Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 52 страница




Поэтому уже в конце III - начале II тыс. ассирийцы успешно торгуют, и легально и контрабандой. Об успехе торговле свидетельствует тот факт, что денежным эквивалентом кроме серебра является еще и свинец. Могут расплачиваться также и оловом. При этом ассирийцы существуют как земледельческая община. Первые надписи Ассирийских правителей доходят от 21 в. до н.э. – это время Третьей династии Ура. То есть ассирийская государственность зародилась в последний век Шумера. Главный город Ассирии – Ашшур, в честь главного племенного бога.

Дальше начинаются непонятности: не понятно с какого языка переводить слово Ашшур. Дело в том, что ассирийцы - это смесь хурритов и семитов. На западном берегу Евфрата жили семиты, на восточном - хурриты (северный Кавказ), и разумеется, они друг к другу в гости ходили. Вторая странность заключается в том, что бог Ашшур почитался в одиночку, у него не было пары, не было супруги. Как объяснить это факт, непонятно.

 

2. Структура ассирийского общества

Городом Ашшуром управлял староста города, не царь, а староста. Но полномочий у него больше чем у царя. Он был одновременно жрецом в храме Ашшура, городским администратором и военным вождем. Иногда он также был судьей, председателем общинного совета. Общинный совет¸ тем не менее, в любой момент мог сменить этого старосту на другого.

Кроме старосты города был также Лимму - (по-гречески Эпоним) – человек, по имени которого назван год. Каждый год назывался у ассирийцев по имени какого-либо человека. Общинное собрание выбирало этого человека, и его именем назывался год. Все знали, в год какого человека происходили те или иные события. Каждый год совет выбирал лучшего, достойнейшего человека, который сделал что-то для общины. Чтобы оставить память о нем, его именем назывался год. Существовали еще главный судья и главный казначей. Царем еще никто себя не называл.

Ашшур состоял из мелких поселений, во главе каждого поселения свой совет старейшин и свой администратор. Земледельческое хозяйство управлялось семейными общинами, которые назывались усадьбы. Каждая усадьба имела неограниченное право владения своим наделом. Примечательно, что в Ассирии, в отличие от Южной Месопотамии, очень рано стала продаваться земля. Сделки с землей совершались быстро, с землей расставались легко. Но община имела право отказать покупателю, имела право на замену этого участка другим участком. Скупали землю богатые люди: торговцы и ростовщики.

В Ассирии же рано появилась долговая кабала. Заем часто выдавался под залог личности должника, или члена его семьи. В случае просрочки платежа, этот человек считался купленным за полную цену, т.е. рабом. Все его имущество отходило к хозяину, т.е. ростовщику. В Ассирии вообще существовало огромное кол-во форм закабаления человека. (Например, во время голода). Поэтому ростовщики и торговцы скупали земельные участки десятками. В руках богатых концентрировалось все больше земель, а общинные земельные фонды уменьшались. Владельцы земель строили имения, и т.к. царской власти как таковой не было, никто их ограничить не мог, земля была приобретена по закону. Они отказывались нести повинности и заставляли работать на общественных работах зависимых людей, тех же рабов, или зависимых крестьян. Ашшур превратился в место, где почти живут исключительно богатые. За пределами города жили рядовые земледельцы общинники.

Все изменилось в одночасье.

 

3. Шамши-Адад I

В конце 19 в. на северную Месопотамию напал аморейский вождь, который носил нелегко произносимое имя Шамши-Адад I (Солнце мое – Бог Адад). Пришел он в 1813 году в составе аморейских отрядов, шумеры уже были в это время побеждены. Этот самый Шамши-Адад, как можно догадаться, ничего не умеет, кроме войны. И поэтому он делит страну на военно-административные округа – это абсолютно новая структура.

В каждом округе стоит так называемая крепостная башня. Далее объявляется призыв всех ассирийских юношей. Вот уж чего не ожидали! Шамши-Адад за короткий срок поставил всех ассирийских юношей под ружье, научил их штурму крепостей, долгой осаде городов, строительству фортификационных сооружений, в общем, военному делу. И до 1781 г. (свержение Шамши-Адада) Ассирия была полностью перестроена с мирных занятий на военную деятельность.

