обвиня­емому необходимо разъяснить предусмотренное законом положение (ст. 38 УК) о том, что чистосердечное раская­ние является обстоятельством, смягчающим ответствен­ность.

При допросе недопустимы обман и умышленная дезо­риентация обвиняемого. Следователь не вправе, напри-396


мер, заявлять ему, что «следствию все известно», что «соучастники сознались» и т. п., если это не соответствует действительности. Следователь не обязан раскрывать об­виняемому в начале допроса, какие доказательства со­браны по делу. Эта неосведомленность обвиняемого мо­жет быть использована в тактических целях.

Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические при­емы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях; 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем. Об­виняемый, дающий ложные показания, обычно схематич­но излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленны­ми деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому обвиняемый иногда разобла­чает себя тем, что оказывается не в состоянии детализи­ровать свои ложные показания. Если обвиняемый все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позво­ляют выявить неизбежные в таких случаях несоответст­вия одних показаний другим и разоблачить их ложность.

Обвиняемый, давая ложные показания, нередко впада­ет в противоречия. Иногда целесообразно не спешить акцентировать внимание на лживости и противоречивос­ти его объяснений и лишь после занесения ложных пока­заний в протокол и подписания его обвиняемым следует использовать противоречия для изобличения допрашива­емого во лжи и получения от него правдивых показаний. Наиболее эффективным тактическим приемом изобличе­ния является использование имеющихся доказательств и данных, полученных оперативно-розыскным путем.

При допросе для изобличения обвиняемого во лжи и получения от него правдивых показаний можно исполь­зовать лишь проверенные, достоверные факты. Предпоч­тение при этом отдается доказательственным фактам, известным из нескольких источников, которые при необ­ходимости могут быть поочередно предъявлены допра­шиваемому. Предъявление не следует начинать с матери­алов, полученных оперативно-розыскным путем, а также с вещественных доказательств, обнаруженных в отсутст­вие обвиняемого, и с предметов, назначение которых пока неясно. Не рекомендуется предъявлять обвиняемо­му сразу все собранные по делу доказательства. Обычно


больший эффект дает тактика последовательного исполь­зования материалов в порядке возрастания их доказатель­ственного значения. В то же время надо иметь в виду, что предъявление доказательств с большими промежутками во времени и вне логической последовательности не прино­сит положительных результатов. Иногда бывает целесооб­разно предъявить вначале самое сильное, решающее дока­зательство. Данный тактический прием можно рекомендо­вать, например, когда обвиняемый «колеблется», намерен дать правдивые показания, но еще не решается сделать это, когда используемое доказательство невозможно опро­вергнуть и когда обвиняемый не ожидает, что следователь может располагать таким сильным доказательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.