Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование устойчивых темпов роста предприятия




Одной из важнейших задач планирования является обеспечение непрерывного роста бизнеса путем разработки и реализации адекватных инвестиционных, операционных и финансовых стратегий.

Однако не всякий рост приводит к достижению основной цели — созданию дополнительной стоимости и увеличению благосостояния собственников фирмы. Более того, высокие темпы роста, не согласованные с реальными возможностям предприятия и условиями внешней среды, могут привести к разрушению стоимости или даже к полной потери бизнеса.

Эффективное управление ростом, приводящее к увеличению стоимости предприятия, требует тщательной балансировки и согласования его ключевых показателей его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, поиска разумного компромисса между темпами развития, рентабельностью и финансовой устойчивостью

Рост предприятия напрямую связан с внешним финансирова­нием. Эту взаимосвязь выражают с помощью специальных коэф­фициентов: внутреннего роста и устойчивого роста.

Коэффициент внутреннего роста — это максимальный темп роста 9темп роста продаж), который предприятие может достигнуть без внешнего финансирования. Другими словами, предприятие может обеспе­чить подобный рост, используя только внутренние источники финансирования.

Формула для определения коэффициента внутреннего роста:

где gвнутр - коэффициент внутреннего роста; ROA - чистая рен­табельность активов (Чистая прибыль / Активы); RR — ко­эффициент реинвестирования (капитализации) прибыли (нераспределенная прибыль/чистая прибыль).

Коэффициент устойчивого роста

Если предприятие прогнозирует темп роста, превышающий внутренний темп роста в год, ему потребуется дополнительное внешнее финанси­рование. Еще один важный коэффициент — коэффициент устойчи­вого роста, показывающий максимальный темп роста, который предприятие может достигнуть без дополнительного внешнего финансирования за счет выпуска новых акций, при сохранении постоянного уровня финансового рычага. (Рассчитываем показатель устойчивого роста, находим плановую новую выручку, определяем чистую прибыль, капитализируемую прибыль и на тот же процент увеличения нераспределенной прибыли увеличиваем заемные средства, чтобы был неизменным уровень финансового рычага. При любом другом коэффициенте роста уровень финансового рычага будет меняться.) Его значение может быть вычислено по формуле:

Коэффициент устойчивого (сбалансированного) роста:

где RОЕ - рентабельность собственного капитала.

 

где ROS — чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль/Вы­ручка); PR — коэффициент выплаты дивидендов; D/E - фи­нансовый рычаг (Заемный капитал/Собственный капитал); A/S — капиталоемкость (Актив/Выручка).

Существуют разные причины, по которым предприятия избе­гают продаж новых акций: достаточно до­рогостоящее финансирование за счет новых выпусков акций; не­желание увеличивать число собственников; боязнь потерять кон­троль над бизнесом и пр.

В соответствии с формулой корпорации Дюпон Рентабельность собственного капитала ROE может быть разложена на различные компоненты:

Формула устанавливает взаимосвязь между рентабель­ностью собственного капитала и основными финансовыми пока­зателями предприятия: чистой рентабельностью продаж (ROS), оборачиваемостью активов (ТАТ) и мультипликатором собствен­ного капитала (equity multiplier, ЕМ).

Тогда из модели Хиггинса следует, что все, что увеличивает ROE, будет аналогично влиять на значе­ние коэффициента устойчивого роста. Увеличение коэффициен­та реинвестирования будет давать такой же эффект.

Классический вариант модели устойчивого роста впервые был предложен американским исследователем Р. Хиггинсом [13] в 1977 г. Впоследствии эта модель получила различные модификации, предложенные другими экономистами. Рассмотрим наиболее простой вариант модели устойчивого роста предприятия, предлагаемый Бланком:

где ОР— возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, выраженный десятичной дробью;

ЧП - сумма чистой прибыли предприятия;

ККП- коэффициент капитализации чистой прибыли выраженный десятичной дробью;

А - стоимость активов предприятия;

КОа- коэффициент оборачиваемости активов в разах;

ОР-объем реализации продукции;

СК- сумма собственного капитала предприятия.

Для экономической интерпретации данной модели разложим ее на отдельные составляющие. В этом случае модель устойчивого роста организации получит следующий вид:

Для наглядности отразим эту взаимосвязь на рисунке.

 

Темпы устойчивого роста предприятия = Коэффициент рентабельности реализации продукции * Коэффициент капитализации чистой прибыли * Коэффициент левериджа активов * Коэффициент оборачиваемости активов

Темпы устойчивого роста организации

 

Из приведенной модели, разложенной на отдельные составные ее элементы, можно увидеть, что возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, составляет произведение следующих четырех коэффициентов, достигнутых при равновесном его состоянии на предшествующем этапе антикризисного управления:

1) коэффициента рентабельности реализации продукции;

2) коэффициента капитализации чистой прибыли;

З) коэффициента левериджа активов (он характеризует “финансовый рычаг”, с которым собственный капитал предприятия формирует активы, используемые в его хозяйственной деятельности);

4) коэффициента оборачиваемости активов.

Таким образом, способность предприятия к устойчивому ро­сту зависит напрямую от четырех факторов:

1. Чистой рентабельности продаж. Рост чистой рентабельно­сти продаж показывает способность предприятия к увеличению использования внутренних источников финансирования. В этом случае коэффициент устойчивого роста увеличится.

2. Дивидендной политики. Уменьшение процента чистой прибы­ли, выплачиваемой в качестве дивидендов, увеличивает коэффици­ент реинвестирования. Это увеличит собственный капитал за счет внутренних источников и, следовательно, усилит устойчивый рост.

3. Финансовой политики. Рост отношения заемных средств к соб­ственному капиталу увеличивает финансовый рычаг предприятия. Поскольку это позволяет получить дополнительное финансирование за счет займов, коэффициент устойчивого роста также увеличится.

4. Оборачиваемости активов. Увеличение оборачиваемости активов предприятия увеличивает объем продаж, получаемый с каждого рубля активов. Это снижает потребности предприятия в новых активах по мере роста продаж и, следовательно, увеличи­вает коэффициент устойчивого роста. Увеличение оборачиваемо­сти активов эквивалентно снижению капиталоемкости.

Коэффициент устойчивого роста — очень полезный показа­тель в финансовом планировании. Он устанавливает точную за­висимость между четырьмя основными факторами, влияющими на результаты работы предприятия:

1) производственной эффективностью (измеряют чистой рен­табельностью продаж);

2) эффективностью использования активов (измеряют обора­чиваемостью);

3) дивидендной политикой (измеряют коэффициентом реин­вестирования);

4) финансовой политикой (измеряют финансовым рычагом).

При этом, если предприятие не желает выпускать новых акций и его чистая рентабельность продаж, политика выплаты дивиден­дов, финансовая политика и оборачиваемость активов неизменны, то существует только один возможный коэффициент роста.

Если объемы продаж растут большими темпами, чем реко­мендует коэффициент устойчивого роста, то предприятие долж­но увеличить следующие показатели: чистую рентабельность про­даж, оборачиваемость активов, финансовый рычаг, коэффициент реинвестирования; либо выпустить новые акции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.