С 18 века вся Ассирия постепенно перестраивается на военную организацию общества. Шамши-Адад был побежден царем Хаммурапи в 1781 году, но та структура общества, которая была им основана, впоследствии оставалась. Ассирийское общество разделилось на 2 партии (2 политические группировки), каждая из которых пыталась выставить своего правителя.

1 партия – партия жречества. Они хотели, чтобы большая часть денег шла на обеспечение храмов и храмовой администрации.

2 партия - партия воинов. Они за то, чтобы все деньги шли на войну и на прокорм армии.

Эти группировки в целом были равноправны.

В 15-14 веках ситуация меняется. Ассирийцы становятся активными участниками мировой политики. Они участвуют в разгроме хурритского государства верхней Месопотамии, заключают братское соглашение с египетским фараоном и задумывают нападение на Южную Месопотамию, на Вавилон. Этот период - период первой ассирийской экспансии.

Вообще было несколько волн экспансии, которые чередовались с периодами затишья.

18-15 вв. – это период затишья

14-11 вв. – идет 1-ая волна ассирийской экспансии

11-9 вв. – затишье, время прохождения арамейских племен по территории Месопотамии.

9-7 вв. – 2-ая волна экспансии. Именно она приведёт к созданию первой в мире империи – Ассирийской империи.

 

