Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изречения. Фрейд3.: «Во все времена этике придавали огромное значение, ожидали от нее чрезвычайно важных деяний




I

Изречения

Фрейд 3.: «Во все времена этике придавали огромное значение, ожидали от нее чрезвычайно важных деяний. Действительно, этика обращается к тому пункту, в кото­ром легко распознать самое больное место культуры».

«...этика представляет собой ограничение влечений».

«Нам не следует торопиться с введением таких оценоч­ных категорий, как добро и зло».

«...вера в «доброту» человеческой натуры является од­ной из самых худших иллюзий, от которых человек ожида­ет улучшения и облегчения своей жизни, в то время как в действительности они наносят только вред».

«...психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми являются те, которые довольству­ются сновидениями о том, что злые делают в действитель­ности».

«Это страшное злое — просто первоначальное, прими­тивное инфантильное в душевной жизни, открытое прояв­ление которого мы можем найти у ребенка, но чего мы от­части не замечаем из-за его незначительности, потому что не требуем от ребенка этического совершенства. Сновиде­ние, спустившись на эту ступень, создает впечатление, буд­то оно раскрывает в нас это злое. Но это всего лишь заблуж­дение, которое нас так пугало. Мы не так уж злы, как можно было предположить после толкования сновидений».

«Мы подчеркиваем злое в человеке только потому, что другие отрицают его, отчего душевная жизнь человека ста­новится хотя не лучше, но непонятнее. Если мы откажем­ся от односторонней этической оценки, то, конечно, мо­жем найти более правильную форму соотношения злого и доброго в человеческой природе».

«Совесть представляет собой внутреннее восприятие недопустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуж­дается ни в каких доказательствах, что она сама по себе не­сомненна».

«Раскаяние — это общее обозначение реакций «Я» на чувство вины».

«Даже если человек вытеснил свои дурные побуждения в бессознательное и хотел бы убедить себя, что он за них не ответственен, он все-таки вынужден чувствовать эту от-



ветственность как чувство вины по неизвестной ему при­чине».

«Заповедь «возлюби ближнего» способствует челове­ческой агрессивности и является изумительным приме­ром непсихологичности действий культурного «Сверх-Я».

«Сверх-Я» культуры формирует свои идеалы и требо­вания, к которым относятся и объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми».

«Этику можно понять как попытку терапевтического воздействия, как усилие достичь с помощью заповедей «Сверх-Я» того, что не сумела сделать вся остальная работа культуры. Речь здесь идет о том, как устранить с пути куль­туры самое серьезное препятствие — конститутивную аг­рессивность человека».

Контрольные вопросы

1. Каковы представления Фрейда о нравственной
природе человека?

2. Почему Фрейд подчеркивал «злое» начало в человеке?

3. В чем состоит специфика психоаналитического по­
нимания нравственности?

4. Какова психоаналитическая трактовка происхож­
дения совести и вины?

5. Что такое этика с психоаналитической точки зрения?

Литература

1. Бородой Ю. М. Проблема совести в психоанализе // Философская
и социологическая мысль. — 1989. — № 12. — С. 43—53.

2. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило­
софия. - М., 1990. - С. 155-182.

3. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. —
С. 115-134.

4. ФрейдЗ. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. —Тбилиси, 1991. —
С. 329-336.

5. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—20.

Тема 15. Психоаналитическая культурология

Психоаналитическое понимание культуры. Накоплен­ные людьми знания и умения. Институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений.


 


юзо



Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры.

Стремление людей к счастью. Принцип удовольствия и принцип реальности. Источники страданий. Пути избе­жания страданий и обретения счастья.

Требования культуры. От власти индивида к власти об­щества. Ограничения и правопорядок. Индивидуальные притязания и нормы жизни в коллективе.

Эрос (любовь) и Ананке (нужда) как основания куль­туры. Конфликт между семьей и сообществом. Культур­ные запреты. Противоречия между культурой и сексуаль­ностью. Сублимация влечений.

Усиление «Сверх-Я» как ценное психологическое при­обретение культуры. Культурные идеалы.

Враждебность людей культуре. Агрессивные влечения человека.

Патология культурных сообществ. Психоанализ куль­туры.

Фрейд 3.: «...слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двумя целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

«...как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защи­ты от угрожающих страданий принадлежат именно ку­льтуре».

«Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влече­ний, и она по большей части постоянно воссоздается бла­годаря тому, что отдельная личность, вступая в человече­ское общество, снова жертвует удовлетворение.м своих влечений в пользу общества».

«Подобно тому как сам принцип удовольствия под влиянием внешнего мира преобразуется в более скромный принцип реальности, мы уже считаем себя счастливыми, если нам удалось избегнуть несчастья, превозмочь страда­ния».

«Немалая часть борьбы человечества сосредоточивает­ся вокруг одной задачи — найти целесообразное, то есть счастливое равновесие между индивидуальными притяза-


ниями и культурными требованиями масс. Достижимо ли это равновесие посредством определенных форм культу­ры, либо конфликт останется непримиримым — такова одна из роковых проблем человечества».

«Сублимация влечений представляет собой выдающу­юся черту культурного развития, это она делает возмож­ными высшие формы психической деятельности — науч­ной, художественной, идеологической, — играя тем са­мым важную роль в культурной жизни».

«...человек не является мягким и любящим существом, которое в лучшем случае способно на защиту от нападе­ния. Нужно считаться с тем, что к его влечениям принад­лежит и большая доля агрессивности».

«Вследствие этой изначальной враждебности людей культурному сообществу постоянно угрожает распад».

«Культура должна напрягать все свои силы, чтобы по­ложить предел агрессивным влечениям человека, сдер­жать их с помощью соответствующих психических реак­ций».

«...не в праве ли мы поставить диагноз, согласно кото­рому многие культуры или целые культурные эпохи (а воз­можно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием культуры? <...>...следует ожидать, что од­нажды кто-нибудь отважится на изучение патологий куль­турных сообществ».

Контрольные вопросы

1. Что понимает Фрейд под культурой?

2. Что такое принцип удовольствия и принцип реаль­
ности?

3. Каковы пути и средства достижения счастья и избе­
жания страданий?

4. Каково психоаналитическое объяснение противо­
речий между требованиями культуры и удовлетво­
рением потребностей человека?

5. В чем состоят основные психологические характе­
ристики культуры?

6. Возможен ли психоанализ культуры?

Литература

Х.Додельцев Р. Д. Концепция культуры 3. Фрейда. — М., 1989. 2. Додельцев Р. Д. Фрейдизм: культурология, психология, филосо­фия. - М., 1997.


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.