Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 53 страница




В сентябре 1822 года Шампольон пишет письмо своему ученому соседу, господину Досье, о расшифровке египетских письменных знаков, и с этого письма начинается история науки египтологии. Шампольон продолжает работать. Сопоставляя греческий и египетский тексты, он начинает понимать, что египетское письмо было словесно-слоговым, и одновременно подтверждается его гипотеза о том, что коптский — поздняя стадия развития древнеегипетского. Он сопоставляет коптские слова, записанные алфавитом, с египетскими иероглифами и получаем словесное соответствие.

Работы Шампольона принимаются далеко не всеми. Существует огромное количество скептиков, которые в 1820-е-30-е гг. упрекают его, говорят, что он шарлатан, что его метод не работает. Но потом за дело берётся немецкий ученый Лепсиус, который составляет первый словарь иероглифов и подтверждает правильность дешифровок Шампольона. В Берлине появляется кафедра египетского языка, которой Лепсиус и руководит. Он же объявляет, что есть теперь такая наука – египтология. Сам Шампольон впервые в жизни приезжает в Египет и начинает исследовать храмы Нового царства, списывая с них надписи и пытаясь их прочесть. В последние годы своей жизни Шампольон составляет первую грамматику древнеегипетского языка.

Конечно, такие титанические усилия и столь целенаправленная работа не могли остаться безнаказанными: здоровье его было подорвано, и в 42 года он умирает. Его работы была продолжена, как французскими, так и немецкими учёными. Появляется наука египтология, которая сначала изучает иероглифические надписи, а потом надписи ещё двух видов: сделанные египетским скорописным пошибом (так называемая иератика) и стенографическое египетское письмо (т.н. димотика, т.е. народный египетский язык). Египтология, наконец, состоялась, и можно сказать, что к 1840-м годам египтология – это уже процветающая научная дисциплина. Потом появляются кафедры в Англии, и дальше всё обстоит благополучно.

Можно сказать, что египтология была создана в одиночку, человеком, расшифровавшим иероглифы, а остальные уже следовали ха ним. Совершенно иная история у другой науки о Древнем Востоке, которая называется ассириология.

 

3. Ассириология

Ассириология — наука об истории и культуре народов, писавших клинописью. Она включает в себя такие дисциплины, как: аккадистика (это наука об Ассирии и Вавилоне), шумерология (наука о шумерах), хеттология, хурритология (хетты и хурриты – это древнее население Малой Азии), урартология (наука о закавказском государстве Урарту), угаритология (это наука о сирийском городе Угарит), эблаистика (это наука о сирийском городе Эбла), эламитология (наука о древнеиранском государстве Элам). Ассириология составляет значительную часть иранистики, потому что древнейшие иранские тексты записаны клинописью. Вот какое количество народов, государств, культур включает в себя наука ассириология. Все эти народы писали клинописью, поэтому они являются предметом исследования этой науки.

Как же создавалась ассириология? У неё совершенно другая история, нежели у египтологии. Она возникла благодаря совершеннейшей случайности, причём очень забавной. В немецком городе Гёттингене жил да был учитель греческого и латыни, которого звали Георг Фридрих Гротефенд. Он очень любил решать разные загадки, ребусы, шарады. Делал он это всегда на спор с кем-нибудь, и в результате своего большого выигрыша, получал какой-нибудь горячительный напиток. И вот однажды он поспорил, что расшифрует древнеперсидскую надпись, определит значение клинописных знаков.

