Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 59 страница




Вся ответственность за государство, по мнению шумер, лежит на царе. Если царь не достаточно благочестив, то боги могут наслать на город бедствие. Например, наводнение или нападение соседей. И вина за это событие будет целиком на царе, т.е. если в городе неурожай, если в городе наводнение, значит, виноват царь, и он недостаточно благочестив, что означает попросту - мало кормил Богов, мало совершал необходимых обрядов. Вот боги и рассердились. Соответственно, такого царя надо менять на более благочестивого. Отсюда понятно, что человек, который принимал ответственность за Шумер, заранее становился подготовленной жертвой. Как только в городе происходило какое-то несчастье, то было понятно, что виноват именно он.

У шумеров существовало представление о таком ме, которое означало царственность. Царственность – это субстанция власти, она ведет себя как хочет. В шумерское время создавались так называемые – царские списки. В этих царских списках рассказана вся история династий шумерских городов, но основной идеей каждого из таких списков является идея царственности. И там, в частности сказано, что когда земля отделилась от неба, то царственность была дана первым пяти городам, а потом пришел потоп, и когда воды потопа нахлынули, то царственность испугалась воды и забралась на небо. Там она и сидела, пережидала, пока воды схлынут. Когда воды схлынули, то царственность вернулась на землю и начала странствовать по городам. Куда царственность приходила, там начиналось преуспеяние, благоденствие, этот город захватывал лидирующие позиции, а потом царственности надоело там жить, и она уходила. И лидерство перенимал следующий город, где эта царственность поселялась. Т.е. она абсолютно свободная субстанция, она ходит куда хочет. Этим объяснился тот исторический факт, что существовало очень много царских династий, они соперничали друг с другом, и господство переходило то к одному городу, то к другому. Объяснение очень простое - царственность перешла. Причем эта система совершенно открытая, т.е. сейчас царственность здесь, а потом она все равно перейдет.

И шумеры знали, что не бывает вечной власти. Это удивительная вещь, они знали, что не бывает вечной власти и не бывает вечной жизни, потому что каждый город по прошествии времени должен умереть. Однако, эта смерть города, она тоже не вечная, потому что время возвращается к своему началу, и за каждой катастрофой, которая происходит, обязательно следует возрождение. Ну вот у шумеров было такое представление о возвращении всего на свое место. И из этого религиозного представления вышла целая политическая практика, потому что в Древней Месопотамии выходили так называемые указы о справедливости. Когда выходили такие указы, то время возвращалось к своему началу: отменялись все сделки, выпускали преступников, разрывались все договора, всё нужно было делать заново. Время обнулялось. И для кого-то это было прекрасно, для кого-то это целое несчастье, т.к. человек купил себе много земли, например, а теперь все заново делать. Но сам факт очень интересен. Шумеры считали, что обновляется время, и каждый год наступает новый год, точно так же и обновляется социально- политическая жизнь. Нет такой катастрофы, которая была бы окончательна, но нет такого успеха, которое длилось бы вечно.

Шумеры убеждены были, что человека покидает страдание, только потому, что он родился и живет. Но если ты живешь, ты обязательно будешь страдать, потому что в этой жизни будут происходить какие-то события, не всегда для тебя приятные. И поэтому, они говорили, что человек, выйдя из материнского лона, сразу становится грешным, он не знает того великого количества запретов, табу, которые наложены великими Богами на людей, а незнание табу не освобождает от ответственности. Следовательно, как только человек рождается, он начинает что-то нарушать, а в последствии количество этих нарушений накапливается, что приводит к его страданиям.

Вот такова в целом их была мировоззренческая позиция. Мы продолжаем изучать мировоззрение шумеров – это очень интересная задача, публикуют все больше и больше текстов, и мы понимаем что они не выработали философии как таковой, но их мышление во многом было предфилософским. Они уже пытались сформулировать те идеалистические категории (типа ме, царственности, судьбы), которые впоследствии появляются в восточных философских традициях, а затем и у Платона. Можно сказать, что шумеры были первыми в истории идеалистическими мыслителями.

Мама-утка

 

24.09.2011 - 26.10.2011

§7. Старовавилонский период.

