Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс. 7 страница




Угэдей-хан столкнулся с проблемой управления огромной империей. Его советник из киданей Елюй Чуцай попытался превратить военную монархию в бюрократическую по китайскому образцу. Судебная реформа ограничила произвол дарханов (наместников). Прекратилась практика поголовного истребления побежденных городов, вместо этого вводится подушная или подымная подать. Вместо уделов воинов стали награждать подарками. Монголов обложили подоходным налогом в 1%. Утверждается экзаменационная система замещения чиновничьих постов. Попытка смены элиты вызвала гражданскую войну в империи. Она разразилась в правление Хубилая (1259-1294) и продолжалась до 1301 г. Победу одержали реформаторы, опиравшиеся на культурные и управленческие традиции покоренных народов. Это означало распад империи на 5 частей: собственно Монголию (улус Толуя четвертого сына Чингисхана); Китай, где Хубилай стал основателем династии Юань; Иран и Ирак под властью Хулагуидов (Хулагу внук Чингисхана) и улус Джучи - южная Сибирь и Урало-Каспийские степи. Власть ильханов в Персии существовала около 80 лет, династия Юань правила Китаем до 1368 г. Дольше всего монголы сохраняли власть в улусе Джучи, но и он в XV в. распался на Золотую, Белую и Синюю орду, а затем на племенные союзы. Завоевательные походы Чингисидов были бедствием для миллионов людей, они разрушали материальные и культурные ценности. Вместе с тем великие караванные пути из Азии в Европу стали безопасными под охраной монгольского оружия. Евразийская концепция российской истории включает в себя положение о том, что своим объединением и дальнейшим расширением на восток наша страна обязана монголам.

История Великой монгольской империи (Ехе монгол улус) показывает, что для создания прочного государства кочевникам недостаточно одержать военную победу. Без победы культурной (арабы) или политической (тюрки) удел кочевников либо ассимиляция, либо изгнание и возвращение к родоплеменным структурам.

В рассмотренных выше материалах не раз упоминалось государство Тимура, оставившего, несмотря на свое недолгое существование, кровавый след, точнее, рубец на истории многих ближне- и средневосточных государств во второй половине ХIV в. Рассмотрим это государство подробнее.

Со смертью основателя монгольской империи Чингизхана, к концу ХIII в. громадное государство, простиравшееся от Карпат до Тихого океана, стало распадаться на ряд отдельных владений. И к середине ХIV в. децентрализация являлась характерной формой существования многочисленных осколков империи, скрепленных, однако, монгольским этнокультурным стереотипом. Особенно это относится к кочевому менталитету военно-феодального сословия. Привычка жить за счет военной добычи предопределила агрессивность правителей, постоянные интриги, войны, гибель одних непрочных государственных образований и появление других, часто основанных случайно, без связи с географическими, хозяйственными и этнокультурными особенностями тех или иных территорий. Сказалось, по мнению Л.Н.Гумилева, древнее генетическое родство монголов с тюрками, их западными соседями и тоже кочевниками. Фактически все бурные события азиатской истории ХIII-ХV в. были связаны с тюрко-монгольской активностью. Наиболее заметную роль на тогдашнем Среднем Востоке сыграло, как отмечалось, государство, созданное Тимуром (1336-1405).

Тимур родился близ Самарканда в семье знатного, но обедневшего бека (феодала) из монгольского, но сильно тюркизированного племени барлас. Его родным языком был тюркский (турецкий). Юношей Тимур был определен на службу к везирю, по своему произволу возводившего на престол султанов и свергавшего их, пока и его не постигла месть соперника. Все это происходило на глазах юноши, впечатлительного и высокомерного, который позднее писал в автобиографии: "С 12-летнего возраста я находил в себе признаки мудрости и величия… На 18-м году моей жизни я был высокого мнения о моей ловкости в военных упражнениях и в охотничьем деле; я проводил время в чтении священных книг, в игре в шахматы и в упражнении владеть оружием всякого рода". Добавим, что с детства он знал местные языки: узбекский и таджикский.

