Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Сексуальность в жизни человека




Цвейг С. Врачевание и психика. — М., 1992. — С. 258—271.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. ~ С. 50-152, 301-316.

Фрейд 3. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.

Фрейд 3. Толкование сновидений. — Минск, 1997.

Фрейд 3. Сон и сновидения. — М., 1997.

Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда // Наука и ре­ лигия. - 1989. -№ 11. - С. 40-43.


 




Сексуальные влечения человека в структуре бессозна­тельного. Нормальное удовлетворение сексуальных влече­ний и перверсии. Гомоэротика. Сексуальное и гениталь-ное. Понятие либидо.

Сексуальная жизнь ребенка. Первые сексуальные по­буждения. Эрогенные зоны. Сексуальные объекты.

Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития. Ребенок как «полиморфно-извращенное» суще­ство.

Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассив­ность и активность. Садизм и мазохизм.

Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Культурная сексуальная мораль.

Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуаль­ность, любовь, эротика.

Психоанализ и «пансексуализм».

Изречения

Фрейд 3.: «Люди вообще неискренни в половых вопро­сах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных переживаний, но закрывают их толстым одеянием, со­тканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дур­ная погода. Это действительно так: солнце и ветер не бла­гоприятствуют сексуальным переживаниям в нашем куль­турном мире. Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику другим».

«Уже больше нет надобности не замечать душевные и социальные проявления сексуальной жизни; выбор объ­екта, нежное предпочтение отдельных лиц, даже решение в пользу одного из полов, ревность установлены беспри­страстными наблюдениями независимо от психоанализа и до его появления и могут быть подтверждены любым на­блюдателем, желающим это видеть».

«Мы расширили понятие сексуальности лишь насто­лько, чтобы оно могло включить сексуальную жизнь изв­ращенных и детей. Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем».

«Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чувство вселяется в детей во время полового развития, как в Евангелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала об-


ладает сексуальными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений об­разуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая нормальная сексуальность взрослых».

«Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, до­шли до того, что стали говорить о «пансексуализме» пси­хоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объ­ясняет «все» сексуальностью».

«В своем происхождении, действии и отношении к по­ловой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пониманию любовной силы психоаналитическо­го либидо. <...> Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для человеческой природы, волен, конеч­но, пользоваться более аристократическим выражением — эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так посту­пить, избегнув таким образом множества упреков. Но я не - хотел этого, так как я, по мере возможности, избегаю ро­бости. Никогда не известно, куда таким образом попа­дешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по су­ществу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуа­льностью — заслуга; ведь греческое слово Эрос, которому подобает смягчить предосудительность, есть ни что иное, как перевод нашего слова любовь; и, наконец, на кого ра­ботает время, может уступок не делать».

Контрольные вопросы

1. Какова роль сексуальных влечений в жизни челове­
ка?

2. Что понимается под либидо в психоанализе?

3. Какова психоаналитическая трактовка сексуальной
v жизни ребенка?

4. Как в психоанализе понимается отношение между
сексуальностью и культурой?

5. Насколько оправданы обвинения психоанализа в
«пансексуализме»?

Литература

1. ЗбигневЛ. С. Секс в культурах мира. — М., 1991.

2. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 1988.

3. Кон И. С. Вкус запретного плода. — М., 1991.

4. Ницшке Б. Значение сексуальности в трудах Зигмунда Фрейда //
Энциклопедия глубинной психологии. Т. I: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Ра­
бота. Наследие. - М., 1998. - С. 365-406.

5. Психоанализ детской сексуальности.— СПб., 1997.


 




6. Фрейд 3. Три статьи по теории сексуальности // Фрейд 3. Либи­
до,—М., 1996. —С. 19—98; З.Фрейд. Основной инстинкт. —М., 1997.

7. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских
неврозов. — СПб., 1997.

8. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — Киев, 1990.

 

9. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М 1995 —
С. 192-215, 369-385.

10. ФрейдЗ. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 369—381.

Тема 9. Эдипов комплекс

Место Эдипова комплекса в психоаналитической тео­рии. Эдипов комплекс как ядро неврозов.

Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождест­вление с отцом и соперничество.

Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комп­лекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение.

Инцестуозное желание как одна из форм инфантиль­ной привязанности к объекту любви. Табу на инцест, за­прет на кровосмесительные связи как культурный фено­мен. Психологический инцест.

Реакция на сексуальное запугивание или подавление сексуальной деятельности ребенка. Инфантильный страх. Комплекс кастрации.

Эдипов комплекс как столкновение желания и запре­щения, страха и наказания.

Реальное и воображаемое убийство. Факт и фантазия. Символическое убийство.

Эдипов комплекс как источник возникновения рели­гии, нравственности, искусства.

Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры.

Изречения

Фрейд 3.: «А теперь вы с нетерпением хотите узнать, что же такое этот страшный Эдипов комплекс. Само имя вам говорит об этом. Вы все знаете греческое сказание о царе Эдипе, которому судьбой было предопределено убить своего отца и взять в жены мать, который делает все, чтобы избежать исполнения предсказаний оракула, и после того, как узнает, что по незнанию все-таки совершил оба этих преступления, в наказание выкалывает себе глаза. Наде­юсь, многие из вас сами пережили потрясающее действие


трагедии, в которой Софокл представил этот материал. Произведение аттического поэта изображает, как благода­ря искусно задерживаемому и опять возбуждаемому все новыми уликами расследованию постепенно раскрывает­ся давно совершенное преступление Эдипа; в этом отно­шении оно имеет определенное сходство с ходом психоа­нализа».