Но возникает вопрос: откуда он взял эти древнеперсидские знаки? Клинопись была известна европейцам с XVII века. Первым о глиняных табличках и клинописных знаках Европе поведал итальянец Пьетро дела Валла. Он нашел несколько глиняных кирпичей со странными узорами, и привез их в Европу, где опубликовал их, и написал, что непонятно, что такое на них — это письмо или это узоры? – и ещё написал, что эти знаки очень похожи на следы птиц, проходивших по мокрому песку. В 1700 году англичанин Томас Хайд назвал знаки на персидских кирпичах «клинописью», потому что они состояли из прямых линий с клиновидными углублениями на концах. Так, с лёгкой руки Томаса Хайда, который был историком Древней Персии, и, вообще, очень известным специалистом по древностям в то время, мы называем это письмо клинописью. За столетие с 1700г. по 1802г. было опубликовано немало персидских памятников, потому что каждый европейский путешественник так или иначе ездил в Иран, копировал там различные стелы, и там обязательно были следы клинописного письма.

И вот одно из изданий попалось Гротефенду. Он решил попробовать расшифровать эти знаки, но у него не было никакого ключа, кроме одного греческого текста (он был учителем греческого языка), в котором говорилось, что в начале каждой персидской надписи идет имя царя, затем слово «сын», а потом имя отца этого царя. И Гротефенд решил скомбинировать (провести комбинаторный анализ) и сопоставить знаки друг с другом в соседних строчках. Потом он вспомнил, как зовут в греческих текстах царей и начал подставлять к персидским клинописным знакам греческие буквы, ровно также, как это делал Шампольон. Но теперь он уже знал, что дальше будет слово сын, а потом имя отца. Греки хорошо знали хронологию, знали кто чей сын, и Гротефенд вывел первую группу знаков от имени Дария. Он, правда, знал, что Дарий по-персидски будет Дарьявауш, и он понял, что там должны быть ещё какие-то знаки, но первые знаки он получил – “ Дарьявауш сын Виштаспы”. Таким образом, с помощью комбинаторного анализа через сравнение греческого и персидского текстов им были установлены первые 10 знаков древнеперсидской клинописи. Но ему, как и Шампольону, очень повезло, потому что он столкнулся с той клинописью, которая была буквенной, а не словесно-слоговой как в большинстве случаев (если бы он нашёл слоговой документ, он ничего бы не прочитал).

Пари он выиграл. В 1802 году была опубликована его статья о дешифровке знаков персидской клинописи, и ровно на 34 года про эту статью все забыли. Ведь он был рядовым учителем, который решал шарады, он не был в академиях и занимался наукой в своё удовольствие, и про него никто не знал. И только в 1836 году крупный специалист по иранским языкам Эжен Бюрнуф вернулся к статье Гротефенда и на материале персидской грамматики подтвердил его дешифровку. Таким образом, иранистика признала гротефендовскую дешифровку и с этого началась наука ассириология.

Но это было только начало, потому что в 1849 году начинаются интенсивные раскопки на севере Месопотамии (Ирака). Раскопки эти ведут английские археологи и одна французская команда: француз Поль Бота и англичане Генри Лэйард и Ормузд Расам. Три экспедиции. И на протяжении 1849-51 гг. открываются царские дворцы Ассирии, а затем и города: Ниневия и Кальху. В последствии немецкая экспедиция откроет третий крупный город Ашшур — древнюю столицу Ассирии. На территории Ниневии (одной из столиц) была обнаружена огромная клинописная библиотека. В последствии оказалось, что это библиотека царя Ашшурбанапала, которая состояла из 20 тыс. глиняных табличек и хранилась на втором этаже царского дворца в Ниневии. Когда в царском дворце произошёл пожар, сам дворец сгорел, а глиняные таблички упали со 2 этажа на первый и рассыпались на тысячи кусочков (тексты на них при этом сохранились). Лэйард, обнаруживший эту библиотеку, стал лихорадочно собрать кусочки текстов, их грузили на огромные подводы и увозили в Лондон в Британский музей. В то же время в Иране происходило другое замечательное событие. Там офицер королевских войск, которого звали Генри Рауленсон, пытался залезть на Бехистунскую скалу, для того, чтобы скопировать надпись персидского царя Дария, но скала была настолько скользкой и гладкой, что нужно было организовать подвесное сооружение типа лифта. С его помощью Рауленсон поднимался наверх и, качаясь на ветру, копировал каждый персидский знак. С помощью метода Гротефенда он её прочитал и стал одним из первых дешифровщиков клинописи, который мог уже читать не отдельные знаки, а клинописные тексты целиком.