В возрасте 23-х лет Тимур получил в управление Среднюю Азию. Местный хан, опасаясь честолюбивого помощника, устранил его от управления среднеазиатскими владениями и Тимур, опасаясь за жизнь, бежал в горы с отрядом своих сторонников. 4 года он скитался по горам, долинам и пустыням, занимаясь разбоем, пока не захватил в свои руки некоторые провинции в Афганистане и Иране. В одной из битв Тимур был ранен в правую ногу и остался на всю жизнь хромым. Оттого он впоследствии получил прозвище Тимур-ленг [70], из которого возникло его европейское имя - Тамерлан.

Продолжая завоевания, к 1369 г. Тимур овладел всей Средней Азией. Но, не будучи потомком Чингизхана, он не мог стать ханом и для соблюдения формы посадил на трон марионеточного хана, а сам удовлетворился титулом великого эмира, под которым правил с 1370 по 1405 г.

Своей социальной опорой Тимур избрал знать и мусульманское духовенство. Обладая талантами военачальника и дипломата, имея опору в церкви, которую щедро одарял, Тимур неизменно одерживал победы над своими противниками. Тем более, что в Средней Азии тогда царили усобицы.

Укрепившись, он сделал своей столицей Самарканд и приступил к завоеваниям по всем направлениям. Первый удар был нанесен по кыпчакскому хану Тохтамышу. Вначале тот, изгнанный из Орды, искал у Тимура покровительство, с его помощью вернул себе ханство и даже совершил набег на Москву в 1382 г. в отместку за поражение на Куликовом поле. Но затем Тохтамыш рассорился со своим покровителем. Тимур совершает походы в Поволжье и Крым, разрушает цветущие города Сарай Берке, Астрахань и Азов. Тохтамыш бежит в Сибирь, где и был убит.

Еще ранее Тимур завоевал Азербайджан, а с 1380 г. Тимур начинает также завоевание Афганистана и Ирана. В 1398 г., в возрасте уже 65 лет, он совершает опустошительный поход в Индию и возвращается в Самарканд с толпами рабов и обозами награбленного. В 1400 г. Тимур совершает успешный поход против турок в Малую Азию и под конец своей жизни направился в Китай, решив за что-то наказать правившую там монгольскую династию. Но по дороге, в Гималаях, умер.

Известие о смерти жестокого правителя вызвало усобицы и восстания по всей обширной империи. И при преемниках Тимура созданная им держава распалась.

Военные успехи Тимура опирались, помимо его личных способностей, и на проведенные им некоторые преобразования. В ополчение он привлекал не только кочевников, что обычно делали монгольские правители, но и местных земледельцев, что не только численно увеличивало армию за счет среднеазиатских тюрок и таджиков, но и делало их заинтересованными в завоеваниях. Тимур также оперативно применял технические новшества: помимо разнообразной техники для штурма крепостей, впервые на Востоке его войсками было применено огнестрельное оружие.

Походы Тимура носили истребительный характер, отличались крайней жестокостью по отношению к побежденным. Культурные ценности завоеванных народов, их ученые, врачи и ремесленники вывозились в любимую Тимуром столицу. Так в Самарканде и соседних городах возникли известные и теперь архитектурные шедевры, соединившие в себе традиции и достижения разных культур тогдашнего Востока (от Малой Азии и Сирии до Индии и Китая). Огромные средства, награбленные в походах, позволили не только украсить, но и благоустроить многие среднеазиатские города, особенно Самарканд, в котором появились выложенные камнем и мозаикой улицы, новые дворцы, сады, зверинцы. Большие средства централизовано вкладывались в орошение. В городах возникли мануфактуры. В Самарканде с помощью китайских специалистов была создана мануфактура по производству бумаги.

Но постоянные походы истощали людские ресурсы, от которых благосостояние зависело не меньше, чем от захваченных богатств. На содержание оросительной системы стало не хватать рабочих рук (невольники для этого не подходили). Захваченные земли часто не имели между собой прочных хозяйственных и культурных связей и подчинялись только авторитету силы Тимура. Местная знать, которой иногда тоже что-то перепадало от завоевателя (он часто воевал руками тех, на кого нападал, натравливая их друг на друга), его просто боялась. Смерть тирана, естественно, освободила покоренных от пут страха и грубо сколоченная держава развалилась.

