Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 38 страница




26 сентября 1860 года

№ 18

Весьма бы рад был, если б дали епархию где вдали, но с монас­тырями, чтоб можно было заблаговременно приготовить монастырёк, а потом и удалиться в него. Таково предположение чело­веческое, но Господь строит своё, и должно покоряться воле Его.

10 октября 1860 года

№ 19

Письмо твое от 31 октября получил, и порадовался известию, что новый Митрополит расположился к Сергиевой пустыне и ее Настоятелю. Искренне желаю, чтоб это расположение при­шлось и упрочилось для блага обители, для мира и спасения живущих в ней, и для самого Святителя, который впервые в жизни своей имеет дело с монашествующими, понимающими монашество. Оттолкнуть от себя монахов и разогнать очень лег­ко, а собрать и образовать — весьма трудно, даже невозможно без особенного дара Божия. О. Архимандрит Моисей известил меня о кончине старца иеросхимонаха Макария и просил бро­шюру сочинения отца Леонида Кавелина. Оптина лишилась души своей. Отец Макарий, хотя и был наиболее телесным ис­полнителем заповедей, но имел любовь к ближнему и ею поддер­живал братство. Он незаменим, по моему мнению и взгляду! ос­тавшиеся слишком телесные делатели. Святой Исаак Сирский сказал, что телесное делание без душевного к разуму Божию при­ближаться не может, а весьма способно к доставлению мнения о себе. Мир прославляет Оптинских как святых; но мнение мира всегда бывает противно истине. Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть. Спасаяй да спасет свою душу. Всей бра­тии мой усерднейший поклон.

Е<пископ> И<гнатий>. 15 ноября 1860 года

№20

О дамах, вышедших замуж за границей, сожалею. Век такой! вкус такой! залоги такие! О бывшей К. Е. очень сожалею. Так люблю все их семейство, что приятности их и неприятности живо трогают меня.

14 декабря 1860 года

№21

Усердно желаю тебе принять святый ангельский образ во спа­сение души твоея и окончательное отрешение от мира.


Относительно себя скажу тебе прямо, что я никакого видно­го места для себя не желаю, да и не в силах, по болезненности и истощению от болезненности, понести служения на видных ме­стах, а искренне желаю где-либо в уединении и неизвестности окончить дни свои во внимании себе и покаянии.

27 декабря 1860 года

№22

Спаси Господи за все, и за свидетельство о мне, что я от продол­жительной болезни истощился. Это совершенная правда. Грешную мою жизнь всю перезабыл; пиши, что знаешь и хочешь, а я только то знаю и помню, что жизнь моя была и есть цепь грехов.

Справедливо святые Отцы называют земную жизнь обман­чивым сном, а счастие, которое не остается собственностью че­ловека на вечность, самообольщением. Сколько примеров зем­ного довольства и величия, рушившихся пред нашими глазами! А теперь живой пример К. О. — И богат, и славен, да по рассудку в детском состоянии, а потому и слава, и богатство составляют лишенную почти всякого значения обстановку, которую смерть вполне отымет. Велика к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ.

О мне ходят здесь основательные слухи, что переведут. Что ж? вся земля принадлежит одинаково Богу, и я предаю себя все­цело Его воле и водительству. Бог нередко устраивает для тех, которые вручили себя Ему, душеполезное положение, обстоя­тельствами противными. Тихона Воронежского обвиняли в из­лишней горячности; по причине такого обвинения он должен был удалиться в монастырь, где сподобился особенной милости Божией. В предсмертном завещании своем Святитель именно приносит Богу особенную благодарность за то, что даровано ему был приготовиться к переходу в вечность тщательным покаяни­ем. Вот что сочтено духовным мужем за благодеяние Божие: из­гнание с кафедры и смиренное пребывание в монастыре. Самое правильное суждение!

Отцу Архимандриту и всей братии потрудись передать мой усерднейший поклон. Будь здрав и благополучен. Молись о мне.

Е<тшскоп > И<гнатпий >. 30 января 1861 года



№23

Спаси Господи за письмо твое от 31-го января.