Оглавление

Глава 1. Начало. 2

§1. Введение в предмет. История наук о Древнем Востоке. 3

1. Древний Восток, как историко-культурный тип. 3

2. Египтология. 5

3. Ассириология. 8

4. Российская наука о Древнем Востоке. 12

§2. Предыстория цивилизаций Древнего Востока. 12

1. Хронология ранней истории человечества. 12

2. Мезолит. 13

3. Гебёкли-Тепе и Невали-Чори. 14

4. Чейеню-Тепеси. 15

5. Иерихон и Чатал-Гуюк. 15

6. Переход от Мезолита к Неолиту. 17

7. Неолитическая революция. 18

8. Появление письменности. 19

9. Энеолит. 20

Глава 2. История Слонопотамии. 23

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период. 24

1. Географическое положение Месопотамии. 24

2. Предыстория Южной Месопотамии. 24

3. Условия жизни в Месопотамии. 25

4. Месопотамские города-государства. 27

5. Война между Уруком и Кишем.. 29

6. Социальная стратификация общества Шумера. 30

7. Источники по истории Шумера. 32

8. Правление Лугаланды.. 33

§4. От Урукагины к Саргону. 34

1. Приход Урукагины к власти. 34

2. Конусы Урукагины.. 34

3. Характеристика Конусов. 36

4. Финансовая система в Месопотамии. 37

5. Вооруженные силы Месопотамии. 38

6. Начало правления Саргона Аккадского. 39

7. Биография Саргона. 40

8. Реформы Саргона. 41

9. Итоги правления Саргона. 42

§5. Саргониды и третья династия Ура. 42

1. Римуш.. 43

2. Маништусу. 43

3. Нарам-Суэн. 44

4. Шаркалишарри. 46

5. Конец государства Саргона. 46

6. Гудеа. 47

7. Свержение власти кутиев. 49

8. Первая династия Ура. 50

9. Третья династия Ура. 51

10. Кризис Третьей династии Ура. 53

§6. Культура Южной Месопотамии в шумерский период. 54

1. Шумерский язык и письменность. 54

2. Шумерская система образования. 55

3. Астрономия и время. 56

4. Судебная и медицинская система. 57

5. Шумерский парламент. 57

6. Шумерская религия. 58

7. Шумерское мироощущение. 58

§7. Старовавилонский период. 62

1. Эпоха Иссина и Ларсы.. 62

2. Вавилон. 63

3. Приход Хаммурапи к власти. 64

4. Законы Хаммурапи. 64

5. Содержание Законов Хаммурапи. 66

6. Значение Законов Хаммурапи. 68

§8. Средневавилонский период. 69

1. Приход касситов к власти. 69

2. Внутренняя политика касситов. 69

3. Внешняя политика касситов. 70

4. Социальный строй Средневавилонского периода. 71

5. XIII век в истории Ближнего Востока. 73

6. Вклад касситов в культуру Месопотамии. 74

§9. Вавилонская культура и литература. 75

1. Политическая идеология Вавилона. 75

2. Религиозно-этическая литература. 76

3. «Повесть о невинном страдальце». 77

4. «Вавилонская теодицея». 78

5. «Разговор господина с рабом». 79

Глава 3. История Шарм-эль-Шейха. 82

§10. Введение в историю Древнего Египта. 83

1. Хронология истории Древнего Египта. 83

2. Особенности египетской цивилизации. 83

3. Ранняя история Египта. 85

§11. Египет в эпоху Раннего и Древнего царств. 86

1. Объединение Египта. 86

2. Источники по истории Египта. 86

3. Особенности Египта в эпоху Древнего царства. 87

4. Социальная структура Древнего Египта. 87

5. Система бессмертия в Древнем Египте. 89

6. Бессмертие фараона и функции пирамиды.. 90

7. Бессмертие вельможи. 91

8. Парадокс мышления древних египтян. 93

9. Центральная власть и номархи. 94

10. Уникальность социального строя Древнего царства. 95

§12. Первый переходный период и Среднее царство в Египте. 96

1. Содержание Первого переходного периода. 96

2. Международное положение Египта. 98

3. Социально-экономическое положение Египта. 98

4. Речение Ипувера. 99

5. Разговор разочарованного со своим Ба. 102

6. Пророчество Неферти. 102

7. Среднее царство. 103

8. Культура Среднего царства. 104

9. Конец Среднего царства. 106

§13. Второй переходный период и Новое царство в Египте. 107

1. Гиксосское влияние на культуру Египта. 107

2. Конец правления гиксосов. 108

3. Эпоха Нового царства. 108

4. Тутмос I. 109

5. Тутмос III. 109

6. Изменения в Египте после Тутмоса III. 112

7. Аменхотеп III. 112

8. Аменхотеп IV - Эхнатон. 113

9. Гимн Атону. 114

10. Тутанхатон. 115

§14. Вторая половина Нового царства и культура Египта. 116

1. Начало 19 династии. 116

2. Сети I. 116

3. Рамзес II. 117

4. Египетско-хеттский договор 1269 года. 118

5. Мернептах. 120

6. 20 династия. 120

7. Культура Древнего Египта. 121

Глава 4. История каких-то левых ребят. 124

§15. Сирия, Финикия и Палестина в 3-2 тысячелетиях до н.э. 125

1. Географические особенности региона. 125

2. Государственность Внутренней Сирии. 126

3. Внешняя Сирия. 127

4. Финикийское торговое государство. 127

5. Государство Амурру. 129

6. Крестьяне Финикии. 130

7. Культура Финикии. 130

§16. Хеттское царство. 132

1. Изучение Хеттского царства. 132

2. География Хеттского царства. 134

3. Заселение Малой Азии. 134

4. История Хеттского царства. 135

5. Устройство общества хеттов. 136

6. Армия хеттов. 137

7. Внешняя политика хеттов. 137

8. Хеттские законы.. 138

9. Хеттская религия и мифология. 139

§17. Древний Израиль. 141

1. Изучение Древнего Израиля. 141

2. Религия Древних евреев. 142

3. Древнееврейское общество. 143

4. История Израильского царства. 144

5. Социальная структура при Соломоне. 145

6. Распад Израиля. 146

7. Пророки. 146

§18. Священное писание иудеев. 147

1. Становление монотеизма у древних евреев. 147

2. Структура священного писания. 148

3. Заповеди Моисея. 150

 

Глава 5. История злобных бородатых мужиков. 152

§19. Введение в историю Ассирии. 153

1. Географическое положение Ассирии. 153

2. Структура ассирийского общества. 153

3. Шамши-Адад I. 154

Оглавление. 156

 

 

 

03.09.2011

§1. Введение в предмет. История наук о Древнем Востоке.

 

1. Древний Восток, как историко-культурный тип

Понятие Древнего Востока за последние полтора столетия претерпело существенные изменения. В XIX – начале XX в. Древним Востоком называли страны и народы, которые упомянуты в так называемой таблице народов библейской Книги Бытия (это потомки сыновей Ноя). Поэтому Древний Восток тогда был библейским или классическим Древним Востоком. Это были египтяне, ассирийцы, вавилоняне, хетты, финикийцы, арамеи, эламиты и, разумеется, евреи, как главные герои книг Ветхого Завета.

