Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция третья. Бог




Философия и ее история. Идеализм. Материализм. Субъективный идеализм. Объективный идеализм. Духовный материализм. Экзистенциализм. Феноменология. Прагматизм. Постмодернизм. Реализм. Гностицизм. Учение Ф.Аквинского. Декарт. Кант о существовании Бога. Бердяев о Боге. Русский космизм).

Лекция вторая. Философия и ее история

 

Мы не ставим своей целью в данной лекции дать обзор всех основных школ и показать основных философов. Для этого есть масса других прекрасных исследований, куда мы и отсылаем интересующихся. Наша задача скромнее - показать те течения философии и тех философов, которые были ближе всего или готовили своими работами почву для философии космического сознания.

На наш взгляд, философия на Земле в последний исторический период развивалась в пять этапов:

(1) Этап целостного освоения действительности. В этот период человек не рассматривался вне природы, а размещал и видел себя как явление природы.

(2) Этап первичного дробления, когда на первый план стали выдвигаться различные онтологические принципы, приводящие к делению на материализм и идеализм, в том числе.

(3) Этап построения систем понятий, ориентированных на идеологическое обеспечение экономической экспансии человечества.

(4) Этап вторичного дробления и развития массы специализированных философий, обеспечивающих методологические потребности науки, практики, отдельных отраслей знания.

(5) Этап возврата к целостной философии и ее концентрации на месте человека в системе космического сознания.

Отсюда и подходы к классификации философий. Мы видим несколько оснований классификации философских течений. Традиционное марксистское известно: сознание - материя, идеализм - материализм, две борющихся линии.

Нам представляется, что эта классификация неполна - вершин у классификации должно быть больше.

Первая. Человек в его движении. И здесь есть две точки “сборки”:

n Человек о себе.

n Человек о других.

Вторая. Основной луч цивилизации, который определяет основные ее вибрации. Известны семь основных лучей. Можно предполагать семь состояний метацивилизации, решаемых ею задач. От начального выживания до сложнейших проблем гармонии Космоса.

Третья. От сознания/материи. И здесь три позиции:

* - Сознание все задает.

* -Сознание и материя равны.

* - Материя все детерминирует...

Четвертая. Эонное зонирование. В каком эоне все это происходит. Вспомним Гегеля с его идеей о философии как эпохи, постигнутой в мыслях. Продлим ее до определенной эпохи, но в космических ритмах бытия. Об этом моменте пока рано говорить, но в будущем мы еще вернемся к этому тезису.

В истории философии есть разные фигуры. По-настоящему история философии началась с Платона. Он первым получил истинное знание об устройстве Мира и смог описать его в своих работах.

Демокрит представлял своей философией темную линию (сторону) бытия на Земле.

Из религиозных философов стоит выделить Фому Аквинского и Владимира Соловьева, через которых прошел целый ряд новых идей, обеспечивших развитие земных цивилизаций.

Немецкие философы и Гегель, в частности, стали каналами понимания мира третьего измерения с его диалектикой внешнего развития.

ХХ век стал веком осмысления и переосмысления опыта цивилизаций третьего измерения и проникновения в мышление идей четвертого измерения.

Идеализм в истории философии. Человек идет к пониманию себя разными путями. Первоначально он соединял себя с природой, что явилось основой язычества. Затем произошел выплеск в сторону понимания Мира Божественного через основные религии мира многочисленные секты, столь расплодившиеся сегодня. Далее наступила пора противостояния в смысле поиска опоры для себя через философию материалистическую и философию идеалистическую.

Материализм разместил сознание после материи, объявив его ее следствием.

Идеализм же пошел во многие поиски, анализируя сознание как источник сущего. Субъективныйидеализм углубился в понимание собственно “Я” существования и этим внес значительный вклад в понимание развивающееся сущности человека. Обычно именно доведенная до крайности позиция дает более отчетливый результат.

Объективныйидеализм, сделав сознание абсолютным демиургом мира, одновременно превратил человек в объект этого движения. Его субъектность практически в этих системах ничем не отличается от субъектности материализма.

Объективный идеализм внес в философию понимание логичности развертывания внешнего мира, неких метаритмов, позволяющих увидеть неслучайность происходящего. Абсолютная идея Гегеля в этом смысле есть Замысел Божий относительно Земли и земных цивилизаций и механизм отчуждения ничто в нечто - одно из самых глубоких проникновений в суть мироздания.

О духовном материализме. Духовный материализм есть идеализм, рассматривающий мир с позиций первичности сознания, но внешнего для человека, как детерминирующего человека. Как у Гегеля, это абсолютный дух, развертывающийся вовне человека и создающий совершенное государство. Человек не рассматривается как объект саморазвертывания, как в поиске самого себя.

