Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 48 страница




Что такое человек, пропавший без вести? Это человек, который не погребён и превращается в призрак! Этот призрак вечно голоден, он вечно жаждет воды и за своё непогребение он мстит всем живущим, превращаясь в голодного демона. Страшная участь! И первым, кто отреагировал на это событие (пропажу без вести Саргона), был, конечно, еврейский пророк Исаия, который сказал: «Вот какое наказание Бог придумал для того, кто захотел возвыситься над ним и кто взял Самарию! Даже дух его вечно теперь будет жаждать воды!» Исаия позлорадствовал всласть, а ассирийцы, конечно, погрустнели, потому что нельзя было похоронить царя, и некуда было принести ему поминальные жертвы. Это означало, что великий царь Саргон останется без упокоения и без необходимого ритуального поминания. Страшная участь, которую не пожелал бы своему врагу ни один из людей на древнем Востоке.

 

 

6. Синаххериб

(705 – 681 гг.)

В 705 г. ступил на престол сын Саргона II, самый жестокий царь в истории Ассирии, и, наверно, самый безумный. Синаххериб упоминается в Библии и не случайно упоминается, потому что он осадил город Иерусалим. Вообще, он довольно широко известен в религиозной традиции, в церковной традиции как один из ассирийских правителей, посягавших на Иерусалим, как на обитель Бога. Но эта осада закончилась ничем, Иерусалим взят не был. Если же смотреть исторические источники, то тут все будет ещё более страшно, но в то же время всё ещё более похоже на анекдот.

Синаххериб – это ставленник военной партии, человек, который был призван на престол для отражения арамейских атак, потому что все знали, что он хороший кавалерист, что он прекрасно дерётся с халдеями. И вот для драки с халдеями собственно он и был призван на престол. Надо сказать, что драка с халдеями стала его пожизненной судьбой и принесла ему наибольшую известность. Но тут возник такой курьёзный момент: Синаххериб не любил Вавилон. Вавилон уже давно находился фактически под властью ассирийцев, в Вавилоне короновался ассирийский царь, но короновался он в Вавилоне под чужим именем, для того чтобы Мардук не понял, кто коронуется. Обычное дело.

Но Синаххериб взбунтовался. Он сказал: «Не буду я короноваться в городе Вавилоне». Вавилоняне спросили: «А кто же будет?». Синаххериб подумал и ответил: «А вот я вам дам своего евнуха! Пусть он и коронуется». То есть это было такое грубое унижение Мардука, Вавилона, вавилонян. И, действительно, Синаххериб прислал в Вавилон своего евнуха. Жители Вавилона поняли, что Синаххериб одновременно издевается и смеётся, и евнуха этого на престол не допустили. «А раз ты так с нами поступаешь, мы тоже тебе преподнесём сюрприз!» И пригласили на вавилонский престол халдейского вождя, злейшего врага Ассирии с дивным именем, его звали Мардук-апла-иддина II. («Бог Мардук даровал наследника»). Мардук-апла-иддина II – замечательная фигура, халдейский вождь, который со своими отрядами неоднократно захватывал власть в Вавилоне. Его пригласили на вавилонский престол, он там и короновался.

Синаххериб узнал об это и двинул свои войска на Вавилон, но когда он туда пришёл (расстояние между Ашшуром и Вавилоном – 1.5 недели пути), то ему сообщили, что Мардук-апла-иддина уже ушёл. Тогда Синаххериб решил отправиться, раз уж он вышел погулять, в Палестину и осадить Иерусалим. Ему не давала покоя слава отца, покорившего израильское царство. Теперь же он захотел покорить Иудею. И он оказался под станами Иерусалима и начал вести переговоры с иудейскими жрецами на арамейском языке для того, чтобы ни ассирийцы, ни евреи на поняли, о чём речь. То есть это были переговоры за спинами своих народов. Но переговоры ни к чему не привели, потому что иерусалимские жрецы не захотели платить дань ассирийцам, и тогда было решено взять город штурмом. Но тут в войсках ассирийцев вспыхнула эпидемия, и они восприняли это как божий рок.

