КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 4 страницаинформационных, позволяющих добывать, сохранять и использовать полученную информацию. Кроме этого самоактуализирующаяся личность — это социально зрелая, высокомотивированная личность, готовая стать полезной для общества, владеющая богатством мировой и отечественной культуры. Особенностью «самоуничижающейся» личности являются низкая или надуманная самооценка, когда человек неадекватен в оценке своих возможностей; самобичевание или излишняя самокри- а когда он не видит своих достижений; самозаблуждение на тснове переоценки собственных способностей; эмоциональная зависимость от других; противоречивость, выраженная в отрицании необходимости в других. Поэтому в результате такая личность придерживается неизменных штампов поведения; критикует ДРУГИХ' >чтобы поддержать собственное «Я»; не умеет слушать других, избегает обратной связи; подавляет, отрицает собственные чувства или хранит их в себе. У студентов с признаками «самоуничижающейся» личности проявляется пассивность, неуверенность, равнодушие или страх. Они ищут защиту у более сильных, целиком подчиняясь их воле. Существует три подхода к определению уровня развития учащихся, которые помимо показателей успеваемости, включают в себя такие показатели, как устойчивость/неустойчивость их поведения в деятельности, наличие или отсутствие интереса к профессии. Данные подходы выработаны применительно к характеристикам учащихся профессиональных лицеев, однако могут быть использованы в работе со студентами колледжа, поскольку совпадают возрастные параметры воспитанников. Первый подход основывается на характеристике социальной зрелости и позиции студентов. Здесь выделено четыре уровня воспитанности: 1) уровень активной позиции, когда будущий профессионал социально активен, стремится реализовать принятые им общественные нравственные нормы доступной для него окружающей социальной жизни; 2) уровень пассивной положительной позиции, при которой прослеживается положительная социальная направленность при недостаточной активности воспитанника; 3) уровень неустойчивой позиции, для которой характерно сочетание положительной социальной направленности и неустойчивого поведения учащихся. Принятие воспитанниками общественных ценностей во многом зависит от случайных обстоятельств. Эта группа студенческой молодежи более всего подвержена отрицательным влияниям; 4) уровень негативной позиции, выражающийся в том, что на-РУшение моральных норм поведения и асоциальные мотивы являются нормой поведения юноши, а устойчивость и активность выступают как факторы, усугубляющие отрицательную степень воспитанности. Второй подход основан на взаимосвязи личностных и деятельностных характеристик в педагогически регулируемом процессе освоения учащимися профессиональной деятельности. Даный подход базируется на взаимосвязи между направленностью личности и темпом работы. Согласно этому можно выделить четыре уровня в типологии развития личностных качеств. На первом уровне личность характеризуется ответственным отношением к труду на основе инициативности и трудолюбия как естественных проявлений. Эти качества — прямое следствие совпадения социальных требований и внутренних запросов личности. Второму уровню свойственны такие проявления, как положительное отношение к труду, настойчивость и активность. Однако они весьма неустойчивы и требуют постоянного контроля со стороны педагога. К третьему уровню принадлежат студенты, деятельность которых должна находиться под постоянным контролем, коррекцией и внешним стимулированием со стороны педагога. Четвертый уровень определяется категорией так называемых «трудно воспитуемых». У студентов данной категории формирование профессиональных умений и навыков затруднено в силу слабой мотивации профессией или низким уровнем знаний, а также нередко и «педагогической запущенностью». Третий подход в определении уровня развития учащихся представляет собой компонентный анализ сформированности профессиональных умений и навыков: правильность выполнения трудовых приемов; самостоятельность в работе; качество работы; выполнение нормы времени; общетехнические умения и навыки; соблюдение правил техники безопасности. Все три подхода позволили выделить шесть типов учащейся молодежи: 1) педагогически запущенные с низким уровнем развития профессиональных задатков, широким интересом к профессии, негативной социальной направленностью; 2) педагогически запущенные учащиеся с достаточно развитыми профессиональными задатками, с низким интересом к профессии, негативным социальным опытом; 3) пассивные, с неразвитыми профессиональными задатками, низким интересом к профессии, низким уровнем самосознания; 4) импульсивные, с неразвитыми профессиональными задатками, со средним интересом к профессии, с неразвитым самосознанием; 5) импульсивные, с развитыми профессиональными задатками, интересом к профессии, положительной социальной направленностью, с завышенной самооценкой, болезненно реагирующие на замечания; 6) уравновешенные, с развитыми профессиональными задатками, высоким интересом к профессии, отличающиеся высокой продуктивностью, с положительной социальной направленностью, развитым социальным и профессиональным самосознанием. Данная типология показывает, что социально-профессиональное становление личности характеризуется некоторой неравно- мерностью развития личностно-профессиональных качеств и