Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 23 страница




! традиционных представлениях выражается и закрепляется капиталисти-еский социальный порядок.

смотря на указанные недостатки, дающие основания для критики, ради-1Я критическая теория и традиционная социальная работа имеют опреде-е сходства. Так, Вебб (1981) выделяет четыре общие черты этих подходов.

[ традиционная социальная работа, и радикальная теория предполагают, го общество способствует возникновению личностных проблем. Однако в вдиционной социальной работе (как показывают психосоциальная и си-емная теории) анализу этих проблем уделяется недостаточно внимания, в критической теории, и в традиционной социальной работе отноше-ы между индивидом и обществом носят рефлексивный и взаимный 1рактер, т. е. признается, что индивиды способны воздействовать на со-1альные обстоятельства, и наоборот.

5е теории направлены на независимость клиента. Традиционные теории >итикуют радикальный подход за то, что в стремлении к масштабным циальным изменениям социальные работники зачастую игнорируют ин-[видуальные потребности и свободу личности. Представители радикаль-1Й теории критикуют традиционную социальную работу за принужде-ie клиентов к социальной адаптации.

традиционная социальная работа, и радикальная теория придают боль->е значение пониманию клиентами обстоятельств, в которых они окатись, что необходимо для последующих действий. Однако цели и мето-!, а следовательно, и формы работы этих подходов различны.

 

чение перехода от радикальной теории к критической

)ИИ

 

возможно, стало то обстоятельство, что политическое развитие большинства западных стран противодействовало радикализму и, казалось, одержало победу после падения коммунистических режимов в России и Восточной Европе. В рамках социальной работы радикальные идеи также подверглись резкой критике, и им крайне сложно было утвердиться в практической деятельности. Однако возрождение этих идей в конце 1980—1990-х гг. вполне объяснимо. В 1980-е гг. усилилась критика недостатков и растущего социального неравенства, которые порождались политикой консервативных правительств многих западных стран. Это способствовало пересмотру и переработке радикальных представлений. Симпкин (1989) утверждает, что для социальных работников по-прежнему была актуальной необходимость реагировать на маргинализацию многочисленных социальных групп, но разрозненность попыток критического реагирования препятствовала созданию единой и последовательной радикальной теории.

В рамках социальной работы под влиянием феминистских идей, антирасистских и антидискриминационных представлений и критической теории также произошло переосмысление ее предназначения. Некоторые радикальные идеи 1970-х гг. остаются вплетенными в идеологию социальной работы. Сегодня теория социальной работы, как никогда прежде, испытывает большую потребность в радикальной социальной критике. Благодаря этому направлению была создана теоретическая атмосфера, способствовавшая появлению и признанию таких форм социальной работы, как активизация ресурсов клиента, защита его интересов и развитие гражданского сознания.

Согласно общепринятому мнению, социальная работа выполняет функцию социального контроля. В связи с этим одной из ее задач является обеспечение соответствия с «обязательными гарантиями гражданского общества» (Пирсон, 1975, 129). Однако признавая важность подобной роли, невозможно сказать определенно, всегда ли контроль совершается ради клиентов ив интересах тех социальных групп, к которым они принадлежат. Сатьямурти (1979) полагает, что помощь и контроль настолько взаимосвязаны в социальных службах Великобритании, что эти функции крайне трудно разделить. Это справедливо и для социальной работы тех стран, в которых она проводится государственными социальными службами. Горофф (1974) утверждает, что деятельность многих служб в США отражает принудительный социальный контроль. По мнению представителей критического подхода, такое положение зачастую поддерживается государством, которое представляет интересы, господствующие в капиталистическом обществе.

В радикальной социальной работе рассматриваются те последствия профессионализации, которые действуют в ущерб интересам клиента и ведут к превращению социальных работников в часть государственной машины, подавляющей клиента. Цель профессионального роста реализуется даже в том случае, если вступают в противоречие с интересами клиента. Более того, профессионализация основывается на технических, а не на нравственных и политических аспектах оказания помощи и отделяет социальную работу от других

 

ICHO которой специалисты в ходе своей деятельности зачастую реализо-ют свои интересы, а не служат интересам людей. Пример — содержание зования по социальной работе. С точки зрения радикального подхода сту-зв обучают «традиционным» вариантам социальной работы, тем самым в знании закрепляются идеи социального контроля, индивидуализирован-юсприятие проблем клиента и общепринятое, а не радикальное, пони-е общества (Кэннан, 1972).