Святой Иоанн Златоуст и другие святые Отцы, начиная го­ворить о чем-либо, всегда старались начинать со следующих слов: «Буди воля Божия над всеми нами! Слава Богу за все соверша­ющееся, хотя бы совершающееся было и тяжким и горьким». Бог и в благодеяниях Своих многомилостив, и в наказаниях Своих многомилостив. Дело каждого христианина понять и признать эту истину.

Нередко случается, что, по смотрению Божию, отнимается что-либо вещественное и временное, взамен его дается нравственное и духовное, вечное. А люди, привязанные к веществу и времен­ной жизни, скорбят, не понимая, что они возводятся к бесцен­ным, высшим благам. Предание себя воле Божией приносит сер­дцу успокоение и утешение при всех скорбях. Это я говорю по своим частым опытам; но уверен, что и опыты каждого человека подтвердят то же, если он настроит себя по духу Святых Отцов. Слухи о моем перемещении здесь продолжаются; но ты не говори о них для празднословия и со всяким. Услышав о кончине Мит­рополита Григория, я понял, что должен получить другое назна­чение, потому что с переменою высшей власти обыкновенно бы­вает значительное изменение в административных планах.

Е<пископ> И<гнатий>. 16 февраля 1861 года

№24

Назначение Преосвященного Леонида[323] для освящения храма в Париже нахожу весьма основательным, а желание некоторых, чтоб я был употреблен для этого, нахожу вполне неосновательным; за любовь же благодарю. Я очень устарел, лишился телесных сил и душевных способностей, приехал сюда полумертвым, сам не пони­мая, что я ужасно болен. Лечение на водах открыло всю важность моей болезни, сопровождавшейся даже нервным расстройством. Теперь хотя и чувствую некоторое облегчение, но не настолько, чтоб фигурировать в видных должностях, к которым не имею ни малейшего сочувствия. Доля Преподобного Тихона Воронежско­го — вот доля, достойная сочувствия и соревнования!

11 июня 1861 года



№25

К. С. Н-чу весьма благодарен за участие, которое он прини­мает во мне. Но я, видя, что дние мои, яко сень, уклоняются, а силы крайне слабеют, сверх того имея давнишнее желание окон­чить дни свои в уединении, подал прошение в Святейший Си­нод об увольнении меня от управления епархией и о предостав­лении мне в управление общежительного Бабаевского монас­тыря Костромской епархии. Сделав это, я ощутил в душе моей особенное чувство спокойствия и даже тихой радости, как по исполнении своего долга. Не с моим направлением жить в вид­ных местах и занимать видные должности. А теперь — и не с моими силами и здоровьем. Если же поколебаться от двоеду­шия и благое намерение удаления для покаяния отлагать день за день, к чему лестью влечет враг спасения нашего под различ­ными предлогами благовидными, то можно в таком двоедушии и нерешительности провести всю земную жизнь и быть застиг­нутым смертию в неготовности. Бабайки — место уединенное, малопосещаемое, особливо зимою вовсе не посещаемое, сухое и здоровое, при реке Волге. Если Бог дарует мне этот приют, то он может сделаться приютом для многих истинно желающих спа­сения вдали от шумного мира.

Попроси от меня О. Архимандрита Игнатия, чтоб он погово­рил о мне Митрополиту, а если нельзя прямо, то через Преосвя­щенного Викария. Основание в том, что многие ученые монахи имеют о мне самое превратное понятие, судя по себе. Преподоб­ный Исайя Отшельник сказал: «Как полотно сохраняет признак той краски, в которую оно было окрашено в первый раз, сколько бы его после не перекрашивали, так и монах сохраняет в себе на всю жизнь отпечаток того направления, которое он получил пер­воначально, вступая в монастырь». Совершенная истина! Вижу это на себе и на других. Академические иноки, вступая в монаше­ство с целию служения Церкви в ученом и административном отношениях, сохраняют это направление, и новоявленный Угод­ник Божий Святитель Тихон, оставив епископскую кафедру, спер­ва скучал в монастырском уединении, будучи лишен админист­ративной деятельности. То же самое замечено и на других. Я, на­против того, проведя начало моего иночества в уединеннейших монастырях и напитавшись понятиями самой строгой аскетики, сохранял это направление в Сергиевской пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете скитянином. Здесь продолжается то же самое, только в большей степени: так сроднился с келлией, что с трудом могу принудить себя выйти в сад, чтоб доставить себе необходимое для здоровья уединение. Такого направления моего многие и не подозревают, а потому сочиняют для меня направление, вполне чуждое мне, что мне и писал покойный Митрополит Григорий. Удовлетво­рив моему прошению, доставят двойную плату: 1) меня не толь­ко успокоят, — облагодетельствуют, предоставив мне житель­ство, удовлетворяющее моему направлению; 2) успокоят тех, которые видят во мне разные замыслы, опасные или неприят­ные для них. И второй пункт для меня очень важен. Преподоб­ный Пимен Великий сказал: «Не живи там и так, чтоб житель­ство твое приносило смущение ближним, иначе и ты лишаешь­ся духовного плода единственно по той причине, что жительство твое приводит ближних в смущение».

