Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности французского абсолютизма 4 страница




12. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

13. Политические и правовые идеи Реформации // История политических учений. - М.: 1983.

14. Протестантизм и политика. М., 1988.

15. Порозовский Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность //Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. - М.: 1995. - С. 57-166.

16. Проскуряков В. Томас Мюнцер. - М.: 1937.

17. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1994.

18. Секуляризационные процессы и христианская цивилизация. СПб., 1995.

19. Сказкин С.Д. Возрождение, гуманизм, реформация // Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М. 1981.

20. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. Гл. II. М.: 1968.

21. Смирин М.М. Германия эпохи реформации и Великой крестьянской войны. М.: 1962.

22. Смирин М.М. Народная реформация Т. Мюнцера и Великая крестьянская война. М. 1947.

23. Соловьев Э. Непобедимый еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

24. Стам С.М. Гуманизм и церковно-реформационная идеология // Культура эпохи Возрождения и Реформации. - Л.: 1981.

25. Тарнос Р. История западного мышления. М., 1995.

26. Флауэр А. Жизнь и вера М. Лютера. СПб., 1994.

27. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

28. Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. Вып.48. - М.: 1985

29. Штекли А.Э. Томас Мюнцер. М.: 1961.

30. Циммерман В. История крестьянской войны в Германии. В 2-х т. М.: 1937.

31. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.7

32. Энгельс Ф. Заметки о Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.

Источники:

1. Брант С. Корабль дураков; Эразм Роттердамский. Похвала глупости; Гуттен У. фон. Диалоги. М., 1971.

2. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М., 1998. Т. 1-3.

3. Лютер М. Избранные произведения. М., 1992.

4. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния. Харьков, 1912, 1992.

 

XVI век — век Реформации! Реформация. Она изменила отдельного человека и мир людей, благодаря ей сложился особый новоевропейский тип личности. Он весьма отличался от средневекового. Человек Средневековья был, в первую очередь, частью некоего большего или меньшего коллектива — церкви, сословия, общины, цеха и т.п. Человек Нового времени отделен от коллектива, основы для своего существования он ищет в самом себе. Он индивидуален, даже Богом он предпочитает общаться без посредников, напрямую, а не через церковную иерархию. Новый тип личности предполагает и новые отношения между людьми, новые общественные и политические связи. Становление нового мышления связано с Реформацией. Реформация — это идеологическая революция, она была первым этапом становления буржуазного менталитета, вторым этапом стало Просвещение.

Название этого явления произошло от латинского reformatio — преобразование, исправление. Этот термин употреблял задолго до XVI века. В XIV-XV вв. говорили о рефориции монастырей, ряда монашеских орденов. В Германии XV века слово употреблялось в анонимных памфлетах как преобразование политического строя Империи («Реформация Фридриха III»). В XVI-XVII вв. реформацией стали называть любые преобразования церкви, будь то в католическом или протестантском духе. И только в конце XVII-XVIII вв. под Реформацией уже подразумевались религиозные преобразования в протестантском духе.

Первым, кто связал Реформацию (преобразование, исправление) с капитализмом стал К. Маркс. Он считал, что Реформация порождена становлением капитализма и связана с экономической ситуацией XVI в. В полемике с Марксом М. Вебер утверждал, что капитализм является продуктом Реформации. Она выработала протестантскую трудовую этику, из которой вырос капитализм, т.е. рациональное предпринимательство. В трудах основателя исторической школы «Анналов» Л. Февра капитализм и Реформация рассматриваются как взаимосвязанные явления. Одно без другого не познается.

