Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сексуальные влечения и влечения Я




Если в работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд уделил основное внимание проблеме сексуальных влечений, сконцетрировав свои усилия на инфантиль­ных стадиях психосексуального развития, то в дальней­шем он вынужден был признать, что влечения Я также требуют своего концептуального осмысления. Подобно сексуальным влечениям, влечения Я проходят опреде­ленный путь развития и по-своему воздействуют на них. И коль скоро они участвуют в образовании конфликта и возникновении невроза, то, стало быть, они также подле­жат изучению, как и сексуальные влечения. Подобное понимание привело Фрейда к необходимости рассмотре­ния нарциссизма, что и было сделано им в работе «О нар­циссизме» (1914).

В соответствии с древними мифами, Нарцисс был прекрасным юношей, обладавшим необычайной красо­той. Он не обращал никакого внимания на женщин и от­вергал их, если те пытались добиться его любви. Не до­бившись расположения к себе, влюбившаяся в него ни-


мфа Эхо предалась печали и высохла от горя. От нее остался один лишь голос. По требованию женщин и в назидание другим юноша был наказан богиней правоеу^-дия Немезидой. Однажды он увидел свое отражение в воде и настолько влюбился в свою собственную красоту, что умер от любви к себе. После смерти юноши боги пре­вратили его в цветок нарцисс.

Заимствованный от описанной в 1899 году П. Некке истории болезни, термин нарциссизм стал использоваться Фрейдом не только для характеристики отношения" чело­века к своему собственному телу как сексуальному объек­ту, но и в более широком плане, имеющем отношение к его нормальному сексуальному развитию. С этой точки зрения, в классическом психоанализе признавались две формы нарциссизма: первичный нарциссизм, связанный с проявлением сексуальности ребенка, направленной на са­мого себя, и вторичный нарциссизм, соотнесенный с на­правленностью сексуальности взрослого человека на соб­ственное Я- Наряду с таким пониманием нарциссизма Фрейд различал «Я-либидо» (нарциссическое либидо) и «объект-либидо», считая, что первоначально оба виды энергии слиты воедино, находятся в состоянии нарцис­сизма, и только с наступлением привязанности к объектам появляется возможность отделения сексуальных влечений и влечений Я.

Обращаясь к рассмотрению нарциссизма, Фрейд про­
вел различие между этим явлением и эгоизмом. Для него
нарциссизм — это либидозное дополнение эгоизма. Если
эгоизм чаще всего выступает в качестве постоянного эле­
мента развития человека, то нарциссизм представляет со­
бой переменный элемент. В отличие от эгоизма, который
не включает в себя либидо, нарциссизм имеет либидозную
окраску, независимо от того, направлена ли сексуальность
на объекты или на собственное Я..

Фрейд исходил из того, что переход объект-либидо в Я-либидо можно рассматривать в качестве нормального яв­ления, как это имеет место, например, во время сна. После завершения сна Я-либидо совершенно безболезненно пе­реходит в объект-либидо. Но если в результате действия ка­кого-либо энергичного процесса сексуальность как бы на­сильно отнимается у объекта, то, оказавшись нарциссиче-ским, либидо может не найти обратную дорогу к объекту. Возможно нарушение подвижности либидо, в результате


 




чего оно может стать патогенным. Фиксация либидо, веду­щая к образованию симптома, оказывается на более ранних стадиях психосексуального развития, чем это обычно имеет место при истерии и неврозе навязчивых состояний. Мож­но было бы сказать, что фиксация либидо происходит на стадии примитивного нарциссизма. Конфликт разыгрыва­ется между сексуальными влечениями и влечениями Я, но на ином уровне. И в этом случае можно говорить о нарцис-сическомневрозе.

С различением объект-либидо и Я-либидо, с уделе-нием внимания влечениям Я психоанализу открылся путь к изучению нарциссических неврозов. Это предпо­лагало развертывание психоаналитической работы в двух направлениях. С одной стороны, появилась воз­можность более глубокого понимания динамики разви­тия психических процессов, ведущих к образованию нарциссических неврозов, и исследования различных форм нарциссических заболеваний, включая манию ве­личия и бред преследования. С другой стороны, появи­лось осознание того, что психология Я недостаточно изучена с точки зрения психоанализа и, следовательно, необходимо заполнить ту брешь, которая образовалась в результате большего крена исследований в сферу вытес­ненного бессознательного. Все это позволило внести новые концептуальные разработки, будь то понятие «нарциссической идентификации» или представление о различных составляющих частях Я. Выявление процесса нарциссической идентификации с неизбежностью при­вело к постановке вопроса об изучении того, как и ка­ким образом в самом Я возникает объект, на который направляется либидо, почему и в силу каких причин Я становится объектом агрессии, ненависти, мстительно­сти. Представление о различных частях Я привело не то­лько к топическому взгляду на психику с определением ■* местоположения сознания, предсознательного и вытес­ненного бессознательного, но и к структурному пони­манию психики, когда в поле зрения аналитика оказы-. ваются такие бессознательные процессы и конфликты, которые связаны с деятельностью некой наблюдающей инстанции в Я, функционирующей в качестве Я-идеала, цензора, совести.

