Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс. 6 страница




В индуистской догматике выделялись три учения: дхарма (о долге и правилах жизни, предписанных для каждой варны; следование кастовым правилам - высшая добродетель), карма (дело, деяние, о суммировании всего доброго и дурного в жизни, от чего зависела форма, в которой произойдет очередное рождение души), акинса (непричинение зла другому существу, даже если это необходимо для самозащиты).

Во главе индуистского пантеона находятся 3 бога: Брахма - сотворивший мир, Вишну - хранитель мира и Шива - олицетворение разрушительных и созидательных сил природы. Самостоятельное значение приобрел культ доарийского бога Кришны. Особо прочно сохранялся культ предков. Принесение жертвы за умершего отца составляло священную обязанность сына. Поэтому для верующего индуса не было больше горя, чем отсутствие мужского потомства.

***

Таковы были специфические черты индийской цивилизации, основные черты которой начали формироваться еще в I тыс. до н.э. и сложились, в основном, до начала II тыс. н.э. Все дальнейшие изменения и напластования уже не меняли ее коренных черт, заключавшихся в следующем:

ü Государственная собственность была ведущей, но проявлялась в регламентации налогов, без вмешательства в земельные дела;

ü Раннее появление крестьянских наследственных прав на землю, без общих переделов, в условиях “семейной” ирригации;

ü Наличие прочной общины;

ü Роль государства была большей, чем в Европе, но меньшей, чем в других странах Востока, то есть без всевластия в вопросах собственности;

ü Чрезвычайно высокая (по европейским меркам) норма эксплуатации крестьян, ибо из-за благоприятных климатических условий расходы крестьян на жилье, топливо, одежду и даже пищу были минимальны. Впрочем, в других странах Востока норма эксплуатации бывала даже большей из-за более сильного вмешательства властей в повседневную экономическую жизнь;

ü Вплоть до ХIХ в. в Индии оставались участки ничейной земли, что позволило сохранять рутинную агрикультуру и вело к застою в сельском хозяйстве;

ü Крайняя неравномерность распределения, экономического и общественного развития из-за изолированности многих регионов джунглями, пустынями, реками. При этом на севере господствовали арийские языки, на юге - дравидские. Всё это породило этническую, политическую и культурную разобщенность Индии в средние века;

ü Создание двух крупных религиозно-этических систем - буддизма и индуизма, отразивших специфику индийского мировосприятия и оказавших влияние на соседние народы.

2.