дикальная практика рассматривается в работе Бейли и Брэйка (1975, как «глубокое осмысление положения угнетенных слоев населения, щих в определенных социально-экономических условиях» (Бейли и к, 1975, 9). Методы работы с индивидуальным случаем здесь признают-исключением тех, которые поддерживают «гегемонию правящего клас-1од «гегемонией» подразумевается использование правящим классом огии в целях подчинения и контроля рабочего класса. В целом в крити-й теории утверждается, что стационарное обслуживание в его нынеш-арианте имеет много отрицательных моментов, но коллективное про-ше в принципе позволяет осуществить самоактуализацию, лишенную гических проявлений, что невозможно в обычном капиталистическом:тве и недостижимо в других формах терапии. Ли и Пайферс (1980), мер, считают, что радикальная социальная работа незначительно по-а на стационарное обслуживание. По их мнению, стационарные усло-огут быть эффективной моделью коллективного проживания, высту-качестве альтернативы семейной социализации. Практика работы в шарных условиях могла бы противодействовать неблагоприятным про-иям социализации, в процессе которой усваиваются доминирую-цеологемы.

Мария (1992) определяет несколько требований, которым должны со-гвовать методы радикальной практики:

;тоды социальной работы должны учитывать значение социальных фак-ров;

1актические действия должны соответствовать той ситуации, в которой ботают специалисты;

циальные работники должны предполагать возможность противоречий жду конкретным результатом (активизацией клиента) и связанным с м ущербом;

циальная работа основана на принципах гуманизма, поэтому ни одна литическая или теоретическая система не может устанавливать моно-лию на гуманистические ценности;

итический подход должен реализовываться в соответствующих дей-1иях;

дует основываться на реальных историях и примерах, которые объяс-

 

Согласно радикальному анализу, в социальной работе поддерживаются традиционные представления о семье, которые утверждают подчиненное положение женщины в семье и обществе. Именно женщины в основном являются клиентами социальных служб. Повышенное внимание к этим вопросам было связано с развитием в 1960—1970-е гг. движения за права женщин. В практике социальной работы оформилось самостоятельное феминистское направление (см. гл. 12).

Особое значение имеет радикальная перспектива, основанная на идеях Фрейри (1972; Бригхам, 1977), получившая распространение в Латинской Америке в 1960—1970-е гг. В отличие от социального реформирования, оставляющего общество в неизменном состоянии, радикальная перспектива предполагает освобождение через революционные изменения и не довольствуется простой борьбой за выживание (Ласк, 1981). Эти идеи восходят к «теологии освобождения» (см. гл. 10). Они же привели к «реконцептуализации» (переопределению) социальной работы в Латинской Америке. Коста (1987) рассматривает ряд аналогичных исследований, определяющих место социальных работников в рядах рабочего класса и роль политически ориентированной практики в социальной работе. Предлагаются следующие практические методы: мероприятия по демократизации социальных институтов и участию клиентов, организация программ, направленных на поддержку бедных слоев населения (программы материальной помощи и защиты гражданских прав), организация социальных движений, реформистские мероприятия профессиональных ассоциаций и профсоюзов. Коста описывает четыре стратегии, предложенные Фалейросом.

■ консервативная стратегия, при которой социальная работа осуществля

ется профессионально, не преследуя политических целей;

■ протестная стратегия, при которой социальные работники включаются

в активную политическую деятельность, но не стремятся к трансформа

ции социальных институтов в интересах клиентов;

■ антиинституциональная стратегия, при которой действия социальных

работников направлены на депрофессионализацию, снижение профес

сионального контроля и вовлечение клиентов в процесс принятия реше

ний (например, антипсихиатрическое направление, отрицающее необ

ходимость медицинской и социальной помощи психически больным лю

дям и отстаивающее их способность к самопомощи);

■ трансформирующая стратегия, при которой социальные работники стре

мятся к трансформации социальных институтов. Эта цель достигается пу

тем оказания поддержки клиентам, профессиональной деятельности и

политических действий. Этот концепт все чаще появляется в литературе

по критической теории и обучению, например в работах Коутс и Маккэй

(1995), Фук (2002), Маллэли (2003) и Пиз (2002).

