Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лейбин В. М. Проблема страха в истории философии, науки и меди­цины




Изречения

Тема 12. Страх

Проблема страха в истории философии, науки и меди­цины.

 

Многозначность понятия страха. Субъективное состо­яние и переживание. Различие между страхом, боязнью и испугом.


Страх и неврозность. Целесообразный характер готов­ности к страху и нецелесообразное развитие страха. Реаль­ный и невротический страх.

Формы проявления страха у нервнобольных. Свобод­ный страх ожидания и фобии.

Фобии детей. Инфантильный страх и невротический страх взрослых.

Психоаналитическое понимание причин возникнове­ния невротического страха.

Генетическая связь между либидо и страхом/Сексуа­льные ограничения и страх.

Топическая динамика развития страха. Связь развития страха с судьбой либидо и с системой бессознательного. Взаимосвязь между вытеснением и страхом.

Стрдх кастрации, вытеснение, образование неврозов. Страх рождения и отделение от матери.

Три вида страха: реальный, невротический и страх совести. Двоякое происхождение страха: как прямое следствие травматического фактора и как сигнал о том, что возникает угроза повторения этого фактора.

Фрейд 3.: «...есть боязливые люди, но вовсе не нер­вные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху».

«Как бы там ни было, несомненно, что проблема стра­ха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить свет на всю нашу душевную жизнь».

«...страх является ходкой монетой, на которую меняют­ся или могут обмениваться все аффекты, если соответству­ющее содержание представления подлежит вытеснению».

«Подобно тому как попытка бегства от внешней опас­ности сменяется стойкостью и целесообразными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симптомов, которое сковывает страх».

«Позвольте нам обобщить сведения из наблюдений о боязливости детей: инфантильный страх имеет мало об­щего с реальным страхом и, наоборот, очень близок к не­вротическому страху взрослых. Как и последний, он воз­никает из неиспользованного либидо и замещает недоста­ющий объект любви внешним предметом или ситуацией».


зз*

«Страх, будучи аффективным состоянием, является воспроизведением старого грозящего опасностью собы­тия, страх служит самосохранению и является сигналом новой опасности, он возникает из либидо, каким-то обра­зом оставшегося неиспользованным, и в процессе вытес­нения сменяется образованием симптома, словно он свя­зан психически, — чувствуется, что здесь чего-то не хвата­ет, что соединяет фрагменты в целое».

«...мы приветствовали как желательное то соответст­
вие, что три основных вида страха: реальный страх, невро­
тический и страх совести — без всякой натяжки согласу­
ются с тремя зависимостями Я — от внешнего мира, от
Оно и от Сверх-Я»...

«Не вытеснение создает страх, а страх появляется рань­ше, страх производит вытеснение».

«...страх кастрации является одним из наиболее часто встречающихся и наиболее сильных двигателей вытесне­ния и тем самым и образования неврозов».

«Страх перед Сверх-Я обычно не должен исчезать, так как он в качестве страха совести необходим в социальных от­ношениях, и отдельный человек только в самых редких слу­чаях может стать независимым от человеческого общества». Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие между страхом, испугом и
боязнью?

2. Какие виды страха рассматривались 3. Фрейдом?

3. Каково различие между реальным и невротическим
страхом?

4. Каково психоаналитическое понимание причин
возникновения и развития страха?

5. Как З.Фрейд объясняет отношения между вытесне­
нием и страхом? ■■"■

6. Что является первичным страхом в понимании
3. Фрейда?

Литератур а

1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического
направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. Зишмунд
Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. - М., 1998. - С. 520-531.

2. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., J993.

3. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило­
софия. — М., 1990. — С. 173-180.

4. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх.
Тотем и табу. — Минск, 1998. — С. 241—321.


5. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1995. —
С. 250-263, 349-358.

6. Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд 3. Психо­
аналитические этюды. — Минск, 1997. — С. 273—369.

Тема 13. Психоанализ и религия

Психоаналитическое объяснение возникновения ре­лигии. Замена естествознания психологией. Религия как реакция на беспомощность человека перед силами приро­ды. Придание силам природы характера отца и превраще­ние их в богов.

Тотемизм как первая форма проявления религии. Связь религии с социальными образованиями, нравствен­ными запретами, моральными предписаниями.

Патриархат и матриархат. Очеловечивание почитае­мых существ. Обожествление праотца. Соединение боже­ственных свойств в одном лице. Религиозные представле­ния как достижения культуры.

Психологическое значение религиозных представле­ний. Происхождение иллюзий из человеческих желаний.

Религиозные представления как исторические реми­нисценции. Параллели между детскими неврозами и со­стояниями человечества, аналогичными неврозами. Рели­гия как общечеловеческий навязчивый невроз.

Вера и разум. Жизнь без религиозных иллюзий. Логос как Бог. Вера в разум.

Изречения

Фрейд 3.: «С давних времен человек создавал себе иде­альное представление о всемогуществе и всезнании, во­площением которых были его боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурными идеалами».

«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, вы­ступающим прежде всего в образе смерти, и вознагражда­ют за страдания и лишения, выпадающие на долю челове­ка в культурном сообществе».

«Религиозные представления суть тезисы, высказыва­ния о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не об­наруживаем и что требует веры. Поскольку они информи-"





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.