«Правильно утверждают, что Эдипов комплекс состав­ляет ядро неврозов, представляя собой существенную часть содержания их. В нем завершается инфантильная сексуаль­ность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдиповский комплекс».

«Все больше и больше открывается значение Эдипова комплекса как центрального феномена сексуального пе-. риода, относящегося к раннему детству».

«Эдипов комплекс дает ребенку две возможности удов­летворения, активную и пассивную. Он может, как муж­чина, поставить себя на место отца и относиться, как по­следний, к матери, причем отец учитывается тогда, как стоящее на его пути препятствие, или же он стремится за­менить мать и быть любимым отцом, причем мать стано­вится излишней».

«В соотношении между Эдиповым и кастрационным комплексом существует фундаментальная разница у обоих полов. В то время как Эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационнрго комплекса, Эдипов комплекс девочки становится возможным благодаря кастрационно-му комплексу».

«Я не хочу утверждать, что Эдипов комплекс исчерпы­вает отношение детей к родителям, оно может быть на­много сложнее. Эдипов комплекс может быть также более или менее сильно выражен, может сам претерпеть проти­воположное выражение, но он постоянный и очень значи­тельный фактор душевной жизни ребенка, и возникает опасность скорее недооценивать его влияние и обуслов­ленное им развитие, чем переоценить его».

«...в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа».

Виттельс Ф.: «Эдипов комплекс — это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара».


 




Леви-Строс К.: «Итак, мы можем отнести гипотезу Фрейда заодно с текстом Софокла к числу версий мифа об Эдипе. Их версии заслуживают не меньшего доверия, чем более древние, и на первый взгляд, более «подлинные».

Фромм Э.: «Утверждение Фрейда, что Эдипов комп­лекс, инцестуозность, есть «сердцевина невроза», имеет огромное значение для проблемы психического здоровья, если мы освободим его от узкой формулировки в сексуаль­ных терминах и будем понимать шире, в плане межлично­стных отношений. Фрейд и сам указывал, что имеет в виду нечто выходящее за сферу сексуального».

Контрольные вопросы

1. Какое место отводится Эдипову комплексу в психо­
анализе?

2. Что представляет собой Эдипов комплекс?

3. Что такое комплекс Электры?

4. Влияет ли Эдипов комплекс на жизнь человека?

5. Какая связь существует между Эдиповым комплек­
сом и развитием культуры?

6. Какие трактовки Эдипова комплекса имеют место в
современной литературе?

Литература

1. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Ан­
тичность и современность. — М., 1972.

2. Брюно Л. Психоанализ и антропология // Клеманн К. Б., Брюно
П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. — М., 1976.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985. —
С. 189-195.

4. Лейбин В. Ял Эдипов комплекс // Архетип. — 1995. — № 2. —
С. 135-138; 1996. — № 1. — С. 136—142.

5. Лейбин В. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М.,
1997.

6. Ранк О. Миф о рождении героя. — М.; Киев, 1997. — С. 174—176.

7. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. — Тбилиси, 1991. —
Кн. 2. - С. 197-213, 329-349.

8. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1995. —
С. 125-134, 210-215.

9. Фрейд 3. Гибель Эдипова'комплекса // Фрейд 3. Психоаналити­
ческие этюды. — Минск, 1997. — С. 543—548.

10. Фрейд 3. Некоторые психические следствия анатомического
разделения полов // Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск,
1997. - С. 549-558.

11. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание (Эдип Софокла и
Эдип Фрейда) // Бессознательное: природа, функции, методы иссле­
дования. — Тбилиси, 1978. — Т. 2. — С. 562—570.

12. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 267—283.


 

13. ХолдерА. Эдилов комплекс //Энциклопедия глубинной психо­
логии. Т. I. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие.-— М., 1998. —
С. 613—620.

14. Штольце Г. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комп­
лекс // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I: Зигмунд Фрейд.
Жизнь. Работа. Наследие. — М., 1998. — С. 621—627.

15. Ярхо В. «Эдипов комплекс» и «Цезарь Эдип» Софокла (О некото­
рых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии) //
Вопросы литературы. — 1978. — № 10.

Тема 10. Неврозы: смысл,

этиология, терапия

. Невротические симптомы и их смысл. Связь невроти­ческих симптомов с переживаниями человека. Симптомы как производные бессознательных процессов.

Невроз как незнание, неведение о душевных процес­сах. Пробелы в воспоминаниях. Истерическая амнезия как продолжение детской амнезии.

Этиология сексуальности. Фиксация влечения на ран­ней стадии развития. Регрессия. Воскрешение инфанти­льных желаний.

Реальность и фантазия. Психическая реальность и не­вроз. Профантазии как филогенетическое достояние ис­торического прошлого.

Столкновение желаний. Сексуальные влечения и вле­чения Я. Психический конфликт. Патогенные конфликты.

Вытеснение и его связь с образованием симптомов. Симптомы как заместители сексуального удовлетворения или защиты от него.

Сопротивление в интересах болезни. Различные фор­мы сопротивления. Преодоление сопротивления.

Перенесение (трансфер). Новые варианты старых кон­фликтов. Перенесение как столкновение борющихся меж­ду собой сил. Терапевтическое значение перенесения.

Психоаналитическая терапия. Уничтожение вытесне­ния. Устранение условий для образования симптомов. Пе­ревод патогенного конфликта в нормальный. Культурные цели терапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.