 

населения являются объектами воздействия, а не субъектами, обладаю-ми свободой действия. В то же время для них характерен «страх свободы», которого необходимо избавиться. Следует развивать у людей осознание себя юего положения в социальной среде, а особенно — своей культуры (Поэрт-, 1994). Это достигается с помощью образования, вовлечения клиента в тический диалог, в котором чистый активизм (действия без рефлексии и низа) и чистый вербализм (бездействие и резонерство) объединяются вместе шсис. Подобная практика предполагает анализ социальных ситуаций, учет ого опыта и результатов совершенных действий.

)дной из главных задач социальных служб является консайентизация —!итие сознания, которая предполагает оказание помощи угнетенным груп-населения в обретении критического осознания социальных структур (вклю-культурную гегемонию), вовлеченных в их подавление. Представители [ групп начинают осознавать процесс подавления и уже не воспринимало как неизбежность. Свойственные им ранее страх свободы и беспо-(ность уходят благодаря участию в диалоге и практических действиях, [ана (1989) на примере использования подхода Фрейри в Зимбабве по-шает, как с помощью образования и творческого развития можно до-,ся такого осознания без непосредственного участия клиентов в полити-их акциях. Консайентизация связана с такими формами работы, как ани-1Я и агология (см. гл. 10), которые получили распространение в странах инентальной Европы (Ресник, 1976). Их особенностью является коллек-ая деятельность (в частности, художественная и досуговая), направленна переживание совместного коллективного опыта и выступающая сред-si образования. Под агологией подразумеваются целенаправленное и про-мое под руководством специалиста планирование личностных и соци-ых изменений. Кроме того, данные радикальные представления связаны ей роста политического осознания и феминистским движением. Их объе-ют схожие цели, поскольку женщины также стремятся к освобождению эедрассудков, осознанию своего угнетенного положения и коллектив-акциям.

сновные концепции

1990-е гг. появилось множество работ представителей критического под-в частности изданных в Австралии. Книга Маллэли «Структурная соци-1Я работа» (2003) является главным исследованием по марксистской со->ной работе. Автор этой работы основывается на канадской теоретиче-традиции, родоначальником которой считается Моро (1979, 1990). кже следует упомянуть работы Хили «Практические формы социальной ы» (2000) и Фук «Социальная работа: критическая теория и практика») (первое издание — «Радикальная социальная работа», 1993). В этих ис-ваниях представлены идеи марксистских структурных подходов, претер-ах серьезные изменения под воздействием феминистских, постмодернист-теорий и Франкфуртской школы. Менее известными являются работа и Фук «Трансформирование практики социальной работы» (1999) и сбоо-

 

Маллэли: структурная социальная работа

В структурной социальной работе социальные проблемы рассматриваются как продукты существующего социального порядка, и, следовательно, изменения должны быть направлены главным образом на социальные структуры, а не на отдельных индивидов. Структурная социальная работа носит всеобъемлющий (инклюзивный) характер, поскольку связана со всеми формами подавления. В ней используется диалектический анализ, рассматривающий проблемы с личной и политической точек зрения. Поскольку структурная социальная работа является критической теорией, в ней рассматриваются как межличностные, так и политические действия, которые невозможно разделить.

Маллэли (2003), как и Корриган и Леонард (1978), считает, что система социального обеспечения и социальная работа переживают кризис. Этот тезис авторов критического направления остается настолько неизменным на протяжении десятилетий, что в качестве анализа он может вызвать сомнение. Для марксистской теоретической мысли характерно представление, согласно которому «кризис» приведет к разрушению капитализма. Маллэли объясняет это тем, что в социальной работе отсутствует собственная идеология, поэтому нет четкой парадигмы как основы любых форм практики. Теоретические дебаты и практические рекомендации должны опираться на политическое понимание, которое представлено различными точками зрения на политику и социальную структуру. Социальные работники должны уметь сопоставлять существующий социальный порядок с другими возможными вариантами функционирования общества. В социальной работе также должно быть ясное понимание фундаментальных изменений. Традиционному подходу к социальной работе, в котором существующий социальный порядок принимается, закрепляется и лишь корректируется реформами, Маллэли противопоставляет прогрессивный подход, лежащий в основе радикальной социальной работы.

