Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод отбора испытуемых




Я отбирал испытуемых из числа своих знакомых и друзей, а также изобщественных деятелей и исторических персонажей. Кроме того, я провелскрининговое исследование на трех тысячах студентов колледжа, но только одиниз них стал моим испытуемым, и еще десяток студентов или около того я отнеск разряду потенциальных испытуемых ("растущие личности"). Исходя из этого, я вынужден был заключить, что самоактуализация в томвиде, в каком она обнаруживается у людей старшего возраста, для молодых,развивающихся людей в нашем обществе, практически невозможна. В соответствии с этим заключением, я несколько упростил задачу исовместно с Е. Раскиным и Д. Фридманом начал искать среди студентов колледжаотносительно здоровых людей. Мы определили для себя, что отберем 1%студентов этого колледжа, отличающихся особым здоровьем. Через два года мыбыли вынуждены прервать наше исследование, но, даже не будучи завершенным,оно позволило нам получить большое количество данных, ценных для клиническойпрактики. Мне бы хотелось привести в качестве примера идеального испытуемогокакого-нибудь героя литературного произведения, но мне так и не удалосьнайти среди них героя нашего времени и нашей культуры (и этот факт сам посебе наводит на размышления). Исходное клиническое определение самоактуализированной личности, набазе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативногокритериев. В качестве негативного критерия мы избрали отсутствие неврозов,психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротическихили психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболеванияисследовался нами отдельно ѕ подробно и тщательно. Всегда, когда это быловозможно, мы использовали тест Роршаха, но очень скоро поняли, что он большеподходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья.В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаковсамоактуализации ѕ этот набор симптомов до сих пор точно не определен. Всамом общем виде мы определяли самоактуализированного человека какиндивидуума, сумевшего реализовать свои таланты, способности, потенции.Самоактуализированный человек постоянно находится в процессе самовоплощения,глядя на него, хочется вспомнить призыв Ницше: "Так стань же тем, кем можешьстать!". Эти люди развивают или развили потенции, заложенные в их природе(148, 160, 347, 398), и идиосинкратические, и общевидовые потенции. Позитивный критерий предполагает не только удовлетворенность базовыхпотребностей (в безопасности, принадлежности, любви, уважении исамоуважении), но и удовлетворение потребностей когнитивного уровня ѕпотребности в познании и понимании, а иногда и способность человекаподчиниться им. Другими словами, все отобранные нами испытуемые не толькобыли уверенными в себе, добрыми, благожелательными, уважаемыми людьми, ониобладали глубоко личными философскими, религиозными и аксиологическимиубеждениями. Мы пока не знаем, является ли базовое удовлетворениедостаточным условием самоактуализации, или оно не более чем ее необходимаяпредпосылка. В целом технику отбора, использованную нами, можно определить припомощи математического термина итерация, то есть многократное повторениеодной и той же операции. Предварительно мы опробовали эту технику приисследовании таких личностных синдромов, как самооценка и тревожность (см.Приложение В). В ходе беседы с испытуемыми мы спрашивали их, как онипонимают самоактуализацию, и таким образом собрали множество субъективных,житейских определений исследуемого нами синдрома. Затем мы сопоставили этиопределения и вывели более точное, но все же еще не научное определение, приэтом мы попытались избавиться от всех логических и фактическихнесоответствий, которыми грешат житейские определения (это предварительноеисследование мы называем лексикографической стадией исследования). На основе уточненного житейского определения мы отобрали первые двегруппы испытуемых, соответственно с высоким и низким показателямисамоактуализации. Мы всесторонне обследовали этих людей, и на основерезультатов нашего клинического исследования уточнили первоначальноеопределение самоактуализации, получив, таким