Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 26 страница




12 июля 1856 года

№ 12

Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович!

Письмо твое от 26-го июля я получил 13-го августа. Прежде всего скажу тебе в дополнение к прежним письмам, что, несмот­ря на мое желание остаться в Оптиной пустыни, я не сошелся с настоятелем ее, и потому время удаления моего из Сергиевской отсрочилось на неограниченное время. Отдаюсь на волю Божию. Приходится жить иначе, нежели как рассуждается. Такова участь не одного меня. По человеческому суждению общество скита Оптинского и духовник — отец Макарий — лучшее, чего бы мож­но было желать по настоящему состоянию христианства и мо­нашества в России, но Промысл Божий, руководящий нашей участью, мудрее суждения человеческого.

Относительно книги для чтения, к сожалению, должно ска­зать, что у нас удовлетворительно объясняющей христианство нет. За неимением лучшей, полагаю прислать Богословие Макария, которая много повреждена школьною системой, данною книге. Странно видеть систему, по которой изложены механика, аналитика и прочее тому подобное, приложенное к изучению Бога! Впрочем, эта книга есть наилучшая у нас.

Очень радуюсь, что воды подействовали благодетельно на Алешу. Может быть, к тому времени, как он будет в состоянии управлять сам собою, твое желание уединения сделается удобоисполнимее.

Призывающий на Тебя и на него обильное Божие благосло­вение Тебе преданнейший брат

Архимандрит Игнатий. 13 августа 1856 года

№13

Мое положение здесь представляется мне очень непрочным; хорошие мои знакомые вымерли, сам я сделался крайне хвор. Впрочем — таков мой взгляд и суд человеческий. Но суд Божий бывает иной, и Промысл Божий о человеке неведом.

2 декабря 1856 года

№ 14

С праздников долго времени я хворал; мои болезни не могут помириться со здешним климатом; но все попытки мои вырвать­ся отсюда остаются тщетными, почему я вполне предался воле Божией, отвергнув в сторону все мои разумения и рассуждения.

Неминуемо благотворный климат Кавказа должен быть по­лезен для твоего здоровья, а усиленная деятельность для твоей души. И при деятельности можно внимать себе в страхе Божием, наблюдая, чтоб душевными движениями и зависящими от них действиями управляло не разгорячение бессловесное, но здравый разум, основывающийся на желании общественного и потом частного блага, озаряющийся светом Евангелия.

23 января 1857 года

№ 15

Относительно образа твоей жизни признаю лучшим избран­ное мною и для меня самого: предаться воле Божией, потому что мы не знаем наверно, где встретит нас душевная польза и где встретит нас душевный вред. Надо постоянно молиться Богу, чтоб Он, по бесконечной Его благости, премудрости и силе, на­ставил нас на путь спасения и устроил нам его. Поползновения свои должно врачевать покаянием и терпеливо переносить са­мую удобопоползновенность свою, доколе сила Вышнего не осе­нит нас и не освободит от работы греху. В свое время Бог пока­жет нам, что делать с собою.

Мое здоровье — так себе; обстоятельства — так себе. При ны­нешнем общем обороте дел, где все стремится к обширнейшему материальному развитию и потому без умолку и отдыха суетит­ся, работает, торопится, было бы несправедливым (уже так пред­ставляется) и в самом монастыре искать спокойствия. Поэтому каждый должен дорожить своим местом и временем, не подда­ваясь лестному совету врага нашего, внушающего нам: «сегодня веди себя как-нибудь; придет время, дастся удобное место — тог­да уже поведешь себя, как должно». В противность сему совету, поведем себя каждый день и везде, как должно, а нарушения в должном уврачуем покаянием. Враг льстит, чтоб украсть все время, данное на покаяние. Но мы, уразумев лесть врага, каж­дый день должны прибегать к покаянию и полагать благое нача­ло. Человеку, который отдал себя Богу, надо считать свое ныне лучшим временем для спасения.

Книга сочинений преп. Аввы Дорофея помогает рассматри­вать себя, также доставляет превосходное руководство для вос­питания молодых людей

16 марта 1857 года

№16

Письмо твое от 14 марта я получил 30-го. Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибель­ной, излишней светскости — не бойся; убойся того грозного из­речения Господня, которое ожидает родителей на Страшном Суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убой­ся тех отчаянных и бесполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада.