Представители различных исторических школ в настоящее время связывают Реформацию с капитализмом. 0днако так было не всегда. Французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр писал: «Обширная и глубокая проблема связей и соотношений между капитализмом и Реформацией... – кто первым выдвинул ее? Отвечаем без колебаний. Карл Маркс. Он связал воедино своей могучей рукой экономические факты... с фактами политическими, интеллектуальными и религиозными (которые до него всеми рассматривались как самостоятельные). Этим человеком бесспорно и несомненно был Карл Маркс». Правда, именитый историк упрекает Маркса в экономическом детерминизме, замечая что «Реформация и капитализм – взаимообусловленные явления и среди них нет первичных и вторичных. Они едины... Реформация – дочь капитализма, или же наобоpот капитализм – продукт Реформации: нет, тысячу раз нет – нельзя даже ставить так вопрос, главное – взаимная обусловленность явлений».

Взгляды Макса Веберa на Реформацию: германский социолог связывал с Реформацией и протестантской этикой трудовую этику раннего капитализма. Вебер - максималист, для него протестантский дух, дух капитализма первичен — все остальное вторично. В целом точки зрения либеральной и марксистской историографии на Реформацию во многом совпадают. Пожалуй, главное отличие в том, что марксисты и склонны преувеличивать классовый или социальный ее аспект, а либеральные историки – религиозный или идеологический аспект.

Позиция историков школы «Анналов» иргдставляется более взвешенной. Реформация как общеевропейское явление — это разнородное религиозное, идеологическoe и социально-политическое движение, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы и направленное против католической церкви.

Историки, связывают реформацию со следующими причинами:

а) с экономическими изменениями XVI века, т.е. с ранним капитализмом — это экономический фактор;

б) с появлением новых социальных групп — социальный фактор;

в) с зарождением новых идей, новых идеологичесх установок — идеологический фактор.

А далее хотелось бы еще раз напомнить выражение Люсьена Февра: нет первичных и вторичных явлений, есть только единство всеобщего.

Реформация была первым серьезным ударом по миру средневековья. Жизнь средневекового человека вся пронизана религиозностью. Религия была понятна, близка, доступна. Реформация с самого начала облеклась в религиозные одежды, иначе быть не могло: идеологическая революция могла в то время принимать лишь религиозные формы.

Гуманизм как система взглядов, в центре которой стоит человек, является одной из основных идейных предпосылок Реформации (Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка). Следствием такого центрирования стал разрыв с природой как неодушевленной субстанцией, которой можно манипулировать в интересах человека. Индивидуально-эгоистические устремления человека также получили право на существование. Гуманизм — система взглядов, признающая ценност человека как личности, его право на свободу, счастье и т.д. Главным содержанием гуманизма был культ человека, поставленного в центр мироздания, признание первичности светского начала над религиозным. Гуманистическое миропонимание зародилось на Апеннинском полуострове Италии. В Италии в XIV—XV вв. возродился интерес к античности. Люди Возрождения или Ренессанса считали что античность — это некий идеальный исторический период, когда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь. Они призывали изучать античное наследие. В XIV веке возникает понятие «studia humanitatis», то есть «изучение человеческого», от латинского «homo» — «человек». Гуманистами были люди разные по происхождению: монахи, дворяне, банкиры, купцы. Перед великой Античностью все они были равны. Сформировалась новая элита, т.е. совокупность лучших, наиболее уважаемых людей не по признаку происхождения, а по принципу обладания определенными познаниями и способностями. Центральными моральными принципами гуманистов были те, которые они называли «достоинством» и «доблестью». Пико делла Мирандолла (1463—1494) в своей «Речи о достоинстве человека» писал: «Великое чудо есть человек!» Суть человеческого достоинства великий итальянский гуманист видел в том, что человек не имеет определенного места во Вселенной. Он сам, по своей воле, может быть и выше ангелов, и ниже скотов. Его судьба находится в его собственных руках.

С одной стороны, гуманисты утверждали принципы буржуазного индивидуализма, что противоречило католическому мировоззрению. С другой стороны, они обращались к источникам первоначального христианства. Несмотря на то, что все они были христианами, к текстам Священогоо Писания они подходили с точки зрения исторической критики. Но гуманизм не мог стать знаменем идеологической революции. Гуманисты — это узкий кружок людей, писавших на классической латыни, не имеющий связи с широким «миром людей».