Когда же они повернули назад, то к ним явились разведчики и сообщили, что Мардук-апла-иддина (далее просто Мардук – прим. редактора) опять в Вавилоне, и опять занял трон. «Ну, тогда я пойду туда», решил Синаххериб и отправился в Вавилон. Синаххериба эта ситуация просто достала, и тогда он решает всей мощью своей армии начать преследование халдейских отрядов. Мардук был умным человеком и понимал, что если Синаххериб его достанет, то получит не только он, но и, по ассирийской традиции, кости всех его предков. Поэтому он предварительно вырыл кости предков из могил, положил их в глиняные сосуды, сосуды запечатал, нанял эламских корабельщиков, и на нескольких больших барках переправился сам, переправил свое войско и сосуды с костями предков в Элам (гос-во в Персидском заливе).

Синаххериб преследовал его до моря, а когда приблизился к морю, то осознал очень примечательный факт – Ассирия, оказывается, не является морской державой, у нее нет флота! Синаххериб был вынужден повернуть назад, но его жажда мести была так сильна, что он приказал построить флот. Флот строили 9 месяцев, и через 9 месяцев он был готов, войско Синаххериба переправилось на тот берег, где находился Мардук. Они, как и положено, высадились на берег, разгромили два города, взяли жителей этих городов в плен.

И, наконец, Синаххериб дошел до места, где был Мардук. Разведчики обо всем разузнали, и внезапно для себя Синаххериб выяснил еще более поразительные факты – Мардук умер полгода назад! И причем неизвестно, где он захоронил кости своих предков, и где захоронен он сам. Короче говоря, халдейскому вождю отомстить не удалось ни самому, ни его предкам. Что же делать?! А кому бы он может еще отомстить?

Тогда в голове Синаххериба наступило то ли прояснение, то ли помутнение: он решил отомстить самому городу, который в этой ситуации являлся предателем бога Ашшура. Это было в 689 году, это был один из самых страшнейших годов в истории Древнего мира. Именно тогда, Синаххериб пришел со своей армией в Вавилон, вырезал четверть населения города, вывел статую бога Мардука из главного Вавилонского храма, и был суд над богом Мардуком. Обвинения заключались в том, что Мардук присвоил себе победу бога Ашшура над Тиамой, что на самом деле победу совершил ассирийский бог Ашшур, а Мардук сказал, что «это я», тем самым солгав. И как лжец он должен был быть наказан. Над Мардуком был суд, он был посажен в темницу. После этого Синаххериб разрушил дамбу, и воды Евфрата обрушились на Вавилон, полностью затопив город. Город просто был уничтожен, он не просто сравнял его с землей, а накрыл его водой. И весь древний мир содрогнулся. А Синаххериб сказал: «Слава бога Ашшура велика, и отныне, кто согрешит против меня, удостоится такой же участи, как город-предатель Вавилон». И надо сказать, что это подействовало!

На протяжении пяти лет не было никаких восстаний, антиассирийских коалиций. Были отдельные нападения недобитых халдейских племен, но весь Древний мир затих, т.к. Синаххериб был очень жесток, и никто не хотел повторять участь Вавилона.

А Синаххериб переключился на меценатскую деятельность. Он начал строить роскошный дворец в городе Ниневии. Новой столицей Ассирии стала Ниневия. Ниневийский роскошный дворец с прекрасными рельефами, с изображениями всех военных походов, все было замечательно. Но пророки по всему миру говорили о том, что должен плохо кончить человек, который посягнул на город Вавилон. И точно! Синаххериб был заколот своими тремя сыновьями во время молитвы в храме, между статуями двоих Богов-хранителей. Это было воспринято как знак: если боги-хранители не оказали помощи, то это значит, что Синаххериб – чудовищный преступник. Итак, Синаххериб был убит, трое его сыновей стали участниками заговора, и фактически его исполнителями, но оставался еще четвертый сын, который в заговоре не участвовал, а когда он знал о смерти своего отца, он приказал арестовать своих братьев и немедленно убить. Они были убиты, т.о. конкурентов у него не оставалось. Он мог спокойно вступать на престол. Этого сына Синаххериба звали Ассархаддон.

 

7. Ассархаддон

(681 – 669 гг.)

Ассархаддон – удивительная личность, он привлекал к себе внимание поэтов, писателей, в том числе и русских. О нем написал стихотворение Брюсов, о нем писал сказки Л.Н Толстой. Ассархаддон был интересен всем. Люди, которые интересовались Ассархаддоном несколько заблуждались в своем интересе, но сам факт очень занимателен. Ассархаддон был невероятно успешным завоевателем.