Индуизм, община и каста регламентируют все стороны жизни индуса, поэтому потребности в централизованных политических структурах в средневековой Индии не возникало. Эти структуры ей приносили внешние завоеватели. В VIII в. арабы овладели полуостровом Синд. Он оставался арабским три столетия, когда его население было исламизировано и втянуто в торговые операции, а арабы научились у индусов математике и астрономии. В 999 г. Мухаммед - правитель княжества Газни в Афганистане был признан султаном. Ежегодные походы мусульманской конницы в Индию обеспечили ему контроль над Мультаном, Кашмиром и всей территорией до реки Ганг. Мухаммед был неограниченным правителем, при этом покровительствовал наукам и искусствам и был веротерпим. Его наследники перессорились из-за престола, что позволило Мухаммеду Гури (небольшое княжество в Афганистане) отнять у них большую часть Индии. В 1182 г. Индия перешла из рук Газневидов в руки Гуридов - другой тюркской династии. После гибели Мухаммеда в 1206 г. его наместник в Индии гулям (раб-гвардеец) Кутб-уд-дин Айбек присвоил себе титул султана. В Индии началось правление династии Гулямов (1206-1290). Поскольку резиденцией правителей стал Дели, государство именовалось Делийским султанатом. Это было прочное государственное образование с сильными экспансионистскими устремлениями. Оно включало в себя не только Северную, но и Центральную Индию, а также плоскогорье Декан. Его слабость была связана с отсутствием каких-либо принципов престолонаследия. Согласно исламу правителя должны были избирать правоверные, но индусское большинство (зимми – неверные) вынуждало вносить коррективы. К тому же огромная армия султаната состояла из афганских, среднеазиатских и иранских наемников и нередко та или иная этническая группировка возводила на трон своих ставленников путем интриг или кровопролития. В 1296 г. утверждается афганская династия Хилджи, в 1320 г. династия Туглаков. Поскольку индусы не привлекались к управлению государством, желающим приходилось обращаться в ислам. Так в 1316 г. некий Хосроу из касты неприкасаемых, принявший ислам и ставший фаворитом султана, предательским образом овладел властью и начал свою деятельность с осквернения мечетей. Устранившие его от власти Туглаки стали очередной тюркской династией. Мухамад-шах (1325-1351) сын основателя династии был высокообразованной и незаурядной личностью, но, видимо, безумен. С его правлением индийские историки связывают ослабление и гибель государства. Увеличение в годы его правления налогов в 10-20 раз разорило крестьян и вызвало голод в столице. Перенос ее из Дели в Даулатабад в Декане оказался неудачным решением. Установить контроль над населением здесь не удалось и пришлось возвращаться обратно. Однако способность управлять Северной Индией за это время была утрачена. В довершение неудачных реформ Мухамад ввел в обращение медные и бронзовые монеты, без каких либо мер защиты. Индийские умельцы завели собственные «монетные дворы». Огромное количество монет расстроило торговлю. Султан приказал заменить их золотом и серебром, что опустошило казну и обогатило фальшивомонетчиков. Между тем именно казна была основой могущества государства, так как армия получала жалование в денежной форме. Слабая армия не смогла противостоять сепаратизму наместников провинций. Окончательный удар нанес султанату Тимур – правитель Самарканда. В 1398 г. его армия разграбила округу и истребила всех жителей Дели, попавшие в плен ремесленники были уведены в Самарканд. После ухода Тимура власть султана распространялась только на Дели и его округу. На севере правили мусульманские князья, на юге – индусские раджи. Никаких импульсов к объединению эти силы не проявляли. Политическое единство в Индию принесли очередные завоеватели.

Распад государства Пратихаров на рубеже X–XI вв. совпал по времени с усилением натиска тюрок-мусульман на Северную Индию. Начало этим набегам положил газневидский эмир Махмуд, который в первой четверти XI в. чуть ли не ежегодно совершал зимние набеги на Индию и с награбленным добром возвращался в Газни. Вторжение сельджуков в восточные районы Арабского халифата привело, в частности, и к столкновению их с газневидскими эмирами, в результате чего их активность по отношению к Индии надолго прекратилась, пока в 70-х годах XII в. власть в Газни не перешла к Гуридам.

В 1175 г. правитель мусульманского государства Газневидов Шихаб ад-Дин Мухаммад Гури вторгся в Северную Индию. В конце ХII в. эти завоевания продолжил оставленный им в Индии наместник, из рабов - Кутб ад-Дин Айбак. На покоренных землях стали вводиться порядки, принятые в мусульманских странах. Прежние индийские княжества уничтожались или облагались данью. Значительная часть земель была отдана в условное военное держание (икта) многочисленным военачальникам-мусульманам. Так в Северной Индии возникла господствующая прослойка, чуждая коренному населению по языку, культуре, религии, состоявшая из тюрок, таджиков и афганцев.

В 1206 г., после смерти Шихаба ад-Дина, его наместники отказались признать нового правителя Газни своим государем и создали на территории Северной Индии самостоятельное государство. Главой его стал сидевший в Дели уже называвшийся Кутб ад-Дин Айбак. Так возникло государство, названное историками Делийским султанатом (1206-1526).