Второй источник - средневековые ереси - религиозная оппозиция католицизму. Ересь — это особое вероучение, отклонение в вопросах религиозной догматики. Еретические учения возникли очень давно, вероятно, вместе с христианством. И только в XIV—XV вв. в еретических учениях были сформулированы многие положения XVI века. К таким ересям можно и отнести выступления Джона Виклефа в Англии, Яна Гуса и Чехии и др. Реформацию питали тезисы Д. Виклифа о секуляризации церковного имущества, о праве самостоятельного изучения верующими Библии, о причастии под двумя видами для мирян, как и для священников. Они отличались от ранних ересей тем, что в них уже звучат социальные идеи, земные устремления, надежды на лучшую жизнь на земле. Фридрих Энгельс писаал: «Из равенства сынов божьих она (ересь) выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти, даже равенствo имуществ».

Одно время в марксистской историографии была тенденция называть ереси XIV—XV вв. ранними реформационными движениями, или даже раннебуржуазными революциями. Однако, еретические движения пока не вышли за рамки Средневековья и не стали общеевропейским явлением, как это стало с Реформацией. Но никакие идеологические теории не могут существовать независимо от общества и человека. В XV веке для Реформации созрели определенные предпосылки:

а) рост городов, развитие промышленности и торговли с новыми частями света изменили менталитет средневекового бюргерства;

б) изменения в менталитете, а именно отход от корпоративности, замкнутости, привели к повышению культурно-образовательного уровня вследствие развития университетского образования и книгопечатания, «подъему чувства личности» в общества стремлению к свободе;

в) в среде духовенства (возможно, на уровне интуиции возникает убеждение, что церковь уже не является «народной», ее нужно приспособить к нуждам людей (новых классов и социальных групп). Необходимо изменить традиционно католическую догматику и создать народную бюргерскую церковь. Это и сделали бюргерские реформаторы или, как их называют сейчас, протестанты XVI века – Лютер, Цвингли, Кальвин.

Периодизация. В традиционной советской историографии выделяются три этапа Реформации:

1. Лютеранский этап — 20—30 гг. XVI в. Связан с деятельностью Мартина Лютера.

2. Кальвинистский этап — 40—50 гг. XVI в. Ж. Кальвин.

3. Политическое и идеологическое противостояние протестантизма и католицизма с середины XVI века и до окончания Тридцатилетней войны 1648 г.

Основные общие положения протестантизма:

а) протестанты не отрицали христианскую догматику вообще, а только отдельные ее части;

б) они разделяли католический тезис о «природной» rpeховности человека.

в) поставили под сомнение необходимость посредников между человеком и Богом. Тезис об «оправдании верой» не оставлял места священникам как трансляторам благодати через таинства или продажу индульгенций. Вера есть дар Божий, поэтому отчитываться в ней не следует, что означало отказ от исповеди.

г) Тезис об истинности только Священного Писания. Отвергались папские буллы и постановления церковных соборов как источники веры, таковым признавалась только Библия.

Идеологи Реформации выступали с утверждением, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в посредничестве церкви. Спасение человека достигается не внешней религиозностью, а внутренней верою каждого. Впервые это положение протестантизма было четко сформулировано Мартином Лютером. Его знаменитый тезис так и назван «об оправдании верой». Это положение отрицало необходимость католической церкви в том виде, в каком она была в Западной Европе. А именно, отрицалось особое положение духовенства как посредника между Богом п людьми. В католицизме духовенство крайне необходимо, именно оно передает человеку т.н. «сверхблагодать». С ее помощью грешник и спасется на том свете. Черпает же «сверхблагодать» клир из «сокровищницы добрых дел». Продажа индульгенций (сверхблагодати) как способа отпущения грехов получила широкое распространение именно на рубеже XV и XVI столетий.