Кроме просьбы в Синод я писал и просительные письма к Митрополитам Московскому и Петербургскому и Обер-Прокурору. Прошение послано 24 июля, следовательно переговором надо поторопиться.

Е<пископ> И<гнатий>. 31 июля 1861 года

№26

Спаси Господи за письмо твое от 8 августа и уведомление. Я уже получил формальное уведомление от Обер-Прокурора в понедельник 21 августа. Особенное чувство радости и спокой­ствия меня исполняет, а истощение телесных сил — необыкно­венное. К 1-му октября потрудись написать мне в Николо-Баба­евский монастырь, в Нерехту.

24 августа 1861 года

№27

Приехав 14 октября в Пустынную обитель Святителя Нико­лая, Бабаевскую, я нашел там письмо твое от 29 сентября. Путь совершил я с трудом по слабости тела, истощенного болезнями, а в Москве захворал серьезно. Больным выехал из Москвы и больным приехал сюда, несмотря на то, что к заболевшей ноге приставлено было в Москве 120 пиявок.

Монастырь Бабаевский заштатный, общежительный строи­тельский. Настоятели за многие достоинства возводятся в игу­мены и, изредка, в архимандриты. Имеется 36 манатейных вакансий, но налицо находится только 18 монахов. Монастырь в упадке и по нравственному и по материальному отношениям; расположен на весьма здоровой и довольно приятной местнос­ти, весьма удобен для монашеской жизни. Будущее монастыря во власти Божией.

Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положени­ем, как доволен им теперь. Кажется, мой Ангел хранитель по по­велению Божию продиктовал Святейшему Синоду указ о мне; — так этот указ удовлетворяет требованиям моего душевного настро­ения и телесного здоровья. Государь, быв на Кавказе, послал мне орден. Если же к 1000 рублей пенсии прибавлены еще 500, то я уже не знаю, что сказать о таком обилии милостей.

Адрес мой в Ярославль.

Н<едостойный> Е<пископ> И<гнатий>. 18 октября 1861 года

№28

Не могу нарадоваться настоящему моему положению. После долгих страданий среди бурного житейского моря Бог привел в тихое пристанище. Все устроилось как нельзя лучше. Еще преж­де моего прибытия здешний Настоятель исходатайствовал себе другое настоятельское место, а потому естественно, что Иустин заступил его место к общему удовольствию братства, коего нали­цо более 80 человек. Монастырь — особенно удобный для мона­шеской жизни во всех отношениях! Воздух и вода прездоровые.

30 октября 1861 года

№29

Я очень доволен тем, что дали, полагал, что вовсе ничего не дадут. Когда данное достаточно, то не сообразно с монашескою совестию хлопотать о большем. Если что здесь поудержали, то встретим многоумноженным в будущем веке. Время наступило такое, в которое наиболее надо думать о вечности: годы ушли, здо­ровье и силы оставили. Не видать, как подкрадется и смерть. Ме­стом я очень доволен: самое уединенное! Никто не беспокоит. Выздоровления ожидать мне нельзя: потому что очень истощил­ся и болезнями и лечением. Разве последует какое особенное чудо по Промыслу Божию. Не должно льстить себе предположением долгой земной жизни, вернее, частым воспоминанием о смерти стараться сделать ее менее страшной в час ее прихода. — Минеральные воды сильно погнали из меня простуду и золотуху: это продолжается и теперь, держит всегда в трудном положении, а по временам приводит и в весьма трудное. За все слава Богу!