Таким образом, значительно увеличилось количество текстов, записанных клинописью. Но если древнеперсидские тексты были хорошо понятны, поскольку это была буквенная клинопись, то тексты библиотеки Ашшурбанапала были очень странными. Учёные сразу поняли, что это либо слоги, либо понятия, либо и то, и другое вместе. Кроме того, это тексты, записанные на двух языках. Первый язык ирландский семитолог Эдвард Хинкс определил как семитский, родственный еврейскому и арабскому. Впоследствии этот язык получил название аккадский, или ассиро-вавилонский. Второй язык был явно несемитский, а вообще не понятно какой (до сих пор неизвестно). Никто не мог понять, как его назвать. Таким образом, стало ясно, что большая часть текстов записана не буквами, а слогами и отдельными словами.

Начались долгие годы дешифровок. Пока, наконец, четыре специалиста не объявили, что они в состоянии прочесть ассирийский текст. Им было устроено испытание. Английское королевское общество организовало что-то наподобие теста. 16 марта 1857 года 4 дешифровщикам были посланы в запечатанных конвертах экземпляры одного о того же ассирийского текста. Это была надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I. И они должны были, каждый в своей стране дешифровать этот текст и прислать Лондон результат своей работы. Комиссия должна была сравнить между собой 4 варианта дешифровки, и, если они совпали бы на 60%, то метод можно было считать успешным. Кто были эти 4 специалиста? Это Рауленсон, Хинкс, Вильям Генри Фогс Телбот (англичанин, чудак, от скуки занимался всеми науками (был богат и мог себе это позволить) — изобрел принцип фотографии (фотоэффект Телбота), который Даггер впоследствии превратил в фотоаппарат; основатель науки спектроскопии (спектр вещества); один первых дешифровщиков клинописи) и Жюль Опер (фр.) (в Германии его называли Юлиус Оперт). У него была удивительная судьба. Он был евреем, родился в Германии, блестяще выучился на санскритолога, после чего не получил работы по специальности из-за национальности. Он вынужден был уехать во Францию, где он сам для себя начал заниматься клинописью, и достиг в этом деле такой искусности, что стал свободно читать ассирийские тексты. 25 мая 1857 конверты вскрыли, и оказалось, что дешифровка действительно содержит сходства на 60%. Метод был признан объективным, и этот день считается днем рождения науки ассириологии.

Но оставалось вопрос со вторым письмом из библиотеки Ашшурбанапала, которое было явно не семитским. И здесь ключевая роль принадлежала Юлиусу Оперту. В 1869 году он выступил с докладом в Париже, на заседании Восточного Археологического Общества, в котором предложил назвать этот язык «шумерским». Почему он так решил? Потому что в ассирийских текстах он прочёл, что северная часть Месопотамии называется Аккад, а южная Шумер. Язык населения юга Месопотамии назван в клинописных источниках язык Шумера. Тогда он предложил считать язык “шумерским”, а народ - шумерами. Таким образом, с лёгкой руки Оперта появилась наука шумерология. Но появилось большое количество скептиков, которые говорили, что нет памятников это подтверждающих. Тогда он предложил провести там раскопки. В лагере скептиков родилась теория, автором которой был известный семитолог Иосиф Галеви, о том, что, так называемый, шумерский язык — это, ничто иное, как тайнопись вавилонских жрецов, и что не стоит искать за этими надписями отдельного народа (просто криптография).