Реформаторы выступили против этого положения католицизма, опираясь на тезис «об оправдании верой». То есть каждый человек спасется только собственной верой. Вера же не является свободным выбором людей, она есть Божья милость. Таким образом, с одной стороны, протестантизм провозглашает свободу личности, а с другой – сразу же эту свободу ограничивает. Выступая против торговли индульгенциями, реформаторы начали свою борьбу с папским Римом и католической церковью.

Протестанты отвергали авторитет Священного Предания, то есть постановления церковных соборов. Единственным источником религиозной истины, по их мнению, является Священное Писание, то есть Библия. Постановления церковных соборов созданы людьми, а все люди грешы. Поэтому Священное Предание не может быть безусловным авторитетом для верующих. Для всех реформационных учений было характерно обращение к раннехристианской церкви, к ее истокам, к ее общинной организации и т.д.

В отечественной марксистской историографии (М.М. Смирин, Ю.К. Некрасов, В.Е. Майер и др.), исходя из классового подхода анализа любых исторических явлений, принято выделять три направления в Реформации:

· бюргерско-буржуазное (Лютер, Цвингли и Кальвин),

· народное или крестьянско-плебейское (Мюнцер),

· королевско-княжеское.

Следует помнить об условности всякой схемы, она присутствует и в этом разделении.

1. Бюргерско-буржуазное направление, как считали отечественные медиевисты, наиболее четко отражено в учениях Лютера, Цвингли, Кальвина. Бюргерские реформаторы требовали упразднения сложной церковной иерархии, пышности культа, почитания икон, святых, сокращения многочисленных христианских праздников, словом — «дешевой церкви». Это соответствовало интересам нарождающейся буржуазии. Дешевая церковь устраняла монахов прелатов, римскую курию, все то, что было в церкви дорогостоящим. Бюргерство при этом рассчитывало обогатиться за счет изъятия — секуляризации церковных земель. Ф. Энгельс писал: «Вся протестантская Реформация, если отбросить мелочные споры по поводу догматов, являлась широко задуманным планом конфискации земель». Думается, Энгельс, а вслед за ним и историки традиционной советской школы упрощают ситуацию до «обыденного». Вряд ли Лютер, Кальвин и другие реформаторы в первую очередь руководствовались этим правилом. Для них главной была идея обновленной церкви. Другое дело – умеренное немецкое бюргерство или алчная королевская власть в Англии и других странах. Говоря о бюргерско буржуазном направлении Реформации, историки марксистской школы подчеркивают его крайнюю неоднородность. Они выделяют в нем умеренное и радикальное крыло. Представители умеренного крыла, в первую очередь — Мартин Лютер, могли и шли на компромисс с феодальными силами, в частности, с князьями. Среди идеологов радикального направления наиболее последовательным был Жан Кальвин. Его учение — кальвинизм дало буржуазии идеологическое оружие и организационные формы борьбы с феодализмом. В этом вопросе отечественная историография близка к позиции Макса Вебера. Он считал, что реформация Жана Кальвина содержала религиозное оправдание нормам буржуазной морали (учение о предопределении и мирском призвании).

2. Народное направление Реформации выражало интересы крестьянства и городского плебса. Высшим проявлением народной Реформации была крестьянская война 1524-1525 гг. в Германии. Здесь борьба против церкви вылилась в борьбу против существующих порядков, профеодального строя в целом. Томас Мюнцер – один из самых радикальных народных реформаторов, основываясь на Священном Писании, требовал восстановления раннехристианких равенства для всех членов религиозной общины. Представители этого направления не только добивались ликвидации церковной иерархии и духовного землевладения, но и выступали за упразднение духовной и светской власти вообще и установление «царства Божьего на земле». При этом будущий строй мыслился ими или как строй, основанный на принципах охлократии[34], или же они доходили до идеалов примитивного утопического коммунизма, выступая за народовластие и требуя общности имущества. Общность имущества вожди крестьянской Реформации предлагали осуществить в отношении земли, которая объявлялась собственностью всего народа. Отсюда и Реформация понималась ими как социальный и политический переворот в интересах простого народа, в первую очередь, крестьянства. Результатом такого переворота должно стать установление «царства Божьего на земле», то есть строя социальной справедливости.