Рационализм. Есть рационалист Ньютон иинтуитивист Декарт. Их идеи столкнулись лоб в лоб в Европе. Рационализм победил и человечество ускоренно пошло по пути техногенной цивилизации. Декартовские же идеи остались для нас для сегодняшних, когда наука выстраивает не только и не столько логические все более сложные структуры, а модулирует куда более эвристические с точки зрения встающего бытия целостные построения с их математическими смыслами золотых сечений, кривых Фиббоначи, совершенных чисел и их смыслов и пр., пр., что довольно далеко от привычной всем математики.

Экзистенциализм. Термин экзистенциализм чаще всего понимается как существование. Данное философское направление подчеркивает необходимость человеку самому определять свои предпочтения и задавать собственное наполнение своей свободы воли. Фактически речь шла о поведении жизнепотока в экстремальных, пограничных ситуациях.

Экзистенциализм важен для философии космического сознания тем, что серьезно проработал проблему индивидуальной ответственности человека не перед кем-либо, а перед самим собой. Его главное достижение в том, что он предельно остро поставил проблему свободы человека. Да, в крайне кризисных состояниях, за счет отказа от будущего и концентрации на дне сегодняшнем. Существовать и преодолевать себя сейчас. Выходить за свои проблемы сейчас. В этом были великие уроки грандиозной войны.

Феноменология. Феноменология есть философия (как система взглядов), объясняющая мир через события, в которых участвует человек или люди. Жизнь рассматривается как цепь неповторимых событий, в которых человек должен разбираться для себя сам. Феномены, как единицы бытия, наполняют жизнь человека и порождают новые феномены.

Феноменологический взгляд на реальность позволил очертить границы индивидуального бытия, вывел на проблемы согласования текстов отдельных феноменов (герменевтика и теория коммуникации).

Прагматизм. Философия прагматизма исходит из ключевой идеи обеспечения практического эффекта, его примата. Дьюи и его последователи главный упор в объяснении картины мира сделали на внешней результативности и понятийном аппарате, позволяющем эту результативность обеспечить. Ключевой категорией данного философского направления является категория “пользы”. Чем полезно то или действие? Чем полезно это для сообщества? Для человека?

При этом полезность опиралась на другую центральную категорию - “индивида”. Полезность реализуется индивидом, личностью в ее воле и желании продвинуть себя и свой микросоциум в вычлененном направлении.

Эта философия значительное место уделяла разработке категории цели. Способов ее достижения.

Постмодернизм. Постмодернизм стал ответом на резко возросшее разнообразие мира, когда человек в его нынешнем состоянии оказался вне целостной картины мира, стал видеть каждый свою “картинку” бытия. И отсюда возник вопрос о разном понимании истины, особенно в социальном и психологическом смыслах. Дискретность событий и их темп обусловили текучесть истины, которую воспринимают все, но с самых разных позиций. Истина становится точкой согласования многих. Все остальное есть следствие этой коренной причины.

Постмодернизм есть восприятие истины всеми в ее относительности. Признается, что нет носителей абсолютной истины, у всех есть понимание тех или иных ее граней и общая истина есть согласование этих частичек истины. Конвенционализм является одним из ключевых понятий в понимании постмодернизма.

Реализм в философии. Данное направление интересно тем, что основные идеи его направлены на объяснение причинности бытия человека в его отношениях с социальной средой. В отличие от экзистенциализма, поставившего проблемы преодоления экстремальных обстоятельств преодолением самого себя, реализм поставил вопрос иначе - принятием всего, что происходит, как имеющего сущностное основание. Реализм при этом, в отличие от философии космического сознания, рассматривал внешнюю для человека ситуацию.

Гностицизм. Развитие гностицизма было связано с поиском оснований человеческого бытия в соединении идей религии и систематических наблюдений природы (последние несколько веков это называют наукой). Гностицизм получил в свое распоряжение массу мистического опыта, который был проинтерпретирован в синтетической картине бытия., где жизнь человека рассматривалась как часть потоков живого и впервые в схемах самоосознания и самопознания.

Суть представлений гностиков - неограниченные возможности человека. Так, например, гностическое учение Фомы Аквинского было направлено на соединение практики жизни и практики Неба, на взаимопроникновение и понимание нескольких типов реальностей, в которых находится человек. Фома Аквинский видел человека непрерывно развивающимся. Обнаруживающим Бога в себе и вовне. Понимающим особенности отраженного физического мира как мира кажимости в духе Платона.