Эта теория была посрамлена археологическими находками, которые сделали французы в 1877 году. Тогда консул Франции в Ираке Эрнест де Сарзек обнаружил на холме Телло несколько надписей, сделанных очень странной примитивной клинописью, так называемым, «линейным письмом», и он понял, что здесь нужно копать, и когда он прокопал холм Тело, он обнаружил под ним город, который впоследствии был назван его истинным именем Лагаш (до этого его название не умели правильно читать и называли неправильно). В этом городе обнаружили огромное количество скульптур, статуй, рельефов, на которых изображены люди несемитского вида, а также большое количество надписей на шумерском языке. Так учёные подтвердили существование шумеров, их цивилизации и языка.

 

В Малой Азии с 1906 по 1913 год проходили раскопки на холме Богазкёй. Под этим холмом был обнаружен город Хаттуса, который был столицей хеттского царства. Там нашли большую глиняную библиотеку, в которой были тексты на 6 разных языках, записанные не только клинопись, но и иероглифами. Не было ясно, что это за язык, до 1915 года, когда чешский ученый Бедржих Грозный определил, что язык хеттских надписей индоевропейский. Он определил это разными путями. Во-первых, слова напоминали греческие и санскритские. Во-вторых он составил, так называемый, “обратный словарь” хеттских надписей, в котором он учёл все грамматические показатели. После этого стало ясно, что грамматические форманты этого языка соответствуют латинским, греческим и санскритским. Таким образом, двумя способами, сопоставлением лексики и грамматики, Грозный пришёл к выводу, что это древнейший индоевропейский язык, и с 1915 года появляется наука хеттология.

Дальше одна за другой следуют дешифровки хурритских и урартских надписей, надписей из Элама. Во всех крупных европейских странах появляются кафедры ассириологии. В Германии ей покровительствует сам император Вильгельм II. Заниматься ей считалось не только интересно, но и престижно, и каждая великая империя хотела иметь своих ассириологов, так как, как известно, “кто контролирует прошлое, тот контролирует и будущее”.

В ассирийских текстах обнаруживается немало параллелей текстами Библии. Наука ассириология во многом переворачивает взгляд человечества на Библию, как на священную книгу. Оказывается, что Библия много не знает. Например, в Библии не упоминаются шумеры и их цари. В ней так же не говорится о вавилонских царях аж до 9 в. до н.э. Её хронология не полна. Становится понятно, что это не боговдохновенная книга, а такой же исторической памятник, как и все прочие. И благодаря развитию наук о Древнем Востоке, у людей меняется мировоззрение.

В 1920-е – 30е годы ведутся интенсивные раскопки в Индии. Экспедиция Маршалла обнаруживает развалины городов Хараппа и Мохенджо-Даро. Несколько позже начинаются археологические экспедиции в Китае, которые приводят к обнаружению древнейшего поселения Эрлитоу, датируемого концом III тысячелетия до н.э.

В 1974 году в Сирии итальянская экспедиция обнаруживает развалины древнего города Эбла, возникшего ещё в XXVI веке до н.э. С этого года ведутся непрекращающиеся раскопки сирийских городов. Ближневосточная археология сосредоточена в основном там, так как в Ираке идёт война. И каждый год раскопки там приносят новые интереснейшие находки, не говоря о том, что были обнаружены две клинописные библиотеки в Эбле и Набаде, причём последние датируются 1993 годом. Оказывается, что на территории Сирии существовали так называемые города-сателлиты Шумера, и современные историки пытаются выяснить, как они были созданы – непосредственно шумерами или местным населением. На наших глазах возникает новая интересная глава в истории Древнего Востока.

