Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 25 страница




Социалистический {марксистский) феминизм (Рейнолдс, 1993; Доминелли, 2002а), или активизм (Роджек и др., 1989), который рассматривает угнетение женщин как часть структурированного неравенства в рамках классовой социальной системы. Поскольку женщины играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, выполняя домашнюю работу и заботясь о детях, представители этого направления подробно рассматривают этот аспект. Угнетение женщин связано с другими формами угнетения (такими как расовое угнетение, исключение из общества инвалидов). Необходимо анализировать социальные отношения, основанные на угнетении, чтобы учитывать интересы притесняемых групп в различных подходах.

Феминизм темнокожих (Доминелли, 2002а; Коллинз, 2000) возникает как сопротивление расизму, подчеркивает многообразие женщин и выступает против различных видов угнетения, которым они подвергаются. Коллинз (2000) считает, что поскольку темнокожие женщины подвергаются угнетению во многих областях социальной и семейной жизни, то их опыт интереснее, чем опыт белых женщин. На различные виды угнетения люди реагируют по-разному в зависимости от особенностей опыта, и поскольку угнетение в различных сферах взаимосвязано, устанавливаются связи с другими движениями за социальную справедливость. Представители этого направления обобщают семейный опыт времен рабства и традиционной семьи и изучают социальные модели африканских и других стран.

Постмодернистский феминизм (Сэндс и Нуккио, 1992; Доминелли, 2002а) обращается к сложности социальных отношений, в которые вовлечены женщины, и акцентирует внимание на том, в каком дискурсе общество создает социальные теории о роли женщин в обществе. Одной из важных

является попытка ставить

 

альный феминизм критикуется за игнорирование реальных различий в и жизненного опыта мужчин и женщин и за стремление создать озможности. Дело в том, что равные возможности не гарантируют результатов, другие аспекты неравенства могут не позволить женщи-ользоваться ими. Радикальный феминизм критикуется за сосредото-на тендерных различиях и на опыте женщин, что приводит к игно-[ю разнообразия интересов среди различных групп женщин. Выделенных различий может снизить способность женщин в достижении ых изменений и представить их в роли жертв.

диетический феминизм критикуется сторонниками радикального ма за ограниченность взглядов на различные формы властных отно-;жду мужчинами и женщинами. Так, представители этого направле-;еляют внимания вопросам насилия и сексуальности. Сосредоточен-классовом и экономическом угнетении способствует формированию ных представлений о патриархальных отношениях. Как и все пост-тские теории, постмодернистский феминизм можно критиковать за выделяет относительность социального понимания. Тендер рассмат-в данном случае как социально сконструированная категория, а не ящая от половой идентичности категория. Кроме того, постмодерни-еи подчеркивают роль языка в создании различных социальных пер-[ категорий. Таким образом, в постмодернистском феминизме пред-я, что категория «женщина» не является единственной категорией, жеплуатации и угнетению женщин не уделяется внимания (Форсей '98). Некоторые феминисты высказывались о негативном, влиянии энизма, который не позволяет сосредоточиться на властных отно-условиях угнетения (Фосетт и Физерстоун, 2000).

:ти пересечения

истекая социальная работа достаточно хорошо проанализирована, [уккио (1992) подчеркивают важность проблематизации социальных ых категорий. Речь идет о том, что необходимо уходить от стереоти-:нове которых формируются социальные категории, а также харак-[ людей, которые разводятся по разным тендерным категориям. у, ошибочно полагать, что женщины по своей природе должны за-) детях лишь потому, что они их рожают. В работе Тэйлора и Дэли сматривается историческое развитие роли женщин, подчиненным [ согласно общим социальным обычаям, закону, медицинской прак-[игии, которые оказали существенное влияние на социальную рабо-ределяет многие направления, в которых тендерные категории счи-казанными. В книге Ван ден Берга (1995а) рассматриваются такие шросы, оказавшие влияние на феминистскую практику, как отно-

1иру, социальная справедливость и насилие по отношению к жен-

Г паас\

 

министского направления социальной работы также высказывают озабоченность по поводу того, что социализация женщин несовместима с мужскими представлениями об управлении. Поэтому они и не занимают руководящих постов в агентствах, соответствующих их представительству в профессии в целом, и недовольны тем, как используются властные полномочия в процессе социальной работы (Халлет, 1989; Гримвуд и Попплестоун, 1993; Тэйлор,

1995).