Русский космизм. В истории философии русский космизм занимает особое место, ибо так глубоко в космос в Х1Х-ХХ веках не заглядывал никто из современных философов. Русский космизм - это стремление целого ряда мыслителей посмотреть на жизнь людей как части космического мироздания. Ключевые идеи космизма таковы:

1. Человек построен по образу и подобию Божьему и он в поиске себя на пути к Богу способен стать богочеловеком.

2. Космос соборен как соборна православная идея и жизнь православного человека.

3. Истина есть поиск Божественного в себе.

4. Просветление есть путь к себе как богочеловеку.

5. Народ, царь и космос как творения Божьи - священны. Они есть церковь и церковь есть в них.

Идея соборности наиболее полно развита в трудах В.Соловьева. Соборность есть объединение людей собором, сбором. В религиозной философии это одна из самых продуктивных идей, направленных на создание религиозного сообщества людей, объединяющих свою духовность, деятельность, общение в Боге во имя просветления человека.

Соборность есть понятие динамичное, то есть само становление соборности рассматривается как нескончаемый процесс восхождения человека в реальность космического бытия.

Соборность не коллективизм, так как на первый план выдвинута духовность, а не деятельность с некоторыми внешними результатами. Соборность есть совместное создание церкви души, воцерквления тела в душе.

Соборность объединяет молитвой духовный поиск, высшие уровни сознания, далекие от логических силлогизмов Аристотеля. Это образный ряд помыслов сердца в поиске Любви Божественной.

 

Литература:

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа М., 1987.

Гурина М. Философия. М., 1998.

Книга Урантии. Чикаго: Фонд Урантии, 1997.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

Русский космизм. М., 1993.

 

Раздел первый. Онтология

 

(Бог в философии. Философия и религия. Понятие духовности. Человек и Бог.)

 

...Вы не видите Бога в себе,

если не видите Его в другом.

(Исход)

“Ищите Любовь - найдете Бога.

Узнаете Бога - познаете Любовь.

Мое Имя - Любовь.”

(Голос Отца Вечности)

 

Для философии Бог есть идея, ключевая идея, помогающая выстроить картину Мира ищущему и идущему человеку. Ибо сознание невозможно понять без Бога. “Бог есть основная реальность в мире духа; Бог является источником истины в сферах разума; Бог покрывает собой все, что есть в материальных мирах” (Книга Урантии 1997, 23).

Бог есть Творец всего. В этом сущностное его понимание. Отец наш Высший Творит реальность непрерывно. Это проявляется в Его Дыхании, Его Внимании к каждому человеку, в Созидании новых миров, в Поддержании Гармоник Сущего.

Отец Творит и Ждет творчества от каждого человека. Ждет мудрости от каждого идущего.

Отец есть Благо. И Благо это есть везде. Источник бьет непрерывно. Надо только прильнуть к нему и вкусить радости полноценной и полноправной жизни. И не завтра, а сегодня - “здесь-и-теперь”.

Бог есть во всем и Бог есть Все. Ибо Творил Он и Творит Он, Давая основу всему и Пребывая во всем. Мы живем в Боге, Бог Есть в нас. Мы движемся с Богом, Он непрерывно Общается с нами.

В Его Дыхании мы существуем, Его Энергии Структурируют Мир, в котором есть место и твари, и человеку, и Космосу.

Бог Вечен и Мир вечен.

Бог Есть Благо и Благо Он Несет всему.

Бог Есть Отец-Мать всему.

Бог Суть рождения.

От Бога мы исходим и к Богу возвращаемся.

Он Создал мир видимый и невидимый человеку на основе Законов Блага.

Он Творит этот Мир, Благо Давая.

Он Видим через Свои Законы. Он Невидим, ибо Он везде и всегда.

Им Создана вечность бытия, Гармоники всеподдерживающие Свет.

Он Отделил Свет от Тьмы.

Он Любит и Он любим.

Бог Центрального Солнца Есть Вседержитель, Сердце и Ум Большой Вселенной и всех ее видимых и невидимых сфер Бытия.

Бог Проявляется и Проявлен в каждом идущем человеке. В том смысле, как об этом писал Бердяев. Бог для Бердяева личный собеседник, таинство общения с которым есть та сторона человека, которая формирует весь смысл его жизни. Это то внутреннее, что задает вектор внешним действиям. Согласно Бердяеву, искать Бога следует не вовне, а в себе и через себя.

Бог обнаруживается в каждом человеке, который хотя бы пытается сделать шаг к Отцу Высшему. Диалог сына (дочери) и Бога идет непрерывно. Серебряная струна есть связь Отца с человеком и путь человека к Богу.

Бог Есть Жизнь.

Бог Есть Любовь.

Бог Есть Свет.

И все это есть в человеке. Если только он не закрыл себя от Бога.