 

 

4. Российская наука о Древнем Востоке

Что касается России, то науки о Древнем Востоке у нас появляются только с конца XIX- начала XX века. Первым русским историком Древнего востока был академик Борис Александрович Тураев. Он же автор первого учебника по истории Древнего Востока. Он был преимущественно египтологом. Второй крупной фигурой начала XX века был профессор нашего факультета Вольдемар Каземирович Шилейко, первый русский шумеролог, крупнейший поэт-переводчик вавилонской и шумерской литературы. Он был вторым мужем Ахматовой, и его консультации помогали ей в её собственном творчестве. Третья крупная фигура – это Игорь Михайлович Дьяконов — глава русских-советских историков Древнего Востока, крупнейший историк-лингвист конца XX века. К его трудам мы будем неоднократно обращаться. В Петербурге существует большая школа ассириологов и египтологов. Учёные занимаются различными аспектами: экономикой, политической историей, историей культуры, религии, литературы Древнего Востока. Поэтому всё, что сделано в России по этой специальности, сделано преимущественно здесь.

Таким образом, источниковая база позволяет нам получать те достоверные и объективные данные о Древнем Востоке, благодаря которым мы лучше понимаем историю человечества.

Великая Ольга

 

 

5.09.2011

§2. Предыстория цивилизаций Древнего Востока.

 

1. Хронология ранней истории человечества

Для того, чтобы заниматься этой темой, нужно сразу установить, что ранняя история человечества прошла через каменный век, который делится на 3 стадии палеолит, мезолит и неолит.

Когда появился человек точно неизвестно, но считается, что в среднем это произошло 2,5 млн. лет назад. Следовательно, 2,5 млн. лет назад начался палеолит, т.е. древнекаменный век. Палеолит длился очень долго, закончился где-то к концу XI тыс. до н.э. и дальше наступил второй этап в развитии человечества – мезолит, или среднекаменный век. В Европе он датируется X-V тыс. до н.э., однако на Ближнем Востоке мезолитические датировки несколько иные: там это X-VII тыс. до н.э. В IV тыс. до н.э. начинается неолит, или новокаменный век. В IV-начале III тыс. происходит процесс, который был назван археологами великая неолитическая революция.

Такова в общих чертах хронология истории человечества до появления первых государств. Предыстория цивилизаций Древнего Востока начинается в конце мезолита. Предпосылки для этой истории создаются ещё в начале мезолита, а вполне проявляют себя народы Древнего Востока уже в конце мезолита.

 

2. Мезолит

Начало мезолита - начало X тыс. до н.э. Что в это время происходит? Прежде всего, заканчивается ледниковый период, а этот ледниковый период уничтожает всю мегафауну Земли (в том числе динозавров), и человечество начинает постепенно осваивать новый вид деятельности – оно начинает жать дикие злаки. Предшествовавший период развития человеческого рода был связан исключительно с присваивающим хозяйством: люди присваивали себе то, что естественным образом рождала природа. Они занимались охотой, рыболовством, бортничеством (пчеловодством), собиранием ягод и диких кореньев. И вдруг в X тыс. в трёх регионах земного шара начинается интерес человечества к диким злакам. Три региона – это Палестина, Южная Туркмения и Иранское нагорье. Это три первоначальных центра земледелия, но пока ещё присваивающего земледелия, потому что люди в X тыс. до н.э. ещё не умели выращивать злаки, но они уже жали дикие злаки каменными орудиями труда. И вот именно этот интерес к злакам производит переворот во всей жизни человечества, так как появилась возможность оставлять продукты про запас. До этого, когда человечество охотилось или рыбачило, оно не могло надолго запасать продукты. Это означало, что каждый день человек должен был думать о хлебе насущном, и других мыслей ему в голову не приходило. Первостепенный вопрос для людей – это вопрос выживания. Но, когда появляется интерес к злакам, оказывается возможным накапливать зерно, появляются зернохранилища, и появляется возможность, не думать о завтрашнем пропитании, потому что оно у тебя всегда с собой, ты уже имеешь запасы зерна на определённое время. Когда человечество переходит к злаковым, у него появляется чувство перспективы, оно знает своё будущее, знает, что завтра и послезавтра будет пропитание, поэтому мозги у людей освобождаются для мыслей о других вещах. Люди начинают стремиться к роскоши, к обустройству своей жизни, к каким-то изобретениям и т.д. Это очень важный поворотный пункт в развитии всего человеческого сознания, всего мира людей. У человека освобождается пространство мышления для дум о чём-то другом, кроме пищи.