Е<пископ> И<гнатий>. 10 декабря 1861 года

P. S. При проезде через Москву посмотрел на преуспевших. Ничего завидного нет; напротив того, многое показалось достой­ным сожаления.

№30

Кто окончательно будет назначен Обер-Прокурором — уве­домь. В здешнюю глушь — таков Бабаевский монастырь в зим­нее время — никаких сведений не приходит: живем как бы в ином мире, чем я очень доволен. Летом здесь приятно: если вздума­ешь посетить — милости просим и с тезкой[324]. Я становлюсь как будто посвежее; с приезда был очень плох.

15 января 1862 года

№31

Я, по обыкновению, похварываю; только четыре раза был в церкви, сижу безвыходно в келлии; ни разу не прогуливался ни пешком, ни в экипаже.

13 февраля 1862 года

№32

Вообще я всем очень доволен, а чего недостает, то, надеюсь, милосердый Господь устроит для меня грешного. Потрудись передать письма мои Чернявскому и Рудавскому. Не важно, что эти дети вспомнили меня; важно то, что вспомнили себя. Без последнего первого не было бы.

Е<пископ > И<гнатий >. 26 февраля 1862 года

№33

Спаси Господи за письмо твое и за благодушие, с которым претерпеваешь находящая. Все мимо идет, и хорошее, и худое, а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит. Если встретил затруднение в получении отпуска: то лучше и не начинать, тем более, что в поездке никакой крайности нет. В особенности же О. Архимандрит должен быть осторожным и для себя и для обители. Я отнюдь не желаю видеть вас чувствен­ными очами, а желаю видеть душевными очами в благочести­вом преуспеянии, в жительстве во страхе Божием. Сего для меня предовольно. Сегодня в четвертый раз в течение зимы вышел из келлии в церковь.

Слава Богу за все! В 1856 году, кажется, я именно для того и возобновил знакомство с Оптинскими, чтоб еще более разойтись с ними. Промысл Божий избавил и от Ювеналия, который не по­нес бы моих немощей. Теперь я в своем кругу! среди братии, несу­щих мои немощи. Весьма сошелся с отцом Феофаном, бывшим Никифоровским, который здесь помаленьку старчествует. И пре­жнее братство Бабаевское простое, с пустынным направлением, мне, старику, на руку. Монастырь преуединенный, особливо зи­мою. Слава Богу, давшему покой после продолжительного обуревания. Здоровьишко очень слабо и за то слава Богу!

Е<пископ> И<гнатий>. 10 марта 1862 года

№34

Хотя и недавно писал тебе, но и на письмо твое от 15 апреля отвечаю, видя из письма твоего, что ты нездоров. Милосердый Господь да дарует тебе терпение, которое является в душе тогда, когда мы отдаем себя воле Божией, и благодарим Бога за скорбь, посланную во очищение грехов наших. Прекрасно сказал Свя­той Мученик Тивуртий о земной жизни (Четьи-Минеи 22 нояб­ря): «Мнится быти и несть». Точно! она будто и пред глазами и в руках, а все ускользает. О будущей жизни Тивуртий сказал: «мнити не быти, и есть». Точно, когда здесь живем, то представ­ляется, что и всегда здесь останемся жить; будущая жизнь пред­ставляется несуществующею. Но нет! не видать, как наступит, и наступит непременно. Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями, которые из среды скорбей своих исповедаются Богу. «Достойное по делом нашим приемлем! Помяни нас, Господи, во царствии Твоем!»

У меня болят руки и ноги, особливо очень болит правая нога; очень болит голова, но главная боль в левом боку, по всей нижней части груди и ребер даже с левого плеча, паче же около сердца.