Ты грустишь в твоем одиночестве по духу? Это состояние — состояние почти всех. 38 лет лежал расслабленный в притворе Соломоновом среди многолюднейшего Иерусалима; но когда по­дошел к одру его вочеловечившийся Господь, то он принес Ему жалобу: человека не имам [319]. Расслабленный не мог завестись чело­веком в продолжение 38 лет! — И в этом случае надо положиться на Бога: Он попускает человеку потомиться голодом, чтоб чело­век дал должную цену пищи в то время, когда она будет ему пред­ложена. Душа сытая, — говорит Писание, — сотом рыгается [320]. Благословение Божие да почиет над Тобою и Твоим сыном!

30 марта 1857 года

№17

Над всеми нами да будет воля Господа Бога нашего, гораздо более, нежели мы, ведающего, что полезно нам. С верою преда­дим себя Ему. Такая вера — смирение, как сказал один Св. Отец: потому что смирение есть полная преданность Богу при полном недоверии к себе. Не смущайся, что по временам чувствуешь ожесточение, хладность и действие страстей. Эти периоды ду­шевного нестроения надо переносить с терпением. Св. Макарий Великий сказал: «в каждом из нас бывают перемены, как в воз-Духе: то стоит ясная погода, то льются дожди, шумит ветер и стоит ненастье...» Другой святой, преп. Исаак, приводя и объяс­няя эти слова преп. Макария, говорит: «заметь слово: в каждом.


Оно поставлено не без цели, но употреблено с тою целью, чтоб показать, что все человеки, без изъятия, не только грешные, но и святые, по временам обуреваются страстями. Постоянной непогрешительности и постоянного душевного состояния нет на зем­ле. Непременяемость есть достояние будущего века»-. Поэтому должно смотреть на свои душевные перемены с благоразумием, как бы показывая и открывая Богу свою греховность, и вместе с тем предаваясь Его Святой воле и прося Его милости и помощи.

5 мая 1857 года

№ 18

Весьма радуюсь, что князь Барятинский[321] обратил на тебя свое внимание: усердно желаю, чтобы это внимание не было одним лишь приветствием, нужным по времени и на время. Таково мое для тебя желание по человеку; а по духу — сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, ибо Он Един знает, что нам полезно, и устраивает наши судьбы для вечных польз наших, попуская в здешней временной и кратчайшей жизни поскорбеть соответственно нашим силам, дабы души наши не прилепились к земле, а постоянно отторгались от нее различными скорбями и обращались, теснимые отовсюду, к Господу Богу нашему. — Мое положение похоже на твое: сватают, сватают и не просватывают. Впрочем, и в Сергиевой пустыни пользуюсь таким благоденстви­ем, какое редко можно встретить на земле в настоящее время, — особенно в духовном отношении. Следовательно, священная обя­занность моя: не желать ничего по моему разумению, воле и само­оправданию, желать, чтоб во всем совершалась воля Божия. Но­вый Митрополит Григорий — весьма благочестивый пастырь; ко мне являет особенное расположение. Здоровье мое так себе. По особенной милости Божией мой доктор открыл, что в весьма слож­ной болезни моей очень значительную роль играет золотуха. Противозолотушные средства действуют отлично, особенно Аделаидские воды, имеющие в себе йод, и при них мазь, которою заменяются ванны, почти невозможные в здешнем климате и при моих обязанностях. — В чужие края уехало множество: бегут от петербургского убийственного климата. А мне, под конец жиз­ни, куда-нибудь в тихий край родной России, подальше от Пи­тера, который и по климату, и по всему прочему для меня не сроден. Впрочем, не моя, но Божия воля да будет. Призываю Божие благословение на тебя и твоего сына.

22 мая 1857 год


№19

Письмо твое от 10 июня я получил сейчас и, нисколько не медля, отвечаю на него.

Бог, управляющий всем, особенно бдит над людьми, желающи­ми служить Ему, хотя бы они и побеждались своими немощами. Он ведет их путем скорбным, скорбями отрешая от мира и приводя к Себе. Потом избавляет их от всех скорбей, чтобы они зрели Его всеблагий Промысл и стяжали веру в Него. Надо помнить смерть, устрашать себя неизвестностью ее часа и грозным истязанием, вслед за нею ожидающим каждого человека; но и то надо знать, что по уверению Св. Отцов внезапная смерть не случается с людьми, же­лающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами; но Правосудный и Милосердный Бог дает им кончину, сообразную их намерениям.