Своего наивысшего могущества Ассирия достигает при нем. При Ассархаддоне Ассирийское государство становится Империей. Ассархаддон начинает свою деятельность с завоевания Финикийских городов – Сидона и Тира, жестоко подавляет мятеж в Сидоне, казнит сидонского царя, подчиняет средиземноморское побережье Ассирии. Далее отправляется на войну с Эламом, и после его похода в Элам, от этого государства мало что остается. Элам практически полностью входит в Ассирийское государство. Но, конечно, самым главным достижением Ассархаддона является завоевание Египта.

Два Египетских похода (673, 671 гг.) закрепили владычество Ассирии над Египтом. И когда Египет был взят, это означало, что Ассирия уже не просто государство, хозяйничающее на Ближнем Востоке. И постепенно интересы Ассирии смещаются в Африку, а там было золото, там была медь, там было много чего интересного.

Египет, конечно, специфическое государство, в том смысле, что египтяне не признавали правителя, если он не короновался жрецами Амона. Нужно было заручиться поддержкой эламского жречества для того, чтобы правитель стал единым. Это первый момент. Второй момент заключался в том, что египтяне согласились повиноваться Ассирии при одном условии: если в египетских городах останется прежнее египетское начальство. Это начальство будет высылать ассирийцам дань, будет целовать ассирийскому царю туфлю, что очень ассирийцы любили (знак максимального уничижения).

Египтяне это обычно делали и ничего в этом такого особенного не видели, но это совсем не означало, что они будут «плясать под ассирийскую дудку». Очень многие ассирийские наместники, оставленные в Египте, умирали странной и быстрой смертью, а египетские начальники жили очень долго. И, в конце концов, Ассархаддону это надоело, он решил навести порядок. И он собрался в третий поход, который начался осенью (в октябре) 669 г., а уже первого ноября Ассархаддон умер, не доехав до места. Почему он умер? Возможно, его отравили египетские наместники, а возможно, он умер от неизвестной болезни, но этот третий поход проходил без участия царя.

Сама личность Ассархаддона является до сих пор для историков загадкой. С одной стороны во всех надписях говорится, что во всех своих походах, он руководил сражениями сам, а с другой стороны, мы видим большое количество писем его личным астрологам, магам, где он у них спрашивает советы: можно ли ему сегодня выходить из дворца, удачный ли сегодня день для выезда на колеснице. Он советуется с врачами по поводу различного рода мазей и рецептов. Из этого мы видим, что он был больной человек, и человек очень неуверенный в себе, который по поводу каждого своего дела, движения советуется с астрологами. До нас дошла двухтомная переписка с астрологами (совершенно уникальная вещь, ничего подобного при Синаххерибе не было, он сам знал, как, когда и кого убивать, правда, кончил он плохо). Ассархаддон был осторожным человеком и полагался на мнение других людей, он все хотел знать наперед, и постоянно забегал вперед в своих планах. Он хотел сделать так, чтобы общество оставалось стабильным.

И вот он предпринимает совершенно удивительную вещь: задолго до своей смерти он заставляет присягнуть армию и чиновников на верность новому царю, своему наследнику, которого звали Ашшурбанапал. Он заставляет армию и чиновников присягнуть на верность своему наследнику при своей жизни. Этот факт рождает впоследствии невероятную рефлексию в европейской культуре. Французские, английские и русские авторы, такие как Лев Толстой, начинают воспринимать Ассархаддона, как первого в истории отшельника. Все пишут, что он добровольно оставил власть, предал ее сыну, а сам ушел куда-то странствовать. Потому что он почувствовал собственное несовершенство и отказался от мирового господства. Это была очень распространенная идея до конца 19 века. Ассархаддон, как первый отшельник, еще до Будды.

На самом деле наука того времени не знала ряда фактов: Ассархаддон оставался царем до самого конца, но для него было принципиально важно при своей жизни увидеть присягу следующему царю.