Наряду с рассмотрением нарциссизма и нарциссиче­ских неврозов, изучение конфликтов между сексуальными


влечениями и влечениями Я привело Фрейда к постановке вопроса о принципах функционирования человеческой психики. Этот вопрос возник в силу того, что по мере ис­следования внутрипсихических конфликтов стала прояс­няться картина разнонаправленное™ сексуальных влече­ний и влечений Я. Казалось бы, и те и другие влечения слу­жат цели развития человека и в одинаковой степени соот­носятся с реальностью, в которой он пребывает. Однако возникновение внутрипсихических конфликтов, особенно патогенных, привело к необходимости осмысления того, что происходит на самом деле. Оказалось, что уже на ран­них ступенях развития человека сексуальные влечения и влечения Я придерживаются собственных ориентации, да­леко не всегда совпадающих между собой. Сексуальные влечения, преследующие цель получения удовольствия, спонтанны, трудно поддаются воспитанию, и необходимо прикладывать значительные усилия для того, чтобы они считались с тем, что не всегда возможно получение немед­ленного удовлетворения. Влечения Я более податливы для воспитания и обладают достаточной способностью к са­моорганизации, чтобы соотносить свою деятельность с ре­альным миром.

Стремясь раскрыть отношение между сексуальными влечениями и влечениями Я, Фрейд подошел к осмысле­нию этого вопроса с экономической точки зрения. Если то­пическая модель человеческой психики предполагала изу­чение отношений между сознанием, предсознательным и вытесненным бессознательным, то психоаналитическое видение сексуальных влечений и влечений Я стало возмож­ным благодаря рассмотрению тех целей, которые преследу­ют эти влечения, и тех количественных зависимостей, ко­торые связаны с накоплением и разрядкой либидо.

Фрейд исходил из того предположения, согласно кото­рому основная цель психической деятельности человека состоит в получении удовольствия. На этом основании он выдвинул теоретическое положение о том, что психиче­ская деятельность автоматически регулируется принципом удовольствия. Удовольствие связано с уменьшением коли­чества раздражения, с разрядкой либидозной энергии. Не­удовольствие — с увеличением раздражений, накоплени­ем излишней либидозной энергии. Поскольку речь идет о количестве раздражения, возбуждения или энергии, то и соответствующее понимания происходящего получило у


 




Фрейда название экономического. Так, топическое пред-| ставление о психике человека было дополнено в психоана­лизе экономическим представлением о ней.

Согласно Фрейду, сексуальные влечения с самого, начала своего развития ориентированы на получение удовольствия. Принцип удовольствия как основной ре­гулятор их деятельности сохраняется на протяжении всего психосексуального развития человека. Подобно сексуальным влечениям, влечения Я первоначально также ориентированы на получение удовольствия. Одна­ко под воздействием жизненной необходимости влечения Я вынуждены частично отказываться от получения немед­ленного удовольствия. Они как бы научаются выжидать, отказываться от непосредственного удовлетворения. Бла­годаря необходимости считаться с окружающей действи- 1 тельностью и будучи чуткими к воспитанию влечения Я уже не подпадают под власть принципа удовольствия. | Этот принцип изменяется, модифицируется, в результате чего влечения Я руководствуются тем, что Фрейд назвал принципом реальности.

Успехи в развитии Я достигаются путем перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Этот пе- | реход или изменение в программе деятельности вовсе не означает отказ от стремления человека к достижению удо­вольствия как такового. Влечения Я как бы вносят коррек­тиву в свою программу действий для того, чтобы,-отсрочив на время получение сиюминутного, краткосрочного удо­вольствия, добиться путем учета существующей реально­сти, пусть уменьшенного, зато гарантированного, надеж­ного, социально и культурно одобренного удовольствия. Так, по мнению Фрейда, осуществляется поступательное развитие человеческого Я и культуры в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.