Их потомков Тимура наиболее известен его внук - Улукбек (1394-1449) - правитель Маверанахра - области вокруг Самарканда. Он не интересовался военными делами и прославился как ученый, создав обсерваторию. Известны его слова: "Мы живем, чтобы познавать мир, найти его секреты, заставить служить людям"[71]. Большое внимание Улукбек уделял обучению, утверждая, что "учит не только учитель, но и правитель". Он много сделал для развития образования в своем государстве. Так что оставить след в истории можно не только пролитием крови.


Тема 34. Средневековый Китай (2 часа).

1. Государственный строй и политическая история средневекового Китая: Суй, Тан, Сун, Юань, Мин.

2. Хозяйственная практика Китая. Надельная система землепользования и ее эволюция.

3.Социальный строй средневекового Китая. Специфика господствующего класса: шэньши и их роль в жизни общества.

Литература:

1. Васильев Л. В. История Востока. В 2-х т. М., 1994. Т. 1.

2. История и культура Китая. М., 1974.

3. История Китая. Духовная культура Китая. М., 2003.

4. Крюков М.В., Малявин В.В., Сафронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII – XIII). М., 1984.

Началом средневековья в Китае принято считать эпоху «Троецарствия» (220-265г.), когда империя Хань была поделена полководцами на царство Вэй – север, Шу – юго-запад, и У- юго-восток страны. В этот период складывается китайский этнос, возникает новый среднекитайский язык. «Сильные дома» - крупные собственники земли принимают «гостей» - кэ, беглецов от войны на правах держателей земли. Около 50 лет царства воюют друг с другом, побеждает Вэй. В 265 г. северовэйский полководец Сыма Янь провозглашает себя императором новой династии Цзинь (265-419 г). Долговременному объединению страны помешали два обстоятельства: запустение страны и кочевые племена: сяньби и жужане. Они отторгли у китайцев север страны и бассейн Хуанхэ, только южные районы Китая остались под контролем Цзинь. Начинается эпоха «Северных и Южных династий» (420-581 г.). Северные династии это ассимилированные варвары, создававшие государства по китайскому образцу. Их борьба с югом в краткий промежуток времени утрачивала этнический и приобретала династический характер. Северный полководец Ян Цзянь – основатель династии Суй (581-618 г.) восстанавливает единство страны. Ему наследовал Ян Гуан, начавший строительство Великого канала между Хуанхэ и Янцзы и реконструкцию Великой Китайской стены. Повышение налогов и тяжелая трудовая повинность вызвали мятежи и восстания. Прсчет императора во внешней политике состоял в том, что ему не удалось наладить мирных отношений с новыми кочевниками севера – тюрками. Военачальник Ли Юань (полутюрк) в 618 г. свергает императора и основывает новую династию Тан (618-906 г.).

Эпоху Тан делят на два периода. Первый период: VII - середина VIII характеризуется внутренним прогрессом и внешним могуществом империи. В мире не было тогда государства равного империи Тан. Она контролировала пространство от Тихого океана до Аральского моря. Почти весь Великий Шелковый путь был в ее власти. Второй период: середина VIII – начало X в. отмечен постепенным политическим упадком и децентрализацией. В основе могущества Тан лежала монополия на все хозяйственные ресурсы страны, мощная армия и прекрасный государстванный аппарат. Страна делилась на 10 провинций, провинции – на округа, округа – на уезды. Уезды состояли из крестьянских общин - пятидворок, выполнявших контрольно-фискальные функции. Во главе администрации стояли назначенные императором и сдавшие экзамены чиновники. Власть императора - «Сына Неба» была неограниченной. Ему помогал Совет из трех палат и несколько ведомств: налоговое, военное, судебное, общественных работ, подбиравшее чиновников, ведавшее учетом земли и населения, следившее за соблюдением обрядов. Особое место занимал независимый инспекторский надзор, он мог подать жалобу на любого чиновника, уличенного в коррупции. Верность императору инспекторы-конфуцианцы соблюдали, пока тот не грешил против принципов «доброго правления». Такая система организации власти существовала в Китае до начала XX в. Сельском хозяйстве переживало подъем на основе надельной системы землевладения, развивались ремесла и торговля, появилось книгопечатании, в военном деле стали использовать порох, в литературе господствовала классическая поэзия, образ жизни основывался на конфуцианской этике.

Восстание губернатора северо-восточной провинции Ань Лушаня в 755 г. стало рубежем, за которым началось ослабление империи. В это же время она уступила контроль над западной частью Великого Шелкового пути арабам. Последовавшие за мятежем реформы первого министра Ян Яня разрешили куплю-продажу земли и означали признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности, с чем не согласились китайские крестьяне. Засуха 873 г. спровоцировала крестьянскую войну под руководством Хаун Чао (881-901 г.). Она закончилась только гибелью вождя, но погибла и империя Тан. 901-960 г. отмечен разделом империи между военачальниками и провинциальными губернаторам и их враждой между собой. Армия, боровшаяся с киданями - новыми варварами, провозгласила императором своего командующего Чжао Куаниня. Ослабленные междоусобицами «сильные дома» не смогли противостоять этому. Начинается эпоха правления династии Сун (960-1279 г.)

В советской исторической литературе (Конрад, Никифоров) высказывалась точка зрения, что III-X в. были эпохой переходной от рабовладения к феодализму. Стабилизация X в. означала, что новая формация утвердилась. Позиция современной науки (Л. С. Васильев) состоит в том, что это понятие искажает смысл исторического процесса на средневековом Востоке и, в частности, в Китае, и от него следует воздерживаться. С экономической и культурной точки зрения жизнь общества в эпоху Сун была насыщенной и активной, появляются казенные мануфактуры, развивается торговое мореплавание. Однако династия контролировала только юг страны. На севере кидании создали по китайскому образцу государство Ляо, на северо-западе тангуты объединились в государство Ся, на северо-востоке чжурчжэни именовали свое государство империей Цзинь. Сунское правительство ежегодно платило им дань серебром и шелком. Конец империи положило монгольское завоевание. Разрушения на юге были умеренными, так как Хубилай уже воспринял идей государственного строительства Елюй Чуцая. Монгольская династия Юань (1271-1368г.) объединила север и юг страны под своей властью и постепенно вернула в аппарат власти китайских чиновников. Нелояльны монголам оказались купцы, страдавшие от инфляции, и крестьяне. Восстание «красных повязок» 1351-1356 г. изгнало монголов из страны, а его вождь бывший пастух Чжу Юаньчжан объявил себя императором новой династии Мин (1368-1644г.). Эпоха Мин практически не знала социальных потрясений. Но с XVI в. процесс концентрации земель в частных руках и обезземеливания крестьянства принял огромные масштабы. Это привело к самой продолжительной и мощной крестьянской войне 1628-1644 г., одним из вождей которого был Ли Цзычэн. Главнокомандующий имперской армией не признал его императором и пригласил манчжуров помочь отбить занятый повстанцами Пекин. Здесь и была провозглашена новая манчжурская династия Цин (1644-1912 г.)

Обзор политической истории средневекового Китая показывает, что государственый строй страны оказался способным к восстановлению после самых тяжелых катастроф. Развитие китайской государственности имеет циклический характер смены централизма децентрализацией и восстановления новой правящей династией контроля над страной. Эта цикличность объясняется особенностями социально-экономической организации китайского общества.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА. Как и Индия, Китай вступил в средневековую эпоху с развитой материальной и духовной культурой, сложившейся государственностью.

О времени возникновении феодализма в Китае нет единого мнения. Если, как отмечалось в лекции 6, под феодализмом понимать только частновладельческие поземельные отношения (западноевропейская цивилизация), то феодальный уклад в Китае можно наблюдать с конца I тыс. до н.э. и, особенно, со II в.н.э., когда в империи Хань стало появляться крупное частное землевладение с зависимыми крестьянами[72]. Такая трактовка китайского феодализма характерна для учебников, написанных в рамках формационного подхода.

