Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ное возвращение вытесненного». Таково психоаналитиче­ское понимание этиологии и природы неврозов




Из такого понимания этиологии и природы неврозов вытекала специфика психоаналитической терапии. Ее суть состояла в том, что классический психоанализ ори­ентирован на необходимость выявления причины воз­никновения невротического заболевания пациента, что предполагает аналитическую работу над материалом, связанным с воспоминаниями раннего детства. Задача психоаналитического лечения состоит в том, чтобы на основе выявленных травм раннего детства перевести пато­генное бессознательное в сознание. Или, говоря иначе, за­дача психоаналитической терапии заключается в заполне­нии всех пробелов в воспоминаниях больного, в устране­нии его амнезии.

С точки зрения Фрейда, в случае необходимости здо­ровый человек всегда может восстановить в своей памяти события прошлого, последовательно пробегая мыслен­ным взором по следам воспоминаний. Даже если он не осознает своих внутренних психических процессов, не понимает смысла происходящего, не видит логических связей между прошлым и настоящим, это никак не ска­зывается на его жизнедеятельности, поскольку возмож­ные конфликтные ситуации находят свое разрешение на уровне символических представлений, активизирую­щихся в сновидениях или художественном творчестве. Другое дело — невротик, психика которого находится во власти вытесненного бессознательного. В этом случае конфликтные ситуации получают только видимость раз­решения. В действительности же у невротика нарушены логические связи между прошлым и настоящим, в резу­льтате чего незнание становится у него патогенным, вы­зывая сомнения, мучения и страдания, так как смысл происходящего и причины, породившие внутреннее бес­покойство, ускользают из его сознания.

Для того, чтобы превратить это патогенное незнание в нормальное знание, перевести вытесненное бессознатель­ное в предсознательное, а затем и в сознание, необходимо, как считал Фрейд, восстановить нарушенные внутренние связи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его к пониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все это возмож­но, поскольку в психике человека нет ничего случайного,


 




произвольного, не детерминированного. Каждый психи­ческий акт, каждый бессознательный процесс имеет опре­деленный смысл, включает в себя содержательные связи, выявление которых представляется важной задачей пси­хоанализа.

Перевод патогенного бессознательного в сознание, пре­вращение патогенного незнания в нормальное знание — это общая задача психоаналитической терапии. Казалось бы, эта задача не столь уж сложная, поскольку, используя тех­нические приемы по раскрытию бессознательного, анали-. тик способен выявить бессознательные процессы, проис­ходящие в глубинах психики пациента, и предоставить свое знание о них в распоряжение больного. Однако все не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что знание аналитика о бессознательном и зна­ние пациента о нем — это не одно и то же.

Полагаю, что приведенный в начале данного раздела работы пример с пациенткой Ольгой может служить на­глядной иллюстрацией того, насколько могут различа­ться между собой полученные врачом и"больным в про­цессе аналитического лечения знания о действенности бессознательного. Напомню, что в процессе анализа вы­явилось бессознательное стремление Ольги к окончате­льному завоеванию женатого мужчины, в результате чего их предшествующие любовные отношения ослож­нились, так как ее возлюбленный оказался перед нераз­решимой для него в то время проблемой выбора между женой и любовницей. И хотя благодаря анализу к Ольге пришло понимание этого обстоятельства, тем не менее обретенное ею знание оказалось вовсе не таким, каким оно было у аналитика. Вместо осознания пагубности своей стратегии поведения, приведшей к ухудшению от­ношений с возлюбленным, она с еще большим ожесто­чением обрушилась на его жену и тем самым только усу­губила положение, в котором оказалась.