Однако в середине XX века начали проходить раскопки в странах Дальнего Востока. В частности, на территории Индии была открыта доарийская цивилизация Хараппа, на территории Китая были открыты неолитические культуры III тысячелетия до н.э. И тогда уже возникло представление о том, что Древний Восток делится на Древний Ближний Восток и Древний Дальний Восток. Древний Восток стали воспринимать, как определённую стадию культурного развития всего человечества, и он был выделен в особый культурно-исторический тип. И в настоящее время наука придерживается именно этой точки зрения.

Древнему Востоку, как историко-культурному типу, присущи следующие типологические черты:

1) Преобладание земледельческо-скотоводческой экономики

2) Образование первых городов, которые становятся ранними государствами

3) Формирование властной вертикали ранних государств

4) Изобретение письменности

5) Появление системы образования (потому что, когда появляется письменность, вместе с ней появляются и первые школы)

В 1994 году крупнейший историк Древнего Востока Игорь Михайлович Дьяконов в своей книге «Пути истории» разделил историю Д.В. на две большие эпохи:

§ Первую эпоху Дьяконов назвал Ранняя Древность (это время с конца IV до середины II тысячелетия до н.э.). Ранняя Древность, по Дьяконову, это, прежде всего, преобладание бронзового оружия и бронзовых орудий труда в технике, города-государства в политике, политеистические верования в религии. В эпоху Ранней Древности человечество пользуется словесно-слоговым письмом (это египетская иероглифика и шумеро-вавилонская клинопись – два основных вида письма).

Второй этап в развитии государств Древнего Востока И.М.Дьяконов назвал Имперская Древность (это период с середины II тысячелетия до н.э. по 4 век до н.э.) На Древнем Востоке Имперская Древность продлилась до завоеваний Александра Македонского, после чего уже следует говорить об Эллинистической Имперской Древности. В технологическом отношении для Имперской Древности характерно использование железа (переход от бронзы к железу: это железные орудия труда, железное оружие); в политическом отношении Имперская Древность - это постепенный переход от ранних государств к территориальным государствам и от территориальных государств к империям; в религиозном отношении — это переход от политеизма к монотеизму, почитание единого Бога, и к так называемым “религиям спасения” (или сотериологическим религиям; сотериология – это учение о спасении). И, наконец, в области письменности именно в эпоху Имперской Древности происходит переход от словесно-слогового письма к алфавитному.

И вот вы уже можете видеть развитие культуры Древнего Востока как бы с высоты птичьего полёта, что там происходило, какие типологические черты имеет эта культура на обоих этапах своего исторического развития.

Итак, мы будем говорить о Древнем Востоке как о стадии в культурном развитии человечества и определим понятие “Древний Восток” в пространственном и временном отношениях:

Во временном отношении это период с IV тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия до нашей эры (условно за конец Древнего Востока принимаются походы Александра Македонского, т.е. события 334-331 гг. до н.э.)

В пространственном отношении Древний Восток – это территория от северо-восточной Африки (это и Египет, и Древняя Нубия) до Китая включительно. И, соответственно, – это огромная территория, которая будет включать в себя Сирию, Месопотамию, Палестину, Иранское нагорье, Индостан (всё, что расположено между Египтом и Китаем). В Древний Восток даже входят некоторые города-государства Закавказья.

Вот, что есть Древний Восток, и что нам предстоит изучать. Теперь обратимся к основным источникам по истории Древнего Востока.

 

Откуда же мы знаем ту информацию, которая даёт нам представление о жизни людей в Ранний и Имперский периоды? Это, прежде всего, письменные памятники, которые записаны преимущественно на твёрдых материалах. Это глина, различные твёрдые породы камня: гранит, диорит, базальт, это вощёные дощечки, это медные пластинки. Но помимо надписей на твёрдых материалах Древний Восток даёт также немало надписей на папирусе, но, к сожалению, папирусных свитков дошло до нас гораздо меньше, чем текстов на твёрдых материалах, и объясняется это тем, что папирус хорошо горит. Десятки, может быть, сотни существовавших в древности библиотек сгорели в многочисленных пожарах, в то время как глиняные таблички от пожаров обжигались и становились прочнее. Поэтому всё глиняное уцелело, а всё, что писалось на мягких материалах, часто было подвержено уничтожению.

Все эти тексты Древнего Востока преимущественно записаны словесно-слоговым письмом. Это такое письмо, в котором каждый знак мог читаться и как иероглиф (то есть, как целое понятие, целое слово), так и в слоговом значении. Такое письмо было, как бы мы сейчас сказали, “ребусным”, читать его было очень непросто, его изучали годами в школах, но, тем не менее, именно на нём сохранились основные источники по истории Древнего Востока. Алфавитные источники появляются только с 12 в. до н.э., когда финикийцы изобретают алфавит. Использование алфавита заставляет людей писать на мягких материалах, потому что буквы удобнее выводить на мягком, нежели на камне или на глине. И тогда появляются алфавитные тексты на кусках кожи, на пальмовых листьях, на черенках плодовых деревьев.

Итак, мы имеем достаточно большой корпус текстов. Если говорить только о клинописных текстах, их более 1,5 млн., и каждый год раскопки дают нам новые и новые тексты – пополнение музеев не прекращается. Несколько меньше дошло до нас текстов на папирусах (около 1000), и преимущественно это тексты египетские, поскольку папирус хорошо рос именно на территории Древнего Египта, а также тексты финикийские и арамейские. В совокупности это даёт нам миллионы текстов. В Древнем Китае были надписи на коровьих лопатках и на панцирях черепах (самые древние гадательные тексты), это древнекитайские надписи на бронзовых сосудах. Таким образом, корпус этих источников огромен.

Помимо письменных памятников, существуют также памятники археологические (памятники материальной культуры). Здесь всё обстоит не так просто, как бы нам хотелось, потому что многое зависит от характера почв, от пустынности местности, от того насколько часто в это местности песчаные бури, наводнения или сели и т.д. В одном месте культура легче всего заносится песком, в другом месте дело обстоит более благополучно. Так, например, памятники Древнего Египта дошли до нас в относительно благополучном состоянии, поскольку эта территория всегда была обитаемой, и культурные слои здесь накладывались один на другой очень равномерно. Напротив, в Древней Месопотамии должна была работать лопата археолога, потому что все древние памятники были занесены песками пустыни, и нужно было всё откапывать. На территории Китая люди сами хранили свои древности, поэтому, в большинстве случаев, откапывать ничего не пришлось, и только XX век дал археологам большую работу, потому что слои III тыс.до н.э. – начала II тыс. до н.э. уже оказались под землёй, и нужно было их раскапывать, а предыдущие культурные слои и так хранились в памяти китайцев. Таким образом, с сохранением исторической памяти в разной местности было по-разному. До нас дошли погребальные комплексы, храмы, святилища, предметы керамики и украшения, некоторое количество технических сооружений, памятники искусства, развалины домов. Всё это – объекты археологических исследований.

И, наконец, третий источник, возможно, менее надёжный, – это, конечно, фольклор. На территории современных стран Востока столетиями, а то и тысячелетиями бытуют поверья, предания, мифы, легенды о древних царях и древних городах. Все эти легенды, сказания записывались этнографами и впоследствии тоже стали историческими источниками.

Но возникает вопрос: перед нами открывается такое большое море источников, и откуда же мы знаем, как эти древние источники читать? Для этого нам с вами нужно обратиться к истории наук о Древнем Востоке.

 

2. Египтология

Все науки о древнем Востоке по историческим меркам очень молоды: они родились в конце XVIII – начале XIX веков. Первой появилась на свет наука египтология, и произошло это благодаря Наполеону и его походу на Египет в 1798 году.

Но прежде, чем говорит об этом, нужно, естественно, понять, а как же изучался Древний Восток до наполеоновского похода на Египет. Учёные Средних веков и Нового времени могли узнать о жизни Древнего Египта и Вавилона из трёх источников:

Библия

Сообщения античных авторов, греческих и римских историков и географов о странах современного Греции Востока. Это такие авторы, как Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Павсаний, это сохраненные греками сочинения Манефона, египетского жреца, и вавилонского жреца Бероса, в которых была представлена древняя история стран Востока

Сообщения средневековых арабских, персидских и сирийских авторов о древних царях Востока

Вот три источника, которыми пользовались до конца XVIII в. Источники эти были не всегда надежны, многие греки сообщали абсолютно легендарную информацию, некоторые авторы просто придумывали анекдоты на тему из жизни древних правителей Востока. Так что сообщаемые сведения были отнюдь не всегда достоверны и надёжны, но других не было.