(XX - начало XVI века до н.э.)

1. Эпоха Иссина и Ларсы

После разгрома города Ура в 2003 г. до н.э. последний урский царь Ибби-син, был в колодках отправлен в Элам. И дальше его следы теряются. Эламиты, разграбив Ур, возвращаются в свою страну, но амореям возвращаться некуда. Они основывают в шумерских городах свои царские династии. Каждый аморейский вождь провозглашает себя царем, а потом борется с другими аморейскими вождями. Так постепенно амореи разделяются на городских жителей и на кочевых, степных амореев, и уже городские начинают воевать со степными.

Время с 20 по 18 в. до н.э. называется в Истории Древнего Востока Эпоха Иссина и Ларсы. Иссин и Ларса – два самых могущественных города в этот период. История Старовавилонского периода начинается с политического противостояния городов- государств. В Южной Месопотамии появляется сильные города, и вот прежде всего, это названные - Иссин и Ларса, но таких городов порядка 10, они соперничают друг с другом за политическое превосходство. Однако возникает вопрос: на чем была основана сила этих городов.

Когда амореи пришли в Южную Месопотамию, они поняли очень простую вещь, что они не умеют управлять государством. И они не знают никаких законов, связанных с землей, с собственностью. Откуда они могли это знать, они кочевники! Они выросли в степи, они пасли ослов, верблюдов, такого государственного опыта у них не было. И вот они оказались достаточно разумными людьми для того, чтобы пустить ситуацию на самотек. Они решили: пусть люди выживают, как знают сами. И в Южной Месопотамии в начале 2 тыс. до н.э. стихийно организуется рынок. А когда стихийно организуется рынок, то это означает, что продается абсолютно все, что происходит массовое разорение основной части общества, а именно рядовых общинников-земледельцев, что происходит колоссальное имущественное расслоение, и как следствие этого – усиливается уголовная преступность. Вот именно такие процессы и происходят в Южной Месопотамии в начале 2 тыс. до н.э.

Покупается все, вплоть до жреческих должностей. Богатый человек может позволить себе носить титул жреца, не зная ни одной молитвы, за него храмовые службы исполняет другой человек, сам же он именуется жрецом. Ну конечно, жреческий титул это не главное, главное – скупались земли. Земли скупались состоятельными людьми плюс амореями. Они такие большие участки сами обрабатывать не могли, а значит появлялись арендаторы земли, которые платили третьим урожаем. Появлялись многочисленные батраки, нанимавшиеся по весне. Наряду с укрупнением земледельческих хозяйств, происходило разорение малоимущих граждан, они продавали свои участки тем, кто мог их купить, а сами уходили в ремесленники, пополняли собой городские цехи, либо (очень частый вариант) уходили в бандиты. И в очень скором времени на территории Сирийской пустыни (у границы Месопотамии) образовался целый бандитский анклав. Впоследствии эти уголовники стали называть себя отдельным государством.

Но в это время (20-19 вв.) происходит массовое разорение людей и укрупнение богатств богатых. Но кто такие богатые? Это крупные чиновники, которые пошли на службу к аморейским царям, добились их расположения и стали владеть большими земельными и садовыми участками. И таких чиновников было не мало, т.к. каждый город теперь опять независимым государством. Чиновник мог не подчиняться верховной администрации, а сидеть на своем месте и прикупать все новые и новые земли. Страна в это время опять нуждается в грамотных людях, т.к. нужно считать рационы, заключать торговые сделки, по всей территории Месопотамии амореи начинают ходить в школу, причем в школу ходят наделенные сединами мужи. Происходит массовое образование. Люди учат шумерский язык, т.к. ими движет желание стать наследниками шумер, вписаться в эту культуру, они проходят множество наук, и вот где-то уже 2-3-е поколение амореев – это грамотные люди, грамотные управленцы, которые активно торгуют со странами Персидского залива, с Бактрией, Иранским Нагорьем, с Ливаном.

Каждый из крупных городов в это время пытается увеличить свою власть путем международной торговли. Аморейские цари и крупные чиновники даже хотят породниться с наиболее богатыми купцами. Но между собой они постоянно воюют. Такие города, как Иссин, Ларса, Эшнунна, Урук находятся в непрерывном соперничестве, непрерывной войне. Кроме того, городские амореи борются с амореями кочевыми, пытающимися захватить их добро.