Чаще всего так и бывает, что, если выявленное в про­цессе аналитической терапии знание о бессознательном пациента сообщить ему, то оно не заменяет собой его соб­ственное бессознательное. Знание аналитика и бессозна­тельное пациента оказываются как бы соседствующими друг с другом, и это никак не сказывается на изменении психического состояния больного. Для перевода бессоз­нательного в сознание, для того чтобы знание аналитика


стало действительным знанием пациента, необходимо отыскать это бессознательное в воспоминаниях пациента и устранить вытеснение, препятствующее осознанию бес­сознательного.

Более конкретная реализация общей задачи аналити­ческой терапии состоит в разрешении конфликтов, возни­кающих между сексуальными влечениями и влечениями Я. У невротика понижена работоспособность, поскольку ему приходится тратить много усилий на сохранение ли­бидо в вытесненном состоянии и защищать себя от слиш­ком сильного напора со стороны сексуальных влечений. Он оказывается неспособным к получению наслаждения, так как его либидо направлено не на объект, а на его заме­щение. Его либидо связано с невротическими симптома­ми, которые доставляют ему пусть временное, но все же единственно возможное замещение удовлетворения. Поэ­тому задача аналитической терапии состоит в том, чтобы освободить либидо от созданных человеком невротических привязанностей. Стало быть, необходимо овладеть симпто­мами, а затем и уничтожить их. Для этого важно вернуться к возникновению симптомов, вновь воспроизвести или оживить конфликтна почве которого они возникли, и по­пытаться по-новому разрешить его. Разрешение этого конфликта возможно с помощью тех внутренних сил, ко­торыми ранее пациент не располагал, но которые способ­ны оказаться весьма действенными в результате осозна­ния им своих бессознательных влечении. Анализ материа­ла, выявленного по следам воспоминаний пациента, по­нимание психических процессов, приведших к вытесне­нию бессознательных влечений и желаний, осознание того, как и каким образом возникли невротические симп­томы, — все это может способствовать активизации внут­ренних сил и открывать перспективу для действенного разрешения пациентом его внутриличностных конфлик­тов..

Психоаналитическая терапия вовсе не предполагает, что аналитик будет решать за пациента его собственные конфликты. Их решение — дело жизни самого пациента. Но аналитик помогает пациенту осознать то, что оказа­лось у него вытесненным, способствует разъяснению сути существующего конфликта, показывает, почему ранее вы­бранная пациентом стратегия бессознательного решения конфликта привела его к бегству в болезнь, и мобилизует


 




его энергию на отыскание новых решений, позволяющих с сознанием дела, более конструктивным путем снять предшествующие напряжения, ранее приведшие к. психи­ческому заболеванию.

Может создаться впечатление, что благодаря психоана­литической терапии пациент оказывается способным к разрешению любых конфликтов. Более того, нередко воз­никает иллюзия, в соответствии с которой прошедший ана­литическую терапию человек становится настолько стери­льным, не чувствительным к своим внутренним пережива­ниям, что выступает в качестве некоего идеала или модели, олицетворяющей собой здоровый образ жизни.

Однако в действительности цель психоаналитической терапии состоит вовсе не в том, чтобы лишить человека возможности переживаний или гарантировать ему даль­нейшее бесконфликтное существование. Ее задача — от­крыть перед человеком новые возможности видения мира и самого себя, помочь обрести ему силы для решения тех проблем и противоречии жизни, с которыми придется столкнуться в реальной, а не вымышленной действитель­ности.

Собственно говоря, именно на это обращал внимание Фрейд. В частности, в своей важной работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) он писал: «Никто не ставит себе целью стереть все человеческие особенности во имя схематической нормальности и не требует, чтобы «осно­вательно проанализированный человек» не испытывал страстей и не переживал внутренних конфликтов. Анализ должен создать наиболее благоприятные психологиче­ские установки для функций Я; тем самым его задача была бы завершена» {14. С. 55—56]. Таково одно из про­граммных положений основателя психоанализа, отчет­ливо сформулированное им в работе «Конечный и беско­нечный анализ», явившейся, по сути дела, его духовным наследием.


Глава 14 СОПРОТИВЛЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.