В этом месте по временам чувствую боль, как бы от язвы копием, отчего прихожу в крайнее изнеможение и чувствую себя как бы умирающим. Спаси Господи за извещение о кончине Шеремете­ва Господь посетил его тяжкою болезнию. Полезно слышать о смерти знакомых, такими известиями своя смерть напоминается. Как внезапно, без особенной видимой причины, самые све­жие кровь и плоть начинают в себе и из себя зародыш смерти! Этот зародыш начинает развиваться, и вдруг разовьется в неиз­лечимую болезнь, которая укладывает человека во гроб.

Е<пископ > И<гнатий>. 22 апреля 1862 года

№35

И сюда доходят известия о скорбях, постигших столицу. Жаль, очень жаль! Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти. Жаль и отца Ираклия, решившегося поднять голос про­тив братии своей. Милосердый Господь да заградит источники искушений, если бы мы сделались немощны. По крайней мере о себе скажу, что я сделался крайне немощен, и всякая малость обеспокоивает и действует вредно на здоровье.

На днях ездил в Ярославль и Кострому к тамошним Святите­лям[325] и был принят очень благосклонно, — всех приветствовал и со всеми простился, сказав, что имею намерение не выезжать из монастыря, чего требует и крайне расстроенное здоровье и соот­ветствующее ему настроение душевное. Поездка была для меня затруднительным подвигом.

12 июня 1862 года

№36

В настоящее время живу в келлиях о. Игумена, потому что моим доставляют необходимый комфорт соответственно моему здоровью, которое весьма плохо. Здесь получено известие о кон­чине нашего соседа и моего доброго знакомого Н. П. Полозова. Почти все близкие мне перебрались в вечность; наступила или наступит и моя чреда.

Здесь с июня месяца наступила хорошая погода, перепадают дожди, но вокруг монастыря нет грязи; хлеба и травы хороши.


Посетителей монастырь почти не имеет; летом уединение почти такое же, как и зимой. Простолюдины посещают монастырь в значительном числе: но они приходят к Богослужению и после него уходят в свои села или на гостиницу, не беспокоя прихот­ливыми требованиями братию.

К Ахматову я писал форменное отношение, что никакой воз­можности не имею заниматься с подначальными, которых распо­ложился присылать ко мне Гр<аф> Толстой, по совершенному расстройству моего здоровья. Это вполне справедливо! и ныне чувствую ужасную боль в левом боку, видно, образовался силь­нейший аневризм[326], который требует пребывания в совершенном спокойствии и уединении. Видно, настало время заняться исправ­лением себя, а не других, и приготовлением к переходу в вечность.

Е<пископ> И<гнатий>. 27 июня 1862 года

№37

Спаси Господи за письмо твое от 6 июля и за твои благие жела­ния. Как я, так и Петр Александрович ищем единого: окончить дни наши в покаянии. Сего единого просим у Бога; развитие же мо­настыря или неразвитие предоставляем Всесвятой воле Божией, единой ведущей полезное. Мы же боимся вещественных попече­ний и молвы, яко отводящих от попечения о душе. Бабаевский монастырь, весьма уединенный зимою, оказывается весьма уеди­ненным и в летнее время. Здоровье мое очень слабо: сил нет, и являются припадки параличного свойства.

Спаси Господи за заботы о мне. О смерти: не избрать челове­ку, какою ему болезнию умереть; умереть тою, какую Бог по­шлет. Святитель Тихон, новоявленный Угодник Божий, забо­лел от удара параличом. У меня давно прекратился открытый геморрой и с того времени начали делаться припадочки пара­личного свойства.

Как ни умереть, а дай Бог умереть с покаянием. Отец Гедеон, иеродиакон, умирает при весьма хорошем приуготовлении.

Е<пископ> И<гнатий>. 19 июля 1862 года



№38

Потрудись передать мой искреннейший привет Виктору Ипатьевичу[327]. Уважаю его подвиг, совершаемый с таким самоотвер­жением и с такою пользою для православных христиан. Петр Александрович, принадлежащий к числу ревностнейших чита­телей Виктора Ипатьевича, желает познакомиться с ним лично, будучи очень знаком заочно.