Кроме анабаптистов во главе с Мюнцером, к народному направлению Реформации относились социниане (ариане), особенно их левое крыло. Это последователи религиозного учения Млия Социна (1525-1562) и его племянника Фауста Социна. Они отвергали догмат о Троице, говорили о единстве Бога. Христос, по мнению социниан, это человек. Социниане отрицали учение о первородном грехе. Авторитет Священного Писания признавался ими постольку, поскольку его содержание не противоречило разуму человека. Члены этой секты большое внимание уделяли образованию. В конце XVI - начале XVII в. их учение получило распространение в Речи Посполитой. Но католическая реакция изгнала социниан из страны. В дальнейшем последователи этого учения расселились в Пруссии, Голландии и даже Северной Америке.

Однако далеко не во всех странах Реформация – это движение «снизу» или «движение низов». В ряде государств Западной Европы реформационные идеи используются королями в своих целях. Реформация проводится королевской властью, т.е. «сверху».

3. Реформация «сверху», по-мнению традиционной отечественной историографии, это королевско-княжеское направление в движении. Она была связана с попыткой королей и князей уменьшить влияние церкви на политику государств. Королевско-княжеская Реформация решила важнейший вопрос раннего нового времени – вопрос о месте церкви в политической системе государства. Чтобы noдчинить церковь государству, нужно было не только лишить ее притязаний на светскую власть, но и уничтожить ее экономическое могущество. Поэтому Реформация «сверху» сопровождалась секуляризацией церковных земель в пользу светской власти. О мотивах секуляризации ярко и образно писал еще в первой трети XV века чешский реформатор Ян Гус: «Миряне видят, что богатые священники носят одежду более пышную, чем они, что у священников и кони красивее, и стол обильнее, и жены прекрасней, что всего – и оружия, и одежды у них больше, чем у мирян. Поэтому многие посягают на их богатство словом и делом, иные – из зависти, а иные, как, например, короли и князья - по праву».

Королевская власть в Англии, Швеции, Норвегии, Дании, проведя Реформацию, лишила церковь земель, распустила монастыри, всецело подчинила церковь государству. В таких случаях шел процесс укрепления абсолютизма, что несомненно было прогрессивным явлением.

Отличительные особенности имела Реформация во Франции. Здесь реформационные идеи были использованы феодальной знатью в борьбе с королевской властью. Начались длительные гражданские войны. Только в конце XVI века в стране установился мир.

 

Исходным пунктом Реформации в Европе стала Германия. Это было связано с особенностями ее экономического и социально-политического положения в ХV – ХVI вв.:

- государственная раздробленность,

- засилье папства,

- огромные церковные землевладения.

Церковные княжества Германии имели самые большие в Европе земельные владения и получали с них огромные доходы. Замещение епископских должностей сопровождалось уплатой аннатов, достигавших 20 тыс. гульденов. Церковные княжества имели огромное политическое влияние, поскольку 3 курфюрста из 7 были архиепископами и участвовали в выборах королей. Духовенство имело собственную юрисдикцию. Раздражение немцев автономной, тесно связанной с Римом церковью нашло свое выражение в произведениях немецких гуманистов С.Брандта и Э. Роттердамского. Она была препятствием в деле объединения страны.

Германия была неоднородна в хозяйственном отношении. Здесь процветали горное дело, текстильная промышленность, производство стекла и бумаги, книгопечатание. Крупнейшие финансисты Европы были немцами. Промышленность строилась как на цеховой, так и на мануфактурной основе и локализовалась в города. Города Германии не создавали внутреннего рынка, их торговые интересы часто лежали за пределами страны. Внешняя торговля была монополизирована Фуггерами, Вельзерами и Гохштеттерами. Отсутствие единого хозяйственного центра, внутренние таможни были препятствием на пути развития внутреннего рынка.