Некоторые авторы (Гримвуд и Попплестоун, 1993; Чернески, 1995; Кол-шед и др., 2000) выступают за использование феминистских методов в управлении социальной работой.

Феминисты пытаются понять жизненный опыт, перспективы и ценности женской половины человечества и интерпретировать этот опыт с женской точки зрения, которая отличается от мужской (Хадсон, 1985). Например, психологическое понимание развития ребенка в социальной работе отражает, скорее, точку зрения мужчин (Уолтер и Петерсон, 2002). Важным методом является пробуждение самосознания через формирование групп, представители которых имеют схожий опыт и обеспечивают взаимную поддержку. Лон-грес и МаКлеод (1980) относят пробуждение самосознания к консайентиза-ции, развитию критического осознания (по Фрейри, 1972), которое напрямую связано с критической теорией. В главе 11 было показано, что феминистское мышление оказало существенное влияние на переход от радикальной теории к критической. В социальной работе считается, что задаче-центриро-ванная практика и позитивистские требования к научной практике являются приоритетами, установленными мужчинами. Есть такие понятия в гендероло-гии и феминологии, как «мужской язык» и «мужская логика» (Коллинз, 1986; Фосетт и др., 2000). Однако Уолкер (1994) указывает на результаты, достигнутые с помощью научного метода, и утверждает, что критика должна быть полезной для того, кого критикуют. Более того, с позиции «этики заботы» утверждается, что в патриархальных обществах забота обесценивается, поскольку связана с женщинами. Партон (2003) считает, что с этим связана установка конструктивистской теории на плюрализм знания и мнений, через принятие альтернативных способов изложения фактов и реализации возможностей.

При работе с мужчинами возникает много сложностей, так как тендерные взаимоотношения непохожи на другие формы угнетения и дискриминации. Дело в том, что мужчины и женщины находятся в тесном взаимодействии, а не разделены, как многие угнетаемые группы (Милнер, 2004). Таким образом, представители феминистского направления социальной работы могут считать приоритетной работу с женщинами — жертвами домашнего насилия, вместо того, чтобы воздействовать на его виновников, которыми обычно являются мужчины. Кроме того, согласно феминистским убеждениям, мужчины могут исключаться из спорных областей практики, таких как работа с жертвами сексуального насилия.

Профеминистская социальная работа с мужчинами нацелена на уменьшение насилия и эксплуатации по половому признаку, в частности в соци-

тгтпкга соттиальных работников (Каванаг и Кри,

 

новления наиболее плодотворных личных взаимоотношений. Она при-геньшить, в частности, стремление мужчин к изоляции, поскольку ует мнение, что они не нуждаются в помощи или поддержке. Кроме кая работа поможет уменьшить тенденцию к агрессии и насилию ьст, 1994). Мужчинам следует принимать участие в борьбе против >ix стереотипов, от которых они страдают также, как и женщины н, 1995). Существует конфликт, связанный с мужским началом. На-конфликты часто происходят по поводу степени вовлеченности в ше детей при распаде семей, а также когда мужчины и женщины эазные роли в семье, или из-за неформальной опеки над детьми, 1995). Такие социальные конфликты объясняют причину особого я к работе с мужчинами в решении вопросов мужского начала, ко-рождает как проблемы, связанные с мужчинами, так и общие про-)днако такую работу можно подвергнуть критике, если она не свя-[готребностями мужчин, а проводится лишь для того, чтобы улуч-южение женщин.