26 июня 1857 года

№20

От всей души желаю, чтобы Милосердный Господь устроил твои обстоятельства наилучшим образом и ко временному, и к вечному твоему благу. Надо предаваться воле Божией и все по­мыслы — непокорства смирять, сколь бы раз эти помыслы не восставали. Мое здоровье плохо, так плохо, что служу с вели­чайшим трудом и усилием. Доктора признают, что здешний кли­мат причиною моей болезненности. Опять: да будет воля Бо­жия. Милого Алешу целую.

30 сентября 1857 года

№21

18 декабря прибыл я в Харьков, где нашел от тебя письма, за которые премного благодарю. Усердно желаю, чтоб ты остался в Ставрополе и чтоб нам Бог благословил потрудиться вместе для пользы христианства и человечества, иначе для пользы Церкви православной и тесно связанной с нею пользы отечества В Пе­тербурге говорили мне весьма верные люди, что киязь Б<арятинский> к тебе очень расположен. Всесвятая воля Божия да совершается над нами и да дарует нам грешным спасение!

Цель моей жизни в Ставрополе — благочестие. Усердно же­лаю и молю Господа, чтобы даровал мне посвятить себя всецело учению Христову, как этого и требует моя обязанность, и этим учением пропитывать себя и ближних во спасение.

19 декабря 1857 года

№22

Любезнейший Друг и Брат,

Петр Александрович!

Письмо твое от 13-го октября я получил 23-го. Долго стран­ствовало письмо Твое. Благодарю тебя за все твои действия в пользу Кавказской Церкви.

Мне чрезвычайно приятно, что мы совпадаем с Алексеем Федоровичем Крузенштерном[322] в одно понятие о действии ре­лигиозном на горцев. По моему мнению, Моздок, в настоящее время, есть единственный пункт, из которого можно действо­вать с успехом; может быть, впоследствии на правом фланге бу­дет служить подобным пунктом резиденция командующего. Но то впереди: прежде надо сделать то, что под руками, — надо об­разовать и усилить то, что уже действует, будучи предоставлено само себе. — В Моздоке есть Апостол для горцев, несравнимый ни с какими миссионерами: чудотворная икона Божией Мате­ри, к которой во множестве притекают даже магометане горцы. При церкви, в которой пребывает Икона, имеется 800 душ му­жеского пола осетин-христиан и 700 душ христиан-черкесов. Церковь, где Икона, премаленькая и преветхая. Для построения новой собрано несколько тысяч денег; если к ним прибавить от казны небольшую сумму, то можно выстроить прекрасную цер­ковь, которая приведет осетин и черкесов в восторг. Надо учре­дить крестные ходы с Иконою за Терек. Весьма бы хорошо учре­дить при церкви и Иконе монастырь общежительный: монахи — наилучшие миссионеры; сверх того в монастырь могли бы всту­пать в число братства осетины и черкесы, к чему они наклонны. В Моздоке имеется духовное училище, в беднейшем положении; его надо привести в порядок, и надо дать ему возможность обу­чать черкесских и осетинских детей, с целью приготовить из них причетников. Быв ныне в Моздоке, я велел взять в училище че­тырех мальчиков, и один умненький 15-летний юноша приехал ко мне в Ставрополь, чтоб приготовиться к принятию священ­ства При всех этих распоряжениях непрестанно является воп­рос о средствах, потому что без них ничего не сделаешь, а их-то и нет. В здешней Семинарии я предложил усилить преподавание осетинского языка; надо бы ввести и развить в Семинарии пре­подавание и прочих местных языков и наречий, именно в видах церковной пользы края, а здесь хотели было уничтожить препо­давание осетинского языка, развить же преподавание француз­ского и немецкого. Изволь видеть направление! Оно не без на­чальной причины и мысли, и не без цели.

Посылаю к Василию Антоновичу при письме те сведения, которые я мог найти об обеих суммах. Причиною, что мне не высланы деньги, — новость графа Толстого в делах и крайняя беспамятливость Митрополита Григория, с одной стороны, с другой — нерасположение ко мне мелких чиновников Синода, служащих по этой части, каковым нерасположением я постоян­но пользовался, и — горжусь!