 

8. Ашшурбанапал и создание Ассирийской Империи

Этим царем волей судьбы стал Ашшурбанапал, который вовсе не готовился быть царем. Его готовили к должности верховного жреца, а царем должен был стать, как и полагается, старший сын Ассархаддона, но старший сын внезапно умер. Человек, который по своим задаткам был книжником, поэтом, покровителем образования; человеком, которого больше интересовало содержание глиняных табличек, чем война, внезапно оказался в роли царя.

При чем, когда Ассархаддон заставлял приносить присягу, то Ашшурбанапалу присягали только, как царю Ассирии. Ассархаддон сделал одну ошибку - он назначил брата Ашшурбанапала, своего младшего сына, царем Вавилона. Это была роковая ошибка, стоящая очень дорого своему государству. Потому что после внезапной смерти Ассархаддона началась долгая междоусобная борьба, между Ашшурбанапалом и его братом за господство в стране. Это было два царя, один царь Ассирии, другой царь Вавилона, а звали его Шамашшумукин.

А откуда собственно взялся сам Вавилон? Что же произошло после смерти Синаххериба, и после того, как город был затоплен водой? Мать (была вавилонянкой) Ассархаддона стала влиять на сына, чтоб он начал восстанавливать город. В первые два года своего правления Ассархаддон увел воды Евфрата от города и потом начал заселять Вавилон заново. Он начал заселять его ассирийцами, арамеями, был вынут из тюрьмы бог Мардук. Худо-бедно, но город начал восстанавливаться после затопления и после разрушения. И вот в этот еще недостроенный город Ассархаддон определил своего младшего сына царем. Почему так было сделано? Потому, что работы по восстановлению Вавилона – это отдельный труд. Человек, который сидел в Вавилоне, должен был заниматься только этим. Постепенным восстановлению городских кварталов, налаживанием экономической жизни и т.д. Ассархаддон помимо того, был человек прагматичным, он понимал: «Да, Вавилону нужен отдельный правитель, который о нем позаботится», но именно это и стало причиной междоусобицы.

Шамашшумукин с религиозной точки зрения рассудил, что Вавилон главнее, потому что это древний город, потому что его бог - древний бог Мардук. Т.е. именно царь Вавилона должен стать правителем всей Ассирии. И началась междоусобица, которая длилась до 648 г. Была масса восстаний, вражда между братьями, и все это закончилось тем, что армия Ашшурбанапала взяла Вавилон штурмом, а Шамашшумукин поджег свой дворец и бросился в пламя. Но перед этим оставил еще две молитвы, посвященные разным богам. Сам-то он сгорел, а таблички от огня только укрепились.

Итак, в 648 г. Ашшурбанапал оказался, наконец, единственным правителем Ассирии. Междоусобица длилась 21 год. Ашшурбанапал был гениальным полководцем, он окончательно разрушал Эламское царство, он покорил Закавказье, он подчинил Ассирии государство Урарту. Первый успешный поход на Урарту был предпринят еще Саргоном II, ну а теперь Ашшурбанапал завершил это дело. Только арамеев ему не удалось окончательно покорить, потому что эти племена были слишком многочисленны, и воевали небольшими отрядами.

И вот при Ассархаддоне и Ашшурбанапале Ассирия становится Империей, первой в мире империей. Мы называем это государство империей, потому что существуют определенные критерии того, что такое имперское государство.

1) Критерий первый: разделение территорий на метрополию и провинции. В государстве Ассархаддона и Ашшурбанапала роль метрополии выполняла Ниневия, непосредственно подчинялась метрополии коренная Ассирия, а все остальные территории были провинциями и областями. И ассирийский царь назначал на них так называемых начальников области. Это первое условие.

2) Второй критерий – наличие официального языка, связывающего все части страны, таким языком был арамейский. И ассирийцы, и вавилоняне, и египтяне, когда хотели понять друг друга, всегда говорили на арамейском языке. Это был единый официальный язык империи.

3) Третье условие: единая денежная система. Это денежные эквиваленты, которые употребляются как в метрополии, так и в провинции. Единым денежным эквивалентом в Ассирии было серебро, но не простое серебро, а клейменое. Это серебряные слитки, на которых стояла личная царская печать. И это обозначало некую официальную монету, которая от имени царя распространяется по всей территории страны.