Относительно моих сочинений тебе известно, что я писал их для себя и для коротких, немногих знакомых моих, из настроения, полученного и усвоенного монастырскою жизнию. Неудивитель­но, что это настроение в некоторых оттенках представляется отде­ляющимся от настроения благочестивых иноков, даже святых, но заимствовавших свое настроение в духовных училищах. Для при­мера укажу на превосходные во всех отношениях сочинения Свя­того Тихона Воронежского. Мои сочинения, несмотря на многие их недостатки в духовном и ученом отношениях, иного характера Я полагаю необходимым сохранить этот характер и не перекраи­вать их на Академический образец; в противном случае оставить ненапечатанными, тем более, что не с этой целию были писаны и самим мною признаются недостойными того. — Здесь, в уедине­нии, оглядываясь на прошедшую жизнь и усиливаясь раскаянием ослабить силу моих согрешений, приношу раскаяние и в состав­ленных сочинениях, признавая их грешными пред Богом, и слова их недостойными предмета. При всем том и для многих монахов, славных своею аскетическою жизнью, например для Оптинских, мое настроение остается очень неясным: ибо их настроение обра­зовалось от деятельной жизни телесной, столько видной для мира и прославляемой им, а мое от вынужденного болезнями и други­ми обстоятельствами затвора и сопряженного с ним душевного делания и подвига, не видного и непонятного для мира Это-то настроение и проявляется повсюду в моих сочинениях, как они не недостаточны, и делает их своехарактерными. Они по характеру подходят к писаниям древних аскетов.

Настала осень; закупоривают на зиму окна, и я закупориваюсь в моих комнатах по необходимости, не только по произволу. Что де­лать? надо идти тем путем, который указан Промыслом Божиим.

Испрашивающий твоих Святых молитв.

<Недостойный> Е<пископ> И<гматий>. 6 сентября 1862 года



№39

Здоровье мое очень слабо. Паче всего силы окончательно ис­тощены. Перемены бывают не по дням, а по часам: то поотдает, то опять схватит. Не могу нарадоваться спокойному приюту, ко­торый дарован мне Богом и который столько соответствует мое­му положению.

Спаси Господи, Батюшка мой, за труд, который ты принимал на себя, пиша ко мне довольно часто. Уже не утруждай себя столько. Весьма буду благодарен, если напишешь изредка или при какой особенной нужде.

31 октября 1862 года

№40

Спаси тебя Господи за письмо твое от 5 января. Справедливо говоришь, что Бог даровал мне в свое, известное Богу время, то, чего я давно и постоянно желал, но к чему не был готов. -«Без­молвие, — говорит святой Иоанн Лествичник, — неопытных погубляет». Прошу твоих молитв, чтоб дарована была мне премуд­рость употребить должным образом время, дарованное на пока­яние и приготовление себя к вечности.

О себе рассуждай с осмотрительностию. Здешнее место не Сергиева пустыня.

Так называемыми талантами, при которых позволяют себе гор­дость, самоволие и другие послабления, здесь не дорожат, а доро­жат сохранением монашеского направления. Нарушителю мона­стырских правил и благочиния, кто бы он ни был, выдается не­медленно билет для приискания себе другого места. А потому желающий здесь жить, должен предварительно приуготовиться к покаянию, которое определяется святым Иоанном Лествичником так: «покаяние состоит в постоянном утеснении чрева и сокру­шении духа». С иным приуготовлением лучше сюда не вступать. Место здешнее — уединенное, способствующее вниманию себе и покаянию; в города и села братии не позволяется отлучаться, в гостиницу без спросу не ходят, женского пола в келлии к себе не принимают.

Очень буду рад посещению о. Архимандрита, но заблаговре­менно могу сказать, что к советам я потерял способность, если и имел ее. Потрудись передать мой усердный поклон и благосло­вение братии и болящему Иоанну Дементьевичу, коему желаю скончать земное течение свое в покаянии и надежде на единственную надежду нашу — Господа Иисуса Христа, Бога и Ис­купителя нашего.

И паки прошу твоих святых молитв.

Е<пископ> И<гнатий>. 17 января 1863 года.

