КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Том VIII 46 страница. [316] Альманах «Дворянское собрание»
[316] Альманах «Дворянское собрание». М, 1997. № 6. С. 163-164.
[317] Настоятель Николо-Бабаевского монастыря после архимандрита Иустина. [318] Бывший последний келейник святителя Игнатия — Василий Павлов.
[319] Ин. 5.7.
[320] Сытая душа попирает и сот (Притч. 27.7).
[321] Барятинский Александр Иванович (1815-1879) — князь, генерал-фельдмаршал, в 1856-1861 гг. наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказской армии.
[322] Крузенштерн А. Ф. — статс-секретарь, управляющий гражданской частью Наместничества.
[323] Преосвященный Леонид (Краснопевков) — о нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 693-747.
[324] Притч. 3,28.
[325] См. Настоящее издание, т. 2, с. 451-464.
[326] Еф.5.16.
[327] Еф. 5.15.
[328] Не знаю, о ком хотел сказать Пр<еосвященный> Игнатий, не назвав цензора, передавшего ему тайное распоряжение, но знаю верно, что Варшавский Архиепископ Иоанникий, бывший некогда также цензором, то же самое передавал С.-Петербургской купеческой жене Татьяне Семеновне Митрополовой (Никифоровой). — Примеч. П. А. Брянчанинова.
[329] Соломон Петр Иванович — статский советник, Директор канцелярии Святейшего Синода.
[330] 2 Пет. 3.8.
[331] Аскоченский Виктор Ипатьевым (1813-1879) — редактор-издатель журнала «Домашняя беседа».
[332] Александра Васильевна Жандр — племянница святителя Игнатия.
[333] Писано в ответ на предложение действовать против распространения зло-учения рецензии Матвеевского чрез высшее духовное начальство. — Примеч. П. А. Брянманинова.
[334] 1 Пет. 5.8.
[335] Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15.16).
[336] Архимандрит Иоанн (Соколов) — о нем см. Настоящее издание, т. 2, с. 451 и далее.
[337] Племянница святителя Игнатия.
[338] Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс. 39. 2). [339] Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих. 7.9).
[340] О нем см. т. 7, с. 199-200.
[341] См. Настоящее издание, т. 6, с. 652.
[342] Архимандрит Сергиевой пустыни Игнатий (Малышев).
[343] По поводу клеветы, взведенной гласно посредством печатной статьи «Одесского Вестника», в которой П. А. Брянчанинов был обвинен несправедливо в недобросовестных действиях.
[344] Возвращенный из сбора послушник — сборщик, обнаруживший неблагонадежные наклонности, — хотя по виду казался самой безукоризненной наружности. — Примеч. П. А. Брянчанинова.
[345] «Земледелец», статья «Домашней Беседы», в ответ статье «Дня», нападав шей на монастыри вообще и на Сергиеву Пустыню, что близ С.-Петербурга в особенности. — Примеч. П. А. Бряннанинова.
[346] Снессореву.
[347] «Аскетические опыты». Т. 1.
[348] А. В. Жандр — племянница святителя Игнатия.
[349] Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников (ГИМ ОПИ). Ф. 254. (Частично были опубликованы в книге «Будущее России в руках Божественного Промысла». М., 1998.)
[350] Муравьев Александр Николаевич, брат Н. Н. Муравьева-Карского. См. о нем Настоящее издание, т. 5, с. 426.
[351] А. Н. Муравьеву.
[352] Муравьев Валериан Николаевич — в то время Костромской губернатор.
[353] Наталия Григорьевна — жена Н. Н. Муравьева-Карского.
[354]..меужели Мне не пить маши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18.11.)
[355] Настоятель Николо-Угрешского монастыря Пимен (Мясников).
[356] А. Н. Муравьев — брат Н. Н. Муравьева-Карского. 2Левшин — свекор П. А. Брянчанинова.
[357] Муравьев Николай Николаевич (1809-1881) — государственный деятель; в 1847-1861 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири; в 1858 г. заключил Ай-гунский договор с Китаем, определивший границу по Амуру, за что получил титул графа Амурского.
[358] Александра Николаевича Муравьева.
[359] Цифра в скобках — порядковый номер письма в книге «Игумения Арсения. Путь немечтательного делания». М., 1999.
[360] О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 693-723.
[361] РНБ РО. Ф. 682 № 37.
[362] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. № 7. Ц [363] Напечатана под названием «Молитва о умершем» — Настоящее издание, т. 4, с 482. [364] Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 84.
[365] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 30. [366] РГБ ОР. Ф. 425. К. 3 № 31.