направленности личности, и поэтому воспитательная деятельность Профессиональной школе должна быть построена на основе развития субъектности студента. Субъектность будущего педагога просматривается в нескольких плоскостях: __ в саморазвитии, которое является основой развития личности, ее индивидуальности и универсальности; — в ходе учебно-воспитательного процесса, дающего возможность студенту проявить активность, избирательность, творчество. Данные субъектные характеристики позволяют не только развить личность, но и оказывают существенное влияние на овладение будущей профессией; — в будущей профессиональной деятельности, когда субъектность преподавателя служит своеобразным «ключом зажигания» субъектности обучаемых. Все перечисленные плоскости развивают субъектность будущего специалиста и формируют своеобразную готовность к проявлению профессиональной позиции, которая в свою очередь базируется на «позиции личности». Она определяется как ведущая характеристика личности, как отношение человека к объективной действительности, как система взглядов человека на жизнь. Позиция эта складывается из двух аспектов. Внутреннего, содержательного, представляющего собой знания, жизненный опыт, систему взглядов и ценностей человека, и внешнего, поведенческого, процессуального. Субъектная позиция является способом самореализации, самоутверждения и саморазвития личности. Субъектная профессиональная позиция отражает личностные критерии и нормы профессиональной деятельности, способы авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления жизненных и профессиональных стратегий, собственную систему действий по их реализации. В структуру субъектной позиции профессионала входят три компонента. Мотивационно-ценностный складывается из ценностных ориентации, профессиональных мотивов и направленности, Учебно-познавательных интересов. Отношенческий выражается в самоотношении, отношении к личности воспитанника, отношении в диаде «преподаватель — студент» и в системе «студент—учебная группа» посредством эмпатии, рефлексии, идентификации. "егулятивно-деятелъностный проявляется в способности к управлению собственной жизнедеятельностью, личностью, поведени-е^> к умению ставить цели, планировать и прогнозировать, осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности, стремиться к самовоспитанию и самообразованию. Механизмом развития субъектной позиции является система тНощений в триаде «преподаватель —студент—учебная группа». Субъект-субъектные отношения проявляются в открытости, искренности, стремлении к сотворчеству, в безусловном принятии участников такими, какие они есть, в готовности построить позитивные отношения даже вопреки негативному восприятию и отношению к участникам. Существует четыре принципа субъектного педагогического взаимодействия. Принцип диалогизации предполагает обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия на уровне сотрудничества и паритетности. Принцип проблемности проявляется в изменении функций и ролей в процессе взаимодействия: от однонаправленности и репродуктивного воспроизведения к стимулированию личностного роста и нестандартному мышлению. Принцип персонификации изменяет систему отношений: от ролевых, регламентируемых ситуативными требованиями и предписаниями к персонификации педагогического взаимодействия, требующего отказа от ролевых масок, включенности во взаимодействие чувств. Принцип индивидуализации педагогического взаимодействия заключается в выявлении и культивировании в каждом обучаемом индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности и построение учебно-воспитательного процесса с их учетом. В соответствии с перечисленными принципами выделяют и уровни развития субъектности студентов. Так, для объективного уровня мотивационно-ценностный компонент будет проявляться в слабой самостоятельности, осознанности выбора жизненного и профессионального пути; здесь мотивы профессиональных предпочтений не связаны с педагогической направленностью, не имеют личностной окраски и не обладают реальной, побудительной силой, сопровождаясь размытостью познавательных интересов, отсутствием потребности в саморазвитии и самореализации в различных сферах человеческой деятельности. Отношенческий компонент проявляется в негативном отношении к собственной личности, неадекватной самооценке; отмечаются неустойчивый уровень притязаний; или завышенный, или крайне низкий; высокая степень социального и учебного конформизма; чрезмерная опора на авторитет. Ему характерны безразличное или враждебное отношение к личности воспитанника, а отношение к преподавателю выражается в недоверии, дистанцировании, а порой, наоборот, в подобострастии. Межличностные отношения в учебной группе носят ситуативный характер; студент не интересуется своими сокурсниками, плохо знает их, здесь низкий показатель эмпатийных и рефлексивных способностей. В регулятивно-деятельностном компоненте у студентов эмоциональная оценка преобладает над рациональной; им свойственны неустойчивость учебно-профессиональных интеоесов. боязнь игга йеумение принимать ответственные решения; часто они блокиру-юТ уже принятые решения; и хотя у них высока потребность в „нормализации, зачастую она безотносительна к будущей профессии. Для субъект-объектного уровня мотивационно-ценностный компонент складывается из стремления реализации педагогических ценностей и идеалов, приобретших личностный смысл. Студенты