Мусульманские власти установили государственную собственность на землю. Пришедшая знать получала право на долю государственной ренты, получаемой с каждого обрабатываемого участка - икта и несла за это службу. Владения получило и мусульманское духовенство. Индусская знать была поставлена в положение вассалов-данников или же сборщиков налога-ренты с тех земель, которыми она ранее владела. Такие сборщики (заминдары) имели право на часть собираемой ренты и могли оставлять себе всё, собранное с крестьян сверх собранного налога. И если заминдары исправно выплачивали требуемый налог, в их внутренние дела власти не вмешивались, но могли отбирать их владения и отдавать другим.

Основой сельской жизни оставалась община. Мусульманское руководство не изменило ее характер, но сократило территориально вплоть до размеров одной деревни. Крестьянская семья владела наделом наследственно, а угодья были в распоряжении общины. Если владелец участка 3 года не вносил налоги, участок переходил к другому. Но сокращение размеров общин усилило их контроль за землепользованием - начались переделы пахотных участков, что уменьшило права на них крестьян. Как и ранее, община отдавала право на преимущественную покупку участков, если кто-либо в общине его продавал. Обычно запрещалось продавать наделы чужаку. Мусульманин - держатель икта, или местный заминдар, собиравшие с общины налоги, не могли согнать крестьян с земли, даже в случае неуплаты. Такие проблемы регулировались самой общиной, которая, таким образом, имела внутреннюю автономию. Внутри общины сохранялись и неприкасаемые касты, членов которых эксплуатировали полноправные общинники. Но распространение икта привело к тому, что если раньше богатые землевладельцы обычно существовали внутри общин, то теперь они оказались за ее рамками.

Районы, примыкавшие к крупным городам и морскому побережью, участвовали в торговле, что вело к преодолению традиционной общинной замкнутости. Богатые общинники постепенно добивались продления сроков между переделами земель, что вело к дальнейшему имущественному расслоению и выделению в общине новой влиятельной верхушки.

Помимо указанного поземельного налога государств общинники были обязаны бесплатно выполнять различные повинности, прежде всего строительные. Кроме того, немусульмаснкое мужское население платило особый подушный налог - джизия. И в дополнение ко всему обладатели икта и заминдары облагали общины дополнительными поборами в свою пользу. Такая эксплуатация, естественно, порождала многочисленные крестьянские восстания, подавляемые, однако, с чрезвычайной жестокостью мусульманской знатью.

Города. В ХIII-ХV вв. в Северной Индии отмечается дальнейший рост городов, что отражало развитие ремесел и торговли. Увеличивалось число ремесленников, количество специальностей. Помимо мелких частных мастерских появились и крупные государственные, обеспечивавшие потребности аристократии. В мастерских при султанском дворе работали десятки тысяч подневольных.

Столица султаната - Дели - превратился в крупный центр. По сообщению путешественника ХIV в., в нем не было домов менее двух этажей, имелось много учебных заведений, около 70 домов лечения (больниц), множество площадей и бань. Окружала город крепостная стена с 28 воротами.

Но росту богатства горожан мешала необеспеченность их прав. Любой знатный мог безнаказанно ограбить горожанина и те вынуждены были скрывать свои богатства или же отдаваться под покровительство какому-либо местному землевладельцу. Такие "покровители" обычно заставляли "своих" ремесленников отдавать им их продукцию за бесценок или вынуждали работать в своих мастерских. Но тем не менее, города росли именно как ремесленные и торговые центры. Городской землей могли владеть и представители низших каст, чего не было в деревне.

Государственное устройство. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Основным родом войск была конница, состоявшая из мусульманских наемников: тюрок, афганцев, персов, таджиков и других выходцев из Центральной Азии. В первой половине ХIV в., при усилении монгольской опасности, она насчитывала 350 тысяч воинов. Султанат был разделен на области, управлявшиеся крупнейшими военачальниками. Все основные должности замещались только мусульманами. Суды были в руках исламского духовенства. Купцы-мусульмане платили меньшие пошлины.

Однако, несмотря на указанную централизацию и относительную сплоченность мусульман-завоевателей, с момента создания султаната не прекращались усобицы, особенно усилившиеся в конце ХIII-первой половине ХIV в. и возобновившиеся к концу ХIV в. В разгар этой новой волны усобиц в Северную Индию вторгся из Средней Азии Тимур.

Причина нашествия - сведения о богатствах султаната. В 1398 г. Тимур перешел Инд и занялся грабежами. Армия султана была разбита. Около 100 тысяч пленных по приказу Тимура были убиты и завоеватель записал в своей автобиографии: "Я нашел, что это было согласно с правилами войны". Войска завоевателя дотла разграбили и сожгли Дели, перебив его жителей. Отобрав ремесленников для строительства в Самарканде, пленных в количество до 20 человек на каждого воина, с огромным обозом награбленного, Тимур покинул разоренную страну. С его уходом в Северной Индии образовался ряд княжеств, как мусульманских, так и индийских. Власть делийского султана стала номинальной, зависимость от наследников Тимура была призрачной, лишь изредка им посылали дань. Индийские княжества вновь стали ареной усобиц, к которым прибавилась религиозная вражда между мусульманами и индусами.

Так продолжалось до начала ХVI в., когда в Северной Индии воцарилась новая монгольская династия - Великих Моголов.

В народной среде и при мусульманах сохранялась старая индуистская культура, которая подпитывалась влияниями с юга, не охваченного мусульманским господством. В наибольшей степени традиционная индйская культура проявлялась в монументальном искусстве - в храмовой архитектуре.

Одним из наиболее крупных и значимых был храм, сооруженный в ХIII в. в Конараке (Южная Индия). Фигуры его знамениты эротическими композициями. Эти скульптуры отражали жизнь Будды в миру в его предыдущие рождения и отражали связь и равновесие всех сторон жизни индийца: чувственные удовольствия (кама), практическую пользу (артха), религиозные и светские обязанности (дхарма).

С проникновением в Индию ислама, особенно с созданием султаната, стало развиваться и мусульманское искусство, отразившееся на появлении мечетей с характерными минаретами, в распространении персидского языка (фарси) в качестве государственного, канцелярского. Но из-за мусульманской ортодоксии в Северной Индии наступил упадок живописи.

Однако индуизм сохранялся, и сложилось определенное сосуществование двух религий и двух культур. Помимо повседневного общения индусов и мусульман, существовали контакты между духовенством обеих конфессий: брахман и мулла могли встречаться на диспутах и распространенных среди образованных горожан поэтических вечерах.

С исламским миром индийскую цивилизацию сближала склонность к консерватизму, с представлениями о неизменности всего сущего. До прихода мусульман вообще не ощущалось движение времени, не фиксировалась хронология событий, не составлялось хроник.

В 1526 г. в Индию вторгается Бабур - потомок Тимура князь Ферганы, изгнанный узбеками. Огнестрельное оружие, фланговые атаки конницы сокрушили 40-тысячную армию султана Дели, имевшую четырехкратное преимущество. Борьба сына и внука Бабура с вождем афганцев Шер-ханом за господство над Индией закончилась в пользу Тимуридов. Внук Бабура Акбар (1556-1605) создал одну из самых обширных империй в истории. В нее входили Северная Индия, Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия, Декан, Афганистан. Только южная оконечность полуострова осталась вне сферы влияния империи Великих Моголов. Так стали называть созданное Тимуридами государство. Управление государством осуществляли падишах, которому помогали советник и 4 министра: налогов и финансов, военного ведомства, мастерских и складов, духовных и судебных дел. Хребтом империи была армия, живущая за ее счет и сохраняющая единство страны. Армейские кадры были одновременно и местной бюрократией. В середине XVII в. 8 тыс. чинов (мансабдаров) от десятника до десятитысячника получали либо денежное жалование (при Акбаре) либо земельное пожалование джагир. Джагирдары поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. По наследству джагиры не передавались. Джагир – аналог европейского бенефиция, но в вотчину он не превратился. Это объясняется тем, что смена падишаха в империи сопровождалась полной сменой правящей элиты. В империи Великого Могола, как и в Делийском султанате, сохранялась неопределенность в вопросах престолонаследия. Смена правителя была результатом интриг, заговоров и убийств. Акбар вошел в историю Индии как самый мудрый правитель. Он установил в стране религиозный мир, разрешив межконфессиональные диспуты. Индусы пользовались при нем широкими свободами. Было запрещено обращать военнопленных в рабов, отменена подушная подать (джизье). Почти все раджпуты стали мансабдарами. В годы его правления начался процесс культурного синтеза. Мусульманская культура меньшинства была ассимилирована культурой индусского большинства, но и сама она оказалась способной к заимствованиям. Все эти достижения были утрачены внуком Акбара Аурангзебом. Повторилась история упадка Делийского султаната.

По оценкам историков сельское хозяйство Индии в эпоху Великого Могола было эффективным и высокопроизводительным, что объясняется возможностью собирать урожай дважды в год. У индийского крестьянина в форме ренты изымалось от трети до половины дохода, однако продовольствия было достаточно и для страны и для экспорта. Преимущество индийского земледелия состояло в том, что возделывались интенсивные экспортные культуры. Специфика индийской промышленности состояла в том, что она не концентрировалась в городах, а была рассеяна по всей стране. Индия не знала вольных городов, это были административные центры. Вторая особенность индийской промышленности состояла в том, что она использовала элементарные, преимущественно деревянные, орудия труда. Главным орудием была квалификация джати, наследовавшего профессию. Такая промышленность не только обеспечивала население, но и экспорт. Индия была крупнейшей экспортирующей державой средневековья. В особенности это относится к текстильной промышленности. Ф. Бродель разделяет точку зрения индийских ученых о том, что Индия была первой капиталистической державой мира, где усилиями странствующих купцов раньше всего сложился национальный рынок. Становление рыночной экономики на субконтиненте стимулировал порядок, по которому повинности общины в пользу падишаха и джагирдара взимались в денежной форме. Англичане, формируя мировой рынок, не только разрушили национальную экономику Индии, она использовали ее хлопок и опиум для разрушения китайской экономики.

Империя Великих Моголов (1526–1707). 1707 год – дата фактического распада империи; формально она продолжала существовать при англичанах еще около полутора веков.

В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана (восточная часть Средней Азии, где правили представители знатных тюрко-монгольских родов; «могол» – термин, которым в Иране именовали монголов) и в прошлом правитель Ферганы, затем Кабула, вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная мушкетами и пушками армия, включая конницу, в двух больших сражениях разгромила последнего из делийских султанов и ополчение раджпутов, после чего заняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империи Великих Моголов, объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию.

Сам Бабур, вошедший в историю как просвещенный правитель, историк и поэт, автор знаменитого «Бабур-наме», правил в Индии недолго. Уже в 1530 г. его сменил на троне сын Хумаюн, войны которого с братьями за наследство отца настолько ослабили его власть, что влиятельный правитель из Бихара и Бенгалии Фарид Шер-хан, выходец из давно осевшего на востоке Индии афганского племени сур, сумел захватить власть в Дели, заставив Хумаюна искать убежище в Иране.

Приняв титул шаха, Шер-шах за недолгие шесть лет своего правления (1540–1545) немало сделал для укрепления центральной власти. Он провел несколько магистральных дорог с караван-сараями, связавших Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом и т.п., упорядочил земельные отношения (при нем было начато составление генерального кадастра земель), систему налогов (средний размер ренты-налога был установлен в /з урожая), характер землевладения военачальниковджагирдаров, а также повысил статус некоторых индусов, предоставив им ряд влиятельных должностей. Неожиданная смерть Шер-шаха и борьба его наследников за престол были с выгодой для себя использованы Хумаюном, который на протяжении всех этих лет выжидал и накапливал силы. В 1555 г. Хумаюн вернул себе трон в Дели, но уже через год он в результате несчастного случая погиб, а власть досталась его 13-летнему сына Акбару.