тика феминистской социальной работы

шстская теория появилась в западном обществе в 1970-е гг. Она вы-стремления женщин — социальных работников — к расширению гского движения и связывалась с радикальными движениями в соци-1боте 1960 — начала 1970-х гг. Тем не менее самые ранние работы по ой работе феминистской направленности можно отнести к либераль-щии. Они отражали общее движение в защиту гражданских прав и века. В 1970-е гг. на профессиональное мышление социальных работ-шияли академические исследования, посвященные проблемам жен-дикальная теория о роли женщин в семье. Феминистские движения, гередь, оказали влияние на подходы к практике консультирования гри решении проблем их благосостояния и здоровья. Проводились шании по таким проблемам, касающимся женщин, как жестокое е, изнасилование, проституция. Ормэ (2002) определяет следующие новные сферы1 феминистской социальной работы.

шя, в которых находятся женщины (женщины разделяют опыт уг-ия и дискриминации во многих сферах жизни и поставлены в невы-ie условия при продвижении по службе).

гика, направленная на решение проблем женщин, в центре кото-- определение потребностей женщин и их удовлетворение.

кая точка зрения — женщины ощущают мир иначе, чем мужчины, нно это касается социальных и моральных вопросов.

а с различиями — благодаря сложившемуся опыту угнетения жен-

СПОСОбнЬТ ИЛР.НТшЬиттхтгтеттч. шюштп^.. «——-- л

 

Феминистские подходы связаны с появлением в 1980-х гг. исследований по проблемам женщин (например, Брук и Дэвис, 1985; Бурден и Готлиб, 1987; Хэнмер и Штатхам, [1998] 1999; Доминелли и МаКлеод, 1989). Авторы многих из них предприняли попытки взглянуть на проблемы, связанные с социальной работой, с точки зрения феминизма. К примеру, тот факт, что социальные работники, как и многие государственные службы, недостаточно активно занимаются проблемами женщин, подвергшихся жестокому обращению или изнасилованию, свидетельствует о недостаточной проработанности теории социальной работы (Ормэ, 2003). Указанные проблемы были также отмечены в основных обзорных работах по теории социальной работы (Тернер, 1986; Хоум, 1987). В 1990-е гг. появилось множество публикаций, в которых были представлены детальный анализ феминистской практики в клинических учреждениях, т.е. работы с индивидуальным случаем (например, Брикер-Дженкинс и др., 1991). Широкий спектр проблем феминистской практики представили в своих работах Лэнгэн и Дэй (1992), феминистский подход в работе с малыми социальными группами демонстрирует Ормэ

(2000).

Указанные работы зачастую сосредоточены на ситуациях, в которых женщины страдают от домашнего насилия, сексуальных домогательств, или выступают жертвами тендерных различий (Валентич, 1996). Кроме того, в этих исследованиях большое внимание уделяется вопросам переосмысления заботы о детях.

Скорфидд (2002), например, отмечает, что, поскольку социальная работа основывается на принципах индивидуализма, а забота о ребенке в патриархальном обществе осуществляется женщиной, защита детей неизбежно будет связана с проблемой поведения матери, а не с вопросами бедности и плохого питания.

Анализируя предложения феминистов по переосмыслению этой проблематики, Коллахан (1997) обращает внимание на следующие моменты:

■ опыт женщин по уходу за детьми является основным аспектом понима

ния практики работы с детьми;

■ семья и роль женщины в семье являются главными элементами заботы о

детях;

■ репродуктивная функция как элемент общества столь же важна, как и

экономическое производство;

■ необходимо перестроить взаимоотношения для того, чтобы увидеть связь

между личными отношениями, отношениями между супругами, между

женщинами и детьми, а также проанализировать то, что уместно, и уже

затем внедрять в практику семейных отношений.