Первый район освоения диких злаков – это Палестина, где существовало поселение Натуф. В археологии эта первая стадия в развитии земледелия называется Натуфийский мезолит. Натуфийское поселение существовало в X-IX тыс. до н.э. Люди этого времени сперва жили в пещерах, потом стали появляться жилища, построенные из камня и песка. Одни продолжали жить в пещерах, другие жили в этих первых домах, но самое главное, что в этих жилищах археологами были найдены каменные сосуды, и в этих сосудах было зерно. Стало понятно, что люди уже знали ячмень, полбу, пшеницу-однозернянку, что в это время уже был одомашнен скот. Время одомашнивания овец, коз, коров – это как раз X-IX тыс.до н.э., и оно совпадает с интересом человечества к земледелию. Мы видим, что люди оставляли себе запасы. Человечество этого времени уже знало огонь, поэтому занимались охотой и жатвой диких злаков и пекли лепёшки и жарили мясо, и, таким образом, были сыты.

Для того, чтобы люди научились окультуривать, т.е. выращивать злаки им понадобилось 2 тысячелетия. Только в VIII тыс. до н.э. человечество на Ближнем Востоке переходит к самостоятельному выращиванию ячменя, полбы, пшеницы. С этого времени человек ощущает своё могущество над природой, потому что оказывается, что он сам может производить то, что до этого он брал у естественных сил. Никто не знает, знали ли тогда люди понятие божества. Но об этом речь пойдёт позже.

В этот период люди массово переселяются из пещер в собственные жилища. Появляется понятие “дома”, и с VIII тыс. до н.э., может даже раньше с IX тыс. до н.э. можно уже говорить о земледельческих посёлках.

Колоссально интересный материал по позднему мезолиту даёт нам современная Турция, в особенности граница между Турцией и Сирией. Сейчас я расскажу о новейших находках, о которых едва ли написано по-русски, но которые переворачивают наши представления, о том, как развивалось человечество.

 

 

3. Гебёкли-Тепе и Невали-Чори

На территории Малой Азии есть два поселения. Одно называется Гебёкли-Тепе, другое называется Невали-Чори. Оба эти поселения были открыты только в 90-х гг. XX в. немецкими экспедициями. Оказалось, что на территории поселений Гебёкли-Тепе и Невали-Чори уже существовали первые в мире святилища, культовые сооружения. И произошло это уже в IX тыс. до н.э. Если бы вы пришли в эту аудиторию 20 лет назад, вам бы сказали, что первые храмы появляются только с развитием первых государств, но теперь мы знаем, что это не так: первые культовые сооружения появляются за 5 тысячелетий до первых государств, и первое известное нам культовое сооружение это Гебёкли-Тепе.