Алешу я не раз приглашал к себе по твоем отъезде, а вследствие твоего письма и приказание дал, чтоб при всяком свободном вре­мени являлся ко мне. Мои очень кланяются тебе и благодарят за воспоминание. Домик мой необыкновенно комфортен и тепел. Весьма хорошо сделаешь, если проследишь за делами в Тифлисе, и последишь вполне: дела, как и дети, имеют необходимую нужду в няньке. Без попечительной няньки, того и смотри, поделаются уро­дами. Потрудись написать мне твой адрес. Воды продолжают силь­но действовать на меня: теперь в переборе голова.

Благословение Божие да почиет над Тобою. Будь здоров и благополучен. Тебе преданнейший брат

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский.

24 октября 1858 года

Потрудись выписать для меня Кавказский календарь и газе­ту «Кавказ» наследующий 1859-й год.

№23

От души поздравляю тебя со днем твоего Ангела. Верховный Апостол Петр, когда исповедал Господа Иисуса Христа Богом и Сыном Божиим, тогда услышал от Господа, что это открыл ему Сам Отец Небесный. Итак, познание Господа есть не что-нибудь случайное, но особенный дар Божий. Душа, принявшая этот дар, Да возрадуется о Господе. Это я тебе говаривал, а в день твоего Ангела этим и письменно тебя приветствую. Да продлит Господь над тобою Свою милость до конца, чтоб ты данный тебе дар воз­делал и явился Лицу Господню с усугубленным талантом.

29 июня 1859 год

№24

Поздравляю тебя с милостию Божией, по мановению кото­рой действует и милость человеческая. Господь да направит и остальную часть земного странствования твоего, по Святой Его воле, к блаженному вечному пристанищу.

15 августа 1859 года

№25

Граф Евдокимов просил меня сообщить тебе, что депешей из Петербурга извещают его о прибытии Государя Императора на Кавказ. В Ставрополе Государь не будет.

Из Питера я получил официальное уведомление, что бумаги мои прибыли 1-го августа и того же дня розданы по адресам. Государь выезжает из Петербурга 7-го или 8-го.

Заключает Церковь все свои разнообразные прошения к Богу следующими словами: «сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!» Заключаю этими словами и письмо мое.

17 августа 1861 года

№26

На письмо Твое от 22-го августа из Херсона отвечаю: я уже не Кавказский и Черноморский Епископ. 21-го августа получено мною письмо от Синодального Обер-Прокурора следующего содержания: «По Высочайшему повелению имею честь уведо­мить Ваше Преосвященство, что всеподданнейшее письмо Ваше от 24-го минувшего июля Его Императорским Величеством при­нято благосклонно и выраженные в нем желания Ваши удов­летворены. 6-го августа 1861 года». — По частным письмам, Го­сударь сдал письмо мое в Синод 4-го августа; Синод выразил свое согласие на удовлетворение моего желания 5-го.

Такова о мне всемилосердная воля Божия, дающая мне вре­мя и удобство к тщательному приготовлению себя к переходу в вечность при посредстве тщательного покаяния. Некоторые по­лагают, что мне нужно бы было оставаться на поприще служеб­ном, для общественной пользы. На это имеется ответ в Еванге­лии, которое говорит: Кая польза человеку, аще мир весь приоб-



рящет, душу же свои отщетит? Занявшись приобретением души моей для Бога, я могу тем удобнее помогать тем моим ближ­ним, которые имеют намерение приобрести свою душу, будучи не развлекаем внешними попечениями о церковной админист­рации, в которую вкралась много не церковного.

Не будучи уже Епископом Черномории, я не имею права встречать Государя в Екатеринодаре.

В ответ на письмо Твое от 18-го услышь следующие настав­ления Св. Отцов: «Корабль, доколе находится в море, по необ­ходимости должен подвергаться многообразному влиянию сти­хий; когда же войдет в пристанище, тогда наслаждается спокой­ствием, и хозяин корабля производит прибыльнейшую для него куплю. Последнего, то есть спокойствия и выгодной торговли, никак не было, если б не было предпринято многотрудное пла­вание по морю и если б не преодолены были все препятствия и бедствия». Отнеси это к себе и утверждай себя надеждою на Бога, Которому ты вознамерился послужить и присоединиться. Плы­ви и переплывай о Господе бурную пучину. Повреждения, кото­рым нельзя не случаться, исправляй покаянием. Веруй и никак не расслабляйся. При этом непременно спасешься. Ибо Бог ни­как не оставляет того человека, который сам не оставляет Бога, несмотря на встречающиеся преткновения по немощи и повреж­дению естества грехом. Такового Бог приведет непременно к спасению. А указывать Богу: так и так меня спаси — невозмож­но. Потому что спасение, как дар Божий, выше постижения че­ловеческого. Почему желающий спастись должен просить себе спасения у Бога, как неизреченной милости Божией, предавая себя вполне воле Божией.

31 августа 1861 года

№27

Указа об увольнении меня на покой еще нет, — впрочем, я наготове. Таким образом всесвятая и всеблагая воля Божия о мне определилась. Она доставляет мне возможность быть по­лезным для себя и для ближних в духовном отношении, в отно­шении существенно-нужном и полезном. Слава Промыслу и Милосердию Божию! — Как уволенный от управления епархи­ей, я не счел себя вправе выезжать в Екатеринодар.

Относительно преткновений, случающихся христианину, до­коле он по неисповедимым судьбам Божиим находится среди мира, было написано следующее мнение Св. Отцов, которое по­вторить не мешает. Христианин подобен кораблю, а жизнь хри­стианина, посреде человеков и мира, подобна плаванию кораб­ля по морю. Корабль, доколе находится в море, подвергается вли­янию ветров, течениям, бурным волнам, ударяется о подводные камни, сталкивается с другими кораблями, подвергается много­различным опасностям, терпит многоразличные повреждения, которые исцеляются покаянием. Когда же он войдет в пристань, тогда бывает вне всякой опасности; хозяин выгружает товары, которыми был наполнен корабль, производит торговлю и нажи­вает большие барыши. Невозможно требовать для корабля, ког­да он находится в открытом море, того спокойствия, которым он пользуется в пристани; нельзя на открытом море производить торговли имеющимся на корабле товаром. Опять невозможно кораблю войти в тихое пристанище, если он не подвергнется сперва многотрудному плаванию в открытом море. Точно так и человеку, доколе он находится среди человеков, невозможно не подвергаться многоразличным напастям, возникающим из мира и из собственного падения, доколе Бог не приведет его в тихое пристанище. Бог ведает, сколько человека должно продержать среди волн и бурь житейского моря, и когда ввести его в тихое пристанище, не развлекаемое волнами, для покаяния. Но обиль­ный плод, собираемый в уединении, есть последствие многотруд­ного пребывания между человеками. Второе есть основание для первого, и первое не может состояться, если ему не предшеству­ет второе. Почему все, желающие непогрешительно спастись, должны предать себя с полною верой Всесвятой воле Божией и молить Бога, чтоб даровал им спасение, ибо спасение не есть че­ловеческое начинание или человеческое дело, но дело Божие и дар Божий человеку.

4 сентября 1861 года

№28

Слава Богу за все! Слава Богу, дарующему провести остаток дней вне развлечения тому человеку, который имеет крайнюю и существенную нужду принести покаяние в согрешениях, соде­янных при развлечении.

Я мирен к действиям Московского Митрополита и других, ибо они совершаются не без попущения Божия, а Бог приводит человека к духовным целям такими путями, которые по наружности имеют характер неприятностей и несчастий. Слава Пре­мудрости Всеблагого Бога нашего.

11 сентября 1861 года

№29

11-го вечером получил Синодский указ о предоставлении мне в управление Бабаевского монастыря на правах епархиального Архиерея с 1000 руб. сер<ебром> пенсии. Остается благодарить и славословить Бога, дарующего мне положение, какого лучше желать нельзя. Полагаю выехать 15-го. Синод не дал ни прого­нов, ни подъемных. Из Тифлиса также нет ничего.

[1861]

№30

По милости Божией я прибыл благополучно 30-го сентября вечером в Москву: остановился у Пр<еосвященного> Викария[323], коим, равно как и Митрополитом, принят был очень ласково. Если они и действовали против меня, то делали это в омрачении и увлечении, а не по злонамеренности, так как искушение, из­гнавшее меня из епархии, было устроено демонами, по попуще­нию Бога, Который допустил и демонов, и действовавших под их влиянием людей действовать против меня, но тем содейство­вать исполнению воли Божией о мне, благоволившей даровать мне время на покаяние прежде кончины моей. Препод<обный> Марк Подвижник сказал: «пришедшу искушению, не ищи как и от кого оно пришло, а ищи того, чтоб перенести его с благодаре­нием». Воспрещенное преп. Марком разбирательство приводит только душу в смущение и способствует насеяться в ней семе­нам ненависти и памятозлобия к ближним; а благодарение Бога за посланное искушение вводит душу в пристанище веры, ми­рит с ближними и служит причиною духовной радости. При та­ком взгляде на действия враждебных людей я привлекаю в душу свою мир.

Алешу я нашел в самом удовлетворительном положении. Он вступает на истинный путь и начинает понимать монашество, как оно есть. В этом вижу неизреченное благословение Божие и благоволение к тебе и к Алеше. Все недоумения, посеянные вра­гом между им и тобою, рассеялись сами собой по милости и ма­новению Божию. Тебе остается утешаться и благодарить Бога; на основании полученных духовных благодеяний надеяться, что и впредь эти благодеяния будут изливаться, вместе с тем бодр­ствовать и трезвиться, чтоб даемыя благодеяния не были исхищены из самых рук наших невидимыми и недремлющими вра­гами. Спасайся!

Недостойный Е<пископ> Игнатий. 5 октября 1861 года

№31

Письмо твое из Курска получил. Алексей поживает благопо­лучно; приметно поправляется в здоровье; занимается монашес­кою жизнию со вниманием и усердием. Бог да благословит это милое дитя!

Особенная милость Божия привела меня в тихое пристани­ще. Кто желает служить Богу, тот должен молить Бога, чтобы Бог принял такое его намерение и устроил для него исшествие из мира В твоих глазах устроилось мое исшествие. Когда же представится удобство, то и самому не должно предаваться дво­едушию. Час единонадесятый! Поприще покаяния в непродол­жительном времени может быть закрыто смертью. Заглядывать­ся на стороны некогда.

25 ноября 1861 года

№32

Письмо твое от 26-го ноября получил. Живем благополучно; я в немощи очень отягощаюсь недостаточным теплом в помеще­нии, а Алексей Петрович очень поправился здоровьем, приуча­ется к истинной духовной жизни.

Все помещение требует значительной переправки. В моих келлиях комнатная температура с трудом возвышается до 12е.

Спасение есть дар Божий. Кто хочет получить спасение, тот должен молить Бога, чтобы Он даровал ему Свой дар.

Бабаевский монастырь очень уединен, особливо зимой, а по­тому здесь ощутительно действуют бесовские брани; но Бог — Царь мира и Вседержитель, почему для предавшегося Богу бе­совские брани не страшны, а способствуют преуспеянию.

9 декабря 1861 года



№33

Поздравляю тебя с праздниками и Новым годом. Милость Божия да покроет тебя. Желающий спастись должен предаться воле Божией и молить Бога, чтоб Бог сказал, т. е. указал ему путь спасения. Человеку неизвестно, что предназначено ему Промыс­лом Божиим. Особливо в наше время всеобщего колебания вся­кое положение делается неверным и непрочным, если Бог Своею всесильною Десницей не упрочит его и не сделает верным.

25 декабря 1861 года

№34

Письмо твое от 17-го декабря я получил 3-го января. Да уст­роит Тебя Господь по Своей всесвятой воле и по Своей неизре­ченной милости. Положись на Бога. Если пришло время Твое­му увольнению, то уволят; если же остановят, то будь мирен и старайся жить в угождении Богу, удаляясь от греха, особенно смертного. Богу мы не говорим: так и так спаси меня, но гово­рим: <Имиже веси судьбами спаси мя>. Спасение — дар Божий, а не человеческое изобретение. Если есть воля Божия на то, чтоб тебя уволили, то все обстоятельства будут споспешествовать увольнению. В твоих глазах совершилось случившееся надо мною: выхватило вдруг из одного положения как бы вихрем и поставило в другое. Но и это другое положение еще не может быть признано основательным по неосновательности обстоя­тельств: нужно некоторое время, чтоб оно обозначилось опреде­леннее.

Алексей очень поправился и уже с румянцем на щеках.

Желательно, чтоб Тебе дали обещанную пенсию: твои годы идут к старости, и недостаточность содержания очень стеснит, а достаточное — доставит удобства, которые можно назвать необ­ходимыми. Деньги Алексея Петровича должно оставить непри­косновенными, ибо такова его мысль, и противное ей распоря­жение может очень смутить его. Мысль основательная при на­ступающих обстоятельствах! Может быть, придется юноше оканчивать монашескую жизнь вне монастыря. Из выходящих в свет сочинений видно, что все образованное общество во всех сословиях приняло направление, долженствующее иметь соот­ветствующие себе результаты. Хлеб повсеместно дорожает; по сильной убавке посевов надо ожидать значительной дороговиз­ны его и при хороших урожаях. Безденежье — повсеместное!


Впрочем, вести из столиц доходят сюда труднее, нежели на Кав­каз; часто приходят сюда очень искаженными. Бабаевский мо­настырь — как отдельный мир! Такое достоинство его доставля­ется ему его необыкновенным уединением.

7 января 1862 года

№35

Бог да устроит тебя по Своей святой воле! Земная жизнь ни­чего не значит перед вечною. Первая дана единственно для при­готовления ко второй. Не должно терять времени, иначе непри­метным образом подкрадется смерть и восхитит на суд Божий неприготовленными. Впрочем, повторяю: положиться надо на волю Божию. Ныне не поймешь и не предусмотришь, что надо делать и как должно поступить. Не веси что породит настоя­щий денъ [324], говорит Священное Писание. При нынешнем направ­лении умов неизвестно, долго ли подержатся монастыри и на­сколько благонадежен приют в них. По этой причине я смотрю с соболезнованием на Алексея! Мы стары, отживаем век наш, а он начинает жить. Надо молить Бога, чтоб Он совершил над нами Свою святую волю, а не упорствовать в последовании своей, хотя она и благонамеренна.

Сюда назначили г. Щапова[325], для вразумления его. Какая по­здняя мера! Когда сочинения его разошлись по России, были читаны, а вероятно, и теперь читаются большинством с востор­гом и увлечением; когда Щапов дело свое вполне совершил — тогда и присылают его в монастырь. Монастырь для лица, если к нему есть милость Божия, может быть полезен; но это лицо уже чуждо своему делу, получившему собственные и значение и са­мостоятельность. Оба воспитанника Кавказской Семинарии, по­сланные при мне в Казанскую Академию, замешаны в деле. Это — жертвы; жрецы в стороне. Всякий пустяк, который ныне вы­ходит печатно, пропитан революционным духом. Направление сделалось всеобщим. Вопрос крестьянский сделался вопросом всероссийским. Умаление средств у помещиков отозвалось на благосостоянии купечества; возвышение цеиы на хлеб и прочие жизненные припасы, цены, постоянно возвышающиеся и дол­женствующие возвышаться, отзываются на положении всех го­родских жителей. Крестьяне заражаются самым буйным духом, который распространяют в них разные неблагонамеренные из­вне и из среды их.

Будь здоров и благополучен. Милость Божия да хранит Тебя. Храни и храни Твою душу среди общего нравственного потопа.

15 января 1862 года

№36

Тобою с Твоей стороны сделано все, остальное да устроит Милосердый Господь по Своей Святой Воле. Дниелукавы суть [326], говорит Священное Писание. Неприметным образом утекают один за другим. Ныне век идет быстро; кажется, с осени, с мое­го приезда сюда, пошел еще быстрее; осенние события дали большой толчок, сделали значительный переворот. Игнатьев, Путятин, заменены людьми иного направления. Направление старое уступает место направлению новому; новое еще не оп­ределено. Не знаешь, что делать и как быть. О ходе болезни князя Барятинского положительно ничего не слышно; слыш­но только, что он неисцелимо болен. Как все в жизни преврат­но! Того и смотри, что он, или кто подобный, и подобные ему сойдут со сцены. — Цены на хлеб возрастают. В Питере купцы, торгующие предметами роскоши и удобства, не знают, что и делать: покупателей нет. Предметы необходимой потребности идут, но цены на все очень высоки. Рабочие руки вздорожали. Великое дело освобождения крестьян сопряжено с значитель­ными трудностями, для преодоления которых, во-первых, нуж­на особенная помощь Божия, а потом — самая мудрая, недрем­лющая человеческая деятельность. Тебе, как губернатору, нуж­ны эти сведения к соображению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.