4) Четвертым важным критерием была специализация труда на территории империи, при которой средства производства труда и предметы потребления производятся в разных частях одного государства, т.е. империя кормит и обслуживает сама себя. На ее территории должны существовать цехи по производству железного оружия, районы, которые являются преимущественно с/х, но все эти производства существуют в рамках одного государства и сообщаются между собой. Существуют связи, партнерские связи, между всеми этими провинциями. Когда соблюдаются 4 этих условия, тогда мы можем говорить, что данное государство является империей. Поэтому, когда империей называют Египет времен Тутмоса III – это неправильно, т.к. государство Тутмоса III не удовлетворяет 4 критериям имперского государства. Там не было никаких провинций, там были захваченные территории. Не было единого языка, единой денежной системы. Поэтому тот факт, что в определенный момент какое-то государство присоединяет к себе множество земель, он не свидетельствует о том, что это государство – империя.

 

9. Распад Ассирийской Империи

После Ашшурбанапала Ассирийская Империя начинает стремительно распадаться. Почему? Есть несколько факторов:

Во-первых, Ассирия – это традиционно земледельческо-скотоводческая держава речного типа. Она не может составлять экономическую конкуренцию государству средиземноморского побережья, живущего ремеслом, торговлей, монопольным производством.

Во-вторых, неэффективность насилия для удержания своего господства на покоренных территориях. Насилие может иметь только временный эффект, потом оно вызывает ослабление и попытку создать антиассирийскую коалицию. Такая коалиция была создана. Эта коалиция мидийцев (такое иранское племя) и вавилонян в 612 г до н.э. взяла штурмом город Ниневию. Столица была захвачена, ассирийцы сопротивлялись еще 7 лет. И последний их форпост на севере был захвачен в 605 году. После 605 г. Ассирия как государство перестает существовать. Значит, это была реакция на Ассирийское насилие.

В-третьих, это этнические перемещения арамейских племен. Их число постоянно увеличивалось, они требовали для себя большого жизненного пространства. И в конце концов, они поглотили территорию Ассирии. Арамейцев было много и с ним никак не возможно было справиться.

Четвертый факт: это усиление Ирана, сперва мидийцев, а затем персов.

Вот все эти факторы способствовали тому, что первая в мире Империя едва создавшись, довольно быстро развалилась. Но тем не менее, можно сказать, что Ассирия соответствует всем критериям для государства имперского типа. Поэтому переход от крупных централизованных государств к империям может датироваться 7 веком до н.э. С 7 века уже существуют имперские государства.

Ксюша Лебедева, Мама-утка

 

 