Что оно собой представляет? Это святилище, расположенное в некотором отдалении от посёлка. В посёлке тогда, в IX тыс. до н.э., жили преимущественно охотники и люди, которые умели жать дикие знаки. Но святилище у них уже было. Оно представляет собой галерею, в которой друг напротив друга стоят каменные стелы Т-образной формы. На них изображены львы, змеи, лисы, дикие быки, причём изображены в разной последовательности. Эта галерея выводит к чему-то вроде алтаря в центральной части, где мы видим изображение человеческой фигуры из камня, причём это туловище с двумя головами, повёрнутыми в разные стороны. Это изображение некого двуглавого божества или духа. Нет никакого сомнения в том, что это культовое святилище, потому что “львиная галерея”, как её сейчас называют, расположена достаточно далеко от основного поселения, то есть это святое место. На территории галереи обнаружены каменные сосуды с зерном, очевидно, что зерно приносилось в жертву. Возможно, самое интересное состоит в том, что если сравнить форму львиных стел с формой священных мест в последующих земледельческих поселениях VI-V тыс., то окажется, что эта Т-образная стела является маркером сакрального пространства, куда не может зайти обычный человек. В человеческих жилищах под Т-образными стелами находились погребения предков. Следовательно, Т-образные львиные стелы Гебёкли-Тепе – это такое священное пространство, куда, может быть, мог входить и не каждый. В любом случае это огороженное пространство, и оно явно что-то означает, потому что расположение животных на разных стелах разное (разные комбинации). И археолог, который копал это место, Клаус Шмидт, даже предположил, что перед нами что-то вроде протописьменности. Это, скорее всего, не так, есть какая-то символика, но комбинация четырёх знаков слишком мала, для того, чтобы составлять письменность. Таким образом, это первое известное нам культовое сооружение, в котором до сих пор ведётся большая археологическая работа, и теперь мы знаем, что конец IX тыс. до н.э. – это время появления первых культовых сооружений, первых святилищ. И ведь это ещё не земледельческое общество, это ещё охотники, которые только-только научились жать дикие злаки, это ещё докерамический период (использовали каменные сосуды), а святилище уже было. Вы можете представить, насколько развитым было уже человеческое сознание в мезолите, если появляется такая символическая система, как святилище для поклонения силам первичного мира.

Соседнее поселение с Гебёкли-Тепе – это Невали-Чори (IX-начало VIII тыс. до н.э.). Там мы находим ещё более удивительные вещи – это статуи людей с головами птиц, двухголовых богов, людей со скрещёнными на груди руками, и всё это, представьте себе, из камня. Это, конечно, тоже какие-то культовые статуэтки, и они найдёны на территории земледельческого поселения.

 

4. Чейеню-Тепеси

Ещё одно важное поселение, которое также находится на территории Малой Азии – Чейеню-Тепеси. Оно расположено недалеко от Невали-Чори, и оба эти поселения характеризуются одной важной чертой: в них обнаружены маски, сделанные из черепов. И точно такие же маски были обнаружены в Палестине, на территории поселения Иерихон. Все эти маски датируются концом VIII тыс. до н.э.

Что же это такое? Ответить на этот вопрос позволяет памятник, который был обнаружен археологами в Чейеню-Тепеси, который называется “дом черепов”. В этом помещении, сложенном из камня, хранились очень многочисленные черепа предков, на основе которых были созданы изображения их лиц. Этим черепам приносились постоянные жертвы. Хорошо понятно, что в “дом черепов” попадали далеко не все черепа умерших, а только какие-то избранные черепа., потому что недалеко от этого поселения были обнаружены обычные погребения людей в жилищах, как это всегда было в эпоху мезолита. Таким образом, только отдельные, избранные черепа относились в специальные помещения. В чём суть этих портретов на черепах? Суть их том, что это первый способ увековеченья памяти о человеке, когда берётся череп умершего и на его костяке, на его каркасе из глины лепится образ этого человека, потом присыпается охрой, в глазницы вставляются какие-нибудь камешки, и получается портрет. Это первый известный человечеству способ портретирования личности. А портретирование личности, конечно, связано с выдающимся значением этой личности. Поэтому и неудивительно, что черепов в Челеню-Тепеси так мало, ведь и древние художники делали скульптуру не с каждого человека, а только с особо значительных людей. Ровно то же самое мы видим и здесь. Это означает, что существовала технология, при которой мёртвое тело высушивалось, потом от него отделялась голова, затем проводилась процедура, при которой мясо отставало от костей, и уже на этой основе, практически на голом черепе делался скульптурный портрет. То есть уже в VIII тыс. появляется необходимость портретирования особо выдающихся личностей, причём это происходит повсеместно в земледельческих посёлках как в Малой Азии, так и в Палестине. Это довольно интересный момент. Все эти портреты мы обнаруживаем исключительно в земледельческих поселениях: устанавливается какая-то связь между землёй и погребёнными в ней людьми. Они начинают восприниматься как силы, связанные с плодородием земли. Поэтому становится необходимым погребать каждого человека в земле, приносить ему жертвы, для того, чтобы этот человек обеспечивал живых людей из своего рода новым урожаем злаков. Так появляется представление о связи между нижним и верхним мирами, между мёртвыми и живыми, возникает живая память. И это, заметьте, ещё VIII тыс., когда люди только-только начинают окультуривать злаковые растения.