Отечественные историки выделяют в Германии три аграрных района:

· На северо-востоке – область колонезации, плодородных почв и пашенного земледелия. Рыцарские фольварки специализировались на зерновом хозяйстве и торговле зерном. Крестьянские наделы ими узурпировались, а крестьяне переводились на барщину.

· Северо-запад дополнял зерновое хозяйство товарным скотоводством (овцеводством). Участие крестьян в этом стало сворачиваться после крестьянской войны, а их наследственные держания превращаются в срочные.

· Юго-запад специализировался на огородничестве, садоводстве и технических культурах. При многообразных формах владения землей, покинуть ее можно было, выплатив отступные.

Ухудшения условий держания, рост барщины и платежей привели в 1525 г. к потерпевшей поражение крестьянской войне.

Немецкое министериальное рыцарство, как справедливо указывал Ф.Энгельс, шло к своей гибели, но вассальное втягивалось в товарно-денежные отношения и активно занималось хозяйством. Большая часть бюргерства не выдерживала конкуренции с мануфактурами и монополиями, и желало восстановления цеховой регламентации. В этой среде зародились и конституционные требования участия в управлении государством. В целом крестьянство было жертвой феодальной реакции, но были исключения. Из этой среды выходили владельцы рассеянных мануфактур на базе сельских промыслов.

Политический строй Германии характеризовался выборностью монархов и тем, что они обычно становились императорами и не имели возможности сосредоточиться на внутригерманских делах. Важную роль играли курфюрсты, которые и решали общегерманские проблемы. Рыцарство Германии утрачивало свое политическое значение, а их программа централизации страны силами императоры и рыцарства не устраивала ни курфюрстов, ни горожан. Последние имели право вступать в любые союзы и были не готовы жертвовать этим правом. Двойственность германского государства проявлялась в том, что его имперское начало было слабым (рейхстаги противостояли императорам), но территориальная составляющая государственности была достаточно консолидирована. Благодаря Реформации территориальный суверенитет будет усиливаться и примет форму регионального абсолютизма.

Мартин Лютер (1483-1546) монах-августинец начал свою реформаторскую деятельность в 1517 г. Ее первый этап продолжался до 1520 г. На этом этапе он формулирует свою доктрину, центром которой является тезис о спасении верой и учение о призвании, пропагандирует ее, ведет дискуссии и пытается привлечь на свою сторону императора Карла V.

Второй этап (1521-1523) связан с рыцарским восстанием в ответ на письмо Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации». Выгоды от реформы церкви, которые Лютер видел в освобождении от папского контроля, возвращении рыцарских земель, подаренных церкви, дешевой церкви для бюргерства и передаче церковных вотчины светским князьям, освобождении крестьян от церковной десятины воодушевили всю Германию. Однако рыцарское восстание не получило поддержки реформатора, которые продолжал рассчитывать на императора и мирное решение вопроса.

На третьем этапе свое деятельности (1524-1546) Лютер осудил крестьянское восстание и призвал князей к расправе с восставшими. С 1526 г. главную роль в реформации играют немецкие князья. Именно они выигрывали от реформации, наращивая свою политическую власть за счет подчинения церкви раздробленному государству и секуляризации в свою пользу церковных богатств. Отказ императора принять Аугсбургский символ веры и приостановка секуляризации вызвала протест и создании Шмалькальденского союза (1530) для защиты реформации. Война императора со своими протестантскими подданными была им проиграна из-за предательства католических князей и закончилась Аугсбургским миром (1555 г.), установившим религиозную независимость князей. Северо-восток Германии оказался лютеранским, а юго-запад - католическим. Политическая раздробленность страны усугубилась конфессиональной. Результаты Лютеровской реформации сильно отличались от его первоначальных замыслов. Бесспорным итогом ее является становление буржуазной трудовой этики, опирающейся на его учение о призвании.