И вот происходит переворот, колоссальной значимости: Наполеон идёт в поход на Египет и берёт с собой не только своё войско, но также ученых и художников для того, чтобы те копировали и изучали памятники Древнего Египта. Так что его экспедиция была не только военной, но и научной. И пока солдаты стреляли по египетскому сфинксу, отбивали ему нос потехи ради, учёные ползали по пирамидам, делали эстампы с иероглифов на гробницах. Наполеон отчаянно воевал с арабами, и у него даже возникла мысль о том, что неплохо было бы переучить жителей Египта с арабского языка на древнеегипетский и вернуть их к тому состоянию, в котором они были при фараонах. Эта была шальная мысль, но возник вопрос о том, а как изучить древнеегипетский язык, как научиться читать иероглифы. Наполеон не имел к этому ключа, но он надеялся, что его ученые в этом разберутся.

После окончания наполеоновского похода в Париже было составлено многотомное описание Египта, огромные фолианты с копиями всех египетских памятников. Это было уже значительное начало научного исследования, потому что теперь тому французу, который захотел бы изучать Египет, не нужно было бы ехать в Египет, он открыл бы соответствующий том и нашёл нужный ему памятник.

Дальше природа распорядилась очень своеобразно, потому что она дала миру одного единственного гения, который и расшифровал египетские иероглифы. Этим гением был француз, младший брат участника наполеоновских походов, которого звали Жан Франсуа Шампольон (1790–1832).

Он родился в богатой семье, его родственники принимали участие в наполеоновских походах. Его старший брат хорошо знал самого Наполеона (но мало ли кто кого знал J). У мальчика в 10 лет прорезались необыкновенные лингвистические способности: он начал учить все языки подряд. С 10 до 12 он выучил латынь и греческий, с 12 он начал учить арабский и сирийский. В 13 он писал своему старшему брату, чтобы тот выслал ему китайскую грамматику (“хочу поразвлечься”). Таким образом, к 15 годам он знал все основные живые языки Ближнего Востока – арабский, персидский, турецкий, сирийский – но ему не давал покоя Египет, он не знал как к нему подступиться. А дело в том, что у одного знакомого семьи Шампольонов дома стояла большая египетская стела, которую тот привёз из похода. Она стояла на видном месте, и когда 10-летний Шампольон его спросил “А как это читается?”, он ответил, что не знает, и никто не знает, и тогда Шампольон сказал “Я узнаю!”. И с тех пор эта страсть не давала ему покоя. Он хотел во что бы то ни стало узнать, что написано на этой стеле, а заодно и на всех других египетских стелах, и он задался целью расшифровать египетские иероглифы. Больше он ничего не замечал.

Но для того, чтобы подготовиться к этому, нужно было глубоко проникнуть в историю Древнего Египта, и он стал глотать том за томом того самого описания Египта, которое было составлено наполеоновскими учеными. В возрасте 17 лет он написал огромный трактат под названием “История Египта при фараонах”, в котором он собрал все античные, арабские, сирийские и библейские источники по истории Египта, а также все античные сведения о том, как нужно расшифровывать иероглифы. За этот трактат он получил звание академика (в 17 лет!), и пользовался с тех пор большими научными привилегиями, которые позволяли ему беспрепятственно ходить во все архивы, во все частные собрания, потому что будучи “господином Академиком”, а академики во Франции носят титул “бессмертные”, то есть будучи “бессмертным”, он мог беспрепятственно заниматься своими исследованиями. И вот Шампольон находит “Грамматику коптского языка”, которую когда-то составил средневековый монах. Копты – это египетские христиане. Шампольон довольно быстро понимает, что коптский язык, раз это язык коренных жителей Египта, должен быть связан с древнеегипетским языком. Вполне возможно, что коптский язык является поздней стадией в развитии языка фараонов. И Шампольон после 17 лет посвящает свою жизнь коптской грамматике, и, как он пишет своему брату: «Я настолько хорошо изучил коптский язык, что я теперь думаю по-коптски». Он начал разговаривать на коптском языке, он стал создавать Большой Коптский Словарь.