В социальной работе отсутствовала последовательная и всесторонняя теоретическая критика феминистских идей; их включение в состав теории соци-яти-ипн пябпты не оспаоивалось. Однако возникали вопросы относительно их

 

шинства. Феминистский анализ, при котором женщины рассматривают-к основные клиенты социальной работы, характеризует определенную му благосостояния общества. В некоторых Скандинавских странах, где шьная работа ассоциируется с системой социальной безопасности, мож-гко выделить социальную работу с мужчинами, поскольку мужчины об-отся в социальные службы, когда хотят получить финансовую помощь1, ю также утверждать, что среди социальных работников-женщин счита-юлее комфортным или предпочтительным работать с клиентами-жен-ми, а также организовывать социальные услуги в дневное время, вклю-1тронаж и заботу о детях.

феминистском подходе отсутствовала стратегия привлечения мужчин к нению традиционно женских обязанностей (уход за детьми, больными (енниками) в особых ситуациях. Однако практика показывает, что муж-«по силам» женские роли. Примерами тому могут служить исследование пси ухода мужчин за женами, страдающими серьезными заболеваниями 5р, 1993), и дискуссия Фишер (1994) о роли мужчин в оказании общей >жки службам помощи по месту жительства.

шнистские идеи встречают противодействие. История социальной ра-юказывает, что женщины остаются социально угнетенными, и соци-: службы не тратят много усилий, чтобы изменить эту ситуацию. Ормэ утверждает, что феминисты проявляют осторожность в создании эк-вных феминистских моделей общей практики, и это делает феминизм ть примечательным. Это справедливо и относительно данной книги, ьку мои критерии того, что считать теорией, включают наличие все-него анализа применяемой теории для создания практической модели ьной работы широкого профиля, и в предыдущих изданиях я включил тстские идеи в антидискриминационную и радикальную теорию. Я все-тал, что влияние феминистских идей на социальную работу в целом гнивается.

штся, что сопротивление феминизму связано с нежеланием социальных тов брака занятости и социальной работы, представляющих мужские ы, отказаться от власти. Это следствие того, что феминистские идеи матриваются в рамках общей критики социальных идей и практики.)бразом, пока феминистские перспективы широко не обсуждаются, в ных отношениях наблюдаются незначительные изменения. Продолжа-тгика недостаточного привлечения женщин к руководящей работе в ных службах, а также слабого влияния женщин на учебную деятель-гзов. Ответные реакции часто носят защитный характер, однако необ-подвергнуть ситуации теоретическому анализу. риминация женщин продолжается повсеместно на рабочих местах и в (циального обеспечения. Они оказываются в невыгодном экономичес-щиальном положении повсюду, особенно в экономически слабо раз-ранах.

альная безопасность в Великобритании понимается как социальное обеспечение — ия, осуществляемые в обществе штя «пгатч ™->

 

Основные концепции

Основополагающее значение современной феминистской социальной работы изложено в сборнике под редакцией ван ден Берга (1995а). В этой работе представлен ряд перспектив по практическим вопросам. Доминелли в своей работе «Теория и практика феминистской социальной работы» (2002а) последовательно рассматривает структурные перспективы феминистской теории и их применение в практике. В работе «Женщины и социальная работа» (Хэнвер и Штатхам (1999) представлены проблемы, важные для феминизма, включая социальные различия, связанные с феминистской практикой. Более ранние исследовании Доминелли и МаКлеод (1989), а также работа под редакцией Брикер-Дженкинс и др. (1991) дают теоретический анализ и обширный обзор практических вопросов, однако в них не отражены последние достижения в области постмодернистской феминистской мысли. В некоторых отношениях Доминелли (2002а) критикует эту тенденцию и не включает ее в свою практическую модель. Исчерпывающей оценки постмодернистского феминизма в применении к социальной работе не существует, в феминистских работах не представлена обобщенная модель практики. Таким образом, вышеупомянутую работу Доминелли (2002), имеющую, в основном, социалистическую ориентацию, можно рассматривать как образец анализа феминистской социальной работы. Вместе с тем выборку клиентских групп в феминистской практике у Доминелли нельзя назвать исчерпывающей. Краткий обзор других,, более общих, суждений о феминистской практике представлен после обсуждения ее концепции.