Но вот не известно чем бы закончилась эта ситуация войны всех против всех, если бы не возникла фигура одного провинциального царя, жившего в небольшом городишке (по сути это была торговая пристань). Городишко этот назывался Вавилон.

 

2. Вавилон

Вавилон известен еще с эпохи Третьей династии Ура. Он хорошо известен, как маленький город, у которого тогда было имя - Бабилюм, что, по-видимому, означает переносящий, переводящий. И ничего особенного в этом городе не было. Главный храм города – храм бога Мардука, небольшая пристань, царский дворец и никакого участия в политической жизни. Маленький торговый город. Но именно в этом, маленьком торговом городе, появился правитель, который впоследствии сделал Вавилон столицей всей Древней Месопотамии. Это был царь Хаммурапи. Он был 6-ой правитель Первой Вавилонской династии, по происхождению аморей, и его имя само по себе означает – «Дядя лекарь» (имеется в виду, что его некий родственник был врачом, целителем, имя указывающее почетное происхождение, он был из целителей). Имя аморейское, т.е. западно-семитское.

Вот этот человек пришел к власти в 1792 году, умер 1750 г. и ему было отведено 42 года правления. За эти 42 года, он подчинил себе всю Месопотамию от юга до севера и сделал Вавилон столицей Месопотамии. Именно при Хаммурапи меняется и этимология самого слова Вавилон. Если раньше он назывался Бабилюм, что означает переводящий, переносящий, то теперь он стал называться - «Вав и ля ни», что означает «Врата богов», т.е. поменялась и этимология, и это было связано с тем, что Вавилон, как сказали бы в старину, приобрел имперский статус. И действительно Вавилон стал столицей, пусть еще не империи, но крупного централизованного государства. Хаммурапи сочетал в себе выдающегося полководца, хозяйственного деятеля, политика и дипломата. Это было уникальное сочетание качеств. Именно эти качества позволили ему стать самым могущественным для своего времени государем Ближнего Востока.

И его основным приемом при захвате власти был впоследствии сформулированный в Риме «Разделяй и властвуй». Он заключал договор с одним сильным городом против другого сильного города, вместе с ним разбивал своего противника, а потом заключал договор с этим третьим городом и разбивал своего бывшего союзника. И так ему удавалось ссорить города друг с другом; города слабели и после этого подвергались нападению его армии. Классический римский прием, который, может быть, еще не был сформулирован Хаммурапи, но уже входил в арсенал его средств.

 

3. Приход Хаммурапи к власти

Итак, Хаммурапи приходит к власти в 1792 году, и уже на второй год своего правления он выпускает эдикт о справедливости. Фактически это означало амнистию преступников и освобождение долговых рабов. Это была обычная царская практика в Вавилоне. Хаммурапи начинает вполне традиционно.

На протяжении последующих пяти лет он строит храмы и объявляет себя верховным попечителем всех главных храмов, расположенных в окрестностях Вавилона, а с 1787 начинается его военная деятельность. Тогда им были взяты штурмом 2 города – Иссин и Урук. Хаммурапи хотел даже взять Ларсу, но у него было слишком мало сил, и ему пришлось временно заключить мир с царем Ларсы.

В 1783 он заключил союз с аморейским вождем Шамшиададом I, который подчинил себе всю Северную Месопотамию и в это время владел ею. Военный Союз был заключен против Эшнунны - третьего по могуществу города после Иссины и Ларсы. Через два года, в 1781, Хаммурапи поставил своего человека в городе Мари на среднем Евфрате и выгнал предыдущего царя. Фактически это означало, что на город Мари стала распространяться власть Вавилона.

После этого Хаммурапи на долгое время перестал устраивать крупные военные походы и сосредоточился на хозяйстве своего города. Но в 1764 он разбил армию нескольких городов, в том числе Эламмы и Эшнунны. В конце этого же года он захватывает Ниппур, священную столицу южной Месопотамии. В 1762 году он осаждает Ларсу и принимает титул отца амореев. В 1757 году он полностью подчиняет себе Ассирию, и фактически после этого времени, то есть с 1757 по 1750 год Хаммурапи – единственный владыка всей территории Месопотамии. Он называет себя верховным попечителем всех храмов Месопотамии, что означает обязательство кормить местное жречество.