Характерными чертами прогрессивного подхода являются:

■ стремление к гуманитаризму, который, по моему мнению, некорректно

сводить только к гуманизму (см. гл. 9), общности и равенству;

■ поддержка государственного регулирования, способного утверждать при

оритеты социальных целей над экономическими задачами, а также осу

ществлять справедливое распределение общественных ресурсов;

■ демократическое участие социальных работников в деятельности прави

тельственных и неправительственных организаций и их самоопределение;

■ отношение к социальной защите как к инструменту обеспечения равен

ства, солидарности и общности;

■ стремление к созданию государства всеобщего благосостояния или струк

турной модели практики;

 

[лэли сравнивает эти черты с четырьмя парадигмами социально-поли-эй мысли, которые лежат в основе социальной работы:

оконсерватизмом, согласно которому социальному обеспечению в со-ветствии с существующим социальным порядком отводится остаточ-я роль;

берализмом, согласно которому социальное обеспечение воспринима-■я через призму идеологии индивидуализма;

щалъной демократией, подразумевающей социальную систему, основную на принципах гражданского участия и гуманитаризма;

рксизмом, который на основе классового подхода к обществу стремит-к созданию плановой экономики, основанной на коллективных уси-ях.

лэли полагает, что прогрессивный подход к социальной работе во мно-зан с марксистскими и социал-демократическими идеями. В них отста-i общие цели. Тем не менее автор называет модель социальной работы, ощую из его анализа, «структурной социальной работой» (в термино-Аоро, 1979, 1990). В этой критической теории оспариваются популяр-даальные идеи и отстаивается альтернативный подход. Исходным пун-руктурной теории является конфликт, а не порядок, т.е. общество ривается через призму борьбы социальных групп, имеющих различ-тересы. Диалектический анализ проблем направлен на определение)речивых и антагонистических сил, которые оказывают влияние на.ные отношения. Не следует рассматривать интересы различных групп шоисключающие; подобная дихотомия будет ложной. Нужно опреде-ласти напряженности, конфликта, а также пересечения интересов, м важно охватить все формы угнетения. В связи с этим концепция и отражает скорее противоречивый, чем прогрессивный, подход, м случае не ставится вопрос о том, работать вне или в рамках системы; ная работа полезна для многих групп. Вместе с тем необходимы соот-ощие действия, связывающие обе формы активности и направленные тоддержку, так и на критику системы.

ктурный подход к обществу акцентирует внимание на анализе эконо-[х и политических институтов и их взаимосвязи с институтами соци-защиты. Совместно с другими социальными институтами они пред-т одну из сторон социальных отношений, которые поддерживаются дующей идеологией. Необходимая трансформация предполагает пере-оциальных отношений классового и других видов социального нера-базирующихся на идеологии индивидуализма, к обществу, основан-равенстве и идеологии коллективизма (планирование, участие и со-сть). сгурная социальная работа направлена на преодоление угнетения од-

1аЛЬНЫХ ГОУПП ЛПУГИМИ.

 

последовательным и систематическим неравенством в пользу интересов доминантных групп. Распределительная функция социальной политики заключается в перераспределении неравных ресурсов, однако при этом не затрагиваются социальные процессы, подкрепляющие неравенство. Более того, игнорируются трудности в перераспределении прав и возможностей, которые неизбежны при такой позиции. Принадлежность к определенным социальным группам ассоциируется с наличием ресурсов и власти. Например, быть белым мужчиной — значит обладать богатством и властью, а быть чернокожей женщиной — значит жить в нищете. Поэтому полиция скорее всего решит, что темнокожий мужчина, управляющий дорогой машиной, наверняка украл ее, так как обычно люди с темной кожей принадлежат к бедным слоям населения. Угнетение проявляется не обязательно через насилие. Чаще всего оно выражается в систематическом давлении (создании барьеров) в отношении групп, находящихся в подчиненном положении. К формам угнетения относятся:

■ эксплуатация (например, женщины, чья деятельность связана с уходом

за другими людьми, эксплуатируются, поскольку их труд низко оплачи

вается и недостаточно ценится);

■ маргинализация (например, представители бедных слоев населения, при

надлежащих к этническим меньшинствам, часто заселяются в плохие рай

оны);

■ безвластие (например, согласно иерархии рабочих мест женщины и пред

ставители этнических меньшинств исключаются из сферы влияния на

организационную политику и методы работы);

■ культурный империализм (например, опыт представителей этнических мень

шинств не находит отражения в доминирующих культурных формах);

■ насилие (например, преступления чаще всего происходят в бедных райо

нах).