Доминелли: феминистская социальная работа

Доминелли (2002а, 7) определяет феминистскую социальную работу как практику, которая основывается на анализе многообразия женского опыта. В центре внимания этого анализа связь между положением женщины в обществе и теми их индивидуальными трудностями, которые возникают при создании равноправных отношений между социальным работником и клиентом, а также при обращении к проблемам структурного неравенства. Это имеет отношение к жизни женщин и социальным отношениям в целом. Феминистская социальная работа восходит к движению женщин, работавших в женских сообществах и поднимавших проблемы личного и местного характера на уровень общественной значимости. Необходимо придти к пониманию того, что тендерный фактор играет нейтральную роль в игнорировании реальной дискриминации женщин. Перестраивая личные и профессиональные взаимоотношения, следует добиваться изменения структуры. Комплекс различных взглядов в феминизме, рассмотренный выше, требует, по мнению Доминелли, изменения самой концепции теории и практики феминистской социальной работы. При этом нужно учитывать следующие моменты.

 

»дей становится общественной. Общество в свою очередь дисциплиниру-и контролирует женщин с помощью, например, предоставления права оказание помощи. Общество может притеснять женщин через практику даальной работы. Домашнее насилие и другие виды насилия над женщи-ли могут привести к их изоляции. Осознание же того факта, что другие еют схожий опыт, дает положительный результат.

нятие «дискурс», анализ использования языка, изменение положения нцин и социальных отношений, трансформирующих властные струк-ы, смогут помочь женщинам осознать свое положение и обрести уве-

[НОСТЬ.

;нка возможностей и умений женщин стимулирует их активность, основе усиления контактов с окружением, а также взаимопомощи и держке со стороны государства можно выстраивать связи и оказывать ействие. Однако иногда роль контактов с социальными работниками в цессе ухода излишне переоценивается, что приводит к изоляции и 1симому положению клиента. Так, уход за пожилым родственником маленьким ребенком происходит в условиях уменьшения других сольных контактов или при слабой поддержки.

но создать обстановку равенства, с помощью которого можно стиму-эвать активность клиента.

иьность по отношению к клиентам, а не к социальным службам или еме, можно поддержать, обеспечив участие клиентов в практиче-i повседневной деятельности.

i из ключевых контекстуальных проблем феминистской работы явля-)ос о том, каким образом современные системы социального обеспе-шят людей в зависимость от состояния социальных служб, отражаю-иархатность и имеющих низкий доход. Глобализация изменила поря-ального обеспечения населения, сосредоточив внимание на бюджет-роле, а не на нуждах. Она способствует приватизации услуг в рамках эй экономики помощи. Последствия для служб оказались неодно-I. Приватизация услуг потребовала дополнительных вложений самих ых служб на поддержание конкурентоспособности. Это привело к:ию заработной платы в сфере социальных услуг и вытолкнуло жен-^ставляющих большинство в данной профессии, на вторичный низ-ваемый рынок труда.

тьная помощь из услуги, как право гражданина ею воспользоваться, [ась в товар на рынке продуктов труда. Отсюда люди становятся ин->ными потребителями этих услуг, они уже не стремятся к взаимной г. В результате социальная работа стала депрофессионализироваться, ' обеспечение услуг рассматривается не как нечто целое, последова-дцествляемое одной организацией, а разбивается на мелкие услуги, ляемые конкурирующими организациями. На смену социальному всестороннему рассмотрению проблемы постепенно

 

нимают доминирующее положение. Тем самым женщины оказываются в невыгодных условиях относительно пенсионного обеспечения. Это может привести к конфликтам при определении ответственности между родителями за детей после развода. Таким образом, постмодернистские системы обеспечения благосостояния населения индивидуализируют проблемы, а не рассматривают их как результат сложных взаимодействий и социальных отношений.

Профессионализация социальной работы переместила заботы, связанные с обеспечением благосостояния населения, в общественную сферу, при этом социальные услуги входят в частную жизнь клиентов. Ужесточение контроля за методами социальной работы увеличили притеснение женщин и свели на нет ценностные аспекты социальной работы, способствовавшие установлению равенства. В социальной работе наметилась тенденция к игнорированию притеснения, социальные службы стали способствовать увеличению единообразия. Сторонники феминизма выделяют и ценят различие и утверждают, что его не следует рассматривать как недостаток. Они поднимают вопрос о том, как нужно рассматривать семью.