Оглавление

Глава 1. Начало. 2

§1. Введение в предмет. История наук о Древнем Востоке. 3

1. Древний Восток, как историко-культурный тип. 3

2. Египтология. 5

3. Ассириология. 8

4. Российская наука о Древнем Востоке. 12

§2. Предыстория цивилизаций Древнего Востока. 12

1. Хронология ранней истории человечества. 12

2. Мезолит. 13

3. Гебёкли-Тепе и Невали-Чори. 14

4. Чейеню-Тепеси. 15

5. Иерихон и Чатал-Гуюк. 15

6. Переход от Мезолита к Неолиту. 17

7. Неолитическая революция. 18

8. Появление письменности. 19

9. Энеолит. 20

Глава 2. История Слонопотамии. 23

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период. 24

1. Географическое положение Месопотамии. 24

2. Предыстория Южной Месопотамии. 24

3. Условия жизни в Месопотамии. 25

4. Месопотамские города-государства. 27

5. Война между Уруком и Кишем.. 29

6. Социальная стратификация общества Шумера. 30

7. Источники по истории Шумера. 32

8. Правление Лугаланды.. 33

§4. От Урукагины к Саргону. 34

1. Приход Урукагины к власти. 34

2. Конусы Урукагины.. 34

3. Характеристика Конусов. 36

4. Финансовая система в Месопотамии. 37

5. Вооруженные силы Месопотамии. 38

6. Начало правления Саргона Аккадского. 39

7. Биография Саргона. 40

8. Реформы Саргона. 41

9. Итоги правления Саргона. 42

§5. Саргониды и третья династия Ура. 42

1. Римуш.. 43

2. Маништусу. 43

3. Нарам-Суэн. 44

4. Шаркалишарри. 46

5. Конец государства Саргона. 46

6. Гудеа. 47

7. Свержение власти кутиев. 49

8. Первая династия Ура. 50

9. Третья династия Ура. 51

10. Кризис Третьей династии Ура. 53

§6. Культура Южной Месопотамии в шумерский период. 54

1. Шумерский язык и письменность. 54

2. Шумерская система образования. 55

3. Астрономия и время. 56

4. Судебная и медицинская система. 57

5. Шумерский парламент. 57

6. Шумерская религия. 58

7. Шумерское мироощущение. 58

§7. Старовавилонский период. 62

1. Эпоха Иссина и Ларсы.. 62

2. Вавилон. 63

3. Приход Хаммурапи к власти. 64

4. Законы Хаммурапи. 64

5. Содержание Законов Хаммурапи. 66

6. Значение Законов Хаммурапи. 68

§8. Средневавилонский период. 69

1. Приход касситов к власти. 69

2. Внутренняя политика касситов. 69

3. Внешняя политика касситов. 70

4. Социальный строй Средневавилонского периода. 71

5. XIII век в истории Ближнего Востока. 73

6. Вклад касситов в культуру Месопотамии. 74

§9. Вавилонская культура и литература. 75

1. Политическая идеология Вавилона. 75

2. Религиозно-этическая литература. 76

3. «Повесть о невинном страдальце». 77

4. «Вавилонская теодицея». 78

5. «Разговор господина с рабом». 79

Глава 3. История Шарм-эль-Шейха. 82

§10. Введение в историю Древнего Египта. 83

1. Хронология истории Древнего Египта. 83

2. Особенности египетской цивилизации. 83

3. Ранняя история Египта. 85

§11. Египет в эпоху Раннего и Древнего царств. 86

1. Объединение Египта. 86

2. Источники по истории Египта. 86

3. Особенности Египта в эпоху Древнего царства. 87

4. Социальная структура Древнего Египта. 87

5. Система бессмертия в Древнем Египте. 89

6. Бессмертие фараона и функции пирамиды.. 90

7. Бессмертие вельможи. 91

8. Парадокс мышления древних египтян. 93

9. Центральная власть и номархи. 94

10. Уникальность социального строя Древнего царства. 95

§12. Первый переходный период и Среднее царство в Египте. 96

1. Содержание Первого переходного периода. 96

2. Международное положение Египта. 98

3. Социально-экономическое положение Египта. 98

4. Речение Ипувера. 99

5. Разговор разочарованного со своим Ба. 102

6. Пророчество Неферти. 102

7. Среднее царство. 103

8. Культура Среднего царства. 104

9. Конец Среднего царства. 106

§13. Второй переходный период и Новое царство в Египте. 107

1. Гиксосское влияние на культуру Египта. 107

2. Конец правления гиксосов. 108

3. Эпоха Нового царства. 108

4. Тутмос I. 109

5. Тутмос III. 109

6. Изменения в Египте после Тутмоса III. 112

7. Аменхотеп III. 112

8. Аменхотеп IV - Эхнатон. 113

9. Гимн Атону. 114

10. Тутанхатон. 115

§14. Вторая половина Нового царства и культура Египта. 116

1. Начало 19 династии. 116

2. Сети I. 116

3. Рамзес II. 117

4. Египетско-хеттский договор 1269 года. 118

5. Мернептах. 120

6. 20 династия. 120

7. Культура Древнего Египта. 121

Глава 4. История каких-то левых ребят. 124

§15. Сирия, Финикия и Палестина в 3-2 тысячелетиях до н.э. 125

1. Географические особенности региона. 125

2. Государственность Внутренней Сирии. 126

3. Внешняя Сирия. 127

4. Финикийское торговое государство. 127

5. Государство Амурру. 129

6. Крестьяне Финикии. 130

7. Культура Финикии. 130

§16. Хеттское царство. 132

1. Изучение Хеттского царства. 132

2. География Хеттского царства. 134

3. Заселение Малой Азии. 134

4. История Хеттского царства. 135

5. Устройство общества хеттов. 136

6. Армия хеттов. 137

7. Внешняя политика хеттов. 137

8. Хеттские законы.. 138

9. Хеттская религия и мифология. 139

§17. Древний Израиль. 141

1. Изучение Древнего Израиля. 141

2. Религия Древних евреев. 142

3. Древнееврейское общество. 143

4. История Израильского царства. 144

5. Социальная структура при Соломоне. 145

6. Распад Израиля. 146

7. Пророки. 146

§18. Священное писание иудеев. 147

1. Становление монотеизма у древних евреев. 147

2. Структура священного писания. 148

3. Заповеди Моисея. 150

 