Типичными реакциями на угнетение являются:

■ мимесис — подражание угнетателям (например, бедный молодой человек

копирует поведение успешных спортсменов и актеров);

■ избегание идентичности — отрицание важных аспектов идентичности, ко

торые указывают на различия (например, некоторые женщины в бизнесе

становятся агрессивными и невнимательными по отношению к колле

гам, демонстрируя поведение, свойственное мужчинам);

■ психологическое уход (например, некоторые представители этнических

меньшинств, дружелюбные по характеру, меняют свое поведение при

общении с представителями доминирующей культуры);

нгмппрния вины (наппимео. некотооые поедставители африкан-

 

справедливости.„ _.ичпшишшпи ирицссиоми, порождающими угнетение

Угнетение и доминирование социально сконструированы Определить механизмы конструирования угнетения и обвинения жертвы

 

Угнетение воспроизводится в повседневных социальных процессах Провести диагностику проявлений плохой адаптации в целях выявления форм культурного и политического угнетения

 

Существуют разные формы угнетения В диалогическом общении определить возможности, необходимые для осознания и нормализации жизненного опыта

 

Угнетение интернализуется (становится частью образа «Я») В диалогическом общении определить альтернативные способы преодоления угнетения

 

Работа на макроуровне является частью практики Выявить группы и организации, способные к коллективным действиям

фная

* Личное есть политическое Определить политические цели практической работы, способы достижения трансформаций, а также способы, необходимые для осознания процессов которые вызвали социальные различия '

 

Активизация ресурсов Усилить контроль потребителей услуг над индивидуальными и физическими ресурсами, направить организационные мероприятия на укрепление активного участия, а не на подчинение, потребителей услуг, а также вовлечь их в процесс принятия решений

Привлечь потребителей услуг к участию в диалоге по решению проблемы Избегать подкрепления статуса жертвы у потребителей услуг

 

Развитие осознания Содействовать осознанию дегуманизирующих структур и возможностей, а также совместно с потребителями услуг стремиться к изменению социальных отношений, вызывающих угнетение

 

Нормализация Способствовать формированию понимания у потребителей услуг того, что их проблемы не уникальны, в частности знакомить их с другими людьми, находящимися в похожей ситуации

 

Коллективизация Формировать группы на основе схожести проблемной ситуации, а также помогать в определении менее очевидных параллелей и сходств

 

Переопределение Раскрывать взаимосвязи между социальными условиями и индивидуальными реакциями на них, а также их переживанием

 

Диалогические отношения Поддерживать равноправный диалог с потребителями услуг, демистифицируя свои действия и давая полную информацию

 

«Выживание» на рабочем месте и его трансформация Показать управленцам противоречия в работе службы, содействовать радикализации и демократизации методов работы, в частности максимизируя выгоду потребителей услуг и одновременно защищая свою позицию с помощью профсоюзов и других организаций

>ный

5ЛИЗМ Альтернативные службы и организации Содействовать созданию альтернативных и более радикальных служб и организаций в целях предоставления потребителям возможности выбора

Социальные движения и создание коалиций Способствовать созданию и участию в социальных движениях трансформационного характера (например, экологические движения, женские группы), а также содействовать созданию коалиций групп, которые станут союзниками в процессе достижения изменений

Профсоюзное движение прогрессивного направления Участвовать в профсоюзном движении, защищая не личные интересы, а интересы службы, и добиваясь социальных изменений

Профессиональные ассоциации Привлекать профессиональные ассоциации к участию в коллективных действиях, направленных на достижение социальных изменений

Электоральная политика Содействовать социальной трансформации посредством участия в электоральной политике

Сделать личное политическим Стремиться интегрировать образ трансформированного общества в жизнь

лэли называет гуманитарную практику радикальным гуманизмом, сближая понятия «гуманизм» и «гуманитаризм».

 

 

Повышение осознанности

Подход постмодернизма: признает существование

диалогичных и рефлексивных

способов познайия; связывает власть с личным

самоограничением человека,

обладающего ею; считает, что и отдельная

личность, и социум мргут

изменяться

Практика:

вскрывать

противоречия

(деконструкция);

со противляться;

оспаривать;

перестраивать

(реконструкция)

гические увлечения (суеверия, увлеченность азартными играми и фанта-i могут приводить к психическим заболеваниям);

чсгрупповая враждебность, когда маргинализированные группы прояв-от взаимную враждебность;

иалъный уход, подразумевающий проявление различных форм ролево-юведения при общении с представителями разных групп и закрытость [ взаимодействии с официальными лицами или представителями до-шрующих групп.