Но если принять мнение об особенностях восточных обществ, то и оценки будут иными. Так, в Китае с середины II и до второй половины I тыс. до н.э. земля была государственной и раздавалась в условные земельные держания. Основной трудовой массой населения все это время являлись государственные крестьяне. Рабов было мало. Такое состояние характерно для того, что мы уже называли восточным феодализмом. То есть, главный признак феодальных порядков - наличие крупной земельной собственности, а не то, кто ею владеет.

Отсюда, как и в Индии, феодальный уклад можно видеть уже в древности. А с рубежа новой эры появляется новый, частнособственнический вариант феодализма. Но, что важно подчеркнуть, эти изменения не затронули особенностей китайского общества. Основная часть земель продолжала, как и прежде, обрабатываться крестьянами-общинниками на правах аренды у государства. Но тенденция к усилению частных прав дошла и до общин - усилились индивидуальные права крестьянских хозяйств. Однако крестьяне остались государственными подданными. Поэтому для обслуживания частных поместий привлекались в качестве слуг рабы, количество которых увеличивалось по сравнению с более древней эпохой. Таким образом, усиление частных прав на землю не отменило государственного контроля за сельским населением, то есть выделение крупных земельных владений не повлекло за собой, как в Западной Европе, иммунитетных прав.

В таких условиях, при сочетании государственного и частного землевладения, но при сохранении ведущей роли государства (если не в земледелии, то в контроле за трудовым населением) и формировался китайский феодализм, начало которого уходит в глубокую древность, а время его интенсивного становления приходится на первую половину I тыс.н.э., когда стали создаваться поместья. Особенно они распространились в III-VI вв, в условиях смут и раздробления.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ II-VI вв. Кризис и крушение империи Хань. Во II в.н.э. население Китая составляло около 60 млн. человек. В это время существовавшая с 206 г. до н.э. уже переживала кризис: упадок экономики, ослабление власти, военную слабость. Причина кризиса - отмеченное выше ускорение концентрации земли в частных руках и развитие крупного землевладения, что приводило к усилению эксплуатации мелких держателей наделов. Угроза разорения заставляла бедноту обрабатывать на условиях кабальной аренды земли богатых сообщинников, обычно - своих родственников.

Особенностью китайской общины было преобладание в ней именно семейных, клановых уз над соседскими связями. Внутри кланов были общественные поля, обрабатывавшиеся совместно, а урожай с них отдавался бедным родственникам безвозмездно, в виде помощи. А верхи кланов, имевшие свободную землю, получали за это бесплатную рабочую силу и повиновение бедных сородичей в других общинных делах. В итоге бедняки попадали в кабалу к богатым в своем же клане. Но самостоятельность китайских общин ограничивалась государством через назначаемых его чиновниками старейшин, писцов, старост.

Часть рабов также сажалась на землю. Так происходило закабаление рядового сельскохозяйственного населения. Ухудшение в положении крестьян усугублялось нападениями соседей, что в сумме вело к сокращению обрабатываемых площадей и натурализации хозяйства в целом. Отсюда - и упадок городов.

Города в Китае, как и общины, имели свою специфику. Возникнув еще с начала I тыс. до н.э., они резко не отделились от сельского мира, как, например, в Европе или на Близком Востоке. В них жило много земледельцев, общины которых селились отдельными кварталами. Но, в отличие от деревень, в таких городах было больше жителей, были рынки и резиденции администрации. Но отмеченная натурализация хозяйства привела в кризису городов в III в.н.э.

Ухудшение экономического положения обострило противоречия и в правящей среде, усилилась борьба за власть. Ибо Ханьское государство уже не могло обеспечивать защиту господ и повиновение низов.

Наиболее ярким выражением указанного кризиса стала крестьянская война конца II-начала III в. Она началась в 184 г. восстанием "Желтых повязок". Оно заставило правящие слои консолидироваться и с помощью 400-тысячной армии разбить восставших. Но причины кризиса не были устранены и династия продолжала слабеть.