Темнокожие феминисты также поднимали проблемы о дифференцированных взаимоотношениях государства, системы социального обеспечения и темнокожими женщинами, которые способствуют установлению неравенства. Социальные работники феминистского направления стремятся содействовать обсуждению вопросов о притеснениях и неравенстве и избегать «ловушек ложного равенства», когда все женщины рассматриваются как одинаковые (Доминелли, 2002а). Они выделяют следующие принципы феминистской практики:

■ признание разнообразия женщин по этическим признакам и социокуль

турному опыту;

■ признание силы женщин;

■ исключение наделения привилегиями некоторых групп женщин как ос

новы неравных правовых отношений;

■ женщины — активные деятели, способные принимать собственные ре

шения;

■ необходимость определения социального контекста и взаимосвязей жен

щин;

■ необходимость предоставления женщинам возможности заявить о своих

нуждах и решениях;

■ признание того, что «личное есть политика» и все уровни практики пере

плетаются;

■ пересмотр толкования личных проблем как общественных;

■ рассмотрение проблем женщин в совокупности, когда каждая сфера жизни

связана друг с другом;

■ осознание того, что человеческие отношения взаимозависимы, и каж

дый человек оказывает влияние на тех, с кем взаимодействует;

 

<а в отношении полов Неравная власть Определить и проанализировать привилегии мужчин

г!ы в социальной работе Мужчины доминируют в женских профессиях, выполняя руководящие функции, а не практическую работу Избегать тендерной дихотомии; использовать в этих целях работу в команде; избегать тендерных притеснений на рабочих местах; не акцентировать внимание на мужчинах как на кормильцах

; мужчинами Моделирование образцов поведения или концентрирование ресурсов на нуждах женщин Обсуждать роль мужчин в ситуациях притеснения женщин и детей; защищать женщин (детей) от проявлений агрессии со стороны мужчин

ие в поддержку мужчин Использование мифов, ритуалов, историй для воссоздания традиционной маскулинности Бороться с преувеличением порицания женщин, которым оперируют феминисты. Осознавать диапазон взглядов на тендерные роли

реминизма для мужчин Социальные работники могут работать с мужчинами в направлении антисексизма и профеминизма Стараться избегать тендерных стереотипов; привлекать мужчин к социальному уходу; бороться с мужскими привилегиями; удовлетворять потребности женщин

емья: альные семьи Традиционные семьи, в которых главенствуют мужчины, все еще широко распространены Рассматривать благополучие детей как позитивную превентивную цель, а не как защиту; избегать толкования альтернативных семейных структур как неадекватных; бороться с тем, что профессиональная занятость мужчин вне дома доминирует над выполнением внутрисемейной функции

тные семьи Социальная политика неправлена на поддержку семьи, где доминирует белый мужчина, но женщины, воспитывающие детей в одиночку, рассматриваются как самодостаточные Поддерживать альтернативные практики ухода за детьми; избегать обвинений женщин в возникновении проблем с детьми; поддерживать женщин при урегулировании семейных споров

ей С годами взрослые лучше понимают интересы детей Поддерживать независимость детей при принятии решений; не прибегать к крайним мерам при защите детей

> как экономические я Отцы рассматриваются лишь как «кормильцы», а не как участники внутрисемейной жизни Работать с мужчинами, берущими на себя финансовую ответственность; привлекать мужчин к осуществлению других норм персональной поддержки

 

 

ул(щ),вл,«>-», обо—» прелого _» к

Осуществление контроля со стороны государства (отражающего интересы мужчин) над принятием женщиной решения об искусственном оплодотворении или

раннем аборте

Проблемами материнства занимаются многие социальные службы

Социальные службы предвзято относятся к пожилым людям, полагая, что ухаживать

за ними должны женщины

Условия микросоциальной среды опреде-

_,йГ_Л,~ „шпиц гтг\мгтлп*.ТУ TTTOJTftW

льный контроль над явными функциями

к материнству

поди: институционализи-эйджизм1

__ ■

ie микросоциальной ере- juiuoramruvj~«— *

риториальной и социаль- ляют образ жизни пожилых людей;ти людей

;ионализация

Новое представление об уходе за пожилыми как о деятельности, имеющей бюджетную основу

.