Правление падишаха Акбара (1556–1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Укрепив власть на севере, включая Пенджаб, Акбар заручился поддержкой значительной части воинов-раджпутов (с некоторыми предводителями раджпутов он породнился, включив раджпутских княжен в свой гарем) и вскоре овладел практически всей Раджпутаной. Затем к империи были присоединены Гондвана, Гуджарат, Бенгалия, Кашмир, Орисса. Почти вся Северная Индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелым правителем.

Продолжив реформы, начатые еще Шер-шахом, Акбар провел ряд новых, заложивших прочные основы управления страной. Все земли были объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налогового сбора с каждого из районов: по некоторым данным, общий сбор налогов в конце XVI в. достигал 166 млн. рупий. Значительная часть земель была отдана на правах условного ненаследственного служебного владения военачальникам-джагирдарам. Джагиры, отличавшиеся от икта в основном своими размерами, были крупными земельными владениями, приносившими их владельцам огромные доходы в сотни тысяч рупий. На эти деньги джагирдары, которых при Акбаре было около двух тысяч, обязаны были.наподобие амаранаяков в Виджаянагаре, содержать отряды воинов в количестве, соответствовавшем чину военачальника и размеру джагира, от 100 до 5 тыс. Некоторые из подчинившихся Акбару княжеств тоже приобрели статус джагира, а в целом среди джагирдаров Акбара индусов-индуистов было не более 20 %, в основном за счет воинов-раджпутов.

Система джагиров, при которой, как то было и в случае с амаранаяками, открывались немалые возможности для злоупотреблений (еще Шер-шах пытался заставить джагирдаров клеймить своим именем лошадей и регулярно проводить смотры войск, дабы помешать практике случайного найма первых попавшихся людей и лошадей только для показной проверки), не нравилась Акбару. Подобно Шершаху, он попытался даже было ее уничтожить, заменив денежными выдачами из казны. Однако эта попытка вызвала мятежи, и падишах вынужден был отказаться от реформы. Зато он строго следил за тем, чтобы джагирдар не обладал никакой административной и тем более финансово-налоговой властью в своем владении.

Кроме джагиров существовали и владения вассальных князей-заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Князья были, как и прежде, наследственными владельцами своих княжеств и даже более того, субъектами централизованной редистрибуции в своих владениях. В принципе в каждом из княжеств как бы в миниатюре воспроизводилась та же схема, что и в империи в целом: часть земли принадлежала лично князю, доход от нее шел в его казну, тогда как остальные земли и доходы с них отдавались в качестве должностных воинам и чиновникам. Со временем земли категории заминдари стали считаться частнособственническими и подчас дробились на небольшие участки (наподобие исламского мулька).

Небольшое количество земли, около 3 %, было в собственности мусульманского духовенства, но некоторое количество земель находилось и во владении индуистских храмов. Земли такого типа обладали налоговым иммунитетом, что вполне соответствовало общему духу религиозной терпимости, которому следовал Акбар, отменивший ущемляющую права немусульман джизию и попытавшийся даже к концу жизни создать нечто вроде синтетической религии, призванной ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных.

Сын Акбара Джахангир (1605–1627) продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане и выступил против сикхов в Пенджабе. Правда в Ассаме его войска потерпели поражение; немалые сложности вызвали и его попытки укрепиться в Бенгалии, всегда настроенной сепаратистски. Наибольшим успехом Джахангира, а точнее, его сына Шах Джахана, командовавшего армией, была победа над сильной армией султана Ахмаднагара, ядром которой была конница маратхов. Далеко не вся территория Ахмаднагара попала в руки Моголов, но и это было немалым успехом. Взойдя на трон отца, Шах Джахан (1627–1658) пытался продолжить свой успех и в 1632 г. добился удачи: Ахмаднагар был подчинен полностью, а Биджапур и Голконда признали себя вассалами Моголов. Это означало, что практически почти вся территория Индии попала под власть империи. Но дни ее уже были сочтены.