А тут как раз Наполеон сбежал из места своего первого заточения (это было как раз между его побегом и битвой при Ватерлоо). Наполеон внезапно приехал к старшему брату Шампольона, господину Фижаку. Тот познакомил его с младшим братом, сказав, что Жан-Франсуа хочет расшифровать египетские иероглифы и знает коптский язык. Наполеон живо этим заинтересовался. Император был суеверен, часто настроен мистически, и, когда он узнал, что фамилия младшего брата Шампольон, сказал: “Как хорошо, он носит половину моей фамилии! Это знак Божий…” Он разговорился с Шампольоном о перспективах своих дел в Египте, поскольку он теперь чувствовал себя спасённым императором. “Вы знаете, Жан-Франсуа, я хочу переучить египтян с арабского языка на древнеегипетский. Помогите мне в этом деле, ведь, чтобы это состоялось, нужен пустяк – нужно, чтобы Вы расшифровали иероглифы”. Шампольон был весьма вдохновлён этим предложением императора, он думал, что Наполеон опять получит назад своё государство. Это должна была быть правительственная программа, но тут случилось Ватерлоо. Наполеон терпит поражение и после этого уже никуда не возвращается, его помещают на остров св. Елены, а Шампольона обвиняют в роялизме, в том, что он, дескать, является поклонником царя-бунтовщика, и он понимает, что ему срочно нужно куда-то бежать, иначе он будет арестован. Возникает нелепая ситуация: одна встреча с Наполеоном и его обвиняют, в том, что он является поклонником злодея. Он удаляется в деревню, и там, в уединении, он начинает усиленно занимается коптским языком и грамматикой, и так происходит до тех пор, пока ему не помогает случай.

Во Франции была опубликована очень странная стела, которая в истории получила название «Розеттский камень» (камень из Розетты). Это декрет одного из греческих царей, правивших в Египте, одного из представителей династии Птолемеев. Он был записан тремя способами: во-первых, египетской иероглификой, во-вторых, египетской скорописью, так называемой, иератикой, и, в-третьих, греческим письмом. Естественно, греческий язык был для Шампольона всё равно, что родной. Он быстро прочёл надпись и понял, что в ней речь идёт о декрете Птолемея и Клеопатры. Тогда же он вспомнил сообщение одного греческого историка, о том, что в египетских иероглифах имена царей обведены особым овалом, так называемым, картушем, и он начал искать в египетской части этой надписи иероглифы в овалах, справедливо догадавшись, что в овалах могут быть только царские имена, которые уже известны ему из греческого теста, а именно Птолемей и Клеопатра. И тут Шампольону сказочно повезло: он не только угадал, что имена в овалах совпадают с греческими именами, но он также понял, что иероглифы, которыми записаны царские имена – это буквы. Он стал сопоставлять египетский значок с греческой буквой “к”, следующий с буквой “l” и насчитал меньше иероглифов, чем было в греческом тексте. Тогда он вспомнил ещё одно высказывание греков о том, что египтяне не обозначали гласные на письме, а только согласные. Он нашёл “k”, “l”, “p”, “t”, “r”. Это были первые 5 букв. А потом он сопоставил это с именем “Птолемей”, и там тоже обнаружил “p”, “t”,“l”. Таким образом, Клеопатра и Птолемей были обнаружены им в иероглифике. С этого отождествления греческих букв и египетских иероглифов началась правильная расшифровка египетских письменных знаков.

Нужно вам сказать, что Шампольон отличался невероятной интеллектуальной смелостью: он пренебрег всеми мнениями античных и средневековых авторов, которые писали, что египетские иероглифы полностью состояли из понятий, что их нельзя было прочесть фонетически, потому что они якобы являлись символическими знаками, и их нужно понимать, как аллегории. Он отверг эту фантазию как чистый домысел и предположил, что египтяне были такие же люди, как и все, и должны были придавать своим знакам звуковое значение. Он оказался абсолютно прав – знаки имеют звуковое значение. Но в чём заключалось везение Шампольона? Оно заключалось в том, что именно эти царские имена – Клеопатра и Птолемей – были записаны буквенными иероглифами. В большинстве случаев было не так: обычно царские имена записывали слогами, и вот если бы они были записаны слогами, Шампольон ничего бы не получил. Эти имена не были записаны слогами, поскольку они иноязычного происхождения, а такие имена в египетской иероглифике пишутся буквенными иероглифами. С этого началась расшифровка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.