 

 

4. Законы Хаммурапи

Будучи правителем такого огромного государства, он должен был упорядочить его жизнь посредством закона, и последние годы своего правления – он официально издаёт свод законов, которые вошли в историю под названием “Законы Хаммурапи”. Законы были начертаны на черной базальтовой стеле, верх которой был украшен рельефом, на котором был изображен царь Хаммурапи в почтительной позе перед богом солнца Шамашу, который считался покровителем справедливого суда, а внизу, под этим рельефом шли статьи закона. В клинописи старовавилонского времени не было словоразделов, поэтому законы шли сплошняком, не отделяясь друг от друга, знаков препинания тоже не существовало, потому та структура, о которой я буду говорить дальше, была вычленена из текста современной наукой. Законы Хаммурапи делятся на три части:

1. Пролог.

2. 282 параграфа законов

3. Эпилог

В прологе Хаммурапи выстраивает новую модель вертикали власти (впервые после Саргона). Согласно прологу, небесные боги передают вавилонскому богу Мардуку все права на власть, а Мардук делает ответственным за Вавилон и его жителей царя Хаммурапи. Таким образом, Хаммурапи просто назначается чиновником Мардука, а остальные жители получают приказы непосредственно от царя и его администрации.

В чём новшество этой модели, по сравнению с шумерской? Как я уже говорил, шумеры верили в существование коллектива, пантеона богов, которые заседают в собрании и принимают коллегиальные решения по всем вопросам. Хаммурапи отменяет совет богов. Существует два небесных бога, управляющих всем мирозданием – это небесный бог Ан и бог воздуха Энлиль. Он передают всю полноту власти Мардуку, фактически он принимает решения самолично. Хаммурапи был очень умный. Он понял, что обожествление невыгодно, и остался простым смертным. Пролог законов Хаммурапи подчеркивает единовластие правителя, но оно не деспотическое. Это принятие на себя ответственности за решения, установленные Мардуком.

Но ведь нужны священные принципы, и они есть - киттум и мишарум. Слово киттум переводится с аккадского как "истина", а мишарум как "справедливость". Киттум обозначает постоянство, то есть вавилонянин понимал истину как следование постоянным принципам, а справедливость понимается как равенство - равенство перед законом. В киттум еще заложено понятие праведности. Принципы затем были обожествлены, и появились боги Киттум и Мишарум. Это две силы, которые направляют Хаммурапи в его законодательной деятельности. Покровители Хаммурапи: Мардук - начальник Хаммурапи; Шамаш - бог солнца, покровительствует суду. Солнце ведь свидетель всех дел человеческих. На этой идеологической базе Х. мог провозглашать новое законодательство. Тут он был реформатором.

Это первая попытка социальной стратификации и закрепления разного объема прав за разными слоями. Хаммурапи делит подвластную ему страну на социальные страты - авилумы, мушкенумы, вардумы.

Авилум - член городской общины, имеет земельный участок, переданный ему по наследству. Этот факт делает его полноправным членом общины. Его жизнь и имущество превыше всего. Государство защищает авилумов. Авилум - мужчина, хозяин.

Мушкенум - человек, который получил земельный надел и дом за исполнение должности. Это чиновник, воин, солдат или офицер. Как только перестает исполнять должность, у него отбирают имущество. Не полноправный член общины. Меньше ценится, чем авилум, и даже чем то, чем он обладает по должности. Мушкенумы "не полностью свои".

Вардумы, попросту говоря, это рабы. Означает "спущенный", это были пленные с Востока, их спускали с гор. Не имеет собственности, сам принадлежит господину. Еще меньше ценится, чем мушкенум.

Таким образом, законы Хаммурапи устанавливают степень защищенности жителей Вавилона. Лучше всего быть авилумом. Однако с них и требуют немало. Государство обязуется защищать жизнь и собственность авилумов, а они должны соблюдать законы и подчиняться власти. В отличие от законодательств шумерского времени, где субъектом права была общесемейная община, законы Х. делают ставку на собственника-авилума. Это безусловное новшество. За провинность отвечает он сам, а не весь коллектив.

В законах всего 282 параграфа, но на стеле с законами Хаммурапи их меньше. Дело в том, что через пять веков после смерти Хаммурапи эламский царь вторгся в Вавилон и увез стелу в Сузы. Он решил стереть законы и написать собственные. Стер он только 27, а потом погиб. Потом оказалось, что были еще и копии законов на глиняных табличках. Так что у нас есть все 282 параграфа законов.

Что качается эпилога, то в нем - проклятье тому, кто посмеет стереть или изменить законы. Проклятье, что характерно, сбылось - эламский царь погиб.

 

 

5. Содержание Законов Хаммурапи

Первый раздел законов - статьи про отправление правосудия. Второй - охрана собственности царя, храма и авилума. Третий - охрана имущества, полученного за службу. Четвертый - операции с недвижимостью. Пятый - регулирование торговли. Шестой - семейное право. Седьмой - ответственность за телесные повреждения. И восьмой - операции с движимым имуществом.

Первая статья: "Если ты не доказал свое обвинение в убийстве, брошенное авилуму, ты будешь убит".

Вторая: "Если бросил ты на человека обвинение в колдовстве и не доказал его, то обвиняемый должен погрузиться в реку. Схватит его река - сможешь забрать дом, если выберется человек - будешь убит, а обвиняемый заберет твой дом". В основном при Хаммурапи было принято, что если тебя уличили в колдовстве, то расправятся и без закона. При исполнении же подобных приговоров человека бросают в реку несвязанным.

Третья статья: "Выступил в суде со свидетельством о преступлении, касающемся жизни, но не доказал свои слова, - будешь убит. Если преступление касается серебра, то несешь наказание по этому делу". Однако наказание может настигать не только простых людей, но и самого судью.

Пятая статья: "Если судья вынес решение и закрепил его официально, а затем решение свое изменил, то судью следует изобличить и исковую сумму, имевшуюся в деле, выплатить в 12-кратном размере, и он должен быть лишен возможности быть судьей".

Основной принцип статей за кражу - уравнивание имущества бога, царя и авилума: "Если человек украл имущество бога или дворца, он должен быть убит, а также тот, кто принял это имущество из рук вора"; "Если человек украл вола, овцу, осла и т.д., если это принадлежит богу, дворцу или авилуму, должен заплатить в 30-кратном размере, если мушкенуму - в 10-кратном. Нечем заплатить - будет убит". "Если человек сделал пролом в доме другого человека, то его надо убить перед этим проломом. За ограбление тоже должен быть убит.

Если грабитель не был схвачен, правитель и поселение должны возместить пропавшее. Но тут есть хитрость. У хозяина пропавшей вещи должны быть свидетели, что это его вещь. Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, то он лжец и должен быть убит". (*Смех в зале.) Вооот. "Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, пришедший помочь, поднял взор на добро хозяина, то он должен быть брошен в тот же огонь". Сурово, но защищает интересы авилума.

В законах Хаммурапи есть новшество, талион - воздаяние равным за равное. Талион бывает нескольких видов.

1) Зеркальный (принцип "око за око"). "Выколол глаз сыну человека, должны выколоть ему глаз. Если переломил кость человеку, то ему переломить кость. Если с мушкенумом - отвесить мину серебра. Если с вардумом - отвесить половину покупной цены вардума.

2) Символический. Наказывается согрешившая часть тела (ха-ха). "Сын отца ударил - отрубить ему кисть руки".

3) Компенсационный. За членовредительство платится денежная сумма соответственно размеру ущерба.

 

"Как они определяют, каким видом наказывать человека?" - вопрос от Кати. Они это определяют очень просто. Зеркальный - если ущерб нанесен авилуму, компенсационный - если мушкенуму или вардуму. "Если выбил зуб равному человеку, то должны ему выбить зуб. Если мушкенуму - отвесить треть мины серебра. Если ударил по щеке человека по положению выше себя - должны отхлестать воловой плетью 60 раз. Если сын человека ударил по щеке сына равного человека, отвесить мину серебра. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, отвесить 10 мин серебра". Щека тут не страдает, речь идет не о членовредительстве, а об унижении, поэтому и наказание денежное. "Если раб ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо". То есть раб с отрезанным ухом, то все знают, что это раб, унизивший сына человека. "Если человек ударил человека в драке и ранил его, то должен он поклясться, что было это неумышленно, и оплатить расходы на лекаря. А если тот умер от побоев, то виновный должен поклясться, что это было неумышленно, и отвесить 10 мин серебра его сыну. Если побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод, а если она еще и умерла, то должны убить его дочь".

Значение талиона в истории права в том, что талиону предшествовала кровная месть, и талион - это более прогрессивная форма ответственности, ведь за преступление отвечает лишь сам преступник. В этом видна опора на хозяина и собственника, который лично отвечает за свои преступления.

Теперь к статьям про ремесленников и людей разных профессий. "Если лекарь спас человека посредством операции бронзовым ножом или спас ему глаз, то он может получить 10 сиклей серебра. Если это сын мушкетера - 5 сиклей серебра. Если это раб, то хозяин его должен дать 2 сикля. Если лекарь убил человека таким образом, то лекарю должны отрубить кисть руки. Если лекарь убил таким образом раба - должен возместить раба за раба. Если выколол глаз рабу - должен отвесить половину покупной цены раба хозяину". Ответственность строителя: "Если строитель построил дом непрочно, и дом рухнул, убив хозяина, то строитель должен быть убит. Если убил сына хозяина - то сын должен быть убит. Раб - раба за раба. Имущество должен возместить и отстроить дом из собственных средств. Если построил дом, а стена обрушилась, то стену должен укрепить из собственных средств. Если лодочник ненадежно сделал судно, то надлежит ему сделать новое прочное судно и отдать покупателю". Соответственно и с любым производителем других товаров.

Но у Хаммурапи в законах помимо всего прочего отвечают еще и животные. "Если бык забодал человека, то нет основания для иска. Если квартал сообщил человеку, что бык его бодлив, но он не закутал ему рога, и бык забодал сына человека, то за это надо заплатить полмины серебра".

Максимальная мера ответственности в законах Хаммурапи - в наказании за инцест, за сожительство с матерью. За это человека по законам сжигали. Серьезная ответственность также предусмотрена для безбрачной жрицы, забеременевшей и родившей ребенка. Ее следует потопить. "Если жена человека позволила убить мужа ради другого мужчины, то ее следует посадить на кол". Это три самые суровые статьи. Вообще в шумерском "убить" значит "палкой по голове ударить".

Хаммурапи в целом стоит на защите законных интересов жены человека. Впервые в истории говорится о брачном контракте. Без брачного контракта ты не считаешься вступившим в брак. Условия брака таковы. Брак - это договор, заключающийся между семьями, когда невесте от 6 до 9 лет. Сама свадьба происходит, когда ей 11-12 лет. Вопрос зала:"А детей когда рожали?" Очень сложный вопрос! Мы не знаем дат рождения людей. К тому же человек мог взять в себе в жену другую женщину, если жена заболевала. Мы не знаем сроков жизни людей. Когда заключался брачный договор, устанавливалось приданое и выкуп за невесту. Приданое было большое. С момента заключения брака женщина была под защитой своего рода и под защитой мужа и его семьи. Если муж умирал, она уходила обратно в свой род, пока не находила нового мужчину. То есть женщина не была одна. "Если женщина авилума, родившая ему детей, заболевает проказой, то муж не имеет права отказаться от нее. Он должен построить пристройку и кормить ее, пока она жива. Сам он может взять себе другую жену". Есть статьи про измену женщины. Мужчина может иметь несколько жен. Измену женщины должны подтвердить четыре свидетеля. Но громких процессов по этому вопросу не было.

Законы Хаммурапи регулировали все от семейных до денежных отношений, при Хаммурапи были установлены твердые цены. Раб стоил 20 сиклей серебра. Был окончательно закреплен срок для рабства-должничества - 3 года. Вопрос зала:"А рабом считался только мужчина?" Вообще Вардум - слово мужского рода, но рабами также могли быть и дети, и женщины. Человек мог продавать в рабство детей и жену, рабство оформлялось как усыновление. Дети в Месопотамии рассматривались, как имущество родителей. Если человек отдавал кредитору сына вместо себя за долги, то тот работал до трех лет. В это время впервые появляется представление о банках. Однако эти банки выдавали те же самые деньги, никакого оборота капитала не было.

В эпилоге Законов - развернутая форма проклятья: что каждый из великих богов сделает с человеком.

***Если же этот человек не будет чтить мои постановления,которые я начертал на своей стеле, будет презирать мои проклятия,не побоится проклятий богов и отменит законы, которые яустановил, исказит мои слова, изменит мои указы, сотрет моеначертанное имя и напишет свое имя или же из-за этих проклятийподучит другого сделать это, то — будь то царь, будь товластитель и будь то кто-либо из людей, названных именем, — пустьвеликий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит отнего царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть онпроклянет его судьбу.Пусть Эллиль — владыка, определяющий судьбы, велениякоторого неотменяемы, возвеличивший мое царство, раздует в егожилище неподавляемое восстание, губительную для него смуту; пустьопределит ему в качестве судьбы тяжкое правление, краткие дни,голодные годы, беспросветную тьму, внезапную смерть, пусть онповелит своими почтенными устами погибель его города, рассеяниеего людей, порабощение его царства, уничтожение в стране егоимени и его названия.… и т.д.

 

 

6. Значение Законов Хаммурапи

Для историков до сих пор существует вопрос: были ли законы лишь декларацией или были обязательны для исполнения? Мы не знаем ни одного судебного текста, где судьи бы ссылались на Законы. Как текст они были очень популярны и переписывались до 1 тыс. до н.э. Хаммурапи контролировал жизнь всей страны, строил каналы, например, канал Хаммурапи. Авторитет Хаммурапи в народе был колоссален - настолько, что им могли даже клясться. В 1750 Хаммурапи умирает, на престол вступает его сын Самсуилуна. При нем вспыхивает несколько мелких восстаний городской бедноты, поднялся пожар, люди начали покидать Вавилон. Это положило начало длительному кризису Вавилона. Государство, созданное волей одного человека, не может жить вечно - от силы лет 80. Создавать постоянные механизмы, крутившиеся бы в отсутствие этого человека, тогда еще не умели. Кризис продлился до начала 16 века, и в 1595 Вавилон был взять военной коалицией, в составе которой были хетты под предводительством Мурсилиса I и горные племена касситов. Так закончился Старовавилонский период.

Мама-утка, Стас Дубин

1.10.2011

§8. Средневавилонский период

(XVI – XI вв. до н.э.)

1. Приход касситов к власти

Средневавилонский период также называется эпохой владычества касситов. Это время начинается в 1595 году, когда военная коалиция хеттов и касситов предводителем которой был Мурсилис I, хеттский царь, берет штурмом Вавилон и дальше, как обычно в истории, город подвергается разграблению. Далее те, кому есть куда идти, уходят. Хетты направляются к себе, на территорию Малой Азии. Касситам идти некуда, и они остаются в Вавилоне.

Кто такие касситы? Касситы это народ пришедший с гор востока. Происхождение их неизвестно, потому что от них так же, как и от гутиев (кутиев) не осталось ничего, кроме имён собственных и имён их божеств. Одни исследователи полагают, что это кавказский народ, другие считают их индоиранским народом, но точно ещё ничего не выяснено (слишком скуден материал).

И вот, племена касситов приходят в Вавилон, и, завоевав его не знают, что им со всем этим делать. Касситы имеют очень малый опыт государственности, В конце 17 начале 16 века существовало Ханэльское царство, царство в годе Хана на Ефрате,где жили и правили касситы, но опыта крупной государственной деятельности у касситов не было. Поэтому, когда касситы приходят к власти, они оставляют на местах прежних губернаторов, а сами провозглашают себя царями и пускают дело на самотёк. Но в отличие от амореев Старовавилонского периода, они не допускают полностью свободный рынок, а весьма хитроумно распоряжаются землёй.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.