шители: реабилитиро-жазывать

Государство рассматривает работу с правонарушителями как социальный контроль с ограниченной помощью (поддержкой)

 

■преступники

Феминизм связывает мужественность и преступления; сексуальные преступления мужчин объясняются властными

взаимоотношениями

-правонарушители

J —

Криминальная система сосредоточена на

преступниках-мужчинах

вонарушители: [зация

К юным правонарушителям относятся как к преступникам

Г5- ТиГГз^ф

■ещ из-з» этап, труяиости. личной жизни. - Яр»««V-

 

Работать в партнерстве с женщинами для достижения их целей;

привлекатьженщин в принятие решений о рождении детей. Из

бегать обвинений в адрес женщин в случае возникновения

трудностей (например, при рождении женщинами детей с ог

раниченными возможностями)

Избегать кризисных вмешательств; делать акцент на долговре менную поддержку; обращать внимание на структурные проблемы и проблемы бедности

JL\jl\LDM. XL JXJJ^-'^-'J'Vi'i— i—l -" ^ _^

Морально поддерживать пожилых людей; ценить их вклад; способствовать их образованию и саморазвитию, а также установ-лению контактов между поколениями

Способствовать удовлетворению потребностей пожилых людей; преодолевать проблемы тяжелого финансового положения женщин

■ ■ \гш II ^ р

Содействовать службам, в которых нужды женщин рассматриваются во взаимосвязи с другими проблемами; оказывать помощь«ухаживающим»2; бороться с причинением вреда

пожилым людям

Различать нужды женщин, мужчин и этнических групп; поощрять чувство гражданственности и ответственности

 

Противостоять мнению о склонности мужчин к насилию; ^ обеспечить ответственность мужчин за насильственные действия

Заботиться о женщинах - жертвах мужского насилия

Определять потребности юных правонарушителей для оказания им персональной помощи

л— Полное

- -р.™ „р„о- «6. о6служ„„ать.

 

фаботка коллективных решений личных проблем.

[инелли также выделяет следующие принципы практической работы с гами:

астные отношения, основанные на различиях между полами, имеют рытый смысл для мужчин;

жественность, мужские качества основаны на проявлениях силы по тошению к тем, кто слабее;

асчины имеют привилегии по сравнению с женщинами благодаря со-альной организации;

:ди мужчин существует разнообразие;

личие в положении мужчин в обществе связано с разными уровнями 1вилегированности (темнокожие мужчины, например, могут быть в iee привилегированном положении из-за проявлений в отношении их изма);

|бходимо обеспечить ответственность мужчин за притеснение других; >бходимо установить взаимосвязь между мужчинами, которые притес-эт женщин, совершая жестокие преступления, и теми, кто выступает >тив притеснений;

щрять толкование «маскулинность» в направлении установленных рав-равных отношений;

знание связи между структурным принуждением, индивидуальным едением и недостатком эмоционального развития.

нелли (2002а) пытается указать то направление феминистской соци->аботы, в русле которого она рассматривает различные (но ограни-ю своему числу) категории деятельности. В табл. 12.1 приводятся прак-! предложения Доминелли по каждой из этих областей — работа с ми, детьми и семьей, взрослыми (основное внимание сосредоточено е с пожилыми людьми) и правонарушителями, Наиболее подробно осматривает работу с мужчинами. Материалы о работе с пожилыми [ правонарушителями ограничиваются несколькими вопросами. В клас-ии, представленной в таблице, я выделил предложения, которые на вопросы практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.