Глава 5. История злобных бородатых мужиков. 152

§19. Введение в историю Ассирии. 153

1. Географическое положение Ассирии. 153

2. Структура ассирийского общества. 153

3. Шамши-Адад I. 154

§20. Политическая история Ассирии. 155

1. Тукульти-Нинурта I. 155

2. Ассирия в IX веке. 156

3. Тиглатпаласар III. 157

4. Салманасар V.. 158

5. Саргон II. 159

6. Синаххериб. 160

7. Ассархаддон. 161

8. Ашшурбанапал и создание Ассирийской Империи. 163

9. Распад Ассирийской Империи. 164

Оглавление. 166

 

§15. Сирия, Финикия и Палестина в 3-2 тысячелетиях до н.э.

 

1. Географические особенности региона

На территории Сирии, Финикии и Палестины цивилизация появляется примерно в то же время, что и в Месопотамии, но развитие этого региона весьма отличается от двух классических древневосточных цивилизаций – Месопотамии и Египта. Сирия, Финикия и Палестина на современной карте – это Сирия, Ливан, Израиль, Палестинская автономия и Иордания, а также часть Турции. На этой территории очень рано возникло земледелие, это древнейший очаг земледелия. Уже в эпоху мезолита (в 10 тысячелетии до н.э.) здесь появился натуфийский способ жать дикие злаки каменными серпами. А уже через 2 тысячелетия здесь впервые учатся культивировать злаковые растения.

Однако этой территории, которая знала древнейшую культуру земледелия, не суждено было стать первым очагом, на котором зародилась цивилизация. Первым таким регионом на Ближневосточных землях стала Месопотамия, а не Сирия и Палестина. Почему? На территории Сирии, Финикии и Палестины нет полноводных рек, поэтому здесь невозможно классическое ирригационное земледелие. В Сирии есть небольшие и средние реки, среди которых самая крупная – река Оронт; территория Сирии также вязана с Евфратом; третья река, о которой необходимо упомянуть – это Иордан. Но реки Оронт и Иордан неполноводные, они не несут большую массу ила, не орошают поля, поэтому основной способ орошения – дождевые воды, которые собирали в бассейны и потом подавали в поля. Но почва здесь каменистая, поэтому больших урожаев собрать нельзя, в отличие от Месопотамии.

Следовательно, именно это предопределило судьбу всего региона, здесь с самого начала необходимо было зарабатывать на жизнь чем-то еще, и жители этого региона проявляли чудеса инициативы. Они разводили вьючных ослов, занимались караванной, контрабандной торговлей. Впоследствии именно здесь впервые возникает пиратство и т.д. Люди этого региона во все времена были чрезвычайно инициативными.

Сам по себе регион в географическом отношении очень разнообразен. На территории Сирии и Палестины есть горы, долины, леса, пустыни, болота, степи. Здесь встречаются абсолютно все виды рельефа. Эта территория прилегает к Средиземному морю; внутри расположено соленое Мертвое море, т.е. разнообразие природных форм видно во всем. Нужно отметить, что приморские районы развивались иначе, не так, как районы внутренней Сирии. Кроме того, на севере Палестины можно было довольно успешно заниматься земледелием; здесь разводили сады, масличные рощи, виноградники. На юге почва была настолько каменистая, что занятия земледелием были невозможны.

Еще одна важная особенность - большое количество лесов на территории, в особенности кедровых, следовательно, это большой запас строительного леса, а из него можно делать что угодно, в том числе корабли. Поэтому люди с данных территорий стали выдающимися корабельщиками. Но в то же время более могущественные страны, такие как Месопотамия и Египет, все время вторгались, чтобы вывозить строительный лес.

Эта территория была «проходным двором» Древнего Востока. Через нее постоянно кто-то ходил, потому что всем нужен был строительный лес. Нужен был также камень, металл, а по караванным дорогам Сирии переправляли олово. Как правило, оно перевозилось контрабандным способом, поэтому Сирия и Палестина -это те регионы, где собирались контрабандисты и бандиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.