Преемником Шах Джахана был его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключивший в темницу отца. Аурангзеб правил долго (1658– 1707) и оставил по себе дурную память. Мало того, с его смертью империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельная сила, причем такому результату в немалой степени содействовала политика самого императора.

Будучи ревностным мусульманином-суннитом, Аурангзеб энергично преследовал как индусов, так и шиитов, вплоть до попыток разрушить храмы и заново ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман, джизию. Религиозные преследования вызвали резкое сопротивление населения, включая и мусульман-шиитов, а это в конечном счете сильно ослабило ту базу, на которую мог опереться правитель. Кроме того, резко уменьшились доходы джагирдаров, чьи владения в ходе постоянного разукрупнения и роста дополнительных поборов в казну приносили все меньше дохода – ситуация, весьма напоминавшая аналогичный процесс, происходивший примерно в это же время с тимариотами в Османской империи. Следствием всего сказанного были кризисные явления, проявлявшиеся не только в усилении налогового гнета, но и в бегстве крестьян, в нарушениях хозяйственного ритма жизни и в конечном счете в страшном голоде, который разразился в начале XVIII в. Только в Декане в 1702–1704 гг. от голода погибли, по некоторым данным, около 2 млн. человек.

Всему этому сопутствовали неудачи в попытках подавить сопротивление и сепаратистские движения на окраинах империи. Так, резко выступив против сикхов, Аурангзеб не только вызвал взрыв яростного сопротивления с их стороны, но и спровоцировал возникновение воинской организации сикхов, хальсы, справиться с боевой мощью которой он был уже не в состоянии. В Махараштре, районе расселения маратхов, становившихся все более грозной силой в антимогольском движении, тоже возникло весьма боеспособное войско во главе с национальным героем маратхов Шиваджи. Если вначале Шиваджи со своими воинами служил то султану Ахмаднагара, то правителю Биджапура, не имея собственных политических амбиций, то затем, усилившись, он создал собственное государство, короновавшись в 1674 г. в Пуне. Установив сравнительно легкие налоги с собственного маратхского населения, государство Шиваджи начало богатеть за счет военной добычи, так что вскоре его набеги стали наводить ужас на соседние земли. Аурангзеб пытался покончить с маратхской вольницей, но безуспешно. Столь же безуспешно стремился он усмирить и восставших против него раджпутов. И хотя к концу жизни Аурангзеб все же сумел формально подчинить себе Махараштру, маратхи, как и раджпуты, окончательно усмирены не были. Сразу же после смерти Аурангзеба его империя стала агонизировать, чем не преминули воспользоваться все те, кто не был заинтересован в сильной власти в Индии. В частности, едва ли не первыми среди них были англичане.


Тема 33. Монголы в эпоху средневековья (2 часа).

1.Социальный строй, быт и верования монголов в XII в.

2. Личность и деятельность Чингисхана. Государственная консолидация монгольских племен.

3. Монгольские завоевания и их последствия.

В XII в. степи Центральной Азии заселяли монгольские племена: собственно монголы, кэрэиты, мэркиты, найманы и др. Лесные племена занимались охотой и рыболовством, степные вели кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы поклонялись Вечному Небу (Тэнгри) и его супруге Земле (Этуген). Татары практиковали шаманизм. Кераиты в 1109 г. приняли христианство. Социальная дифференциация монголов в этот период зашла уже довольно далеко, о чем свидетельствуют почетные звания знатных людей: нойон (господин), тайши (царевич), нукер (дружинник), богадур (воин), а также понятие харачу (родовичи низкого происхождения). Были у монголов рабы - военнопленные (богол), слабые роды, примкнувшие к сильным в качестве клиентов, именовались унаган-богол. Традиция дарения проявилась в монгольском социуме в том, что нойоны передавали харачу скот для выпаса. Клиент мог пользоваться продуктами животноводства и оставлять себе часть приплода. Основное стадо оставалось за его владельцем. Отношения, которые складывались вокруг скота – основного богатства монголов, могут считаться отработочной рентой. Социально-политичекий строй монгольских племен характеризует понятие «улус», т.е. народ и та территория, на которой он кочует. Глава улуса в XI в. каган, позднее - хан. В середине XI в. была предпринята попытка созания общемонгольского государства Хамаг монгол улуса, но вскоре государство распалось. Очевидно, как у всех кочевников, родовые связи оказались сильнее политических. Между тем, вражда монгольских племен из-за кровной мести, социальное напряжение в обществе, связанное с его дифференциацией, недружественное окружение (чжурчжэни, тангуты, кидании) диктовало необходимость государства, создание которого связано с именем Тэмучина (Чингисхана).