№41

Справедливо говоришь, что милость Божия к тем, которые ус­транены Промыслом Божиим от общего стремления массы в от­дельные положения, как бы на острова, с которых только видна и слышна буря морская, и то тогда, когда житель острова оставит глубину его — внимание к себе, и приблизится к берегу — начнет внимать совершающемуся на житейском море. Эта милость Божия возвещена и Священным Писанием (Пс. 30. 20, 21, 22). Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скро­ются от входов человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самыми попущениями Божиими.

Не от кого ожидать восстановления христианству! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монасты­рях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготерпение Божие длит время и от­срочивает решительную развязку для небольшого остатка спа­сающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользо­ваться временем, данным для спасения «яко время сокращено есть», и от всякого из нас переход в вечность не далек.

Е<пископ > И<гнатий>. 14 ноября 1864 года

№42

Брат привез мне известие, что ты подвергался тяжкой болез­ни, почему и пишу тебе эти утешительные строки. Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые нам посылают­ся, и исповедовать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом принимаемая скорбь послужит нам непременно в очищение грехов наших и залогом к получению веч­ного блаженства. Мы по свойству недугующего падением есте­ства нашего, заботимся наиболее об устроении нашего земного положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если б земное наше положение не было потрясае­мо скорбями, если б скорби, посылаемые по временам Промыс­лом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное пре­ходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание го­ворит: Господь, его же любит, наказует [328] Скорби, вразумляющие посылаются от Бога тем, которых Он хочет помиловать, а отвер­женным посылаются скорби сокрушительные и решительные, наиболее на самом конце жизни, как-то, или скоропостижная смерть или лишение рассудка и тому подобное.

Велик Бог наш! Великое дело — искупление человеков Богом! страшные дни — падение человека! Необходимо нужно основатель­но познать это, чтоб не погибнуть навеки.

Е<пископ> И<гнатий>. 1866 года

№43

Подвижникам, занимающимся умственным подвигом, попус­каются преимущественно пред телесными подвигами болезни и другие скорби: от действия их подвижник по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабеет самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начина­ет зарождаться в душе истинное смирение, на котором основа­ны правильность и прочность всякого подвига.

Это сказано в утешение тебе в постигшей тебя болезни. Будем предаваться воле Божией и делать сами то, что зависит от нас.

Е<пископ> И<гнатий>. 22 июня 1866 года

№44

Тому человеку, которого Бог избирает в служение Себе, по­сылаются различные скорби. За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтоб даровал покорность Ему и терпение. Очень хорошо сказал святый Исаак Сире кий, увеще­вая покоряться Богу: «Ты не умнее Бога». Просто и верно.

После последнего приема сиропа чувствую необыкновенную слабость. Ноги не служат. Боль в сердце, которая была уже очень сильною в Сергиевой Пустыне, обнаружилась после сиропа с осо­бенною ясностию. Проведши жизнь под игом различных немо­щей, в постоянных преткновениях, в постоянном упущении обя­занностей моих, имею тот счастливый результат из такой жизни, что всю надежду спасения моего должен возлагать на единого Бога.

Е<пископ> И<гнатий>. 29 июля 1866 года

№45

Жизнь христианина на земле есть цепь страданий. Должно бороться с телом своим, со страстями, с духами злобы. В этой борьбе — наша надежда. Наше спасение есть Бог наш. Возложившись на Бога, должно переносить с терпением время борь­бы. Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по Промыслу Божию, к великой душев­ной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и сми­ренно, которое Бог не уничижит.

Прошу твоих святых молитв обо мне, изнемогающем и телом и душою. Призывающий на тебя благословение Божие.

Е<пископ> И<гнатий>. 29 ноября 1866 года

№46

С месяц, как я чувствую во всей нижней части груди особеннейшую боль и истощание. От ничтожнейшего занятия пись­мом утомляюсь неимоверно.

П. А. довольно хлопот с изданием моих сочинений! Но эти хлопоты тем полезные ему, что дали возможность всмотреться в состояние Церкви, которое грустно. Святитель Тихон, смотря проницательно на направление, принимаемое современниками его, сказал: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесцен­ный дар Божий».

Прошу твоих молитв обо мне. Призывающий на тебя обиль­ное благословение Божие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.