Отечественная историография, следуя концепции Ф.Энгельса, рассматривала Крестьянскую войну и Реформацию как раннебуржуазную революцию, акцентируя ее экономическую составляющую. Было выработано понятие «цикл раннебуржуазных революций», включавшее гуситское движение в Чехии, Реформацию в Германии и Швейцарии, Нидерландскую и Английскую революции. Последние считались ее второй волной. Либеральная историография на Западе в основном признает революционный характер указанных событий, но подчеркивает не буржуазный, а социальный их характер.

Следствием поражения Крестьянской войны в Германии стала сеньориальная реакция. Она истощала крестьянское хозяйство денежными платежами за нанесенный ущерб, сделали барщину ежедневной, уход крестьянина допускался лишь с разрешения сеньора. Недостаток рабочих рук, связанный с прикреплением крестьян к земле имел следствием упадок горнометаллургической промышленности, а рост цен на сельскохозяйственную продукцию вызвал отток капиталов в сферу землевладения и ростовщичества. Начинается упадок транзитной торговли из-за перемещения торговых путей в Атлантику, а внутренняя торговля осложняется раздробленностью, отсутствием единства мер и весов, пошлинами и множеством монетных дворов. Капитал теряет интерес к торговле и предпринимательству, но покупает должности в многочисленных княжеских администрациях. Для абсолютистских режимов Германии характерна опора на низшее дворянство и бюрократию, которую поставляла буржуазия. Наиболее сильными территориальными князьями стали Габсбурги в Австрии, Гогенцоллерны в Пруссии, Виттельсбахи в Баварии. Во второй половине XVI в. негативные тенденции в развитии страны выталкивали ее на периферию рождающегося капитализма. 30-летняя война, развернувшаяся на ее территории, закрепила эту тенденцию

Швейцарский союз был доменом Габсбургов, но в 1315 г. разбил их войска и получил фактическую независимость, в 1499 г. он получил официальное признание этого статуса. Городские и лесные кантоны Швейцарии отличались друг от друга уровнем хозяйственного и социального развития, а также характером управления.

Городские были богаты, особенно после открытия перевалов через Альпы, и управлялись выборными городскими советами. Они развивали текстильное и горнорудное производство и втягивались в хозяйственную деятельность.

Лесные сельскохозяйственные кантоны управлялись кооптируемыми советами общин, были бедны и промышляли наемничеством. Это лишало города свободных рабочих рук, и, следовательно, возможностей роста.

Между двумя частями Швейцарской Федерации назревал конфликт, разрешение которого оказалось связанным с Реформацией.

Основоположник швейцарской Реформации Ульрих Цвингли окончил университет и получил прививку гуманизма. В отличие от своего ровесника М. Лютера он опирался не только на богословские труды, но и светскую литературу, что сделало его не только религиозным, но и социальным реформатором. Религиозная доктрина Цвингли отличалась от лютеранства большим рационализмом и полным отсутствием мистики. С Лютером он разошелся в вопросе о евхаристии – пресуществлении, полагая, что причастие есть лишь простое воспоминание о Христе.

Учение Цвингли было объявлено Лютером ересью, что сделало невозможным между ними даже политический союз. Опора Цвингли в Цюрихе – цеховые ремесленники и торговцы. В 1522 г. церковная община стала независимой от епископа, проведена секуляризация церковного имущества, отменена месса. Главой церкви стал городской магистрат.

Социальное реформаторство Цвингли выразилось в запрете наемничества, преследовании ростовщичества, отмене личной зависимости крестьян и малой десятины. Крестьяне получили право свободной торговли. Это затрагивало интересы городских торговцев. Отмена уступок крестьянству под их давлением лишила Цвингли опоры в лесных кантонах. Цвингли был близок к созданию протестантской федерации во главе с Цюрихом, что привело к Каппельским войнам. Поражение цвинглианцев и гибель У.Цвингли восстановило равноправие религий. Цвинглианство не вышло за пределы нескольких швейцарских городов и кантонов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.