уверены в правильности выбранной профессии и ориентированы на работу с детьми; специфичность познавательных интересов отражается у них в выраженной потребности научного осмысления фактов. Последний, собственно субъективный уровень в качестве содержания мотивационно-ценностного компонента выделяет самостоятельный, глубоко осознанный, личностно значимый выбор педагогической профессии. Будущая профессия — важнейший жизненный смысл, средство самореализации, поэтому и познавательные интересы, и собственно учебная деятельность отличаются широтой и глубиной и подчинены задачам личностного и профессионального совершенствования. Отношенческий компонент выражается в высоком творческом потенциале студентов, их доброжелательном, позитивном отношении к миру, другим людям, самому себе. Они инициативны, ответственны, уважительны к ребенку и его проявлениям. В отношениях с преподавателями стремятся к паритетному диалогу. Для них преподаватель — наставник. В качестве идеала педагога на первый план ставят личностные качества преподавателя. Положение в учебной студенческой группе комфортное, такого студента сокурсники ценят за открытость, миролюбие, способность к сопереживанию. Регулятивно-деятельностный компонент студента характеризуется высокой степенью самоуправления и саморегуляции его Деятельностью, устойчивой жизненной и профессиональной позицией, которая носит активно-избирательный характер. Студент имеет собственную стратегию и тактику достижений поставленных целей и личностно-профессионального саморазвития. Самоуправление (саморегулирование) — сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания, сохранения или изменения характера их протекания (функционирования). Самоуправление, являясь сложным личностным образованием, включает в себя самостоятельность как качество личности; целеполагание, планирование и прогнозирование своей жизнедеятельности; самоконтроль, самооценку; управление эмоциями; умение рационализировать все свободное время, труд, отдых; выраженное стремление к саобразованию и самовоспитанию. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. В самом общем плане самовоспитание направлено на самосовершенствование личности при решении конкретных задач, связанных с освоением и выполнением ею социальных ролей, на овладение культурой, а также освоение системно-функциональной ориентировочной основы поведения и деятельности. Функции самовоспитания: самодиагностическая, реализуемая с помощью таких методов, как самонаблюдение, тестирование, анкетирование, хронометрирование; целевой самоориентации, реализуемая с помощью таких методов, как ранжирование целей, прогнозирование результатов самовоспитания; планирования, реализуемая с помощью таких методов, как планирование, проектирование, моделирование своей жизни, самовоспитания, профессиональной деятельности; самоорганизации, реализуемая с помощью таких методов, как саморегламентация, самообеспечение распорядка дня, условий для достижения целей самовоспитания; самомобилизации и самопобуждения, реализуемая с помощью таких методов, как установка, самопобуждение, самоприказ, самовнушение, самопринуждение; самоконтроля, самоанализа, самооценки, реализуемая с помощью таких методов, как сравнение, анализ, обобщение, типизация, учет результатов самовоспитания; самоформирования, реализуемая с помощью таких методов, как упражнение, самоиспытание, самоубеждение, самоограничение при формировании привычек, опыта профессиональной деятельности; самокоммуникации, реализуемая с помощью таких методов, как самонаучение, рефлексия, тренинг; самокоррекции, реализуемая с помощью методов, направленных на самокоррекцию целей, задач, замыслов, мотивов деятельности; эвристическая, реализуемая с помощью таких методов, как решение творческих изобретательских задач, творческая импровизация, мозговой штурм и т.д. Самовоспитание напрямую зависит от содержания жизни человека, отражает степень его интересов, отношений, потребностей. Однако потребность самовоспитания требует соблюдения ряда условий, предъявляемых как самому воспитаннику, так и воспитателю. Это наличие знаний о механизмах осуществления самовоспитания, своевременное поощрение, проведение консультаций по вопросам формирования отдельных личностно-профессиональ- ix качеств студентов, представление их о собственной «Я-кон-пции», организация процесса самовоспитания, гтроцесс самовоспитания можно представить в вйде трех этапов. 1. Этап целевой. Здесь выделяются такие направления работы- Вначале воспитаннику нужно осуществить самопознание, направленное на изучения себя и интересующих качеств личности. Затем ему требуется принять самообязательство, т.е. составить план работы над собой, осуществить установку на его выполнение, возможно огласить ее перед другими. 2. Этап реализации намеченной цели. Вначале воспитаннику предстоит заняться самовнушением и самоубеждением, реализуемым по формуле: должен — хочу — могу — есть. Потом воспитанник ищет способы поддержки и поощрения своих намерений относительно самовоспитания. Самым главным будет самоободрение, которое можно воспроизвести как письмо от воображаемого друга, в виде таблицы, дневниковых записей и т.д. За самоободрением следует самоприказ как более жесткое распоряжение. Самоприказ нужен для того, чтобы сконцентрировать волевые усилия, поднять уверенность в себе, определить временные рамки выполнения задуманного плана самовоспитания. 3. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию. Здесь работа разбивается на самоконтроль, который позволит скорректировать процесс самовоспитания, определить результаты и эффективность проделанной работы, и на самоанализ, позволяющий воспитаннику каждодневно осмысливать свои действия, поступки в направлении формируемого качества личности. Результатом самовоспитания становится самовоспитательная культура личности, которая проявляется как ее способность к самоорганизации в любой сфере человеческой деятельности и прежде всего — в профессиональной. 4. Содержание, средства, методы и формы воспитания студентов среднего профессионального учебного заведения Исходя из современной цели образования и воспитания как его составляющей содержание воспитания может быть структурировано по направлениям развития личности. Таких направлений три: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Социально-нравственное направление заключается в усвоении воспитанниками основных понятий о социальных нормах отношений, об общечеловеческих ценностях, усвоении основных обобщенных закономерностей жизни развития общества и человека в ем сформированное гражданско-патриотического сознания. Общеинтеллектуальное направление представляет собой усвоение воспитанником основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, усвоение основных элементов общенаучных методов познания. Общекультурное направление включает в себя усвоение воспитанниками разнообразных понятий. К их числу относятся основные общеэстетические понятия, связанные с художественно-образным способом познания, экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями. Это понятия, позволяющие человеку управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием. Студент колледжа, так же как и ребенок дошкольного возраста, учащийся школы, в процессе воспитания включаются в разнообразную деятельность, направленную на формирование: — гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; — представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, приобщения к системе культурных ценностей; — трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; — экологической культуры; — эстетического отношения к окружающему миру; умения видеть и понимать прекрасное; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспитанника видах творческой деятельности; — организационной культуры; активной жизненной позиции; лидерских качеств; организационных умений и навыков; опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; коммуникативных умений и навыков; навыков самоорганизации; проектирования собственной деятельности; — физической культуры, навыков здорового образа жизни. Одним из приоритетных направлений здесь является нравственное воспитание, которое предполагает формирование у будущих специалистов нравственной культуры. Нравственная культура позволяет будущему специалисту расставить приоритеты общечеловеческих нравственных ценностей; гармонизовать взаимоотношения с окружающим социумом, природой и самим собой; сформировать готовность к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности. Нравственная культура личности складывается из усвоения ею орали, нравственных норм, нравственных принципов поведения. Казисом нравственной культуры является нравственное сознание личности. Воспитательная деятельность колледжа по формированию нравственной культуры студентов многообразна, но в ней можно особо делить такие направления, как воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения, воспитание экологической культуры. Выделяют и несколько проблем воспитания нравственной культуры студенчества. Первая связана с тем, что в настоящее время в студенческой среде происходит смена нравственных ориентиров. От коллективистских установок произошел переход к позиции персонификации. Вторая определена тем, что нравственные ориентиры студентов представляют собой сложную противоречивую систему, где сосуществуют совершенно различные, иногда даже взаимоисключающие друг друга нравственные представления о добре и зле, смысле жизни. В качестве отличительной черты выступает полицентризм ценностей, который делает жизнь современного студенчества исключительно напряженной. Третья определяется разнонаправленностью векторов в нравственном сознании и поведении студентов, что свидетельствует об одновременном существовании в массовом студенческом сознании различных систем нравственной регуляции. Личность выбирает нравственные ориентиры применительно к ситуации, не испытывая при этом никаких моральных запретов ни со стороны окружающих, ни со стороны собственной совести. Четвертая обусловлена формированием нового типа морали — «морали рыночного человека». Пятая связана с распространением в студенческой среде «индивидуализма прагматического типа» — ярко выраженного рационализма. При выборе нравственного решения личность руководствуется не только моральными постулатами, но и конкретной Рациональной выгодой, эмпирическим рассудком. Шестая проблема связана с углублением дифференциации студенчества по ценностным ориентациям. Сложность нравственного воспитания определяется и неодно-вРеменностью нравственного созревания молодых людей. Развитие и созревание молодежи проходит неравномерно, поэтому выделяются разные типы юношей и девушек. Есть молодые оди, у которых юность характеризуется серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, довольно острыми конфликтами с окружающими и самим собой, сопровождается разнообразными кризисами. У другой категории молодых людей — Все легко и плавно. Они быстро адаптируются ко взрослой жизни, в меру активны, но романтика юности не для них, да и механиз-, мы приспособления блокируют формирование самостоятельности. Третий тип юношей рано определяет жизненные цели; у ни* довольно высокий уровень самодисциплины и самоконтроля; онц активно формируют собственную личность, но для данного типа характерны быстрые скачкообразные изменения, слабая интроспекция и эмоциональная жизнь. С социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры будущего специалиста должно прежде всего включать в себя вовлечение студентов в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время1. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов, массовую патриотическую работу, организуемую государствен-; ными структурами, общественными движениями и организациями,! средствами массовой информации, научными организациями. Их j деятельность направлена на освещение проблем нравственного вое- ' питания, развитие личности гражданина и защитника Отечества. Задачи патриотического воспитания: а) формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину; б) воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Реализация задач патриотического воспитания строится на формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма, выраженного в осознании человеком своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине. Это чувство связано с активной социальной деятельностью, действиями и поступками человека, совершаемыми во благо Отчизны. Чувство патриотизма развивается в социальной и духовно-нравственной сферах жизни как общества, так и отдельной личности. Проявлением патриотизма выступает принцип державности, согласно которому государство проявляет себя как относительно 1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» // Официальные документы в образоваНИИ подовлеющая сила, поэтому на современном этапе развития ° ссийского общества возрождение патриотизма ассоциируется с Р зроЖДением России как великой державы. Сила патриотизма — в его духовности, предполагающей беско-ыстное, беззаветное до самопожертвования служение Отечеству. Р Патриотизм — фундамент государственного здания, идеологическая опора его жизнестойкости и стабильности, условие эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм как чувство связан с созерцанием родного края, ближайшего окружения студента. Патриотическое воспитание строится на принципах приоритетности культурного и исторического наследия России; преемственности и воспитания патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп молодежи. Социально-исторические предпосылки патриотического воспитания: — история России, подчеркивающая ее величие; — традиции взаимоотношения русских с другими народами России; — русская духовность как человеколюбие на грани самоотречения; народность как утверждение социальной справедливости; державность как высочайшая ответственность за судьбы нынешних и грядущих поколений соотечественников; — обладание определенным экологическим запасом, что делает Россию одним из центров стабилизации окружающей мировой среды; — огромный вклад России в развитие не только отечественной культуры и науки, но и культуры мировой, что является национальной гордостью россиян; — большой региональный опыт патриотического воспитания на всей территории России. Основные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, краеведческое и гражданское. В содержании патриотического воспитания выделяются следующие компоненты: культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, идеологический, правовой, психологический и др. В частности, культурно-исторический компонент включает в себя: 3~ ознакомление молодежи с переломными моментами в нашей истории, знаменательными событиями, освещенными в трудах Российских историков; разъяснение молодежи идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, гордость за русский народ, его самовыраженность в годы испытаний на примере художественных произведений, кинофильмов, произведений живописи, музыки илц на примере мемуаров великих русских военачальников; — воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, отстоявшим Россию в годы отечественных войн на примере памятников архитектуры, скульптуры, мемориальных комплексов. Военно-исторический компонент охватывает: — изучение основных этапов исторической борьбы русского народа по защите Отечества от нашествия многочисленных врагов на разных исторических этапах существования нашего государства; — бережное сохранение боевых, воинских, государственных традиций; — развитие и укрепление новых воинских традиций. Патриотическое воспитание — это длительный процесс, имеющий ряд этапов. Первый этап начинается еще в дошкольном возрасте на основе развития познавательных потребностей, вызывающих у детей активное отношение к патриотической деятельности и выработку позитивной установки на служение Отечеству. Второй этап начинается с VIII класса общеобразовательной школы, когда происходит переход подростка на новую ступень мировоззренческого развития. Участие его в различных мероприятиях патриотической деятельности становится более реально значимым для личности, а проводимые мероприятия отличаются многообразием и частотой проведения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |