Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая рели­ гия. - М., 1993




РуткевичА.М. Психоанализ и религия. — М., 1987.

Попова М. А. Фрейдизм и религия. — М., 1985.

Лейбин В. М. Вера или разум? // Вопросы философии. — 1988. — №8.-С. 126-132.

Г


руют нас о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко».

«...религиозные феномены не понять иначе как по образцу хорошо нам известных невротических симпто­мов индивидуума, как возвращение давно забытых, многозначительных событий в праистории человече­ской семьи».

«Религию в таком случае можно было бы считать обще­человеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдипо­вом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу».

«Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господства религиозных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственнее они явно не были. <...> Безнравственность во все времена находила в рели­гии не меньшую опору, чем нравственность».

«Ценой насильственной фиксации психического ин­фантилизма и включения в систему массового безумия ре­лигии удается спасти многих людей от индивидуального невроза».

«Намерение насильственно и одним ударом опроки­нуть религию, несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно бесперспективно. Верую­щий не позволит отнять у него свою веру ни доводами ра­зума, ни запретами».

«...в конечном счете ничто не может противостоять ра­зуму и опыту, а религия слишком явно противостоит им обоим».

«Если применение психоаналитических методов по­зволяет получить новые доводы не в пользу истинности содержания религиозных верований, то тем хуже для ре­лигии, но защитники религии будут с тем же правом поль­зоваться психоанализом, чтобы вполне отдать должное эффективной значимости религиозных учений».

Контрольные вопросы

1. Как объясняется происхождение религии в психоа­
нализе?

2. Каково психологическое значение религиозных
представлений?

3. Какова ценность религии?

4. Возможно ли насильственное устранение религиоз­
ной веры?


5. На чем основана вера Фрейда в разум?

Литература

4. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992; Фрейд 3.
Будущее одной иллюзии // Фрейд 3. Психоаналитические этюды. —
Минск, 1997. — С. 481—525; Фрейд 3. Либидо. — М., 1996. —
С. 265-300.

6. Фромм Э. Психоанализ и религия // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм
Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. — М., 1990; Фромм Э. Психоа­
нализ и религия. — М., 1993.

Тема 14. Психоанализ и этика

Представления Фрейда о нравственных основаниях человека. «Добрая» и «злая» природа человека. «Темные» стороны человеческой души.

Вытеснение «дурных» побуждений в бессознательное. Проявление «злого» начала в сновидениях. Ответствен­ность как чувство вины.

Сексуальные влечения и нравственные ограничения. Любовь и ненависть. Антисоциальное поведение и со­весть.

Психоаналитическое понимание происхождения со­вести. Категорический императив Канта. Онтогенетиче­ские и филогенетические основания совести.

Роковая неизбежность чувства вины. Постоянный рост чувства вины. Роль чувства вины в культуре.

Вина й раскаяние. Нравственное сознание. Эдипов комплекс как источник возникновений нравственно­сти.

«Сверх-Я» культуры. Этические требования культур­ного «Сверх-Я».

Ограничения религиозной этики. Невыполнимость религиозной максимы «возлюби ближнего». *-• * •

Этика как попытка терапевтического воздействия на человека.


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.