Создатель монгольского государства родился в 1155 г. в семье Есугэй-багатура. Генеалогическая легенда гласит, что он был потомком Алан-Гоа, родившей своих сыновей от лунного света. Один из них отличался нестандартными поступками. Л.Н. Гумилев полагает, что эта легенда фиксирует рождение нового монгольского этноса с непривычным для остальных людей поведенческим стереотипом. Рано осиротевший мальчик вытерпел много унижений и нужды, но закалил свой характер и волю. Таких как он называли «людьми длинной воли», т.е. людьми, потерявшими или разорвавшими связи с родовыми структурами. Когда с помощью кераитского хана (Ван-хан) он восстановил свой улус, к нему пришли 29 багатуров с семьями. Эти люди, как и он сам, были «людьми длинной воли». Улус Тэмучина был им реорганизован в 1182 г. Все багатуры получили в нем должности соответственно своим дарованиям: лучников, меченосцев, командиров дружины, старших над стадами, табунами и юртами и т.п. Родовой принцип управления был заменен функциональным, протогосударственным. В империи Чингисхана он будет воспроизведен и уточнен. В последнее двадцатилетие XII и начало XIII в. в степях Центральной Азии развернется война за власть над монгольскими племенами, за ту или иную модель государственного строительства. Подчинение монголов кераитам или найманам, самым культурным из монгольских племен, оказалось невозможным из-за равновесия их сил. Конфедерация племен была бы гибельной для «людей длинной воли». Они во главе с Тэмучином воевали за свое право не только выжить, но и сохранить или преобрести высокий статус, которого лишились в своих родовых объединениях. Их победа была признана курултаем 1206 г. (собрание воинов), который провозгласил Тэмучина ханом под именем Чингисхан. Монгольские племена в ходе войны лишились своих вождей и объединились под его властью.

Причины монгольских завоеваний трактуются в научной литературе по-разному: А.Тойнби полагает, что монголы покинули степи под влиянием резкого изменения климата, а в войны их втянул вакуум вокруг монгольской территории; Е. Кычанов указывает на амбиции вождя, желавшего покорить мир; А.Н.Логинов отмечает жажду добычи и славы. Наиболее убедительное объяснение завоевательной политики монголов, как думается, дает Л.Н. Гумилев. Он подчеркивает, что в ходе объединительных войн экономика монголов вступила в полосу кризиса. Резко сократилось поголовье скота – главного богатства монголов. Военный характер монгольского государства (95 военно-административных районов, обязанных выставлять тысячу конных воинов во главе с администраторами-командирами, «Яса» - свод законов, напоминающих воинский устав, обязанность мужчин нести военную службу с 17 до 70 лет) не мог быть изменен в короткое время. Недружественное окружение монголов такого изменения и не допускало. Результатом стали более 80 лет непрерывных войн монголов на трех направлениях. На южном направлении их врагами были тангуты, чжурчжэни и китайцы, на юго-западе – мусульмане, в частности хорезмшах Мухаммед, на северо-западе – половцы и их союзники, русские князья. После смерти Чингисхана войны вели его сыновья и внуки. Повсюду молодому и сплоченному народу противостояли полиэтнические государства, создававшиеся военным путем. Успехи монголов, создавших огромную евразийскую империю, связаны и с силой, боевой выучкой и железной дисциплиной их воинов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.