“Для науки Бог есть причина, для философии - идея, для религии - личность, а именно - исполненный любви небесный Отец. Для ученого Бог есть исходная сила, для философа - гипотеза единства, для религиозного человека - живой духовный опыт” (Книга Урантии 1997, 30).

Духовность есть устремленность человека к своей божественной сути. Выстраивания им собственной ориентации в системе реальности, созданной Богом и творимой Богом.

Духовность есть степень пробуждения божественного в человеке, обнаружения им в себе тех качеств, которые все больше позволяют гармонизировать сущее, все более становиться сотворцом Творца. “Бог это не проблема аргументации, логики, причинности. На самом деле, Бог это проблема чувствительности” (Ошо 1997, 246).

Духовность есть степень и сила веры человека в Божественное устройство Мира, Мира мысли, Сознания, энергий Любви и Света.

Духовность есть движение сознания в самопознании. Пробуждения творческого и уменьшение механического, уход от иллюзорного и приход к истине. “Для науки Бог есть возможность, для психологии - желательность, для философии - вероятность, для религии - уверенность, действительность религиозного опыта” (Книга Урантии 1997, 1125). К истине не вовне, а в себе. “...Что касается человеческого ума, он способен воспринять божественное через три окна: вы можете получить представление либо через красоту, либо через истину, либо через добродетель” (Ошо 1997, 122).

Духовное есть идущее от Бога, есть чистое мышление, порождающее Миры, порождающее Жизнь. Духовное есть сознание-действие и сознание-недействие. Духовное есть дыхание Бога, пронизывающее все стороны мироздания во всем их разнообразии. Духовное есть творчество Замысла формирования Космоса и поддержание его Гармоник. Для Канта Бог был тем центром, который только и может задать точку отсчета разумной Вселенной и смысл человеческой жизни. Бог для Канта - это этика бытия, выходящая далеко за пределы земной морали. Он хорошо понимал, что не ориентируясь на Бога человек будет блуждать в потемках многочисленных построений самых разных социальных групп.

Духовное отличается от недуховного как способа построения химер и иллюзий. Именно поэтому в человеке есть и то, и другое. Свобода воли дает возможность человеку отклоняться в своем жизнепотоке от исходного Замысла и это порождает майю, миры тьмы.

Есть различные системы мировоззрений. В том числе по поводу сознания и его роли в Космосе и на Земле. Одни идут от Природы (языческие представления). Другие - от Разума (множество философских позиций). Третьи - от чувства. И здесь область религий, которые опираются не на логику текстов, хотя теологических текстов не меньше, чем философских, а на чувствование жизни в Боге. Вариантов этой жизни также немало.

Наступил период, когда все эти мировоззрения сливаются в единую картину мира, а философия сходится с религией и психологией, отдавая им практику личностного бытия в их уникальном и повторяющемся. “В идеале, религия должна включать в себя все аспекты поиска истины и смысла жизни. Духовность не может быть изолированной, специализированной деятельностью или характеристикой”(Говорит Сетх 1999, 123).

О чем философия отношений человека с Богом? Какие здесь фиксируются понятия и практики? Отметим их несколько.

Первое понятие - “разумного поклонения”. Высшему Разуму не нужна позиция страха, рабской униженности и прочие формы самоуничижения человека перед грандиозностью мироздания. Разумное поклонение есть тот или иной способ ориентации человека в системе Большого Мира. В идеале оптимальны все те действия, которые соотнесены с Замыслом Божьим, с Его Волей. Разумное поклонение - это соотнесение себя с Высшим открытого к свободе человека, ищущего себя с помощью главного Ориентира, Главного Солнца, Главного Маяка, Главного Помощника, Основателя всей свободы во всех ее степенях.

Второе понятие - “практика самосозидания”. Деятельность человека в преобразовании собственного Света, в поиске энергий Любви, в самораскрытии своих возможностей - все это относится к данному типу высшей для человека практики, которую он не может выполнять без координации с Божественным.

Третье понятие - ответственность за гармонию. Вся система живет пока ее субъекты в той или иной мере берут на себя свою долю в гармонизации сущего. Сначала собственного микрокосма, затем окружающей реальности, следом начинают решаться общекосмические задачи самого разного масштаба.

 

“Пусть человека согревает в его нелегком пути известная истина: Бог - это бывший человек, а человек - это будущий Бог.” (Исход 1998, 361).

 

Литература:

Исход. Книга вторая. - С.-П.: Диалог, 1998.

Книга Урантии. Пер. с англ. - Чикаго: Фонд Урантии, 1997.

Ошо. Психология эзотерического. Новая алхимия. - Челябинск: Книга, 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.