уктурной теории уделяется особое внимание формированию политики й, указывается на необходимость выявления различных социальных проявлений угнетения. Попытки ассимиляции в доминирующую куль-сматриваются одновременно и как лишение маргинализированных: собственной культуры, и как способ преодоления социальных меха-угнетения. Понимание структуры различий помогает предотвратить roe исключение различных групп, ^ические стратегии структурной социальной работы представлены в

критическая теория и практика

олагает, что радикальная традиция в социальной работе анализирует ' социального, а не личного, что отражается в радикальной критике, тьшой осторожностью относится к аргументу Саймона (1995) о цен-роли, которую занимает теория активизации ресурсов в американ-гальной работе.

щий структурного подхода Фук рассматривает данную интерпре-)рии активизации как социально-демократическую, а не как транс-энную. Однако проблемы, связанные с радикальной социальной стимулировали поиск альтернативных вариантов, среди которых оль играют постмодернистские и постструктуралистские концеп-

геская социальная теория является основой прикладной формы ра-i социальной работы — критической социальной работы, — структу-й представлена на рис. 11.1.

(ыми положениями критической социальной теории, воплощенны-ической социальной работе, являются следующие.

шрованш создается социальными структурами, но переживается в»м опыте. Властные группы подвергают эксплуатации другие группы.;дние считают, что угнетение и неравенство неизбежны. Подобные фные убеждения приводят к покорному следованию подчиненным ш поведения.

 

Рис. 11.1. Процесс критической социальной работы

i Позитивизм как учение о познании ведет к пассивности и фатализму, поскольку люди считают, что социальные факты изменить невозможно. В критической социальной теории подчеркивается способность людей выступать в качестве движущей силы, т. е. способность достигнуть социальных изменений.

■ Прогресс достижим, поскольку осознание возможности изменений означает, что люди обладают способностью сознательного контроля над социальными обстоятельствами. В этом случае социальный порядок не воспринимается как предопределенный силами, от нас не зависящими.

 

лиза. Коммуникация и рефлексия — необходимые условия достижения социальных изменений, поскольку с их помощью возможен сознательный контроль социальных проблем.

1оложения относительно позитивизма и рефлексивного подхода связыва-эпистемологические проблемы, обсуждаемые в главе 3, с критическим содом к вопросам осознания и деятельности социальных служб. В данном ексте критическая теория показывает роль дискуссии, рефлексии, ана-и инсайта в формировании способности к активному преодолению про-[ в нашей жизни. Это объясняет, почему критическая социальная работа ргает доказательные и другие позитивистские взгляды на познание соци-ой работы.

а критическую социальную работу оказали влияние следующие идеи пост-рнизма:

интерактивные и рефлексивные способы познания являются ценными;

взаимосвязи между структурным господством и индивидуальным самоограничением являются признанными;

возможности индивидуального и социального изменения существуют.

эдобно Маллэли и всем авторам радикального и критического направле-Фук анализирует влияние на социальную работу социального контекста:менности, однако при этом она далека от идеи кризиса. По ее мнению:

мобилизация возникает вследствие уплотнения взаимосвязей на мировом фостранстве благодаря экономическим и технологическим инновациям;

экономические изменения вызвали серьезную конкуренцию между произ-юдителями товаров и услуг;

ice это ведет к разукрупнению и обесцениванию профессиональных навыков;

скоренное и централизованное обеспечение становится все более возмож-[ым благодаря усовершенствованию коммуникаций;

осударства всеобщего благосостояния и тенденция к обеспечению обще-твенного благополучия рассматриваются как модернистские структуры, оторые распадутся в постмодернистском глобализированном обществе.

i тенденции приводят к культурному господству, поскольку люди под-т под власть культурных стереотипов и способов общения, которые фор-)тся за рамками их собственной культуры. В свою очередь, это препят-их социализации, поскольку внешнее культурное господство оказыва-ля них чуждым, а их собственная культура оказывается обесцененной твие социальной стереотипизации. езультате профессиональные навыки и знания по социальной

 

ального действия, а не на целостных профессиональных интервенциях. Тенденция к менеджериализму означает, что управленческие навыки ценятся выше, чем профессиональные, в свою очередь, менеджмент зачастую направлен на то, чтобы ограничить участие специалистов в политических изменениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.