Довершили крушение империи Хань "сильные дома", крупные чиновники и военачальники, окрепшие во время подавления восстания. В ходе развернувшейся борьбы за власть между этими силами вместо единой империи, окончательно павшей в 220 г., образовались 3 самостоятельные царства: Вэй - на севере, в бассейне Хуанхэ, У - на юго-западе, за рекой Янцзы и Шу (Хуань) - на юго-востоке, в верховьях Янцзы. Этот период получил в историографии название " Троецарствие ".

Эпоха империи Цзинь. Раздел государства еще более ослабил экономику и положение знати, заинтересованной в укреплении прав собственности на землю, подчинении крестьян и отражении внешних опасностей (нападений племен хунну, цянов и сяньби). В ходе борьбы "сильных домов" в северном царстве Вэй постепенно возвысился род Сыма. И в 265 г. полководец Сыма Янь низложил последнего царя прежней династии и объявил себя императором, основав династию Цзинь (265-420). В 280 г. было завоевано царство У и вскоре Китай был вновь объединен.

В конце III-IV вв. начался рост экономики. В земледелии стали применять комбинированные одно-, двух-, и трехлезвийные плуги с сеялками, тяжелые плуги, водяные мельницы, водоподъемные машины для орошения полей. При производстве железа использовались воздухонадувные кузнечные меха, приводимые в действие при помощи водяного колеса. Постепенно начали возрождаться и города. Происходили сдвиги и в социальной структуре: к концу III в. оформилась наследственная, так называемая титулованная знать и "служилые чины". Была оформлена система титулов как форма организации правящего слоя.

После покорения царства У, в 280 г. Сымя Янь издал указ, означавший попытку аграрных преобразований, известных как " реформа Сыма Яня ". Все земли объявлялись государственными и, следовательно, переходили под управление императора, а все население - и крестьяне и крупные землевладельцы - держателями государственных наделов. Все тяглые полнонадельные крестьяне (трудоспособные мужчины от 16 до 60 лет) получали наделы в 120 му[73]. Эти наделы делились на 2 части: 70 му крестьянин обрабатывал для себя и нес за это оброк продукцией домашнего ремесла (чаще тканью или пряжей) и 20 дней в году нес казенную трудовую повинность. Остальные 50 му обрабатывались крестьянином его инвентарем целиком в пользу казны. Такой порядок должен был материально заинтересовать земледельцев, удерживать крестьян на казенных землях и воспрепятствовать их уходу к крупным землевладельцам. А государственная власть обеспечивала свои фискальные политические и военные интересы, а также нужды централизованной ирригации, строительных, дорожных и иных работ, требовавших крупных материальных и людских ресурсов.

Эта реформа была шагом на пути формирования феодальных порядков с китайской спецификой. Но она имела довольно ограниченные масштабы: охватывала только государственные (казенные) земли. Однако способствовала развитию сельского хозяйства: распашке пустошей, увеличению налогоплательщиков к концу III в. по сравнению с периодом "Троецарствия" с 7650 тыс. до 16164 тыс.

Так была создана своеобразная надельная система, опиравшаяся на общинные традиции: принцип распределения земли по числу работников, тенденцию нормирования крестьянского землепользования. Эта система органически включила в себя соседскую общину.

Но широкого распространения эта реформа не получила. Знать сохранила свои владения в неприкосновенности. Служилые чины получали от правительства землю в виде особых должностных наделов с посаженными на них крестьянами - своеобразные бенефиции (от 15 дворов для чиновников 9 ранга до 1 двора - для чиновников 1 ранга).

Вскоре обнаружилась внутренняя непрочность империи Цзинь. После смерти Сыма Яня началась 16-летняя борьба за престол, обострившая и социальные противоречия. С начала IV в. отмечены повсеместные восстания зависимых земледельцев и рабов. Одновременно усилился натиск соседних кочевников. И во второй половине IV в. Северный Китай был захвачен племенем тоба, создавшим так называемую империю Северную Вэй (386-534).

Южанам удалось отбиться от агрессоров и избежать опустошений. Туда бежало около 900 тыс. северян (1/3 всех жителей Северного Китая). Это была одна из самых грандиозных миграций в средневековой Китае. Беженцы принесли более совершенные земледельческие орудия и производственные навыки. IV-VI вв. - время дальнейшего хозяйственного подъема юга.

Но бежавшая на юг знать усилила там долю частного землевладения в ущерб государственному (надельному). Большинство крестьян оказались на поместных землях, что ослабило там влияние императорской власти - государственный аппарат оказался в руках аристократии.

V - середина VI в. - новый период нестабильности. После падения династии Цзинь (420) на юге за 160 лет сменилось 4 династии. Соперничество аристократических кланов не позволило вернуть захваченные северные земли. Но там, под влиянием более многочисленного и высококультурного местного населения происходило постепенное разложение патриархальных порядков среди завоевателей и их сближение с китайцами. В конце V в. стали поощряться браки завоевателей с китаянками, а в 483 г. даже официально были запрещены браки внутри племенного союза тоба. Также было запрещено ношение кочевнической одежды употребление сянбиньского языка[74]. Этноним тоба был заменен на китайский - юань. Знатные роды стали принимать китайские имена, восстанавливались китайские этикет и обрядность.

Во второй половине V в. начинается упадок в Северной Вэй, выразившийся как в усилении борьбы в правящей верхушке, так и в росте крестьянских восстаний. И в 534 г. государство Северная Вэй распалось. В сформировавшихся удельных княжествах ведущая роль вернулась к китайской знати и к концу V в. там восстановилась надельная система. Но при этом крестьяне оказались прикрепленным к той земле, которую обрабатывали. Но и на севере, как ранее на юге, государственная земельная собственность не стала господствующей. Продолжали существовать индивидуальные владения знати и служилых людей. Формально они считались условными держаниями, но с рядом исключений. Так, владения аристократии, прежде всего из среды завоевателей, так называемые "титульные наделы" фактически были частными. Существовали и "жалованные наделы" чиновников, полученные ими в бессрочное пользование.

В поместьях, помимо крестьян, были и рабы. Их стало меньше, чем в эпоху Северного Вэй, когда в рабство можно было обращать пленных китайцев. Но наличие рабов давало право их владельцам на дополнительные наделы, причем без увеличения повинностей и налогов. Будучи даровой рабочей силой, рабы укрепляли влияние знати. Длительное сохранение рабовладельческого уклада - специфика средневекового Китая.

Объединение Китая во второй половине VI в. происходило в условиях стремления к этому всех слоев общества. И в 581 г. один из военачальников Ян Цзянь из смешанной китайско-варварской северной знати захватил престол и основал династию Суй (581-618). В последующие 8 лет армия Ян Цзяня подавила мятежи и подчинила Южный Китай.

Достигнутое объединение было закреплено рядом административных мероприятий, проводившихся в соответствии с мудрым девизом, избранным новым императором: "Простота и надежность". Особое место заняли преобразования в государственном аппарате, во многом основанные на политических порядках империи Хань. Поскольку сложившаяся в итоге форма управления в основных чертах сохранилась на протяжении всего средневековья, рассмотрим ее подробнее.

Во главе государства находился император - "сын неба" - неограниченный повелитель. При нем существовали палаты - высшие правительственные организации. Руководители палат составляли как бы совещательный орган при императоре и управляли делами страны. Следующим звеном были 6 ведомств (подобие министерств): чинов, ритуалов, военное, налогово-финансовое, наказаний, общественных работ. Существовали должности первого министра - "левого", который считался более высоким по положению и "правого". "Левый" правил первыми тремя ведомствами, "правый" - остальными. Была также произведена административная реформа, направленная на укрепление централизации. Все провинциальные чиновники утверждались двором с ежегодной переаттестацией. Командование армией также было централизовано - перешло к императору; была создана дворцовая гвардия. Объединение страны и усиление централизации способствовало укреплению и надельной системы. С конца VI в. она распространяется на юге и охватывает уже всю территорию Китая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.