образом, клиническоеопределение синдрома. Опираясь на новое определение, мы произвели повторныйотбор испытуемых, получив новую группу высокоактуализированных людей, вкоторую вошли несколько человек, первоначально отвергнутых нами. Эту группумы вновь обследовали с помощью клинических методов, присовокупив к нимнесколько экспериментальных методов, и это позволило нам еще тоньшеопределить искомое понятие, модифицировать, уточнить и расширить его сугубоклиническое определение. На основе этого нового определения еще раз былаотобрана группа испытуемых, и вся процедура повторилась вновь. Такимобразом, первоначально расплывчатое, ненаучное, народное пониманиесамоактуализации становилось все более и более четким, все болееоперациональным, а следовательно, и более научным. Разумеется, процесс коррекции определения не был столь гладким, как этоможет показаться на первый взгляд. Нам постоянно приходилось вносить те илииные поправки, вызванные соображениями как теоретического, так ипрактического характера. Так, например, мы довольно скоро обнаружили, чтожитейское определение самоактуализации предъявляет чрезмерно высокие,слишком нереалистичные требования к человеку. Поэтому мы перестали сгорячаотвергать испытуемых, которых хотя бы с небольшой натяжкой можно былоотнести к разряду самоактулизированных личностей, у которых обнаруживалисьлишь отдельные, незначительные изъяны и недостатки, или, говоря другимисловами, мы поняли, что совершенство не может быть критериемсамоактуализации, так как совершенных людей, по-видимому, просто несуществует. Другая проблема заключалась в том, что далеко не во всех случаях намудавалось получить необходимую для клинического исследования полную ивсеобъемлющую информацию о человеке. Некоторые из испытуемых, узнав о целиисследования, приходили в замешательство, смущались, становились скованнымиили же поднимали нас на смех и отказывались участвовать в эксперименте. Учтяэтот негативный опыт, мы стали обследовать своих испытуемых, особеннопожилых людей, косвенными методами, а честно говоря ѕ методамиполупартизанскими. Только молодых людей мы изучали непосредственно. Поскольку нашими испытуемыми были конкретные живые люди, имена которыхмы не вправе называть, то мы не смогли соблюсти два требования из тех, чтообычно предъявляются к научному исследованию, а именно: воспроизводимостьисследования и доступность данных, на основе которых делаются заключения.Эти изъяны отчасти скомпенсированы тем фактом, что в число наших"испытуемых" попали много широко известных людей и исторических личностей,кроме того, мы провели дополнительное исследование на молодых людях и детях,и эти данные могут быть обнародованы. В результате предварительного исследования нами были отобраны четырекатегории испытуемых: А. Образцы самоактуализированной личности: семь очевидных и дваусловных примера самоактуализации (наши современники; обследованыклинически); В. Два очевидных примера самоактуализации из живших в прошлом людей(Линкольн в последние годы его жизни и Томас Джефферсон); С. Семь очень условных примеров самоактуализации известных людей иисторических личностей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адаме, УильямДжеме, Щвейцер, Олдос Хаксли и Спиноза); D. Примеры частичной самоактуализации: пять человек из числа нашихсовременников, которые лишь частично соответствуют критериямсамоактуализации, однако мы сочли возможным использовать их в нашемисследовании. Потенциальные или предположительные примеры самоактуализации (примеры, использованные и исследованные другими учеными): Карвер,Юджин Дебс, Томас Эйкинс, Фриц Крейслер, Г"те, Пабло Касальс, Мартин Бубер,Данило Дольчи, Артур Морган, Джон Ките, Дэйвид Хилберт, АртуЗи, ДайсэцуСудзуки, Эдлай Стивенсон, Шолом-Алейхем, Роберт Браунинг, Ральф УолдЭмерсон, Фредерик Дуглас, Иозеф Шумпетер, Боб Бенчли, Ида Тарбелл, ГарриетТабмен, Джордж Вашингтон, Карл Мюнзингер, Иозеф Гайдн, Камиль Писсарро,Эдвард Байбринг, Джордж Уильям Рассел, Пьер Ренуар, Генри Уодсуорт Лонфелло,Петр Кропоткин, Джон Альтгельд, Томас Мор, Эдуар Беллами, БенджаминФранклин, Джон Маир, Уолт Уитмен.34




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.