 

5. Иерихон и Чатал-Гуюк

Следующее VII тыс. было поворотным пунктом в развитии земледельческой цивилизации. Поселение Иерихон, о масках которого я уже говорил, были построены крепостная стена и башня. Стена была построена вокруг глинобитных домов. Материалом для неё стал бутовый камень, она была укреплена круглой 8-ми метровой башней с внутренней лестницей из 22 каменных ступеней (толщина стены=1,75 м, первоначальна высота стены точно не известна, так как до археологов дошло только 6 м, но, вероятно, она была выше). За пределами этой стены VII тыс. были обнаружены специальные ниши, а в них гипсовые маски, которые надевались на черепа умерших. Это следующий шаг в развитии “технологии памяти”, когда маски делались не из черепов, а на их основе из гипса и потом надевались на черепа (иерихонские технологии VII тыс.). И опять-таки это были какие-то избранные люди, так как большая часть иерихонских жителей захоранивалась под полами домов. Иерихонская башня – это первая в мире стена, которой было обнесено земледельческое поселение, это колоссальный шаг вперёд. Для чего она была построена? Для того, чтобы предохранять зерновые запасы от нападения соседних племён, которые ещё не знали земледелия. Отсюда мы получаем первое представление о функции города. Это ещё не города, но первые его функции в этих городах уже появляются – это защита зерновых запасов, от их похищения (для того, чтобы не похитили – нужно огораживаться, и создаются высокие каменные стены).

Тогда же в VII тыс. в Малой Азии появляется поселение Чатал-Гуюк, которое замечательно во многих смыслах. Во-первых, это такое поселение, в котором впервые хозяйственная часть и кухня вынесены из жилища. До этого все жилища были прокопченные, там находился очаг, где крутили как на огромном вертеле, убитых животных, там готовилась еда, то есть там царила страшная антисанитария. В Чатал-Гуюке жилища чистые. Люди начинают убирать свои помещения, выносят все хозяйственные инструменты, весь пищевой цех, на улицу. По-видимому, появляется представление о гигиене. Найдены каменные сосуды, явно предназначенные для воды – люди начинают мыться. Второй особенностью Чатал-Гуюка является то, что посёлок с маленькими улочками сходится к центру. А в центре стоит большой алтарь, к которому прикреплена голова быка. Около этой бычьей головы археологи нашли как остатки жертвенной трапезы, кости коз, овец, та и зёрнышки ячменя. Очевидно, что этому божеству, которое почиталось в виде быка, приносились как животные, так и растительные жертвы. “Бычьего алтаря” до этого не было нигде, он впервые появляется в Чатал-Гуюке в VII тыс. Третья особенность Чатал-Гуюка – это большое количество каменных и глиняных статуэток с изображением, так называемой, Богини-матери. Это название условно, так как на самом деле мы не знаем кто она такая. Такие памятники ещё называют неолитические Венеры. Это изображение полногрудой женщины, которая сидит в кресле, подлокотники которого изображают маленьких леопардов, и, сидя в кресле, рожает младенца. В археологии принято считать, что это статуэтки богинь плодородия. Они найдены в большом количестве жилищ именно в Чатал-Гуюке, и, вполне вероятно, что это статуэтки некой богини, помогающей при родах. Больше мы об этом ничего знать не можем, так как письменности тогда не существовало.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.