Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Притязание на признание




Отношение к сверстнику

Большие изменения происходят в отношениях детей друг к другу:

* возникают межличностные связи;

* формируется общественное мнение;

* появляется взаимная требовательность и взаимная оценка;

* чувство симпатии к сверстнику становится устой­чивым.

В чувстве симпатии к сверстнику ребенок утверждает и свой выбор и самого себя. Он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может противостоять взрос­лым, если они не одобряют его выбор. В этом уже можно видеть определенную позицию ребенка по отношению к своим человеческим правам» (В. С. Мухина, 1985).

Младший школьный возраст — это возраст наибольше­го благополучия в аффективно-потребностной сфере, воз­раст преобладания положительных эмоций и личностной активности.

Имя. Взрослым следует обращать внимание на то, как обращаются дети друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения друг к другу органично внутренней ус­тановке каждого ребенка на ценностное отношение к себе и к своему имени.

 

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохране­ния положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпа­тию других детей является одним из основных мотивов его поведения.

Ребенок младшего школьного возраста, как и дошколь­ник, продолжает стремиться иметь положительную само­оценку.

«Я хороший» — внутренняя позиция ребенка по отно­шению к самому себе. В этой позиции — большие воз­можности для воспитания. Притязая на признание со сто­роны взрослого, младший школьник будет стараться под­твердить свое право на это признание. Благодаря притязанию на признание он выполняет нор­мативы поведения — старается вести себя правильно, стре­мится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со сто­роны старших.

Стремление к положительным взаимоотношениям со свер­стниками определяет и характер поведения ребенка - он хочет быть приятен другим детям. При этом, если речь идет о детях, к которым ребенок привык и с которыми у него уже установились дружеские отношения, то здесь он может про­являть самостоятельность в суждениях и поступках. Во взаи­моотношениях со знакомыми сверстниками ребенок уже может противостоять, если ему предлагают сказать или со­вершить что-нибудь такое, что противоречит его знаниям о нормах поведения и его внутреннему чувству порядочности.

В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперниче­ства. Притязания на успех среди сверстников теперь от­рабатываются прежде всего в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности.

Теперь уже в учебной деятельности потребность в при­знании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребе­нок хочет «быть как все», а с другой — «быть лучше, чем все»,

Стремление «быть как все» возникает в условиях учеб­ной деятельности из-за следующих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель кон­тролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагае­мому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребе­нок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здраво­му смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, ис­пуга. Конформное поведение, следование за сверстника­ми типично для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях.

Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школь­ном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников.

Стремление к самоутверждению также стимулирует ре­бенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрос­лые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, чего от него ожидают (в первую очередь, это его успехи в школе), может стать при­чиной его безудержных капризов.

Капризчасто повторяющаяся слезливость, необоснован­ные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми асоциальными формами поведения. Капризными, как правило, бывают дети:

* неуспешные в школе;

* чрезмерно избалованные;

* дети, на которых мало обращают внимания;

* ослабленные, безынициативные дети.

Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стрем­ление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка с еще скрытыми акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрас­те в асоциальном поведении.

Поручение

Как давать ребенку поручение?

* Поручив задание, попросить повторить его. Это по­зволяет ребенку вдуматься в содержание задания и отнести его к себе.

* Предложить подробно спланировать свою работу: наметить точный срок выполнения, распределить работу по дням, наметить время работы.

Эти приемы способствуют созданию намерения обяза­тельно выполнить задание даже у тех детей, которые пер­воначально его не имели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.