[367]...душа моя отказывается от утешения. Вспоминаю о Боге и трепещу (Пс. 76.3,4).
[368] у вас же и волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10.30). [369] Ин. 16.33. [370] и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня
[371] скитались по пустыням и юрам, по пещерам и ущельям земли, терпя недо
[372] Мф.11.28.
[373] Ср.:Пс. 118.105.
[374] Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!(Иов. 1.21.)
[375] 1 Кор. 10.13.
[376] По случаю смерти малолетней дочери Марии.
[377] Мф. 10.40; 9.15. [378] Брату Семену Александровичу Брянчанинову.
[379] Косуля — вид сохи, отваливающей землю только на одну сторону.
[380] Господь сказал, чтоб и милостыня, и пост, и молитва были в тайне, чтоб собственная шуйца не знала, что творит десница.
[381] О них см. Настоящее издание, т. 3, с. 557-562.
[382] О них см. Настоящее издание, т. 3, с. 557-562.
[383] 1 Брата святителя Игнатия.
[384] 2 Рим. 14.4.
[385] Евр. 12.6. [386] Великий Князь Александр Александрович, будущий Александр III.
[387]..хак сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Л к. 21.35).
[388]..и не избегнут (1 Сол. 5.3).
[389] РГБОР.Ф.425.К.4.№14.
[390] В предыдущем письме. [391] 2 Тим. 2.5.
[392] Супруга Семена Александровича Брянчанинова.
[393] А. А. Сухарев — сын Агафоклеи Марковны Сухаревой, о ней см. Настоящее издание, т. 3, с. 571.
[394]...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа,
[395] См.: Мф. 16.25; Мк. 8.35; Лк. 9. 24.
[396] Ср.: Ин. 15.19.
[397] Публикация и комментарии В. В. Кашириной. [398] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370; Опт-371.
[399] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 159-172. й [400] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 151-159. Ц [401] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи / Сост. Лев Кавелин. Спб., 1847. Ч. 2. С. 51.
[402] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 31 об. [403] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. Ц [404] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об.-226 об. [405] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 218-218 об.
[406] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. R [407] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 369 об. [408] РГБ ОР. Ф.214. Опт-371. Л. 368.
[409] См.: РГБ ОР. Ф. 214. Опт-361. Л. 166-179. Ц [410] Настоящее издание. Т. 4. С. 430-443 [411] См. с 633-650.
[412] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об.-226 об.
[413] На полях рукописи помета: зри.
[414] В ркп: Т. е. самоукорениемъ. — В. К.
[415] На полях рукописи помета: зри.
[416] Феодор (Перехватов), схимонах. Постриженник знаменитой Нямецкой обители и духовный наставник преп. оптинского старца Льва (Наголкина).
[417] В ркп.: Это слово «открыл» теперь ясно подтверждает слова многих знав
[418] На полях рукописи помета: зри.
[419] В ркп.: т. е. преграды. — В. К.
[420] В ркп. примеч.: Вне обыкновенного порядка.
[421] В ркп. примеч.: С час или сколько бы то ни было.
[422] В ркп. примеч.: члены.
[423] В ркп. примеч.: членами.
[424] В ркп. примеч.: в тебе.
[425] В ркп. примеч.: искренно.
[426] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368-369.
[427] Преп. оптинского старца Льва (Наголкина).
[428] Над словами, помещенными в скобки, в оригинале была сделана приписка-автограф старца Льва: «Сии слова помещены не по свойству и самочинно».
[429] Антиох, иеросхимонах. По кончине о. Феодора (1822) старец Лев по сми рению подписывал свои письма и именем иеросхимонаха Антиоха, хотя по следний и не участвовал в переписке.
[430] Иоанникий (Бочаров), в схиме Леонид — ученик и постриженник преп. оптинского старца Льва. В 1828 г. — насельник Александро-Невской лавры Санкт- Петербурга. [431] Феодор (Перехватов), схимонах. Скончался 5 апреля 1822 г. в Александро-Свирском монастыре. В письме упоминается о работе Дмитрия Александрови ча над житием схимонаха Феодора, начатой по благословению преп. Льва. Примечание составителя рукописных сборников писем старца Льва: «Этот пункт сего письма о собрании писем достопамятнаго Старца внушил и мне недостойнешему старание собрать при Божией помощи письма не только упо-минаемаго отца Феодора, но и отца Леонида, в сей книге помещенные, равно и отца Макария — достоуважаемаго старца Оптиной Пустыни». — Примеч. переписчика.
[432] РГБ OR Ф. 214. Опт-371. Л. 369-371.
[433] Примеч. вркп;. Говорит об отце Леониде.
[434] На полях ркп. помета: зри.
[435] Речь идет о Петре Васильевиче Лесникове (f25 декабря 1848) — петербургском купце, щедром благотворителе и духовном сыне преп. оптинского старца Льва [436] РГБ ОР. Ф. 213. К. 75. Ед. хр. 9. Л. 95-99. Ответ на письмо игумена Ила-рия — см. Настоящее издание, т. 6, с. 690.
[437] РГБ OR Ф. 214. Опт-384. Л. 54-55.
[438] См. Настоящее издание, т. 1, с. 166-167. [439] В некоторых источниках относят время начала работы над жизнеописанием к периоду пребывания в Пло-щанской пустыни, что опровергают обнаруженные нами письма святителя. Например, в «Полном жизнеописании епископа Игнатия Брянчанинова» говорится, что, будучи в Площанской пустыни, Дмитрий Александрович, «задумав отделиться от старца, он желал уединенно устроиться с товарищем своим в отведенной им келье, на правилах жизни скитской, т. е. жить вдвоем с общего совета... Изложив желание свое перед старцем о. Леонидом, Димитрий Александрович встретил с его стороны несогласие на такое отделение от них. Несогласие это повергло в большую скорбь подвижника Божия. Он видел, что его не понимают, и не хотят понять, и превратно судят намерение его, в основе которого лежало истинное благо для него и товарища его. Старец называл желание его преждевременным и опасным и, чтобы отвлечь мысли его от этого желания, дал ему послушание составить жизнеописание блаженного старца монаха Феодора, что он и исполнил» (Полное жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. С. 60). Мы также не можем согласиться с мнением, что Святитель был лично знаком со старцем Феодором (см.: Настоящее издание, т. 4, с. 422-423). Известно, что старец почил о Господе весной 1822 г., тогда как Дмитрий Александрович прибыл в Санкт-Петербург для поступления в Инженерное училище в конце лета 1822 г. [440] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368-369. См. с. 623.
[441] Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию Бочарову. Изд. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. С. 23-24. (Письмо от 15 февраля 1822 г.)
[442] См. Настоящее издание, т. 4, с. 430-443. [443] РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. Ед. хр. 9. [444] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-280-1 и 280-2. [445] Нифонт, иеросхимонах (+l2 марта 1860). Из крапивинских мещанских детей. Указом определен в число братства Оптиной Пустыни 12 декабря 1838 г., в монашество пострижен 5 августа 1848 г. Рукоположен в иеродиакона 25 июня 1848 г, во иеромонаха — 29 апреля 1850 г.
[446] Лесникова Е. Т., впоследствии монахиня Евфросиния (+27 ноября 1868), из семьи санкт-петербургских купцов, духовное чадо преп. старцев Льва и Макария, благотворительница Оптиной Пустыни [447] Сообщая архимандриту Игнатию о выходе в свет жизнеописания, старец Лев писал: «Зная Ваше усердие к достоблаженному старцу нашему Феодору, и какой труд Вы полагали в описании жития Его, обязанностию считаю представить Вам напечатанных жизни и подвигов его пять экземпляров. Во многом сделана перемена, а некоторые материи цензура не согласилась утвердить к напечатанию по правилам ее. Но мы хотя и тем довольны, что не останется совсем в забвении жизнь праведника, заслужившего, несомненно, от Бога вечную награду, и будет для нас, любящих и почитающих его, утешением воспоминать его и боголюбезные труды его. А может быть, некоторые по силе своей и поревнуют его трудам, терпению, смирению, любви, и сами удостоятся получить от Господа милость. Назад тому несколько дней книги оные отправлены вообще и для других. Вы изволите их получить от Евдокии Т<ерентьевны> Лесниковой» (Странствие ко вратам вечности. С. 134-135. (Письмо от сентября 1839 г.)). Хотя, как отмечал старец Лев, многие места были изменены, однако, сохранилась последовательность излагаемых событий, некоторые подробности были опущены, а некоторые, напротив, изложены более подробно. В целом же, можно отметить, что жизнеописание, подготовленное Порфирием Григоровым, в значительной степени опиралось на фактологическую основу жизнеописания, составленного Дмитрием Александровичем Брянчаниновым. В то же время жизнеописание Порфирия Григорова отличалось ясностью и выдержанностью слога. Избавленное от излишних мелких подробностей, житие приобрело стройность и завершенность.
[448] РГБ ОР. Ф. 214. Опт-280-1. [449] Так в рукописи.
[450] В рукописи: «трои сутки».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |